Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце этого выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Последние выпуски по теме: IX-X века, Византия и Вост. Европа X-XI века, Запад. Крещение Руси. Великий Раскол (1054 г.) XII-XIII века, Запад
По книге:
Смена настроений в Киеве между XI и ХII веками видна, если сравнить "Слово" Илариона^, полное мессианского пыла неофита, с "Поучением" князя Владимира Мономаха, правившего Киевом в начале XII века. "Поучение" свидетельствует, насколько глубоко христианские понятия вошли в сознание образованного русича. Мономах решительно выступает против мести, кровопролития, покорения врагов любой ценой. Единственный подлинный путь победы над противником покаяние и милостыня. "Поучение", написанное в назидание своим детям, учит их не лениться и всегда прибегать к молитве (в храме, дома, в походе). Если другие слова не приходят в голову, "мысленно повторяйте: Господи, помилуй; ибо эта молитва настолько лучше греховных мыслей". Князь решительно отвергает смертную казнь: никто не должен лишать человека возможности покаяния. "Прежде всего, не пренебрегайте бедным, давайте милостыню сироте и защитите вдову, не давайте сильным мира сего возможности кого-либо обижать. Не обижайте никого, ни своего, ни чужого. Навещайте больных, почтите покойника, ибо мы все смертны. Не пройдите мимо какого-либо человека, не поприветствовав его. Любите своих жен, но да не господствуют они над вами. Основой всего в вашей жизни должен быть страх Божий". Он учит быть усидчивыми в учении. Кается в грехах, в бессмысленном пролитии крови, и просит сыновей не судить его строго, а простить хотя бы за то, что "я никогда не обижал ни бедного крестьянина, ни вдовицы". Учит не верить тем, кто говорит, что любит Бога, а брата ненавидит; предупреждает, что кто не прощает брата, не будет прощен Царем Небесным. В отличие от Иларионова "Слова" "Поучение" полно ощущения падшести мира, в нём отсутствуют имперские или глобально-мессианские мечты и претензии. Другими мыслителями Руси того времени были митрополит Киевский (с 1147 г.) Климент Смолятич, и епископ Туровский Кирилл+. О Смолятиче летописец говорит, что такого мудрого философа Русь еще не видывала. Сохранилась лишь одна его работа, где автор защищает аллегорическое, а не дословное понимание Ветхого Завета. Сравнивая его с Новым Заветом, Смолятич, подобно Илариону, говорит о благодати, принесенной в мир Христом, давшим свободу вместо ветхозаветного Закона. Его доводы свидетельствуют о хорошем знакомстве автора с греческими и александрийскими авторами. От свт. Кирилла сохранились письма, проповеди и молитвы. Он также защищает аллегоричное понимание Ветхого Завета. Иногда свои доводы он подкрепляет притчами. Это блестящий оратор, подражавший Иоанну Златоусту и другим греческим Отцам Церкви. Его познания в Ветхом Завете превосходят знакомство с Новым, в цитатах из которого у него немало ошибок. Наиболее выдающимся духовным автором севера был епископ Новгородский Лука Жидята+. Стиль его не идет ни в какое сравнение с изяществом южан. Жидята скуп на слова, язык предельно приближен к разговорной речи. Главная богословская экспрессия севера и северо-востока храмостроительство и иконопись, достигшие там национального своеобразия и художественно-духовного совершенства. (На юге и юго-западе мы видим творчество византийских мастеров или подражание им, за которыми последовали разруха XIII-XV веков.) Татаро-монгольское нашествие уничтожило и надолго прервало традиционные русские ремесла: каменщики, резчики и другие мастера насильно увозились в Среднюю Азию. Но иконописцы не были нужны ни татарам-язычникам, ни татарам-мусульманам. Кроме того, татары относились с уважением к православию, освобождая духовенство и монастыри от налогов. Всё это способствовало развитию иконописи и фресок. С падением школьного дела киевской эпохи исчезала проповедь из богослужений (за редкими исключениями). Она часто заменялась чтением "Толкований". Надо упомянуть "светскую" литературу домонгольской эпохи. "Светская" она только относительно почти каждое произведение пропитано сильным чувством веры, мистики жизни и истории, нравственной поучительностью. "Слово о полку Игореве"+ непревзойденный по богатству языка и поэтической образности в допушкинской русской словесности памятник этой эпохи. В нём сильны моменты пантеистического характера, предчувствий неудачи похода на основании природных явлений, но наряду с этим нередки обращения к Богу, и всё произведение проникнуто христианским мировоззрением. Да и сам факт воспевания не победы, а в какой-то степени даже заслуженного поражения Игорева похода на половцев 1185 г., с подтекстом, что поражение нужно для смирения, является наказанием за спесь, самонадеянность, всё это отражает христианское жизнепонимание. Одним из первых славяно-русских переводов после богослужебных книг был "Источник знания" Иоанна Дамаскина, излагавший основные понятия о греческих философских системах, сведения об основных науках. Самое главное в книге Дамаскина решительная апология свободы воли человека, решительная критика детерминизма (в т.ч. астрологии, стремящейся предопределить посредством природных явлений жизненный путь человека, созданного Богом свободным). Эта позиция противостояла августиновскому детерминизму, ставшему центром некоторых ветвей религиозной мысли и философии Запада.
Богатейшая культура Византии не посеяла семян достаточно глубоко в русскую почву, чтобы они могли пережить невзгоды и дать долгосрочные всходы, не уступая средневековому развитию Западной Европы. Пакет культуры, который Русь получила готовым, оказался ей не по зубам. Культура Рима, постепенно питавшая молодые варварские государства Западной Европы, стояла на гораздо более низкой ступени развития, чем культура Византии. Это относится и к богословию, которое на уровне великих восточных Отцов Церкви на Западе было представлено одним Августином. Западноевропейские государства в значительной мере развивались на территориях, входивших в состав Римской империи, а не на голой доске, как восточнославянские княжества. Поэтому на Западе развитие было более гармоничным и постепенным. А Русь разом получила доступ к сложнейшей византийской государственной, общественной, образовательной структуре, системам мышления, философии, богословия. Всё это свалилось как гром среди ясного неба на детскую голову русичей (как если отправить семилетнего ребенка сразу в университет). Этот пакет застрял в горле Руси на столетия. Он очаровывал и зачаровывал, но не осмыслялся. Отсюда наше обрядоверие: каждая йота богослужения, полученного от греков, воспринимались как нерушимая догма. Отсюда характерная статичность русского православия, и раскол XVII века, когда обе стороны абсолютизировали обрядность в качестве нерушимой божественной истины. Отсюда и длящаяся по сей день подозрительность ко всякому новшеству в православии вообще, но особенно в русском, даже когда это "новшество" является на самом деле возвращением к святоотеческому учению.
Татаро-монгольское нашествие+ + привело к изоляции славянских христиан. Захватчики относились к ним относительно терпимо (были и исключения, о чём свидетельствует мученическая кончина св. Михаила Черниговского и св. Романа Рязанского, отказавшихся исполнять языческие обряды, которых от них требовали). Весь XIII и первые три четверти XIV века самый темный период добольшевистской истории России. Однако, XIII век оставил много литературных памятников, хотя литература этого периода качественно значительно ниже киевского. Уникальный вклад Руси в мировую культуру этой эпохи в области иконописи и церковной живописи. В эту эпоху память о Руси как едином государстве, да и само слово "Русь" сохранялись только в Церкви в лице митрополита Киевского, поставляемого Константинопольской патриархией. Столицей Руси был тот город, где пребывал митрополит, ибо только в его лице сохранялось хотя бы символическое понятие о Руси как едином государстве. Поскольку Церковь была единственным институтом во время татарского ига, освобожденным от налогов и тягл по отношению к татарам, только в ней (в монастырях), могли накапливаться финансовые средства для будущей борьбы за освобождение от татар. Епископат играет роль посредников между русскими князьями и народом, с одной стороны, и татарскими ханами. Митрополиты задабривают ханов, уговаривая их не мстить после каждого бунта против татарских баскаков, проявлять снисхождение к не совсем покладистым князьям и в то же время пытаются мирить князей между собой, способствовать подчинению их одному князю (обычно московскому) в надежде, что объединенная Русь сможет подняться на татар. В этой двойственной игре участвуют лесть, обман, лукавство, двуличие... Татаро-монголы разгромили Русь за исключением новгородско-псковской земли. Киев и вообще юг и юго-запад Руси пострадали больше, чем северо-восток. Помимо главного нашествия 12381242 гг., Киев подвергался разрушительным набегам отдельных орд (самым страшным был набег 1299 г., когда город совершенно опустел). После первого нашествия татары допустили сохранение или возрождение русских удельных княжеств и даже укрепили их иерархию, но киевскую, переяславскую и подольскую земли они просто присоединили к Золотой Орде. (Cудьба Киева между 1241 г. и присоединением его к Литве в начале XV века неясна.) С упадком Киева (который начался примерно за 100 лет до татарского нашествия) образуются два центра потенциального воссоздания Русского государства: Владимиро-Суздальская земля и Галицко-Волынское княжество на юго-западе. Это было мощное государство после соединения Волыни и Галичины в единое целое князем Волынским Романом, которое затем было укреплено его сыном Даниилом. После разгрома княжества татарами в 1240-1241 гг. Даниил стал искать на Западе союзников для борьбы с татарами. Папа обещал содействие, если Даниил пойдет на церковную унию с Римом. В 1249 г. Даниил согласился. Папе не удалось собрать антитатарскую коалицию, и Даниил от унии отказался. В 1252-1253 гг. Даниил снова согласился на унию с Римом и получил королевский титул от папы. К 1257 г. Даниил отказался от унии, но не от королевского титула. Очевидно, религиозно-политические колебания Даниила заставили митрополита Кирилла ( 1281, ставленника Даниила) усомниться в прочности Волынско-Галицкого великого княжества как опоры православия. Во время своего поставления в Никее он убедился в смертельной опасности латинства для православия и понял, что из двух зол надо выбирать татар, уважавших Православную Церковь и допускавших сохранение русской государственности. Через год после прибытия из Византии Кирилл оказывается во владениях великого князя Владимиро-Суздальского Александра Невского ( 1263)+, становится его верным союзником, устанавливает самые тесные, внешне подобострастные отношения с татарами. Он много делает для устроения Церкви, созывает Собор во Владимире (в том же 1274 г., что и униатский Собор в Лионе). Кирилл собирает Собор, по-видимому, именно в знак противостояния униатству. Там принимаются строгие меры против сребролюбия и симонии епископов, пьянства духовенства, безнравственных народных увеселений, упорядочивается литургическое служение. В письмах епископам Кирилл выражает надежду на возможность восстановления независимости Руси. Великий князь Александр Невский, заключил договор с татаро-монголами и разгромил шведов на берегах Невы (1240), а позднее разбил тевтонских рыцарей ("ледовое побоище", 1242). Так русичи предотвратили западное иго, которому они предпочли иго восточное.
|
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Голосование почтой: #### нажмите на эту ссылку, в открывшемся письме (в теле) после слова "Ocenka:" поставьте Вашу оценку выпуска: 1-5 и отправьте письмо! |
|||||||||
Предлагаю вашему вниманию свою новую рассылку: "Слово Божие день за днем" Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Время от времени - фрагменты из памятников раннехристианской литературы и произведений междузаветного периода. Обычно используются современные переводы Библии. Подписаться можно здесь. |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/097.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск темы | ||||