Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска: Библия, Ветхий Завет: законники Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. | ||||||||
ЗАКОННИКИ (V в. до Р. Х.)В период между 516 и 445 гг. иудейская община прошла через новую полосу кризиса. Зоровавель был отстранен. Иудеи по-прежнему владели только Иерусалимом и его окрестностями. Самарийский правитель, которому подчинялась Община, разрушил стены города и сжег все его ворота (см. 1 Езд 4.6-23). Это сделало Иерусалим легкой добычей для разбойничьих банд и соседних племен. Многие иудеи вступали в браки с язычниками, дети их забывали родной язык и веру. Проповедь универсализма, исходившая от школы Исайи, не пробудила в иудеях миссионерского рвения. Община угасала как национальное и религиозное целое. Тогда за спасение ее взялись люди, жившие вне Палестины: царедворец персидского царя Неемия и ученый книжник из Вавилона Ездра (евр. ЭЗР`А). Их подлинные записи вошли в цикл книг позднего библейского историка (III в. до Р. X. ), который написал Паралипоменон, 1 Книгу Ездры и Книгу Неемии. В последних двух книгах, по мнению экзегетов, несколько нарушен хронологический порядок событий. Предлагаемая ниже последовательность чтения есть опыт его реконструкции. I. ПРОРОК МАЛАХИЯ УВЕЩЕВАЕТ НАРОД, УТРАТИВШИЙ ВЕРУИмя Малахия (евр. МАЛЕАХ`И; память пророка Православная церковь отмечает 3/16 января) означает «Мой вестник», или «Мой посланник». Многие толкователи считают это имя псевдонимом пророка. О жизни и личности автора Книги пророка Малахии ничего не известно. Из содержания ее можно заключить, что пророк писал в период между построением Второго Храма (515) и началом реформ Ездры и Неемии (445). В этот период взрыв энтузиазма, порожденный пророками Аггеем и Захарией, угас. Иудея обнищала до крайности. У нее не осталось и тени самостоятельности. Книга Малахии имеет своеобразную форму. Она состоит из ряда диалогов между пророком и сомневающимися. Книга дополняет учение предшествующих пророков, которые делали ударение на нравственной стороне служения Богу. Малахия, не отрицая этого, показывает, что небрежность в соблюдении «церковного устава» также недопустима. Обряд и жертва есть выражение благочестия, и, если они совершаются без тщания, это является оскорблением Бога (Иер 48.10). Малахия говорит о наступлении Дня Господня, которое будет предварено явлением великого вестника (ангела) Ягве. Этим вестником стал Предтеча Христов Иоанн (Мк 1.1-2). 1. Обличение нерадивого духовенства (Мал 1 2.16)1.1 Пророческое слово Господа к Израилю через Малахию. 2 Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: «в чём явил Ты любовь к нам?» Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, 3 а Исава возненавидел и предал горы его опустошению и владения его шакалам пустыни. 4 Если Едом скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда. 5 И увидят это глаза ваши, и вы скажете: «возвеличился Господь над пределами Израиля!» 6 Сын чтит отца, и раб господина своего: если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: «чем мы бесславим имя Твое?» 7 Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб и говорите: «чем мы бесславим Тебя?» Тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения». 8 И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это, или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. 9 Итак, молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. 10 Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. 11 Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф. 12 А вы хулите его тем, что говорите: «трапеза Господня не стоит уважения, и доход от нее пища ничтожная». 13 Притом говорите: «вот сколько труда!» и пренебрегаете ею, говорит Господь Саваоф, и приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар; могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь. 14 Проклят лживый, у которого в стаде есть неиспорченный самец, и он дал обет, а приносит в жертву Господу поврежденное: ибо Я Царь великий, и имя Мое страшно у народов.
2.13 И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. 14 Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя. 15 Но не сделал ли того же один, и в нём пребывал превосходный дух? что же сделал этот один? он желал получить от Бога потомство. Итак, берегите дух ваш, и никто не поступай вероломно против жены юности своей. 16 Если ты ненавидишь ее, отпусти, говорит Господь Бог Израилев; обида покроет одежду его, говорит Господь Саваоф; посему наблюдайте за духом вашим и не поступайте вероломно. 1.2-3. Некогда
из двух сыновей Исаака Господь избрал Иакова, ибо Исав (Едом) предпочел
земное благо, а Иаков уверовал в невидимое, в благословение Божие
(Быт 25.27-34). Уделом Иакова (Израиля) сделались Обетование, Завет
и Закон. Едом же стал обычным, похожим на прочие царством, он причинял
много обид братскому народу. Пророк напоминает об избрании Иакова, чтобы
укрепить веру тех, кто заколебался и усомнился в духовном призвании
Израиля. Возненавидел — означает не ненависть в обычном смысле
слова, а меньшее предпочтение (ср. Лк 14.26). 2. Господь близок (Мал 2.17 3.9)2.17 Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит», или: «где Бог правосудия?» 3.1 Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. 2 И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, 3 и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде. 4 Тогда благоприятна будет Господу жертва Иуды и Иерусалима, как во дни древние и как в лета прежние. 5 И приду к вам для суда и буду скорым обличителем чародеев и прелюбодеев и тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца, и Меня не боятся, говорит Господь Саваоф. 6 Ибо Я Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились. 7 Со дней отцов ваших вы отступили от уставов Моих и не соблюдаете их; обратитесь ко Мне, и Я обращусь к вам, говорит Господь Саваоф. Вы скажете: «как нам обратиться?» 8 Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями. 9 Проклятием вы прокляты, потому что вы весь народ обкрадываете Меня. 3.1-3.
В ответ тем, кто перестал надеяться на правосудие Божие (2.17),
пророк говорит о пришествии Ягве, которое предварит великий вестник. 3. Ответ сомневающимся (Мал 3.13 4)3.13 Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?» 14 Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицом Господа Саваофа? 15 И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». 16 Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицом Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». 17 И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. 18 И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему. 4 .1 Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей. 2 А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его, и вы выйдете и взыграете, как тельцы упитанные. 3 И будете попирать нечестивых, ибо они будут прахом под стопами ног ваших в тот день, который Я соделаю, говорит Господь Саваоф. 4 Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. 5 Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. 6 И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием. 4.5-6. Путь Богу подготовит Илья-пророк, который будет вновь послан на землю и явится великим ангелом (посланником) Ягве. Смысл этого пророчества раскрыт в словах Христовых об Иоанне Крестителе, который подготовил Иудею к евангельской проповеди (Мф 11.14). II. МИССИЯ НЕЕМИИ1. Неемия назначается правителем Иерусалима (445 г.) (Неем 1 2.9)
Неемия был царедворцем Артаксеркса I. 2. Восстановление стен Иерусалимских (Неем 2.11 3)
3. Реформа Неемии и происки его врагов (Неем 4.7-23)
III. МИССИЯ ЕЗДРЫ1. Ездра получает религиозную власть над Иерусалимом (1 Езд 7)Артаксеркс, исповедовавший религию Агурамазды (верховного бога персов), мог усматривать в иудейской религии веру, родственную его собственной (В персидской религии была тенденция к монотеизму, хотя враг Агурамазды считался также извечным. Уже после Р. X. последователи этой религии пришли к единобожию.). Кроме того, назначение Ездры имело политический смысл, так как ставило религиозные дела в Иерусалиме под контроль и опеку царя. Ездра, человек фанатический и упорный, замыслил воспользоваться правами, данными ему Артаксерксом, для того чтобы навсегда поставить Общину иудеев в рамки Закона. Ездра, вероятно, уже располагал полным Пятикнижием, которое он намеревался сделать религиозным и гражданским кодексом Общины. 2. Ездра прибывает в Иерусалим (ок. 438 г.) (1 Езд 8.15-36)
3. Публичное чтение Закона (Неем 8)
4.
Ездра решает запретить браки с язычницами | ||||||||
Проект
"Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может
быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек. | ||||||||
Здесь
вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки. | ||||||||
www.messia.ru/r2/4/b33_214.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предш. выпуск серии | ||||