РЕСТАВРАЦИЯ.
ПРОРОКИ АГГЕЙ И ЗАХАРИЯ
(ок. 520 г. до Р. Х.)
Пророк
Аггей (евр. ХАГ`АЙ,
«праздник»; его память православная Церковь отмечает 16/29 декабря.) жил
в эпоху мессианского движения, которое вспыхнуло среди иудеев в конце
VI в. до Р. X. Испытав первые невзгоды после возвращения на землю
отцов, евреи впали в маловерие и глубокое уныние. Строительство Храма
было прекращено, благочестие угасало. Тогда Бог воздвиг двух пророков — Аггея
и Захарию, которые вдохновили народ, предрекая пришествие Мессии, и побудили
его возобновить постройку Храма. В то время палестинские иудеи подчинялись
персидскому сатрапу и владели лишь Иерусалимом с его окрестностями.
Во главе Общины стоял князь из дома Давидова Зоровавель, который привел
переселенцев из Вавилона в 538 г. до Р. X. Пророк Аггей обратился
к нему с требованием приступить к строительству Храма. Речи пророка
точно датированы с августа по декабрь 520 г. Вероятно, вскоре после
этого Аггей умер. По преданию (сохраненному Псевдо-Епифанием), он дожил
до освящения Второго Храма (515).
Основная
мысль Книги пророка Аггея — необходимость воздвигнуть Храм в преддверии мессианского
Царства. Пророк напоминает маловерным иудеям о том, что обетование о пришествии
Мессии непреложно. По-видимому, сам пророк полагал, что Завет Божий
исполнится в лице Зоровавеля, сына Давидова. Здесь мы имеем дело еще
с одним примером того, как сокращалась временная перспектива в пророческом
предвидении будущего. Поэтому уверенность Аггея в том, что Зоровавель
есть Помазанник, могла превратиться в ожидание немедленного установления
Царства Божия. Судьба Зоровавеля показала, однако, что время Мессии еще не настало.
После освящения Храма мы больше ничего о Зоровавеле не слышим.
По некоторым намекам можно предположить, что он возглавил мессианское
восстание в Иерусалиме, которое было подавлено персами (1Езд 4.15).
Согласно другому предположению, Зоровавель был смещен с поста правителя
и возвращен в Вавилон. Книга пророка Аггея есть свидетельство веры в пришествие
Мессии, прозвучавшее на фоне общего упадка духа и маловерия.
1.
Четыре пророчества (Аг 1—2)
1.1 Во второй
год царя Дария, в шестой месяц, в первый день месяца, было слово Господне
через Аггея пророка к Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю Иудеи, и к Иисусу,
сыну Иоседекову, великому иерею: 2 так сказал
Господь Саваоф: народ сей говорит: ≪не пришло еще время, не время
строить дом Господень≫. 3 И было слово
Господне через Аггея пророка: 4 а вам самим
время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?
5 Посему ныне так говорит Господь
Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 6 Вы сеете много, а собираете мало; едите,
но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь;
зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька.
7 Так говорит
Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши. 8 Взойдите
на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить
к нему, и прославлюсь, говорит Господь. 9 Ожидаете
многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею, —
за что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда
как вы бежите каждый к своему дому. 10 Посему-то
небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает
своих произведений. 11 И Я призвал засуху на землю,
на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на всё,
что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий
ручной труд.
2.1 В седьмой
месяц, в двадцать первый день месяца, было слово Господне через Аггея пророка:
2 скажите теперь Зоровавелю, сыну Салафиилеву, правителю
Иудеи, и Иисусу, сыну Иоседекову, великому иерею, и остатку народа:
3 кто остался между вами, который
видел этот дом в прежней его славе, и каким видите вы его теперь?
Не есть ли он в глазах ваших как бы ничто? 4 Но ободрись ныне, Зоровавель, говорит Господь,
ободрись, Иисус, сын Иоседеков, великий иерей! ободрись, весь народ земли,
говорит Господь, и производите работы; ибо Я с вами, говорит Господь
Саваоф. 5 Завет Мой, который
Я заключил с вами при исшествии вашем из Египта, и дух
Мой пребывает среди вас; не бойтесь! 6 Ибо так говорит Господь Саваоф:
еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу;
7 и потрясу все народы, и придет Желаемый
всеми народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. 8 Мое серебро
и Мое золото, говорит Господь Саваоф. 9 Слава
сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте
сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф.
1.2.
Пророк имеет в виду людей, которые не желали строить Храм, полагая,
что сначала нужно позаботиться о хозяйственных нуждах города и области.
1.5-11. Пророк указывает на засуху
и голод как на признак гнева Божия. Святое дело должно быть продолжено.
Ревность о Храме следует поставить на первое место, а всё прочее
будет дано людям (ср. Мф 6.33).
2.3-4.
Речь идет о людях, которые не могли примириться с мыслью о том,
что великолепный Соломонов Храм погиб. Господь обещает, что слава нового
Храма превзойдет славу старого. Это пророчество исполнилось, когда во Втором
Храме проповедовал Христос.
2.5.
Основой надежды должна быть твердая вера в Завет Божий, заключенный с праотцами
народа. То, что обещано Богом, свершится вопреки всем препятствиям.
2.6-7. Пророк изображает явление
Бога в мир в виде мировой катастрофы. Образы ее должны показать величие
Царства Ягве в сравнении со всеми мировыми державами.
2.11-14.
Неприкосновенность посвященных Храму предметов была знаком благоговения. К нему-то
и призывает пророк охладевший к вере народ.
Пророк
Захария (евр. ЗЕХАРЙ`А,
«тот, о ком помнит Ягве»; его память православная Церковь отмечает 8/21
февраля) был сподвижником пророка Аггея. В книге приведена его родословная,
из чего следует, что он принадлежал к знатному роду. Согласно позднейшему
преданию, Захария прибыл в Иерусалим еще молодым и умер в глубокой
старости, членом великого Собора (коллегии законоучителей, толковавших Писание).
Начало проповеди Захарии приходится на октябрь — ноябрь 520 г. до Р.
X.
Большинство современных библеистов относят
2-ю часть Книги Захарии (гл. 9—14) к концу IV в., к эпохе
Александра Македонского.
Богословие первой части
Книги Захарии носит преимущественно мессианский характер. Темы книги следующие:
а) возрождение Храма и Иерусалима; б) обращение народов и мессианское
Царство, которое покончит с мировым злом; в) добродетель как служение
Богу; г) двойственная природа мессианской власти (князь и первосвященник).
2.
Призыв к покаянию (Зах 1.1-6)
3.
Мир на земле. Иерусалим прощен (Зах 1.7-17)
Видения
Захарии близки по форме и по духу к видениям Иезекииля. Они свидетельствуют
о духовных силах, которые участвуют в мировой истории.
1.11-12.
В Ахеменидской державе, покорившей почти весь Древний Восток от Малой
Азии до Индии, воцарился мир. Только Иерусалим страждет, разоренный и обнищавший.
4.
Грядущее Богоявление в Сионе (Зах 1.18
— 2)
5.
Первосвященник и Мессия (Зах 3)
1 И показал
он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану,
стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. 2 И сказал
Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь,
избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня? 3 Иисус
же одет был в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, 4 который
отвечал и сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные
одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю
тебя в одежды торжественные. 5 И сказал:
возложите на голову его чистый кидар. И возложили чистый кидар на голову
его, и облекли его в одежду; Ангел же Господень стоял.
6 И засвидетельствовал
Ангел Господень и сказал Иисусу: 7 так говорит
Господь Саваоф: если ты будешь ходить по Моим путям и если будешь
на страже Моей, то будешь судить дом Мой и наблюдать за дворами
Моими. Я дам тебе ходить между сими, стоящими здесь.
8 Выслушай
же, Иисус, иерей великий, ты и собратия твои, сидящие перед тобою, мужи знаменательные:
вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ. 9 Ибо вот тот камень, который Я полагаю
перед Иисусом; на этом одном камне семь очей: вот, Я вырежу на нём
начертания его, говорит Господь Саваоф, и изглажу грех земли сей в один
день. 10 В тот день, говорит Господь Саваоф, будете
друг друга приглашать под виноград и под смоковницу.
3.1-5.
Иисус, сын Иоседеков, первосвященник времен Зоровавеля. Он как «предстатель»
несет на себе грех народов (запятнанные одежды). Сатана (евр. САТ`АН,
противник) здесь впервые в Ветхом Завете назван прямо, но представление
о нём еще нечеткое. Его внушениями порожден грех Иерусалима, который
теперь смывает Господь (ср. Пс 50.4-14). Если прежде у первосвященника
были отняты его регалии (Иез 21.26), то теперь они возвращаются
ему.
3.8-10. Отрасль
(евр. Ц`ЕМАХ)
означает Мессию, который вырастает подобно молодому побегу из корня срубленного
дерева (ср. Ис 11.1).
6.
Два помазанника (Зах 4)
1 И возвратился
тот Ангел, который говорил со мною, и пробудил меня, как пробуждают
человека от сна его. 2 И сказал он мне:
что ты видишь? И отвечал я: вижу, вот светильник весь из золота,
и чашечка для елея наверху его, и семь лампад на нём, и по семи
трубочек у лампад, которые наверху его; 3 и две маслины
на нём, одна с правой стороны чашечки, другая с левой стороны ее.
4 И отвечал я и сказал Ангелу, говорившему
со мною: что это, господин мой? 5 И Ангел,
говоривший со мною, отвечал и сказал мне: ты не знаешь, что это?
И сказал я: не знаю, господин мой. 6 Тогда отвечал он и сказал
мне так: это слово Господа к Зоровавелю, выражающее: не воинством
и не силою, но Духом Моим, говорит Господь Саваоф. 7 Кто ты,
великая гора, перед Зоровавелем? ты — равнина, и вынесет он краеугольный
камень при шумных восклицаниях: ≪благодать, благодать на нём!≫
8 И было ко мне слово Господне: 9 руки Зоровавеля
положили основание дому сему, его руки и окончат его, и узнаешь,
что Господь Саваоф послал Меня к вам. 10 Ибо
кто может считать день сей маловажным, когда радостно смотрят на строительный
отвес в руках Зоровавеля те семь, — это очи Господа, которые объемлют
взором всю землю? 11 Тогда отвечал я и сказал
ему: что значат те две маслины с правой стороны светильника и с левой
стороны его? 12 Вторично стал я говорить и сказал
ему: что значат две масличные ветви, которые через две золотые трубочки
изливают из себя золото? 13 И сказал он мне:
ты не знаешь, что это? Я отвечал: не знаю, господин мой. 14 И сказал
он: это два помазанные елеем, предстоящие Господу всей земли.
4.3.
Две маслины — аллегория двуединства мессианской власти, Сына Давидова
и первосвященника. Оба они прообразуют Христа-Царя и Первосвященника
(Евр 4.14).
4.6-7.
Зоровавель представлен как помазанник, который действует не земной
силой, но силой Духа Божия.
4.9.
Указание на роль Зоровавеля в построении Храма.
7.
Мир на земле предваряет пришествие Мессии (Зах 5
— 6)
В речах Захарии образ исторического
Зоровавеля сливается с образом Мессии. В духовном смысле это пророчество
означает, что обетование, данное роду Давидову, не отменено.
8.
Восстановление Храма (516 г. ) (1Езд
5.2 — 6)
9.
Истинное служение Богу. Обращение народов
(Зах 7.1-10;
8.18-23)
7.1 В четвертый
год царя Дария было слово Господне к Захарии, в четвертый день девятого
месяца, Хаслева, 2 когда Вефиль послал Сарецера и Регем-Мелеха
и спутников его помолиться пред лицом Господа 3 и спросить
у священников, которые в доме Господа Саваофа, и у пророков,
говоря: плакать ли мне в пятый месяц и поститься, как я делаю это
уже много лет?
4 И было
ко мне слово Господа Саваофа: 5 скажи всему народу земли сей и священникам так:
когда вы постились и плакали в пятом и седьмом месяце, притом
уже семьдесят лет, для Меня ли вы постились? для Меня ли?
6 И когда вы едите и когда пьете,
не для себя ли вы едите, не для себя ли вы пьете?
7 Не те же ли слова провозглашал Господь
через прежних пророков, когда еще Иерусалим был населен и покоен
и города вокруг него, южная страна и низменность, были населены?
8 И было
слово Господне к Захарии: 9 так говорил тогда Господь Саваоф: производите
суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый к брату
своему; 10 вдовы и сироты, пришельца и бедного
не притесняйте и зла друг против друга не мыслите в сердце
вашем.
8 .18 И было
ко мне слово Господа Саваофа: 19 так говорит
Господь Саваоф: пост четвертого месяца и пост пятого, и пост седьмого,
и пост десятого соделается для дома Иудина радостью и веселым торжеством;
только любите истину и мир.
20 Так говорит
Господь Саваоф: еще будут приходить народы и жители многих городов;
21 и пойдут жители одного города к жителям другого
и скажут: пойдем молиться лицу Господа и взыщем Господа Саваофа; и каждый
скажет: пойду и я. 22 И будут приходить многие
племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме
и помолиться лицу Господа. 23 Так говорит Господь
Саваоф: будет в те дни, возьмутся десять человек из всех разноязычных
народов, возьмутся за полу Иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою,
ибо мы слышали, что с вами Бог.
7.1-3.
Более правильным признается такой перевод: «Послал Вефиль-Сарецер Регем-Мелеха
и спутников его…» Осенью 518 г. знатные вавилонские иудеи, прослышав
об успешных работах по воссозданию Храма, посылают в Иерусалим
спросить: соблюдать ли пост в день разрушения Храма?
7.4-10.
Ответ пророка заключается в том, что истинный пост, угодный Богу,
— это справедливость и милосердие (ср. Ис 58.3-7).