Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Иеремия и пророки его времени (1)
Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. | ||||||||
ИЕРЕМИЯ И ПРОРОКИ ЕГО ВРЕМЕНИ1. Реставрация язычества при Манассии (687–642 гг.)Сын и наследник Езекии, целиком подчинившись влиянию Ассирии, ввел в Иудее языческие обычаи и начал преследовать пророков. Об этом повествуется в 4 Цар.21.1-17. Пс.93 возможно, был написан в это же время.
2. Воцарение Иосии (4 Цар 21.18-26)Иосии (640—609) при его воцарении было всего восемь лет. Люди, правившие от его имени, в целом продолжали политику Манассии и Аммона. Но пророки вновь обрели голос. Выразителем религиозной оппозиции стал пророк Софония (евр. ЦЕФ`АНИЯ; память пророка Православная церковь празднует 3/16 декабря). То было время мировых переворотов, заката Ассирии и появления на исторической арене новых народов: персов, халдеев и скифов. В исторических бурях Софония усмотрел знамения грядущего Страшного Суда Господня. Проповедь пророка оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством и осуществил централизацию культа в Иерусалиме. В период реформы Иосии проповедовал пророк Иеремия, а о Софонии уже не упоминается. Вероятнее всего, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (ок. 625 г.). Учение Софонии характеризуется следующими чертами: а) в событиях мировой истории проявляется воля Господня; б) грех мира неизбежно влечет за собой всеразрушающую бурю, подобную древнему потопу; в) после этой бури сохранятся только «бедные земли», как Софония называет людей истинного благочестия; г) по истечении дней возмездия Бог явится среди своих избранников и установит на земле вечное Царство радости и света.
3. Пророк Софония (Соф 1.2-18; 2.1-15; 3.8-17)Пророк описывает День Суда Божия как всемирный потоп (1.2-3; ср. Быт 6.7.). Это означает, что весь мир теряет смысл и как бы возвращается к первозданному хаосу, когда человек, царь природы, оказывается недостойным своего призвания.
В Иудее воцарился религиозный синкретизм: Ягве чтили наряду с Молохом (Манассия в честь Молоха провел своего сына через огонь; см. 4 Цар 21.6). Воинство небесное светила; их культ был официальной религией Ассирии. Клянутся Царем... здесь Синодальный перевод следует за греческим переводом (Септуагинтой). В еврейском тексте: «именем Молоха» (евр. М`ОЛЕХ), финикийского бога плодородия. Вместе с идолопоклонством в Иудею приходили иноземные обычаи и моды (1.8.).
Образы космической катастрофы здесь сливаются с картиной вторжения неприятеля. Эти слова пророка легли в основу гимна Фомы Челанского «Dies irae» (День гнева), который поется во время заупокойной литургии в Западной Церкви (Реквием). В преддверии Дня Господня человек должен проверить свою совесть, чтобы не быть испепеленным огнем гнева. (2.1.)
Смиренные (евр. АН`АВ) буквально «бедняки», или «нищие». Это одно из первых упоминаний в Ветхом Завете данной категории людей. В них нельзя видеть просто обездоленных и неимущих, их «нищета» есть смирение и кротость, «нищета духовная». «Бедными» (евр. ЭВЙОН`ИМ, или АНАВИМ) называли себя в Израиле люди, которые строго хранили Закон Божий и чаяли пришествия Господня. К ним в первую очередь обратился Христос, возвещая Царство Божие (Мф 5.3, 5; Лк 6.20). В Ветхом Завете тема «духовной нищеты» особенно часто встречается в псалмах (Пс 9.35; 11.6; 34.10; 39.18; 21.27). 2.11. Пророк выражает уверенность в том, что к истинному Богу обратятся люди всех народов. 2.13-15. Во времена пророка Софонии Ниневия казалась неодолимой. Господь устами пророка предрекает, что тираническая держава будет сокрушена. Некоторые толкователи считают, что Софония усмотрел призрак близкого суда над Ассирией в нашествии скифов (ок. 630 г.), о котором говорит Геродот.
Огонь ревности означает несовместимость чистоты и святости Бога с нечистотой греховного мира (см. Втор 32.22; 33.2; Пс 77.21; Иер 4.4; 11.16; Плач 2.4; Наум 1.6). 3.9-10. Пророк говорит о всемирном Богопочитании, которое наступит в конце дней.
3.11-13. Учение об «Остатке» было впервые сформулировано Исайей (Ис 1.9; 11.16). «Остаток» тождествен «бедным Израиля», т. е. людям из среды избранного народа, хранящим верность Богу.
4. Царь Иосия возвращается к вере отцов (632—628 гг.)Шестнадцатилетний царь Иосия открыто объявляет о своей верности религии праотца династии Давида. Религиозное возрождение идет рука об руку с национальным подъемом. Пользуясь ослаблением Ассирии, Иосия берет под свой контроль северные области Израиля. Об этом рассказывается во 2 Пар 34.1-7.
5. Призвание Иеремии (625 г.) (Иер 1)О жизни и личности пророка Иеремии (евр. ЙИРМЕЙ`АХУ; память пророка Православная церковь празднует 1/14 мая). В художественной литературе пророк изображен в драме С. Цвейга «Иеремия» и стихотворении Рильке «Иеремия».) известно больше, чем о каком-либо другом пророке-писателе. Ученик Иеремии писец Варух вставил в книгу его речений рассказы о важнейших событиях биографии учителя. Кроме того, Иеремия сам нередко касается обстоятельств своей жизни и говорит о собственных переживаниях в трудные годы пророческого служения. Иеремия, сын Хелкии, происходил из священнической семьи; он родился ок. 645 г. в г. Анафофе (евр. АНАТ`ОТ), в 9 км от Иерусалима. Бог призвал его на служение, которое длилось до смерти пророка около 580 г. Одна из основных тем проповеди пророка Иеремии конец Синайского Завета и замена его Новым Заветом (31.31), который будет начертан в сердцах человеческих. Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он предвестник новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4.23). Прежде пророки больше говорили об отношении к Богу всего Израиля. Иеремия же подчеркивает значение личной религиозности. Предвосхищая Новый Завет, Иеремия часто называет Бога Отцом и развивает тему богосыновства как основу веры (3.4,19). Как и Амос, он учит, что избранность Израиля не привилегия, а великая духовная ответственность. Он сурово осуждает национализм политических вождей и признает за Израилем главным образом религиозную миссию. Подобно Исайе, Иеремия был противником войны, считая мир залогом успеха тех внутренних преобразований, которые призваны сделать Израиль подлинным народом Божиим. В своем рассказе о призвании на служение Иеремия приоткрывает завесу тайны пророческого дара. Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (23.5), тем самым продолжая Нафанову мессианскую традицию. Это пророчество читается в храме в праздник Рождества Христова. 1.1. Значение имени Иеремия (Йирмей`яху) обычно толкуется как "Господь возвысит". В книге Иеремии упоминаются еще два человека с этим именем: некий рехавит (35.3) и дед царя Седекии по материнской линии (52.1).
Я знал тебя... освятил... — Глагол йод`а ("знать") здесь имеет значение "избирать" (ср. Ам 3.2, а также Рим 8.29). Исходное значение глагола хикд`иш ("освящать") — "отделять что-либо от области мирского и переводить в область сакрального".
В это время Иеремии было около 20 лет. 1.7-9. Хотя пророк не считает себя готовым к проповеди, Бог посылает его к людям, ибо он будет говорить не от себя, но от Духа Господня (ср. Исх 4.10-13).
Двойственность миссии пророка. Он должен будет искоренять старые заблуждения и предрекать кару нарушителям Синайского Завета; в то же время он станет провозвестником возрождения и Нового Завета.
Метафорическое изображение судьбы Иеремии, одинокого, но несгибаемого поборника правды Божией.
6. Первые проповеди Иеремии (Иер 4.5-31)Несмотря на то, что все вокруг полны надежд, Иеремия должен предсказывать новые бедствия. Раскаяние народа поверхностно, он еще долго будет нуждаться в исправлении.
7. Тщетные призывы к покаянию и исправлению (Иер 5.1-19; 6.27-30)
8. Реформа в Иерусалиме (622 г.) (4 Цар 22.3-20; 23.1-3; Втор 12.2-7)В то время как Ассирия шла к упадку, возросла сила Иудеи, которая под властью Иосии (640–609) вернула себе границы Соломонова царства. В год смерти Ассурбанипала (в 630 г. он удалился от власти и в 628 г. умер) Иосия начал очищение страны от языческих храмов и занял северные области. В год нашествия скифов (622 г.) он предпринял религиозную реформу. Книга Закона, найденная в Храме (4 Цар 22.8), согласно мнению свв. Иеронима и Иоанна Златоуста, была Пятой Книгой Моисея, Второзаконием. Именно в ней содержались требования истребить языческие алтари, а богослужение совершать только в одном месте. Централизация культа имела целью пресечь проникновение в него языческих элементов.
9. Соотечественники преследуют Иеремию (Иер 11.1-5,18-26; 12.1-6)Борьба Иеремии за чистоту веры была встречена враждебно левитами его родного города. Они противились централизации культа и не хотели отказываться от старых обычаев. 11.1 Вот слово, которое было Иеремии от ГОСПОДА: 11.2 — Слушайте слова этого Договора и возвестите их людям Иудеи, жителям Иерусалима! 3 Скажи им: Так говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: — Проклят всякий, кто не слушает слов Договора, 4 который Я заповедал вашим отцам, когда вывел их из Египта, из печи плавильной! Я сказал им: "Голосу Моему повинуйтесь и во всём поступайте так, как Я повелю вам, и будете вы Моим народом, Я буду вашим Богом". 5 Тогда Я исполню клятву, которую Я дал вашим отцам, — что отдам им землю, текущую молоком и медом, землю, которой вы владеете ныне. Многие толкователи полагают, что пророк имеет в виду завет, заключенный в правление Иосии (2 Пар 34.29-33).
10. Падение Ниневии. Пророк НаумВ конце VII в. ассирийская военная держава, гроза всего Востока, переживала агонию. Покорив Сирию, Палестину, Египет, Вавилон, часть Малой Азии и Кавказа, ассирийцы опустошили эти земли, разрушили десятки городов и угнали в плен сотни тысяч жителей. Все народы смотрели на Ниневию как на ненавистную угнетательницу. Военная мощь ассирийцев пошатнулась в результате нашествия скифов. В 616 г. Ассирия потерпела жестокое поражение в битве с восставшими вавилонянами. В 614 г. халдеи в союзе с мидийцами захватили древнюю столицу ассирийцев Ассур (Ашшур). Иерусалимские пророки видели в упадке Ниневии возмездие, обрушившееся на алчную и деспотическую империю. Близкую гибель ее воспел пророк Наум (между 616 и 612 г.). О личности и жизни Наума Елкосеянина (евр. НАХ`УМ ХА-ЭЛЬКОШ`И) ничего не известно. Смысл его гимнов: здание, построенное на крови и насилии, не устоит. В августе 612 г. пала и Ниневия. Царство Ассура перестало существовать. Те страны, которые испытали на себе невероятную жестокость ассирийцев, с ликованием встретили это известие. Наум 1.15 3.3 гимн о падении Ниневии. Пророк изображает картину штурма и описывает войско врагов, несущееся по улицам города.
11. Смерть царя Иосии (609 г.) (2 Пар 35.20-27)Мечта о теократическом царстве оказалась иллюзией. Трагическая гибель Иосии привела к ликвидации всех его преобразований. Фараон Нехо II вторгся в Сирию с целью использовать падение Ниневии и установить господство над финикийцами, арамеями и иудеями.
12. Пророк АввакумО жизни пророка Аввакума (евр. ХАВАК`УК; память пророка Православная церковь отмечает 2/15 декабря.) почти ничего не известно. Из его книги явствует, что он жил в Иерусалиме и проповедовал в Храме. Два момента могут служить косвенным указанием на время жизни пророка: 1) из слов Аввакума очевидно, что он уже не может считать постигшие Израиль невзгоды карой за грехи. Следовательно, речь идет о периоде, когда Израиль был верен Богу. Таким периодом было правление царя Иосии, прерванное его трагической гибелью в 609 г.; 2) пророк Аввакум говорит о КАСД`ИМ как о могущественном народе. Хотя некоторые толкователи читали вместо КАСДИМ КИТТИМ (т. е. видели в этом народе греков или римлян), большинство экзегетов принимает буквальный смысл слова: КАСДИМ халдеи. Халдеи пришли к власти в Вавилоне в конце VII в.; в союзе со скифами и мидийцами они разрушили Ассирийскую державу. С 605 г. халдеи (после победы над Египтом при Кархемише) стали господствующей державой на Востоке (царем их с 604 г. стал Навуходоносор II). Таким образом, наиболее вероятной датой создания Книги пророка Аввакума можно считать время между 609 и 597 г., когда Иерусалим был впервые покорен Навуходоносором. Пророк Аввакум представитель новой эпохи религиозно-нравственного сознания Ветхого Завета. Он ставит вопрос о страдании невинного (ср. Книгу Иова). Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия. Ответ он получает краткий и для поверхностного взгляда загадочный: праведный своею верою жив будет. Псалом, которым заканчивается книга, показывает, что этот ответ озарил светом душу пророка. Он не хочет веры, которая непременно ждет себе награды. В созерцании Бога Аввакум находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь не оставит его. Главное это внутреннее единение с Богом, а не Его дары, которых ищет корыстная вера. Смысл книги может быть выражен одним словом вера. Она означает полное и всецелое доверие Богу. (Книга пророка Аввакума положена в основу 4-й песни канона православной утрени.) Поэтому ап. Павел, говоря о спасающей силе веры во Христа, приводит слова пророка Аввакума: подобно тому, как вера пророка соединяет его с Богом, верующий во Христа обретает единение с Ним и через это спасение (Рим 1.17; Гал 3.11). Первое толкование на Книгу пророка Аввакума было составлено членами Кумранской общины в I в. до Р. Х. В этом комментарии слова о вере праведника относятся к людям, которые верны Закону в день испытаний. а) Пророк вопрошает: Авв 1.2-4.
б) Ответ Ягве: Авв 1.5-11.
Бог дает понять пророку, что время бедствий еще не кончилось. Идет новый враг халдеи. Аввакум не наделяет Вавилонское царство конкретными чертами; халдеи в изображении пророка воплощают в себе всяческое беззаконие и поклонение грубой силе. в) Слово пророка: Авв 1.12-17.г) Ответ Ягве: Авв 2.1-4.
2.1. Вероятно,
имеется в виду башня Храма, куда поднимались пророки, чтобы получить
откровение Ягве. д) Два пути: Авв 2.5-20; 3.
6 Но не все ли они будут произносить о нём притчу и насмешливую песнь:
3.1 Молитва Аввакума пророка, для пения.
В 2.5-20. пророк
говорит о пути зла и неверия, а в гл. 3
— о пути веры. Гл. 3 — это гимн. Он рисует Богоявление красками древневосточной поэзии. Для того чтобы изобразить величие Господа, пророк прибегает к образам космической бури. В то же время эта буря есть аллегория исторических бурь, которые грядут в мир (Феман и Феран местности в южной пустыне, примыкающие к Синаю. Гимн напоминает о Богоявлении на Синае). Хотя истинно верующий и трепещет перед лицом грозных переворотов, но у него есть оплот и надежда вера. Он прибегает к Богу не за тем, чтобы Он даровал ему благоденствие. Бог его жизнь и его радость. Верного ничто не может поколебать. Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании, освобождающий человека от корыстного отношения к вере. | ||||||||
Проект "Христианское просвещение"
ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной
рассылке, которую получают более 6000 человек. | ||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
| ||||||||
www.messia.ru/r2/4/b20_197.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||