Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска: Библия о пророке Исайе и его времени
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
> ИСАЙЯ ПРОРОК СВЯТОСТИ И СПАСЕНИЯ > Амос был человеком из народа, Осия происходил, вероятно, из левитов. > Исайя* же выходец из аристократической иудейской семьи. Он родился в Иерусалиме ок. 765 г. и был призван на служение в 742 г. Жена его также была пророчицей (8.3). Двум своим сыновьям Исайя дал символические имена: Ше`ар-яш`ув и Магер-шал`ал-хаш-баз**. > Книга пророка Исайи, согласно заключению, к которому пришла библейская наука, не является произведением одного автора. В ней собраны писания как самого Исайи, так и пророков его школы, существовавшей вплоть до IV в. до Р. Х. (следует помнить, что боговдохновенность какой-либо книги Библии не зависит от того, сколько авторов участвовало в ее написании). > Первая часть сборника (гл. 1–39) состоит из отдельных речей (преимущественно самого Исайи), скомпонованных не в хронологическом, а в тематическом порядке. Вторая часть книги (гл. 40–66) относится ко времени Плена и после Плена (VI в.). <...> > Богословие пророка Исайи может быть охарактеризовано следующими чертами: а) Бог «свят», т. е. несоизмерим ни с какой тварью. Он требует и от людей святости, но в отношении к ним она есть посвящение себя Богу и всецелая преданность Ему; б) Бог Владыка истории. Он направляет все мировые события так, чтобы они служили Его замыслам. Он единственный истинный Царь Израиля; в) вера делает человека соучастником замыслов Божиих; г) в то же время вера должна проявляться в нравственной жизни человека как служение добру. > Без этого внешняя набожность бессмысленна и оскорбляет Бога; д) Исайя один из первых среди пророков, кто ясно говорит о Мессии как о Личности. Он предрекает упадок дома Давидова, из которого тем не менее впоследствии произойдет Помазанник Ягве. Царство Мессии это возвращение Едема; е) из грешного народа Ягве выделяет для Себя Остаток (евр. ШЕ`АР). «Остаток» это те, кто останется верным Богу. Они образуют ядро народа Божия. В Новом Завете к «Остатку» будет принадлежать тот Израиль, который примет Господа (см. Рим 11.1-5); ж) залогом сохранения «Остатка» Исайя считал неприкосновенность Иерусалима. Сколь бы ни были велики грехи народа, Бог не изменит Своему слову и через покаяние приведет избранных к Себе (ср. Рим 11.25-27). > Таким образом, одной из центральных тем Книги Исайи являются спасение и пути, которыми оно совершается. > 1. Призвание Исайи (Ис 6#) > 6.1. 742 г. до Р. Х. год смерти Озии. Из текста явствует, что Исайя имел видение в Храме и оно подвигло его на пророческое служение. Трон Божий означает, что один Ягве есть истинный Царь Израиля и мира (ср. Откр 4.3-11). 6.2. Серафим — мн. ч. от евр. САР`АФ, что значит «жгучий, пламенный». Это слово только еще один раз встречается в Ветхом Завете, когда говорится о жалящих змеях (евр. ХАНАХАШ`ИМ ХАСЕРАФ`ИМ), которые напали на Израиль в пустыне (Числ 21.6). Несомненно, что «серафимы» Исайи это олицетворение Небесных сил, предстоящих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля (гл. 1). Что касается крыльев серафимов, то блж. Иероним видит здесь метафорическое выражение, означающее молниеносную быстроту движения*. 6.3. Свят означает, что Бог бесконечно совершенен и по существу Своему стоит превыше всякой твари. Слава (евр. КАВ`ОД) это сила Господня, действующая во Вселенной, образ Богоявления (ср. Исх 24.17; Пс 18.2). Во время видения Исайя слышал и видел духовным взором и духовным слухом. «Слышит Исайя глас Господа, хотя ничто не ударяло в телесный слух... ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою-то неизреченною силою составляются образы, как будто они слышат в себе изглашаемое слово Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не принимает сих образов»**. 6.5-7. Очистительное действие серафима показывает, что грешный человек действительно не способен созерцать Бога (эта глава Исайи положена А. С. Пушкиным в основу стихотворения «Пророк»). 6.8. Готовность пророка к служению. Здесь можно видеть характерную черту библейского Откровения. Мистик, созерцая видение, не растворяется в экстазе, его самосознание остается ясным. 6.13. Залог надежды изображен аллегорически. Как срубленное дерево может не погибнуть, но сохранить в корнях силу жизни для новых побегов, так и Израиль не будет истреблен окончательно и возродится.
> 2. Иудея в эпоху Исайи (2Пар 27) <...>
> 3. Песнь о винограднике (Ис 5.1-7#) > Песнь о винограднике полагает начало библейским притчам о винограднике как о народе Божием. Образ виноградника часто встречается в притчах и беседах Иисуса Христа (Мф 21.33-34; Ин 15.1-2). Песнь относится к раннему периоду служения пророка.
> 4. Бог низвергает величие царства (Ис 2.5-22#) > Отрывок относится к первому периоду служения пророка. Он предрекает близкий суд над Иудеей, которая, будучи ослеплена гордыней, погрязла в идолослужении и неправде. 2.12. День Господа Саваофа — Судный день. В Библии это слово впервые встречается у Амоса (5.18-20). На языке близоруких патриотов День Господень означал победу Израиля над врагами. Но пророки Амос Исайя, Софония, Иоиль показывают, что Судный день будет днем возмездия, когда смирится человеческая гордыня.
> 5. Бог избавитель униженных и угнетенных.
Угроза нашествия > Культу силы библейские пророки противопоставляют величие духа «бедных» и «кротких», которые находятся под особым покровительством Божиим. Эта мысль выражена в псалмах школы Исайи (Пс 24; 26) 5.26-30. Пророк изображает непобедимое войско ассирийцев, в ту эпоху стремившихся к господству над всем Востоком. О том, что Ассирия станет орудием Небесного гнева, пророк говорит во многих местах книги.
> 6. Универсальная миссия Сиона (Ис 2.1-4#) > В более полном виде пророчество о горе Сионской включено также и в Мих 4.1-5. Толкователи полагают, что это часть пророческого гимна, который пели в Храме, а впоследствии вставили в Книги Ис и Мих. Пророчество предрекает обращение к истинному Богу «многих народов» «в последние дни», т. е. в эсхатологическую эпоху. Выйдет закон (ст. 3) буквально «выйдет тора», т. е. божественное учение, наставление.
> 7. Поход сирийских и израильских войск против
Иудеи (735—734 гг.) <.....>
> 8. Пророчество об Эммануиле (Ис 7.1-16) <.....> > Эта глава является прозаическим отрывком из летописи. Описываемые события относятся к войне 735–734 гг. Рецин, царь Сирии (Дамаска), и Факей, царь Израиля (Ефрема), заключили союз против Ассирии. Иудея отказалась войти в коалицию. Когда же иудейский царь умер и на престол вступил его сын, двадцатилетний Ахаз, сирийцы и ефремляне двинулись на Иерусалим. Они поставили себе целью свергнуть дом Давидов и передать власть своему ставленнику. Пророк Исайя видел в союзе против Ассирии проявление маловерия. Дело Ахаза он считал правым. <....> 7.10-12. Пророк призывает Ахаза довериться помощи Божией. Пророк предлагает царю ждать знака от Бога, который укрепил бы его веру. Но у царя были свои планы. Он надеялся на помощь ассирийцев и отказался просить знамения (7.14-15). Первое мессианское пророчество Исайи (читается в <Православной> церкви в навечерии Рождества и на вечерне праздника) имеет двоякий смысл: 1) исторический, буквальный: за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум некое Дитя, враги Иерусалима будут повержены; 2) прообразовательный: связан с верой пророка в особое предназначение рода Давидова. Для него рождение Младенца есть знак неотменимости обетования. Дом Давидов устоит, и Бог посетит Свой народ (Еммануил значит «с нами Бог»). Многие толкователи считают, что Исайя имел в виду не простое рождение Младенца, но чудесное. Мф 1.22-23 прямо относит это пророчество к рождению Христа от Девы. В переводе LХХ евр. слово АЛМ`А (означающее и деву, и просто молодую женщину) передается словом ПАРТЕНОС (дева). Однако мысль о рождении Мессии от Девы не вошла в сознание ветхозаветного человека. В народных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестественному рождению не было места*.
> 9. Неверие царя (4Цар 16.7-9; 2Пар 28.22-25; 4Цар 16.2-4)
> Царь Ахаз не поверил пророку и решил прибегнуть к помощи ассирийцев. <.....>
> 10. Ассирийская угроза (Ис 7.17-20; 8; 4Цар 16.10-18)
> Узнав о поступке царя, Исайя предрекает ассирийское нашествие на Иудею. <.....>
> 11. Гимн о Младенце-Мессии (Ис 9.2-7#)
> Предсказывая катастрофу, Исайя продолжает верить в Царство Божие. Он воспевает Младенца, который придет освободить мир. > Второе мессианское пророчество Исайи читается в церкви на Рождество. На фоне мрачной действительности радостная весть о мессианской эре казалась несбыточной мечтой. Но Исайя был глубоко проникнут верой в грядущее Царство Господа. Правда, из его слов явствует, что он представлял себе Мессию еще в виде земного вождя, который прекратит войны и сокрушит врагов. Символические имена раскрывают свойства Мессии: мудрость, силу и вечность Его Царства. Князь мира — евр. слово ШАЛ`ОМ (мир) означает примирение, благое, счастливое время. 9.7. Подчеркивается, что царство Мессии будет установлено Самим Богом.
> 12. Падение Самарии (722 г.) (Ис 9.8-12; 28.1-4; 4Цар 17) <.....> > Салманассар V лишь начал осаду Самарии, завершил же ее царь Саргон II (722—705). Перед этим пал и Дамаск. Так исполнились предсказания Исайи.
> Плач Израиля (Пс 79)
> 13. Езекия
благочестивый царь
Иудеи (715—687 гг. )
> Правота Исайи, обнаружившаяся в событиях этих лет, расположила к нему наследника Ахаза Езекию, который под влиянием пророка начал религиозные преобразования в Иудее. <.....> > До Езекии Пасха была преимущественно семейным праздником, в который вкрапливались многие элементы народных суеверий. Перенеся празднование Пасхи в Иерусалим, Езекия очищает его от чуждых наслоений, ибо отныне оно совершается под контролем пророков и духовенства.
> 14. Езекия замышляет войну против Ассирии. 711 г. (Ис 20) <...> > Египет вдохновил создание новой коалиции против Ассирии в 715 г. Царь Езекия хотел вступить в нее, но Исайя воспротивился этому. Пророчество относится к 711 г., когда Тартан (титул ассирийского главнокомандующего) вторгся в землю филистимлян. На этот раз иудеи вняли голосу пророка и в войне не участвовали. Исайя требовал мира во имя веры, призывая отдать свои силы религиозным и общественным преобразованиям.
> 15. Посольство из Вавилона. Охлаждение между царем
и Исайей <...> > В 705 г. умер Саргон II, и многие страны предприняли попытку восстать против ассирийцев. Инициатором восстания был вавилонский царь Мардук-Палиддин (в Библии Меродах Валадан). Посещение Езекии послом МардукаПалиддина произошло незадолго до 702 г., когда вавилонский царь собирал союзников для войны против Ассирии. Исайя, верный своим принципам, решительно осудил желание Езекии участвовать вместе с Вавилоном в этой войне. Мардук-Палиддин был вскоре разбит ассирийцами (702 г.), но Езекия всё же не отступил от мысли поднять восстание. Он оказался под сильным влиянием партии, ориентировавшейся на помощь Египта.
> 16. Исайя борется против военных союзов (702 г. ) (Ис 30.1-18) <.....>
> 17. Выступление пророка Михея
> Пророк Михей* назван Морасфитянином (или Морасфитином), что, вероятно, указывает на его происхождение из иудейского города Морасфы (Морешета). Подобно Амосу, Михей вышел из крестьянской среды и так же, как и Амос, не принадлежал к числу «царских пророков», которых он сурово осуждал (2.6). Это придавало большую свободу и смелость его обличительным гневным речам. Михей был современником пророка Исайи и, хотя не принадлежал к его школе, был близок к ней по духу.
> а) Грех народа (Мих 1 2.11) <.....> > 1.1. Господь есть Судия всех народов. Но голос Его звучит из Сионского храма как места особого Богоприсутствия. <...> 1.9. Духовная болезнь Самарии заразила и Иудею. 1.10. Стих составлен в виде традиционного погребального плача (ср. 2Цар 1.20). <...>1.13. Запрягай колесницу, т. е. готовься к нашествию врага. Лахис (евр. Л`АХИШ) одна из крупнейших крепостей Иудеи. 1.16. Обряд оплакивания мертвых. 2.5. Когда Святая земля будет возвращена Израилю, не останется великих вождей, которые могли бы распределить ее. 2.6. «Царские пророки» часто предсказывали победы, желая заслужить милость монархов. 2.11. Намек на легкомыслие толпы и пустые речи «царских пророков».
> б) Грех вождей народа (Мих 3) <.....>
> 3.11. Иудеи потеряли право надеяться на помощь, ибо нарушили Закон Божий.
> в) Истинное благочестие (Мих 6.1-8) <....> > 6.3-5. Слова скорбящего Господа, Которому народ платит неблагодарностью и от Которого отступается. Пророчество могло быть написано в царствование Ахаза, когда он в угоду Ассирии поставил во дворе Храма языческие эмблемы (4 Цар 16). Это пророчество читается в Великую Пятницу. 6.6-8. Пророк объявляет, чт`о есть истинное благочестие. Богу не угодны дары и жертвы, даже самые большие, Он прежде всего ждет от человека справедливых поступков, дел милосердия и смиренномудрия (ср. Ам 5.14-15; Ос 6.6; Ис 1; Пс 49).
> г) Мессия-освободитель (Мих 5.2-9) <.....> > 5.2. Пророчество о Мессии, который произойдет из малого города Вифлеема, поэтому этот город должно называть великим. Мессия не просто потомок Давида, но Некто, существующий «изначала», «издревле» (евр. МИК`ЕДЕМ). 5.3. Имеющая родить — Мать Мессии, Который придет в конце времен. 5.4-6. Мессия Вселенский Пастырь не только Израиля, но и язычников. Но перед тем как воцариться, Он сокрушит силу врагов народа Божия. 5.7-9. Пророчество об Остатке (), который есть истинный Израиль, прообразующий Церковь.
> 18. Карательный поход Синахериба (701 г.) (4Цар 18.13-16) <...> > Этот поход отражен в ассирийских надписях и рельефах.{}
> 19. Исайя обличает народ (Ис 1#) > 1.24. Антропоморфичными выражениями, свойственными образной речи Библии, подчеркивается здесь строгость Суда Божия (см. прим. к Быт 6.6).
> 20. Болезнь Езекии (Ис 38) <.....> > 21. Второй поход Синахериба (ок. 688 г.)
> На этот раз пророк Исайя не считает Езекию виновником войны и всеми силами ободряет его и народ. По его словам, Ассур только орудие Божие, восставшее на него. <.....> > В 4-й Книге Царств рассказ об обоих походах соединен в одно повествование, и поэтому долгое время полагали, что речь идет об одной военной кампании. Теперь исследователи Библии, исходя из древних памятников и сличения речей Исайи, пришли к выводу, что ок. 688 г., вероятно, имел место второй поход ассирийцев в Иудею. Ангел-губитель означает, очевидно, вспышку эпидемии, которая заставила Синахериба отступить. Согласно преданию, сообщенному Геродотом, крысы повредили снаряжение ассирийского войска (в древности крысы были символом чумы). В европейской поэзии этот эпизод был отражен в стихотворении Байрона «Поражение Сеннахериба».
> 22. Гимны освобождения Сиона (Пс 45; 47)
> Основная мысль псалмов та же, что вдохновляла Исайю во время войны Ахаза и второго нашествия ассирийцев: дело Божие неуничтожимо на земле. <.....>
> 23. Пророчество о царственной «Отрасли» (Ис 11.1-9)
> 11.1-9. Третье мессианское пророчество Исайи (читается в церкви на Рождество). Как полагают библеисты, оно написано в конце жизни Исайи, когда он разочаровался в Езекии. Пророк отказывается от надежды на теократическую монархию. Народ еще не готов к принятию Мессии. Дом Давидов должен пройти через горнило испытаний и познать унижение. Древо династии будет срублено, но в День Господень из Уцелевшего пня вырастет молодой Побег. Это Христос-Мессия. Его сила не в войске и колесницах, ибо на Нём почиет Дух Божий, и всё, что Он будет совершать, совершится десницей Господней. Он явится Царем правды и сокрушит мировое зло. Мессианское Царство станет новым Едемом, когда сама природа преобразится, подчиняясь закону гармонии и мира (ср. Рим 8.15-23, Откр 5.10-11). 11.9. Ведение Господа означает высшее духовное Богопознание.
> 24. Всемирная религия (Ис 18.19-25) <.....> > Прозаический отрывок, который некоторые библеисты приписывают ученику Исайи. Он содержит предсказание о том, что злейший враг (Ассирия) и закоренелый язычник (Египет) смогут стать «уделом Господним».
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проект "Христианское просвещение"
ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке,
которую получают более 6000 человек. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь
вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/4/b19_190.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||
Приложение:
некоторые тексты из книги пророка Исайи в переводе
и с комментариями А. Э. Графова.
(КНИГА ИСАЙИ //
М.: Российское Библейское Общество, 2004).
6 1 В год смерти царя Оз`ии я видел ГОСПОДА Он сидел на высоком, вознесенном престоле. Края Его ризы распростерлись по всему Храму. 2 Парили над Ним серафимы,* у которых было по шесть крыльев: двумя каждый прикрывал лицо, двумя ноги, а на двух крыльях летал. 3 И взывали они друг к другу, возглашая:
4 От их голоса сотрясались основания врат. Храм был полон дыма.* 5 И я сказал:
6 Один из серафимов подлетел ко мне, держа щипцами горящий уголь он взял его с жертвенника. 7 Он прикоснулся этим углем к моим устам и сказал:
8 И услышал я голос ГОСПОДА:
Я сказал: Вот я, отправь меня! 9 Тогда Он произнес:
11 Я спросил: Надолго ли это, ГОСПОДЬ? Он ответил:
| 6:2 Серафимы (евр. сераф`им, ед. ч. сар`аф, от глагола сар`аф "жечь") В Числ 21:6; Втор 8:15; Ис 14:29 и 30:6 так названы ядовитые змеи пустыни, причем в Ис 14:29 и 30:6 это летающие змеи. Видение Исайи в Ис 6 единственное место в Ветхом Завете, где серафимы входят в свиту Бога. Позднейшая традиция считает серафимов, упомянутых в 6-й главе кн. Исайи, антропоморфными и причисляет их к ангелам. 6:3 Вся земля полна славы Его! Конъектура по Септуагинте и Вульгате. Мас. текст можно перевести так: "Всё, чем полна земля, это слава Его!" 6:4 Храм был полон дыма. От благовонных курений, сжигаемых на жертвеннике (см. 6:6). 6:8 Кто будет Нашим посланцем? Ср. "...Наш образ и Наше подобие..." в Быт 1:26; "Человек стал как один из Нас..." в Быт 3:22; множественное число в речи Бога в Быт 11:7. Очевидно, множественное "Мы" в этих случаях относится к Богу и сонму окружающих Его сверхъественных существ. 6:10...чтобы они не обратились, не исцелились. Другой перевод: "Чтобы они не исцелились снова". |
|
5:1 Я спою о моем Друге...
Или: "Я спою моему Другу..." 5:7 В оригинале рифма: мишп`ат ("правосудье") мисп`ах ("беззаконье"); цедак`а ("праведность") цеак`а ("жалобы и вопли"). |
|
2:6 Филистимляне (евр. пелишт`им) поселились на юго-западе Палестины во время нашествия "народов моря" (XIII XII вв. до н. э.). Согласно Ам 9:7, родина филистимлян Кафт`ор (Крит, по другой гипотезе Кипр). Слово "Палестина" (греческое по происхождению) образовано от названия этого народа. 2:13 ...и на башанские дубы! Название Баш`ан носила область в верховьях реки Ярм`ук, в Заиорданье. В Ветхом Завете башанские дубы олицетворяют силу, мощь. 2:16
...на таршишские корабли... Тарш`иш, многократно упоминаемый
в Ветхом Завете как заморский торговый партнер финикийских городов,
часто отождествляют с Тарт`ессом, финикийской колонией, расположенной
на атлантическом побережье Испании, в устье реки Гвадалквивир. В Септуагинте
Таршиш иногда переводится как "Карфаген" (см. Ис 23:1,6). 2:22 Этот стих, отсутствующий в Септуагинте, может быть позднейшей вставкой. |
|
5:8 Горе... Так начинается каждая строфа в пророчестве о нечестивых израильтянах (5:8,11,18,20,21,22). Прерванное в 5-й главе, это пророчество продолжается в 10:1-4. 5:10
Цемед ("парная упряжка") участок земли,
который могла вспахать за день парная упряжка волов. 5:14 Шеол царство мертвых, или просто могила. 5:17 ...ягнята... Евр. текст (мех`им гар`им) неясен. Предполагается, что гарим искаженное гедай`им ("козлята, ягнята"), а мехим поэтический синоним к этому слову. В пользу такого толкования отчасти свидетельствует Септуагинта. 5:25 ...Но и на этом не утих Его гнев, // рука Его еще простерта! Такой рефрен завершает каждую строфу в поэме о том, как ГОСПОДЬ карает Свой народ. Начатая и прерванная в 5-й главе, поэма продолжается в 9-й и 10-й главах (см. 9:12,17,21; 10:4). 5:26
...народ... Конъектура с учетом последующего текста и по аналогии
с Иер 5:15. В масоретской Библии употреблено множественное число
(гой`им "народы"). 5:28 ...кремню подобны... Перевод по кумранской рукописи 1QIsa (кацц`ор); этот вариант подтверждается Септуагинтой и Вульгатой. В мас. тексте сказано кацц`ар ("как беда"). |
|
10:1-4 Эта строфа завершает пророчество о нечестивых израильтянах (см. комментарий к 5:8). |
2 1 Видение Исайи, сына Амоца, об Иудее и Иерусалиме.*
|
2:1 Возможно, этот подзаголовок относится ко всей совокупности глав 2 12 (следующий подзаголовок "Пророчество о Вавилоне" в 13:1). 2:2-4 Эти строки почти буквально совпадают с Мих 4:1-3. Тема обращения языческих народов к Богу Израиля часто звучит в книге Исайи. |
|
9:2 ...в стране мрака. Конъектура: цалм`ут ("мрак"). Мас. огласовка дает чтение цалм`авет, т.е. "тень смерти" (так и в Септуагинте). 9:3 Ты дал им великую радость... Конъектура: хаггил`а ("радость") вместо невнятного масоретского хагг`ой ло ("народ не"). 9:4 ...бремя, что
на плечи им давило... Этот перевод предполагает
мот`а ("перекладина ярма") на месте масоретского матт`э
("палка, дубинка"). |
1 1 Видение Исайи, сына Ам`оца, то, что провидел Исайя об Иудее и Иерусалиме в дни Оз`ии, Иоаф`ама, Ах`аза и Езек`ии, царей Иудеи.*
|
1:1 Видениe... Этот заголовок
явно относится не к одному, а ко многим текстам. Возможно,
он появился уже тогда, когда книга Исайи обрела свой теперешний облик.
Именно под таким заголовком книга Исайи была известна автору Паралипоменон:
в 2Пар 32:32 читателя, интересующегося историей Езекии, отсылают к двум
книгам "Видению пророка Исайи, сына Амоца" и "Книге
царей Иудеи и Израиля". 1:7
...уничтожено, как Содом! Масоретский текст буквально может
означать либо "как при уничтожении чужаками", либо "как при уничтожении
чужаков". Перевод по конъектуре, согласно которой на месте зар`им
("чужаки") изначально стояло Сед`ом ("Содом"). Сразу
после упоминания (в этом же стихе) о реальном нашествии чужаков слова
"как при уничтожении чужаками" выглядят очень странно, слова же
зарим и Седом на письме легко могли быть перепутаны. 1:8
Дочь Сиона... То есть Иерусалим (в древнееврейском языке
Иерусалим, как и гора Сион, женского рода, и персонифицируется
как женщина). Там же, где о "дочерях Сиона" говорится
во множественном числе (Ис 3:16 и далее), подразумеваются женщины-иерусалимлянки. 1:9 Города Содом и Гоморра, согласно Быт 19, были уничтожены Богом в наказание за грехи их жителей. 1:10 Имеются в виду правители и народ Иудеи. 1:13 Новолуние праздник начала нового месяца, один из важнейших праздников древнего Израиля; в Ветхом Завете часто упоминается вместе с субботой. 1:17 ...вызволяйте угнетенного... Конъектура на основании Септуагинты, Вульгаты и Пешитты: хам`уц ("угнетенный") вместо хам`оц ("угнетатель"). 1:18 Если ваши грехи как багровая ткань, // сойдут ли они за снег? // Если они как пурпур, // сойдут ли за белую шерсть? Возможен иной перевод: "Пусть ваши грехи как багровая ткань, // станут они белы, как снег! // Пусть они как пурпур, // они станут как белая шерсть!" 1:25 ...переплавлю тебя от изгари очищу... Букв.: "...в печи плавильной от изгари тебя очищу..." (с конъектурой: бакк`ур вместо кабб`ор). Мас.: "...дочиста тебя очищу..." или "...щелочью (?) тебя очищу..." 1:29 Позор принесут
вам... Перевод по ряду манускриптов и Таргуму.
Мас.: "Позор принесут им..." |