Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! С Рождеством Христовым, дорогие подписчики! |
||||||||
Тема выпуска: Декалог: святость Божьего имени |
||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
||||||||
<Третья Заповедь (вторая в западной традиции)>
> I. Имя Господа свято> Вторая Заповедь предписывает почитать имя Господа. <...> она <...> регламентирует, в частности, нашу речь по отношению к святыням. > Среди всех слов Откровения есть одно особенное откровение имени Божиего. Бог доверяет Свое имя верящим в Него <...>. <То, что Господь открыл людям Свое имя, – свидетельство того, что Он желает близких отношений с ними.> «Имя Господа свято». Поэтому человек не может злоупотреблять Им. Он должен хранить его в памяти, в тишине поклонения, исполненного любви84. Он не должен произносить его иначе, нежели благословляя, восхваляя и прославляя его85. > Почитание имени Бога выражает преклонение перед тайной Самого Бога и перед всей священной реальностью, о которой говорит это имя. <...>
> Верный/*/ должен свидетельствовать об имени Господа, бесстрашно исповедуя свою веру87. Проповедь и катехизация должны быть проникнуты поклонением имени Господа нашего Иисуса Христа и его почитанием. ><Третья> Заповедь запрещает злоупотреблять именем Господа, то есть любое непочтительное и неуместное использование имени Бога, Иисуса Христа, Пресвятой Девы Марии и всех святых. > Обещания, данные во имя Божие, становятся делом чести, верности, правдивости и авторитета Бога. Справедливости ради они должны выполняться. Не выполнять их означает злоупотребить именем Божиим и в какой-то степени сделать из Бога лжеца88. > Богохульство прямо противоречит <Третьей> Заповеди. Оно состоит в произнесении наедине с собою или во всеуслышание слов ненависти, упрека, вызова; в злословии Бога; в недостатке почитания Его в словах о Нём; в злоупотреблении Его именем. Св. апостол Иаков осуждает тех, «кто бесславит доброе имя (Иисуса), которым вы называетесь» (Иак 2,7). Запрещение богохульства распространяется также на высказывания против Церкви Христовой, против святых и святынь. Богохульство совершается также, когда Божие имя используют для того, чтобы прикрывать преступные действия, держать в рабстве <..>, подвергать пыткам или убивать людей. Злоупотребление Божиим именем с целью совершить преступление ведет к отвержению религии. > Богохульство противоречит надлежащему почитанию Бога и Его святого имени. Оно само по себе тяжкий грех{}. > Проклятия, в которые вводится имя Божие без намерения богохульства, являются неуважением к Господу. Вторая Заповедь запрещает также употребление имени Божия в контексте магии.
> II. Имя Божие, произнесенное напрасно> Вторая Заповедь запрещает ложную клятву. Поклясться или принести присягу значит призвать Бога в свидетели того, что утверждаешь, использовать Божию правдивость как залог своей собственной правдивости. Клятва заручается именем Господним. «Господа, Бога твоего, бойся и Ему одному служи, и Его именем клянись» (Втор 6,13). > <...> Как создатель и Господь, Бог есть мерило всякой правды. Слово человека может быть в согласии или в противоречии с Богом, который есть сама Истина. Если клятва правдива и законна, она проливает свет на соотношение между человеческим словом и Божией истиной. Клятва ложная призывает Бога в свидетели лжи. > Тот, кто клятвенно дает обещание, которого не намерен сдержать, или тот, кто дав такое обещание, впоследствии его не исполняет, клятвопреступник. Клятвопреступление тяжкое неуважение к Господу всякого слова. Поклясться совершить злое дело противно святости имени Божьего. > Иисус представил Вторую Заповедь в Нагорной проповеди: «Еще слышали вы, что сказано древним: „не приступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои”. А Я говорю вам: не клянись вовсе (...). Да будет же слово ваше: „да, да”, „нет, нет”; а что сверх этого, от лукавого» (Мф 5,33-34.37)/**/ 91. Иисус учит, что всякая клятва касается Бога и что присутствие Бога и Его истины надо почитать в каждом слове. Тактичность в употреблении имени Божия в разговорном языке непосредственно связана с почтительным вниманием к Его присутствию; каждое наше утверждение свидетельствует о нём или, наоборот, является его поруганием. > Вслед за св. Павлом92, Предание Церкви считает, что слово Иисуса не воспрещает клятву, если она дается по важной и справедливой причине (например, перед судом). «Клятва, то есть произнесение имени Бога как свидетеля правды, может быть дана только для того, чтобы свидетельствовать о правде, благоразумно и по справедливости»{}. > Святость имени Божия требует, чтобы не прибегали к нему попусту и не клялись при таких обстоятельствах, когда это может быть истолковано как поддержка власть имущим, несправедливо добивающимся своего. Когда клятвы требует незаконная гражданская власть, можно отказаться ее давать. Надо отказаться давать клятву в том случае, если ее требуют с целью, противоречащей человеческому достоинству или церковной общине.
|
||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
||||||||
www.messia.ru/r2/5/z09_099.htm
Архив рассылки, формы подписки > www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск серии | ||||
|
![]() |