Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! | |||||||||
Тема
выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. | |||||||||
По
книге: Карл Барт.
ОЧЕРК ДОГМАТИКИ (2) (2-я и 3-я части этого текста использовались ранее в расслке "Мысли о вере и Церкви", выпуски 296 и 324 ) (1975 слов) Предыдущий
выпуск о Символе веры:
> <.....> Там, где возвещается Евангелие, <непременно также говорится> и о людях, которые услышали и восприняли Евангелие. Однако то обстоятельство, что мы веруем, всегда есть нечто второстепенное, малое и незначительное <...> в соотнесении с тем, во что верит христианин, с содержанием и предметом его веры <...>. > <...> Христианская вера в первую очередь и самым решающим образом означает встречу. "Я верую в..." гласит вероисповедание, и всё заключено в том, во что. Символ представляет это "во что", этот предмет веры, которым живет наша субъективная вера. Примечательно, что вероисповедание, если отвлечься от этого первого слова "верую", хранит молчание относительно субъективной стороны веры. <.....> > Я верую. Конечно, мои человеческий опыт и <деятельность> это форма человеческого бытия. Но это "верую" совершается исключительно во встрече с Тем, Кто есть не человек, но Бог-Отец, Сын и Святой Дух. И, веруя, я целиком и полностью наполняюсь и определяюсь этим предметом моей веры. И интерес мой не вовне моей веры, а в том, в Кого верую. При этом я могу почувствовать, что размышление о Нём и созерцание Его есть и наилучшее попечение обо мне самом. "Верую в..." означает, что <...> мы, люди, в своем величии и в своей нищете не одиноки. Мы предстаем перед Богом, и, как наш Господь и Наставник, Он в полной мере заступается за нас. В этом предстоянии мы живем, действуем и страдаем в благие и в злые дни, в нашей греховности и в нашей праведности. Я не одинок, Бог встречает меня. Я, каким бы ни был, во всех обстоятельствах с Ним. Это означает: верую в Бога-Отца, Сына и Святого Духа. > Эта встреча с Богом есть встреча со словом милости, которое Он сказал в Иисусе Христе. Вера говорит о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе как о Том, Кто нас встречает, как о предмете веры. <...> Бог милостив вот что говорит исповедание об Отце, Сыне и Святом Духе. Это включает в себя то, что исключительно не в нашей власти <...> быть с Ним, <и> что мы не заслужили того, что Он наш Бог. Это включает в себя, что мы не имеем никаких прав на Него, но что Он сам в Своей бескорыстной доброте, в Своем величии пожелал быть Богом человека, быть нашим Богом. Он нам говорит, что это так. То, что Бог говорит нам: "Я милостив", это Его слово, это краеугольное понятие всякой христианской мысли. Слово Бога есть слово Его милости. > И если вы меня спрашиваете: "Где слышим мы это Слово Бога?", то я могу лишь указать на Него самого, Того, Кто дает нам это услышать, и ответить с помощью великого средоточия исповедания веры, его второго положения: Слова милости Бога, в котором Он нам предстает, на Иисуса Христа, Сына Бога, Сына человеческого, истинного Бога и истинного человека, Эммануила, Бога с нами в этом едином. Христианская вера есть встреча с этим "Эммануилом", встреча с Иисусом Христом и в Нём с живым словом Бога. > Когда мы называем Священное Писание словом Божьим (), то имеем при этом в виду, что Священное Писание есть свидетельство пророков и апостолов об этом одном Слове Бога, об Иисусе, <об израильтянине>, который есть Христос <Божий>, от вечности наш Господь и Царь. И когда мы это признаём, когда мы отваживаемся называть возвещение Церкви словом Божьим, то понимаем под этим возвещение Иисуса Христа, возвещение того, что истинный Бог и истинный Человек с нами. В Нём нам предстает Бог. И когда мы говорим: "Я верую в Бога", то это конкретно означает, что я верую в Господа Иисуса Христа. > Я обозначил эту встречу как дар. Это встреча, предоставляющая человеку свободу слушать слово Бога. Этот дар и эта свобода взаимосвязаны. Дар это дарование свободы, великой свободы, заключающей в себе все прочие свободы. > <...> Свобода это великий дар Бога, дар встречи с Ним. <...> почему именно дар-встреча? Эта встреча, о которой говорит Символ, происходит не просто так. Она проистекает не из возможности человека и его инициативы, не из того <..>, что мы, люди, несем в себе способность встретить Бога, услышать его слово. Если бы мы полностью отдавали себе отчет в том, к чему мы способны, а к чему нет, то не тратили бы попусту усилия на обнаружение того, что можно было бы назвать расположенностью к слову Божьему. Без проявления с нашей стороны какой-либо возможности в дело вступает могучая возможность Бога и делает возможным то, что мы сами по себе сделать не в состоянии. Это дар Божий, свободный, никак нами не подготовленный <...>, делающий возможной для нас встречу с Ним и слушание при этом Его слова. Ведя речь о Боге-Отце, Сыне и Святом Духе, Символ во всех трех положениях говорит о совершенно новом, недоступном и непостижимом для нас существе и деянии. Это существо и деяние Бога-Отца, Сына и Святого Духа есть его свободная милость по отношению к нам. И Его же милостью является то, что наши глаза и уши разверзаются навстречу такой милости. Тайна Бога есть то, о чём говорит <исповедание веры>. И в тайне мы пребываем, когда она нам открывается, когда мы приобретаем свободу познать ее и в ней жить. "Верую, что ни своим разумом, ни своей силой не могу верить в Господа моего Иисуса или прийти к Нему", говорит Лютер. * * *
* * * > <....>
Поскольку Бог за нас, то и мы имеем возможность быть за Него. Поскольку Он одарил
нас Собой, то и мы вправе принести Ему то немногое, что у нас есть. Держаться
Бога всегда <это значит>
целиком и полностью воспринять всё от Бога и целиком и полностью действовать ради
Него. > <...> > <....> Вера это скорее свобода, дозволение, <а не долженствование>. Верующий в Слово Божье смеет во всём держаться этого Слова, невзирая на свидетельство вопреки. Никогда не веруют "в силу того, что", "на основе того, что", к вере пробуждаются вопреки всему. Подумайте о людях в Библии. Они пришли к вере не на основании каких-то доказательств. Однажды они были поставлены в такое положение, что посмели, а затем и должны были верить вопреки всему. Бог вне Своего Слова сокрыт для нас. Он открыт нам в Иисусе Христе. Если мы смотрим мимо Него, то неудивительно, что не находим Бога, впадаем в заблуждения и переживаем разочарования, видя мир, покрытый мраком. Когда мы верим, то должны верить вопреки сокрытости Бога. > Эта сокрытость Бога необходимо напоминает нам о наших человеческих пределах. Мы верим не на основе нашего разума и нашей силы. <Об этом знает тот, кто действительно верит.> Самым серьезным препятствием для веры всегда являются высокомерие и страх в человеческом сердце. Мы не желаем жить <по> милости. Против этого что-то энергично в нас восстает. Мы не желаем быть облагодетельствованы <.....>. Мы не в состоянии сами освободить себя от высокомерия и страха перед жизнью, здесь всегда имеет место "движение вопреки", не в последнюю очередь вопреки самим себе. * * * > Если всё, что говорит против веры, свести вместе в какую-то противодействующую силу, то начинаешь догадываться о том, что Священное Писание называет дьяволом. > <...> Когда человек верует, то посмеется над этим дьяволом. Однако вера не является героическим деянием человека. <....> > В вере речь идет и о решении, принимаемом раз и навсегда. Вера это не мнение, которое можно заменить другим мнением. Тот, кто верит на какое-то время, тот не знает, что такое вера. Вера подразумевает окончательно определившееся отношение. <Вера говорит> о Боге, о том, что Он <...> сделал для нас. Это не исключает колебаний в вере. Однако с точки зрения предмета вера есть нечто окончательное. Не пугайтесь, отнеситесь к этому как к приглашению. Можно заблуждаться и <..> сомневаться, однако тот, кто верит всегда, <запечатлен неизгладимой печатью>. Он может утешаться тем, что он устоял. <Тому, кто борется с неверием, не стоит> принимать свое неверие слишком всерьез. Лишь веру следует воспринимать всерьез, и когда у нас есть вера <хотя бы с горчичное зерно>, то этого достаточно для того, чтобы черт потерпел поражение. > Нам следует <.> держаться Бога всецело. "Всецело", поскольку Бог единственный, кто остается верным. Существует и человеческая верность, верность Богу, которую в его создании мы можем вновь и вновь созерцать, можем радоваться ей и <укрепляться ею>. Однако основой такой верности всегда является верность Бога. Веровать означает обладать свободой доверять только лишь Ему (). Это не означает обеднения человеческой жизни, а означает скорее, что нам вручено всё богатство Бога. > <… Мы призваны> держаться за Слово Божье всей своей целостностью. <Вера имеет отношение ни к одной лишь религиозной жизни, а ко всем сферам жизни, к вопросам внешним и внутренним, к телесному и духовному, к светлому и темному> в нашей жизни. Мы можем положиться на Бога и в том, что касается нас самих, и в том, что движет нами в отношении к другим, ко всему человечеству. Речь идет обо всей жизни и обо всём умирании. Свобода в отношении такого доверия, понимаемого столь всеохватно, есть вера.
| |||||||||
www.messia.ru/r2/3/a02_006.htm |
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск по теме | ||||