Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
Cофья Куломзина Предыдущие части книги: > Христианское воспитание в семье> <...> христианское воспитание детей прежде всего дело семьи, дома. Приходские школы и посещение богослужении дают, конечно, определенные знания, но всё это осуществляется, естественно, с помощью семьи. То, что семья посылает ребенка в церковную школу, приводит его в храм всё это только отшлифовывает то, что закладывается непрерывно, день за днем, дома. Сокровищница богословских и литургических текстов уделяет мало внимания роли родителей как воспитателей будущих христиан, мало помогает им. Проповеди, обращенные к родителям, почти всегда осуждают равнодушие взрослых к церковным обязанностям и призывают их не забывать приводить детей в храм. Даже в церковных молитвах, как, к примеру, молитва над роженицей, молитва о воцерковлении, молитва за мать, у которой был выкидыш или аборт, почти наглядно отсутствует понимание духовных потребностей и чувств женщины. Трудно понять правило, запрещающее матери посещать церковные службы и причащаться в течение шести недель после рождения ребенка [1]. > Тем не менее, семья почитается "домашней церковью", и задача родителей стать "священством" в мире. Наша христианская вера должна воплощаться в христианской семье, наша вера призвана проявляться в ежедневной, ежечасной жизни. В приходской школе дети находятся час в неделю, на церковной службе еще один-два часа, в лоне семьи мы пребываем постоянно, изо дня в день, она влияет на все стороны нашей жизни личные отношения, приготовление пищи, трапезу, на здоровье и болезнь. В семье проходит вся жизнь ребенка. > Не в моих силах начертать для Церкви план руководства и помощи семье. В этой книге я только пыталась добиться большего понимания того, что такое воспитание христианина в семье, какие проблемы и задачи с этим связаны. > Отличительный признак семьи это любовь, которая лежит в основе ее; семья зримое воплощение любви нескольких людей друг к другу. Юридическая регистрация не создает семьи; для нее не имеет значение сходство вкусов, возрастов, профессий или число людей. Семья основана на взаимной любви мужа и жены и на любви родителей и детей. Семейная любовь отличается от других проявлений любви. Она экзистенциальна в том смысле, что в отличие от романтической любви или поклонения идеалу, которые всегда требуют пышных слов и объяснений, семейная любовь не нуждается в словах. Более того, эта любовь известна абсолютно всем, потому что к тому или иному виду семьи принадлежит каждый человек. > Христианское понимание семьи и семейной любви не совсем обычно. Оно сходно с тринитарным учением о Боге: человек не может существовать сам по себе; до конца человеком он становится в том случае, если любит других людей. Возможны и исключения из правила люди могут не любить друг друга, родители могут не любить своих детей, дети могут не любить родителей; но отсутствие любви это всегда извращение подлинной природы семьи. > Отношения между мужем и женой весьма разнятся от романтической влюбленности, которая напоминает большую волну, снимающую лодку с песка. В этих отношениях оба супруга должны отречься от своего "я". Они становятся частицей нового единства. Оба призваны стать счастливыми, чтобы был счастлив один из них; если один несчастен, несчастны оба. Самостоятельных решений больше быть не может. Беда одного становится общей бедой. Что бы вы ни делали, всё касается и другого. В браке двое в буквальном смысле становятся одним. > Трудность в том, что любовь не равнозначна симпатии. Всегда остаются какие-то черты характера, которые не нравятся супругам друг в друге, например высокомерие, лень, болтливость, беззаботность, привычки и вкусы, приобретенные до брака, манерность и т.д. Иногда муж и жена действуют друг другу на нервы. Как же совмещать любовь с антипатией к чужим недостаткам? Семейная жизнь имеет характер постоянной "притирки", можно сказать "аскезы", и опытные монахи говорили мне, что семейная жизнь требует от человека куда больших аскетических усилий, чем жизнь в монастыре. В других социальных группах вы можете избежать встреч с раздражающим вас человеком. Вы можете взять себя в руки и на некоторое время стерпеть чужие недостатки; но в семье некуда скрыться. Каким бы вы ни были, вы обязаны уживаться с другими членами семьи, каковы бы они ни были. Христианская семья ("домашняя церковь") появляется в том случае, когда "уживание" становится воплощением христианской веры, надежды и любви. > Тринадцатая глава Первого послания к коринфянам навсегда останется лучшим учебником любви: "Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всегда надеется, всё переносит..." Любой христианской семье требуются долгие годы, чтобы приблизиться к этому идеалу любви, чтобы так решать все проблемы. > <...> > Семья растет, у нее появляются новые измерения и перспективы. В браке люди покидают состояние одиночества, становясь частью друг друга; после появления детей родители всё больше отдают себя им, так что иногда возникает чувство потерянности в круговерти семейных забот и обязанностей. Каждый из членов семьи призван отыскать себя, личность любящего должна стать сильнее и богаче прежней. "Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода" (Ин.12, 24). Это подлинная аскеза семейной жизни трудная и мучительная. "Я" каждого из родителей ущемляется, ломается, подавляется нуждами других членов семьи. Христиане и не-христиане одинаково проходят через это испытание. Бессонные ночи, физическая усталость, скованность, беспокойство всего этого не избежать. Отец может почувствовать себя заброшенным из-за того, что жена стала больше внимания уделять материнским обязанностям. Ущемление своего "я" может переживаться болезненно, с горечью. Христианство учит, что добровольная жертва хотя бы частью гипертрофированного "я" может стать началом созидания нового, лучшего человека. Наряду с готовностью принести в жертву часть своего "я" развивается не менее сильное желание познать "я" других, понять потребности их личностей, взгляды на жизнь, их способности. > Чтобы глубже осмыслить отношения с собственными детьми, родители нуждаются в духовном руководстве и творческом вдохновении. В основе этих отношений любовь, полная ответственности, включающая авторитет и уважение, а также стремление понять личность ребенка. С христианской точки зрения родительская любовь обладает эмоциональной полнотой любви, важно, чтобы она не становилась эгоистичной. В идеале она совершенно бескорыстна, и образец этому любовь Божией Матери к Иисусу Христу. Родители не должны считать свою любовь неким подарком ребенку, который, в свою очередь, должен быть благодарен им, как за благодеяние. Когда я слышу жалобы родителей на неблагодарность детей, я начинаю сомневаться в их любви. Любовь матери к ребенку наполняет ее жизнь, обогащает ее. Это любовь к чему-то большему, чем она сама, к тому, что ей уже не принадлежит. Ребенок вырастает и уходит от родителей. Жертвенный, христианский смысл родительской любви состоит в признании этого факта, в радостном согласии с правом ребенка на независимость. Образы Авраама и Исаака и сегодня образец для родителей, которые жаждут посвятить жизнь ребенка Богу не прервать его жизнь, а подчинить ее больше Богу, чем самим себе. По-моему, это прекрасно выражено на иконах Богоматери с Младенцем, прямо сидящим на Ее коленях: Ее руки обнимают Его, не прижимая к Себе.
|
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Дело в том, что по некоторым
темам материала больше, чем можно дать в рассылке. Поэтому я буду
отдавать предпочтение книгам/статьям и авторам, которые будут иметь
более высокий рейтинг (средний балл). Заранее благодарен всем, принявшим
участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/253.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме | ||||
Другие мои рассылки (ежедневные):
"Слово Божие день за днем"
Рассылка содержит тексты из Библии для ежедневного чтения. План чтения основан на двух принципах: как правило последовательное чтение книг Нового Завета, с расчетом прочитать его за год; по воскресным дням и дням главных церковных праздников - чтения, ориентированные на календарь Русской Православной Церкви. Еженедельно - чтения из Ветхого Завета. Обычно используются современные переводы Библии.
Подписаться можно здесь.
"Мысли о вере и Церкви"
В каждом выпуске
- небольшой отрывок из произведений известных и не очень
известных авторов о Христе, вере и Церкви. Тематика отрывков
чаще всего связана с евангельскими и апостольскими чтениями,
которые положены в этот день по календарю Православной Церкви.
Среди авторов, чьи тексты регулярно публикуются в рассылке -
митр. Антоний Блум и свящ. Александр Мень.
Подписаться можно здесь.
|
![]() |