Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
Тема выпуска: Символ веры: Господь Иисус Христос |
||||||||
В связи с возникающими
иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
> …И ВО ЕДИНОГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА…> Главное исповедание христиан таково: Иисус Христос есть Господь. Когда Он Сам спросил своих учеников, за кого они Его почитают, «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты Христос, Сын Бога живаго» (Мф.16.16). > Иисус есть Христос. Это самый первый акт веры. Рождённый от Девы Марии Младенец был назван Иисус (по-еврейски Иешуа), что в переводе означает Спаситель: «Наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1.21; Лк.1.31). Этот Иисус и есть Христос, Помазанник, Мессия Израиля, обещанный миру через Авраама и его потомков. > Но кем должен быть Мессия? Это второй вопрос, заданный Христом, на этот раз не ученикам, а тем, кто насмехались над Ним и пытались поймать Его на слове. Он спрашивал их не потому, что они могли бы ответить на этот вопрос или хотели бы знать ответ, но чтобы ознаменовать начало того часа, ради которого Он пришёл часа спасения мира.
> Уже после воскресения Иисуса Христа апостолы и другие члены Церкви, вдохновленные Духом Святым, как некогда и Давид, поняли значение Его слов: Иисус есть Христос. И Христос есть Господь. Тайна Иисуса Христа-Мессии заключается в том, что Он есть Единый и Единственный Господь, отождествляемый с Самим Богом Ягве Ветхого Завета. > Для евреев и первохристиан название «Господь» могло относиться только к Богу: «Бог Господь и явися нам» (Пс.118). Господь и Бог это Ягве, но также и Иисус-Мессия. Ибо, хотя Иисус Христос говорил: «Отец Мой более Меня» (Ин.14.28), но также и утверждал: «Я и Отец одно» (Ин.10.30). > Вера «во Единого Господа Иисуса Христа» и была тем главным исповеданием, за которое первохристиане готовы были умереть, ибо оно утверждает тождественность Иисуса Христа со Всевышним Богом.
> …СЫНА БОЖИЯ, ЕДИНОРОДНАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕК. СВЕТА ОТ СВЕТА, БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА, РОЖДЕННА, НЕСОТВОРЕННА, ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ, ИМЖЕ ВСЯ БЫША…> Существует только один вечный Сын Божий. Он называется Единородным, ибо только Он рождён от Отца. > Он рождён от Отца прежде всех век, то есть до акта творения, до начала всякого времени. Время началось вместе с мирозданием, Бог же существует в вечном вневременном бытии без начала или конца. Само слово «вечность» вовсе не означает «бесконечное время», это отсутствие времени вообще, отсутствие прошлого и будущего, только одно всеобъемлющее настоящее. Для Бога всё «ныне». > В этом вечном настоящем Бога, до сотворения мира, Бог Отец рождает Своего Единородного Сына вечным, всегда существующим рождением. Безусловно, никогда не было «времени», когда бы Сын Божий не существовал, а это именно и отрицал своим учением еретик Арий, формально осуждённый первым Вселенским Собором. > Итак, рождённый от Отца и имеющий Своё начало в Нём, Единородный Сын Божий всегда существовал, или, вернее, «существует» несотворённый, вечный и божественный. Евангелие от Иоанна так и говорит:
> На примере тварного мира мы знаем, что всё рождённое должно быть похоже на породившее его: от людей рождаются люди, от птиц птицы, от рыб рыбы, от цветов цветы. И если Бог в сверх изобильном совершенстве Своего Божественного бытия рождает Сына, то Сын должен быть похож на Отца во всём, кроме, конечно, самого факта Его Сыновства. Следовательно, если Бог Отец божественно и вечно совершенен, истинен, мудр, добр, любвеобилен и, опять возвращаясь к литургическим молитвам, «не-изреченен, недоведом, невидим, непостижим, присно сый, такожде сый…» то и Бог Сын обладает всеми теми же качествами. Поэтому Он есть, конечно, Свет от Света, Бог истинный от Бога истинного. Даже сама мысль, что рождённый от Бога может быть меньше Бога, говорит один святой Церкви, бесчестит Бога. > И поэтому <слово> единосущный объединяет всё вышесказанное: Бог Сын есть всё то, что есть Бог Отец. > Согласно православному пониманию Божественного откровения, Бог есть предвечный Отец по Своей природе, и не может быть одиноким, потому что Его Существо, будучи Любовью и Добром, естественно «переполняет» Себя, «изливается» из Себя и «воспроизводит» Себя в рождении Божественного Сына «возлюбленного Сына Своего» (Кол.1.13). > Всегда пребывая с Отцом, Сын также является и одной жизнью, одной волей, одной силой и одним действием с Ним. Как мы уже знаем, первоначальное действие Бога, направленное вне Его Божественного бытия, это акт творения. Отец есть «Творец неба и земли», а Сын есть Тот, через Кого всё было сотворено, Имже вся быша. Он действует в творении, исполняя волю Своего Отца, и как сам акт творения, так и каждое деяние, направленное в мир (откровение, спасение и прославление), желается Отцом исполняется Сыном (о Святом Духе мы будем говорить позже) в едином божественном действии. Поэтому Книга Бытия показывает нам, что Бог творит через Своё Слово («И сказал Бог»), а в Евангелии от Иоанна мы находим следующее откровение:
> Точно так же учит и апостол Павел:
> …НАС РАДИ ЧЕЛОВЕК И НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС…> Центральное утверждение Священного Писания состоит в том, что:
> Выражение, что Сын Божий «сошёл с небес и воплотился», вовсе не значит, что Он находился где-то наверху во вселенной, а затем спустился на Землю. «Сшедший с небес» на языке Священного Писания это: пришедший из совершенно иного, божественного бытия, которое находится вне пределов пространства и времени тварного физического мира. Вообще, мы должны всегда помнить символический характер наших слов и утверждений о Боге. > «Сшедший с небес» также не означает, что до воплощения Сын Божий совершенно отсутствовал в мире. Сын всегда был в мире, ибо «мир чрез Него начал быть» (Ин.1.10) и в Нём лично «была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1.4). > Каждый человек, будучи сотворённым «по образу и подобию Божию», по своей человеческой природе уже является отражением Сына Божьего, который в свою очередь Сам есть нетварный «образ Бога» (Кол.1.15). Поэтому Сын, или Слово, или Сияние Божества, как он называется в Писаниях, всегда был в мире, присутствуя в каждом из Своих «тварных образов» не только как их Творец, но и как Тот, Чьё бытие разделяется и отражается ими. > Кроме того, православное учение утверждает, что все богоявления святым Ветхого Завета были явлениями Отца через посредство Сына, или Логоса. Так, например, произошли откровения Моисею, Илие и Исаие. Более того, Слово Божье, открытое ветхозаветным пророкам и святым, и сами слова Закона Моисеева (которые на иврите так и называются «слова», а не «заповеди», как мы говорим по-русски) также являются откровениями Бога через Своего Сына, Божественное Слово. Поэтому, в ветхозаветном свидетельстве откровения Бога Слова можно найти такие отрывки, как, например, следующий текст пророка Исайи, говорящий о Нём почти так же личностно, как и христианское Евангелие:
|
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/a07_061.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
<= предш. часть книги |
|
![]() |