Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
||||||||
После вынужденного перерыва вернемся к нашей рассылке.
Тема выпуска: Декалог: 1-я и 2-я заповеди Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части. |
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
> «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»> Иисус сжато изложил обязанности человека перед Богом в следующих
словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим,
и всею душою твоею, и всем разумением твоим» (Мф 22,37)20.
Эти слова как эхо отзываются на торжественный призыв:
«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть»
(Втор 6,4). > Первая Заповедь
> I. «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему служи»> Бог открывается людям, напоминая о Своем всемогущем, благоволительном и освободительном действии в истории того, к кому Он обращается: «Я... вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства». В первом "слове" содержится первая заповедь Закона: «Господа Бога твоего бойся и ему одному служи» (...) «Не последуйте иным богам» (Втор 6,13-14). Первый призыв и справедливое требование Бога состоит в том, чтобы человек принял Его и поклонялся Ему. > Бог Единый и Истинный являет вначале Израилю Свою Славу22. Откровение призвания человека и истины о нём связано с откровением Бога. Призвание человека свидетельствовать о Боге своими поступками в соответствии с тем, что он создан «по образу и подобию Божию».
> «Первая из заповедей охватывает веру, надежду и любовь. Кто говорит о Боге, тот, по существу, говорит о Ком-то постоянном, неизменном, всегда одинаковом, верном, совершенно справедливом. Отсюда следует, что мы непременно должны принимать Его слова, и полностью Ему верить и доверять. Он Всемогущий, милостивый, творящий благо. Кто мог бы не возлагать на Него всех надежд? Кто мог бы не любить Его, созерцая сокровища доброты и благости, которые Он излил на нас? Отсюда формула, которой Бог пользуется в Священном Писании либо в начале, либо в конце своих повелений: „Я Господь”24». > Вера> Источник нашей нравственной жизни вера в Бога, открывающего нам Свою любовь. Св. Павел говорит о «послушании веры» (Рим 1,5; 16,26) как о первейшей обязанности. Вера усматривает в «непризнании Бога»25 источник и объяснение всех моральных извращений. Наш долг по отношению к Богу есть вера в Него и свидетельство о Нём. > Первая Заповедь призывает нас укреплять и хранить нашу веру с благоразумием и бдительностью, отбрасывая всё, что противостоит ей. <...> <....> > Надежда> Когда Господь являет Себя и призывает человека, человек не может полностью ответить на Его призыв своими собственными силами. Он должен надеяться на то, что Бог даст ему способность любить Его ответной любовью и поступать сообразно заповедям любви. Надежда это доверчивое ожидание Божиего благословения и блаженного видения Бога; она есть также боязнь оскорбить любовь Божию и вызвать наказание. > Первая заповедь имеет в виду также грехи против надежды отчаяние и самонадеянность. > В отчаянии человек перестает надеяться, что получит от Бога свое личное спасение, помощь его достижения или прощение своих грехов. Отчаяние противоречит благости Бога, Его Справедливости ибо Господь верен своим обещаниям и его Милосердию. > Самонадеянность может быть двух видов. Либо человек преувеличивает свои способности (надеясь, что может спастись без помощи свыше), либо он неверно воспринимает всемогущество и милосердие Божие (надеясь, что получит прощение без обращения и славу без заслуг). > Любовь> Вера в любовь Божию несет с собой призыв и обязанность отвечать на Божественное милосердие искренней любовью. Первая Заповедь повелевает нам любить Господа превыше всего и всех творений, для Него и ради Него27. > Грешить против любви Божией можно по-разному. Безразличие пренебрегает Божией любовью или отказывается принимать ее во внимание; оно не признаёт ее инициативу и отрицает ее силу. Неблагодарность забывает или не желает признать любовь Божию и отвечать на нее ответной любовью. Теплохладность это колебание или пренебрежение долгом отвечать на любовь Божию; она может вызвать отказ поддаться движению любви. Уныние, или духовная леность, может довести до отказа от радости, которая происходит от Бога, и до отвращения к божественному благу. Ненависть к Богу происходит от гордыни. Она сопротивляется любви Бога, отрицая Его доброту, пытается проклинать Бога как Того, Кто запрещает грех и наказывает. > II. «Ему Одному служи»> Поклонение> <...> Поклоняться Богу это значит признать Его как Бога, как Создателя и Спасителя, Господа и Владыку всего сущего, Любовь бесконечную и милосердную. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Лк 4,8), сказал Иисус, ссылаясь на Второзаконие (Втор 6,13). > Поклоняться Богу значит в абсолютном почтении и покорности признать «ничтожество твари», которая существует только благодаря Ему. Поклоняться Богу, восхвалять Его, превозносить Его, с благодарностью смиряя себя и, подобно Марии в «Magnificat», признавая, что Он сотворил великие дела и свято имя Его28. Поклонение Единому Богу освобождает человека от замыкания в себе, от рабства греху и от идолопоклоннического отношения к миру. > Молитва> Действия веры, надежды и любви, заповеданные первой заповедью, осуществляются в молитве. Когда наш дух поднимается к Богу, в этом выражается наше поклонение Ему: молитва хвалебная, благодарственная, ходатайственная и просительная. Молитва необходимое условие для того, чтобы мы могли следовать Божиим заповедям. «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк 18,1). > Жертва> Подобает приносить Богу жертвы в знак поклонения и признательности, мольбы и общения: «Настоящая жертва любое действие, совершенное, чтобы соединиться с Богом в святом общении и обрести блаженство»29. > Чтобы быть подлинной, внешняя жертва должна быть выражением жертвы духовной: «Жертва Богу дух сокрушенный...» (Пс 50,19). Пророки Ветхого Завета часто осуждали жертвы, приносимые без душевного участия30 или без любви к ближнему31. Иисус напоминает слова пророка Осии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф 9,13; 12,7)32. Единственная совершенная жертва та, что принес Христос на Кресте, без остатка отдав Себя любви Отца и ради нашего спасения33. Примыкая к Его Жертве, мы можем сделать нашу жизнь жертвоприношением Богу. > Обещания и обеты> Существуют различные обстоятельства, при которых христианин призван давать обещания Богу. Крещение <...>, бракосочетание и рукоположение всегда связаны с обещаниями. По личному благочестию, христианин также может пообещать Богу такой-то поступок, такую-то молитву, милостыню, паломничество и т.д. Верность обещаниям, данным Богу, это выражение почтения, которое подобает Божиему величию, а также любви к верному Богу. <....> > Религиозная социальная обязанность и право религиозной свободы> «Все люди должны искать истину, в особенности в том, что касается Бога и Его Церкви; а познав ее принять ее и быть ей верными»39. Этот долг проистекает из самой природы человека40. Он не противоречит «искреннему уважению» к разным религиям, «которые часто проливают луч правды, освещающей всех людей»41, ни требованию любви, настаивающему на том, чтобы христиане «вели себя с любовью, благоразумием и терпением по отношению к людям, пребывающим в неведении относительно веры»42. > Долг оказывать Богу настоящее поклонение касается человека и в плане индивидуальном, и в плане социальном. <...> Беспрерывно проповедуя людям Евангелие, Церковь трудится для того, чтобы они могли «образовывать в христианском духе мышление и нравы, законы и структуры общества, в котором они живут»44. Социальный долг христиан состоит в том, чтобы уважать и пробуждать в каждом человеке любовь к истине и добру. Он требует знакомить других людей с исповеданием единственной истинной религии <...>45. Христиане призваны стать светом мира46. Так Церковь делает явной царственную власть Христа над всем творением, и в частности над человеческим обществом47. > «В религиозных делах никто не должен быть принуждаем действовать против своей совести, и никому не должно строиться препятствий действовать, в справедливых пределах, по своей совести, в частной жизни или публично, в одиночестве или совместно с другими»48. Это право основано на самой природе человека, чье достоинство ведет к свободному присоединению к божественной истине, трансцендентной по отношению к порядку временного существования. Поэтому «право на свободу продолжает существовать и для тех, кто не удовлетворяет обязанности искать истину и принимать ее»49. <...> > Право на религиозную свободу не означает морального дозволения сознательно принимать заблуждение51 <...>. Оно означает естественное право человека на гражданскую свободу, то есть в справедливых пределах на свободу от внешнего давления в вопросах религиозного характера со стороны политических властей. Это естественное право должно быть признано в юридическом устроении общества, так, чтобы оно представляло собой гражданское право53. <...> > III. «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим»> Первая заповедь запрещает поклоняться другим богам, кроме Единого Господа, явившего Себя Своему народу. Она запрещает суеверие и безбожность. Суеверие <можно описать как> порочный избыток религиозности <...>. > Суеверие> Суеверие это искажение <нашего поклонения истинному Богу>. Оно может оказать влияние и на поклонение истинному Богу, например, когда приписывают как бы магическое значение действиям, в ином плане законным или нужным. Связывать действенность молитв или сакраментальных знаков с одной только материальной их стороной, вне требуемого ими внутреннего расположения, означает впасть в суеверие57. > Идолопоклонство> Первая заповедь осуждает многобожие (политеизм). Она требует от человека не верить в других богов, кроме Бога, не поклоняться другим божествам, кроме Единого. Писание постоянно напоминает о необходимости отвергать «идолов серебро и золото, дело рук человеческих. Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят»... Эти пустые идолы делают человека пустым: «Подобны им да будут делающие их и все, надеющиеся на них» (Пс 115,4-5.8)58. Бог, напротив, есть Бог Живой (Ис Нав 3,10; Пс 42, и т.д.), дающий жизнь и являющий себя в истории. > Идолопоклонство касается не только ложных языческих верований. Оно остается постоянным соблазном веры. Оно состоит в обожествлении того, что не есть Бог. Идолопоклонство возникает в тот момент, когда человек благоговеет перед сотворенным существом, ставя его на место Бога, и поклоняется ему будь то божества или демоны (сатанизм, например), или власть, или наслаждение, или раса, или предки, государство, деньги и т.д. «Не можете служить Богу и маммоне», говорит Иисус (Мф 6,24). Множество мучеников предпочли смерть поклонению «Зверю»59, отказавшись даже симулировать такое поклонение. Идолопоклонство отрицает единое владычество Божие; значит, оно несовместимо с общением с Богом60. > Поклонение Единому Богу интегрирует человеческую жизнь. Заповедь поклоняться Единому Господу упрощает человека и спасает его от бесконечного разделения. <...> Идолопоклонник тот, кто «приписывает чему угодно, кроме Бога, свое неистребимое ощущение Бога»61. > Гадание и магия> Бог может открыть будущее Своим пророкам или другим святым. Тем не менее праведное христианское поведение состоит в том, чтобы с доверием предать себя в руки Провидения в том, что касается будущего и отказаться от всякого нездорового любопытства по этому поводу. <...> > Любые формы гадания должны быть отброшены: попытки прибегать к сатане или к демонам, вызывать умерших, а также иные методы, якобы «открывающие» будущее62. Обращение к гороскопам, астрология, хиромантия, толкование предзнаменований и судеб, феномены ясновидения, обращение к медиумам скрывают за собой желание получить власть над временем, над историей и, в конечном счете, над человеком, и одновременно стремление расположить к себе некие оккультные силы. Все эти явления находятся в противоречии с поклонением и почтением, соединенными со страхом, исполненными любви, которые подобают одному только Богу. > Какое бы то ни было применение магии или колдовства, с помощью которых пытаются приручить оккультные силы, чтобы пользоваться ими и обладать сверхъестественной властью над ближним хотя бы и для того, чтобы дать ему здоровье, серьезно противоречит <благочестию>. Такого рода практика тем более предосудительна в том случае, если к ней прибегают с намерением повредить кому-то или если речь идет о вмешательстве бесов. Также заслуживает порицания привычка носить амулеты. Спиритизм часто ведет к гаданию или магии. Поэтому Церковь предупреждает верных о том, что надо избегать его. Обращение к так называемой народной медицине не узаконивает ни призывания злых духов, ни эксплуатацию чьей-то доверчивости. > <Безбожие>> Первая Заповедь осуждает основные грехи <безбожия>: искушение Бога словом или делом, кощунство (святотатство) и симонию (святокупство). > Искушение Бога означает попытку подвергнуть испытанию, словом или делом, Божие милосердие и Его всемогущество. Так сатана хотел добиться, чтобы Иисус бросился вниз с Храма и этим жестом заставил Бога вмешаться63. Иисус возражает ему Божиими словами: «Не искушай Господа Бога твоего» (Втор 6,16). Вызов, содержащийся в подобном искушении Бога, нарушает уважение и доверие, которые мы должны оказывать нашему Создателю и Господу. В нём всегда присутствует сомнение в Его любви, в Его Провидении и Всемогуществе64. > Кощунство состоит в надругательстве над таинствами или иными литургическими действами или в непочтительном обращении с ними, а также с лицами, вещами или местами, посвященными Богу. Кощунство есть грех особенно тяжкий, когда касается Евхаристии, ибо в этом таинстве само Тело Христа <сущностно присутствует>65. > Симония66 это покупка или продажа духовных благ. Симону Волхву, хотевшему купить духовную власть, действие которой он наблюдал у апостолов, Петр отвечает: «Серебро твое да будет погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян 8,20). Он сообразуется здесь со словами Христа: «Даром получили, даром давайте» (Мф 19,8)67. Невозможно присвоить себе духовные блага и обращаться с ними как собственник или хозяин, ибо источник их в Боге. Их можно только безвозмездно получить от Него. <...>/*/ > Атеизм> «Многие из наших современников совсем не замечают глубокой жизненной связи с Богом или же открыто отвергают ее, а поэтому атеизм надлежит считать в числе самых серьезных явлений нашего времени»70. > Под именем атеизма скрываются самые разные явления. Часто встречающаяся его форма это практический материализм, ограничивающий местом и временем нужды и устремления человека. Атеистический гуманизм ложно полагает, что человек «является самоцелью, единственным кузнецом и демиургом своей истории»71. Другая форма современного атеизма ожидание освобождения человека от экономического и социального закрепощения, которому «противостоит религия, поскольку по своей природе она возлагает надежду человека на будущую и призрачную жизнь, отвлекая ее от созидания земного града»72. > Отвергая или отрицая существование Бога, атеизм становится грехом против <благочестия>73. Но обстоятельства и намерения могут значительно смягчить виновность в нём. В зарождении и распространении атеизма «немалую вину могут нести сами верующие, поскольку о них можно сказать, что <пренебрегнув> воспитанием веры, или вследствие ложного изложения учения, или также в силу недостатков их религиозной, нравственной и социальной жизни, они более скрывают, нежели раскрывают подлинный облик Бога и религии»74. > Часто атеизм основывается на ложной концепции независимости человека, вплоть до отрицания какой бы то ни было зависимости его от Бога75. Но «признание Бога ни в коей мере не противоречит достоинству человека, поскольку достоинство это в Самом Боге основывается и совершается»76. Церковь знает, «что ее благовестие созвучно глубочайшим устремлениям человеческого сердца»77. > Агностицизм> Существуют разные формы агностицизма. В некоторых случаях агностик отказывается отрицать Бога; он, напротив, утверждает, что есть трансцендентное существо, которое якобы не может явить себя и никто не может ничего сказать о нём. В других случаях агностик не высказывается по поводу существования Бога, заявляя, что доказать его невозможно и невозможно даже утверждать или отрицать, что Бог есть. > Агностицизм может иногда содержать в себе некие поиски Бога, но может также быть безразличием, бегством от главного вопроса существования, а также леностью совести. Агностицизм слишком часто равносилен практическому атеизму. <Вторая заповедь (в западной nрадиции — часть первой)>> IV. «Не делай себе кумира и никакого изображения...»> Божие повеление означало, что запрещено любое изображение Бога человеческой рукой. Второзаконие объясняет: «(...) вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-нибудь кумира» (Втор 4,15-16). Бог, явивший Себя Израилю, это Бог абсолютно Трансцендентный. «Он есть все», но, в то же время, «Он превыше всех дел Своих» (Сир 43,29-30), «Он Виновник красоты» (Прем 13,3). > Однако, уже в Ветхом Завете Бог повелел или позволил создавать изображения, которые символически приводили бы к спасению через Воплощенное Слово: это медный змей78, ковчег Завета и херувимы79. > Именно основываясь на тайне Воплощенного Слова Седьмой Вселенский Собор в Никее (в 787 г.) осудил иконоборцев и утвердил почитание икон: изображений Христа, а также Богоматери, ангелов и всех святых. Воплотившись, Сын Божий начал новое «домостроительство» образов. > Христианское почитание изображений не противоречит <..> Заповеди, запрещающей идолов. Действительно, «почитание, воздаваемое образу, обращено к прообразу»80, и «тот, кто почитает образ, почитает изображенную на нём личность»81. Почитание икон это «выражение глубокого почтения», а не поклонение, которое подобает одному только Богу.
<.....>
|
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/z07_089.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |