<Четвертая
Заповедь (Третья в западной традиции)>
|
Примечания
(> из ККЦ /
редактора рассылки)
|
> Помни день субботний, чтобы святить
его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела
твои; а день седьмой суббота Господу, Богу
твоему: не делай в оный никакого дела (Исх 20,8-10&98).
> Суббота для человека, а не человек
для субботы; посему Сын Человеческий есть господин
и субботы (Мк 2,27-28).
|
& В переводе
РБО, 2000 г.: "Помни, что суббота
священный день. Шесть дней работай, занимайся делами, а седьмой
день суббота: он принадлежит Господу, твоему
Богу. Работать в этот день нельзя никому..."
> 98
Ср. Втор 5,12-15.
|
> I.
День субботний
|
> <Четвертая>
Заповедь Декалога напоминает о святости субботы. «Седьмой
(день) суббота покоя, посвященная Господу»
(Исх 31,15).
|
> Священное Писание по этому поводу
напоминает сотворение мира: «Ибо в шесть дней
создал Господь небо и землю, море и всё, что в них;
а в день седьмой почил. Посему благословил Господь
день субботний и освятил его» (Исх 20,11).
|
> Кроме того, Священное Писание открывает
нам в дне Господнем напоминание об освобождении
Израиля из египетского рабства: «И помни,
что ты был рабом в земле Египетской, но Господь,
Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею
высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой,
соблюдать день субботний и свято хранить его»
(Втор 5,15).
|
> Господь даровал Израилю субботу, чтобы
он соблюдал ее в знак нерушимого Завета99.
Суббота для Господа это день святой, хранимый
для восхваления Бога, дела Его творения и спасительных
деяний во благо Израиля.
|
> 99
Ср. Исх 31,16.
|
> Действия Бога образец для действий
человека. Если Господь «почил и покоился»&
на седьмой день (Исх 31,17), то человек тоже
должен отдыхать и дать возможность другим, особенно бедным,
перевести дух (Исх 21,12). Суббота прерывает ежедневные
труды и дает передышку. Это день протеста против рабства
труду и культа денег100.
|
&
В переводе РБО, 2000 г.: "пребывал в покое
и отдыхал"
> 100
Ср. Неем 13,15-22; 2Пар 36,21.
|
> Евангелие повествует о множестве
случаев, когда Иисуса обвиняли в нарушении закона субботы.
Но Иисус никогда не нарушает святости этого дня101.
Он авторитетно дает истинное толкование его: «Не человек
для субботы, а суббота для человека» (Мк 2,27).
Исполненный сострадания, Христос считает законным «в субботу
добро делать», а не зло, «душу спасти»&,
а не «погубить» (Мк 3,4). Суббота
есть день Господа милосердного и почитания Бога102.
«Сын Человеческий есть господин и субботы»
(Мк 2,28).
|
> 101
Ср. Мк 1,21; Ин 9,16.
& В переводе В.Н. Кузнецовой ("Радостная
Весть", РВ): "Спасти жизнь..."
> 102
Ср. Мф 12,5; Ин 7,23.
|
> II. День Господень
|
|
> Сей день сотворил Господь:
возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс 118,24).
|
|
> День
Воскресения: новое творение
|
|
> Иисус воскрес из мертвых «в первый
день недели» (Мф 28,1; Мк 16,2; Лк 24,1;
Ин 20,1). Будучи «первым днем», день Воскресения Христова
<является напоминанием о первом
дне сотворения мира>. Как «восьмой день»,
следующий за субботой103,
он означает новое творение, начатое с Воскресением
Христа. Для христиан он стал первым из всех дней,
первым из всех праздников, Днем Господним (ή κυριακή
ήμέρα по-гречески, «dies
dominica» по-латыни: День Господень), «воскресеньем»:
|
> 103
Ср. Мк 16,1; Мф 28,1.
|
> Мы собираемся все вместе
в день солнца, потому что это первый день [после
еврейской субботы, но также первый день], когда Господь,
вызволяя из тьмы вещество, создал мир, и потому
что в этот же день Иисус Христос, наш Спаситель,
воскрес из мертвых104.
|
> 104
Св. Иустин, Апологии 1,67.
|
> Воскресенье
довершение субботы
|
|
> Воскресенье отчетливо отличается от субботы,
за которой оно хронологически следует каждую неделю
и которую оно заменяет для христиан с точки
зрения обрядового предписания. Через Пасху Христову воскресенье
исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает
вечный покой человека в Боге. Ибо культ Закона подготавливал
тайну Христа, и то, что совершалось в нём, было
в определенном смысле прообразом, относящимся ко Христу105:
|
> 105
Ср. 1Кор 10,11.
> 106
Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Магнезийцам 9,1.
|
> Те, кто жил по старому порядку
вещей, обрели новое упование, не соблюдая более субботы,
но празднуя День Господа, в который наша жизнь
получила благословение от Него и от Его смерти106.
|
> Празднование воскресенья претворяет в жизнь
моральное правило, естественно вписанное в человеческое
сердце, «внешнее, видимым образом, публично и регулярно
почитать Бога, чтобы сохранять память того великого всеобъемлющего
благодеяния, какое он сотворил людям»107.
Воскресное богослужение есть исполнение морального правила Ветхого
Завета, ритм и дух которого оно продолжает, еженедельно
прославляя Создателя и Искупителя своего народа.
|
> 107
<Summa theologiae — Св. Фома Аквинский, «Сумма
теологии»> 2-2,122,4.
|
> Воскресная
Евхаристия
|
|
> Воскресное
празднование Дня Господня и Евхаристии Господа находится
в самом сердце церковной жизни. «Воскресенье,
когда по апостольской традиции прославляется Пасхальная
тайна, должно соблюдаться во всей Церкви как самый
главный из предписанных праздников».{}
<...>
|
> 110
Ср. Деян 2,42-46; 1Кор 11,17.
& В переводе
РВ: "Не будем оставлять наших собраний, а то
у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг
друга..."
|
> Обычай христианского собрания датируется началом
апостольского века110.
Послание к Евреям напоминает: «Не будем оставлять
собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем
увещевать друг друга»& (Евр 10,25).
|
> Предание хранит
память об увещевании, неизменно живом: «Прийти
в церковь рано, приблизиться к Господу и исповедоваться
в грехах, молитвенно покаяться (...). Принимать участие
в святой и божественной литургии, закончить молитву
и не уходить до отпуста (...), Мы часто
говорили: этот день дан вам для молитвы и отдыха.
Это день, который сотворил Господь. Возрадуемся и возвеселимся
в <этот день>»111.
|
> 111
Неизвестный автор, Проповедь воскресного дня.
|
> «Приходом является определенная
община верующих христиан, постоянным образом учрежденная в отдельной
Церкви, пастырское попечение о которой под руководством
епархиального епископа доверяется приходскому настоятелю как
ее пастырю».{} Это место,
где все верующие могут собираться на воскресное
совершение Евхаристии. Приход приобщает христианский народ к обычному
выражению литургической жизни и собирает его на совершение
литургии; он преподает спасительное учение Христа; он воплощает
в жизнь милосердие Господне в добрых и братских
делах:
|
|
> Ты не можешь молиться дома так,
как в церкви, где собрано множество народа и где
вопль к Господу взлетает единым сердцем. Тут есть
нечто большее, союз духа, согласие душ, связь любви,
молитвы священников113.
|
> 113
Св. Иоанн Златоуст, О непостижимом естестве Божием
3,6.
|
> Обязанность
почитания воскресенья
|
<...>
|
|
> Воскресная Евхаристия основа
и утверждение всей христианской жизни в вере.
Поэтому верные& обязаны участвовать
в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они
не освобождены от этого обязательства по серьезной
причине (например, болезнь или уход за грудным
ребенком) <...>. Те, кто сознательно
не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий
грех.
|
&
В католической традиции это распространенное
наименование христианина, члена Церкви.
&&
"Литургия Слова" как часть мессы (литургии) в римокатолической
традиции соответствует православной "литургии оглашенных"
(см. здесь),
но она может, по всей видимости, совершаться и вне мессы,
без священника. Это аналогично православному чину
"изобразительных"
(см. ц.-слав.
текст с русским переводом).
|
> Участие в общем совершении воскресной
Евхаристии это свидетельство принадлежности
и верности Христу и Его Церкви. Верные подтверждают
так свое общение в вере и любви. Они вместе свидетельствуют
о святости Бога и о своей надежде на Спасение.
Они поддерживают друг друга под водительством Святого
Духа.
|
> «Если из-за отсутствия священнослужителя
или по какой-либо другой серьезной причине участие в совершении
Евхаристии невозможно, верным настоятельно рекомендуется участвовать
в литургии Слова&&, если таковая
совершается в приходской церкви или в другом освященном
месте, согласно распоряжению епархиального епископа, или же
посвятить приличествующее время молитве, в одиночку или
в семейном кругу, или же, если это возможно,
в собрании нескольких семей».{}
|
> День
благодати и отдыха от труда
|
> Как Бог «почил в день
седьмой от всех дел Своих» (Быт 2,2), так
и человеческая жизнь проходит в ритме труда и отдыха,
сменяющих друг друга. Установление Дня Господня способствует
тому, чтобы все имели время для отдыха и свободно
избранных занятий, достаточное для того, чтобы посвящать
себя семейной, культурной, социальной и религиозной жизни.{}
|
> В воскресенье и другие дни
предписанных праздников верные должны воздерживаться от трудов
или деятельности, которые препятствуют должному почитанию
Бога, радости, присущей Дню Господню, исполнению дел милосердия
и необходимому отдыху тела и духа.{}
Семейные обязанности или дело, приносящее большую общественную
пользу, представляют собой законное основание для несоблюдения
предписания о воскресном отдыхе. Верные должны следить
за тем, чтобы эти законные причины не повлекли
за собой привычек, вредных для религии, семейной жизни
и здоровья.
|
|
<...>
|
|
> Христиане, располагающие временем для досуга,
пусть помнят о братьях своих, у которых есть те же
права и те же нужды, но которые не могут
отдыхать из-за бедности и нищеты. Воскресенье традиционно
посвящается, согласно принципам христианского благочестия, добрым
делам и смиренному уходу за больными, инвалидами,
стариками. Христиане освящают также этот день, даря своей семье
и близким время и заботу, которые трудно предоставить
в другие дни недели. Воскресенье время
размышления, молчания, чтения и раздумия, которые способствуют
росту духовной и христианской жизни.
|
|
> Почитание воскресных и праздничных
дней требует общих усилий. Каждый христианин должен избегать
того, чтобы без нужды налагать на других дела, которые
помешают блюсти День Господень. Когда обычаи (спорт, развлечения
и т.д.) или причины социального характера (общественные
службы и т.д.) требуют от некоторых воскресного труда,
каждый несет ответственность за то, чтобы иметь достаточное
время отдыха. Верные должны благоразумно и с любовью
заботиться о том, чтобы массовый досуг не вызывал,
как это иногда бывает, эксцессов и насилия. Несмотря
на экономические трудности, власти должны стараться обеспечить
гражданам свободное время для отдыха и для религиозной
жизни. Работодатели имеют подобные же обязанности по отношению
к своим служащим.
|
|
> В порядке уважения к религиозной
свободе и к общему благу, христиане должны добиваться
законного признания воскресных дней и церковных праздников
нерабочими днями. Им надлежит подавать всем публичный пример
молитвы, уважения и радости, а также защищать свои
традиции как драгоценный вклад в духовную жизнь человеческого
общества. Если законодательство страны или другие
причины заставляют людей работать в воскресенье, этот день
должен быть, тем не менее, прожит как день нашего
освобождения, которое позволяет нам участвовать в «торжествующем
соборе», «церкви первенцев, написанных на небесах»&
(Евр 12,<23>).
|
&
В переводе РВ: "к праздничному собранию Божьих
первенцев, чьи имена записаны на небесах".
|
|