Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 6 февраля ст.ст., чт - {Отдание праздника
Сретения Господня} > <...> Господь в Своем Евангелии, как повествует евангелист Иоанн, > говорит: когда Сын Человеческий будет вознесен от земли, Он =всех= > привлечет к Себе (Ин.12:32). И эти слова относятся к двум событиям > в жизни Спасителя, Сына Божия, ставшего Сыном Человеческим, > братом нашим по плоти, как об этом говорит сам евангелист > и как повторяют и отцы Церкви. > Христос был вознесен от земли на невысокий крест страданий. > Он так возлюбил мир, каждого человека, каждую потерянную душу, > что захотел нас ради принять Страсти и смерть. И сердца многих > обратились к Нему, когда люди увидели, что Бог способен на такую > любовь к человеку, что Он не стыдится стать одним из нас. > Он облекается в нашу плоть. Гаснет Его слава, принимает Он образ > раба угнетенного и умирает, потому что Он так любит человека и так > в него верит. Многие сердца обратились тогда к Нему, многие были > тогда к Нему привлечены. Для апостолов это был решительный перелом > их жизни, для сотника, который стоял у креста, это было откровение > о Боге, и по их свидетельству родился весь христианский мир. > Да, смертью Он привлек многих к Себе. > Но Он включил в эти Свои спасительные Страсти не только тех, которые > тогда сумели отозваться на Божественную любовь и на веру Божию > в человека. Распинаемый, Он молился: +Отче, =прости= им, они <ведь> > не знают, что творят+ (Лк.23:34). И в этой молитве Он собрал в Свое > сердце тех, которые Его пригвождали ко кресту, тех, которые Его > предали, тех, которые Его неправедно судили, тех, которые Его били > на судилище Пилата, тех, которые на Него клеветали, — всех > Он включил в эту Свою любовь. И когда Господь вознес эту молитву — > неужели не услышал Отец? Христос Своей кровью, Своим страданием, > Своей смертью заслужил право прощать, и Он простил. И нет такого > человека, который так или иначе не под защитой этой молитвы > Господней: +Прости им, Отче, они не знают, что творят+... =Не знаем= > мы, христиане, +что+ творим, когда живем недостойно Евангелия, > не знают гонящие Церковь, +что+ творят, когда восстают на Живого > Бога и на Христа Его. Но всех объемлет молитва Христа: +Прости им, > Отче, =не знают=, что творят+... В этом отношении не только > некоторых Он привлек к Себе — Он как бы узлом любви связал всех > и всех вознес молитвой к престолу Господню. Тайна спасения глубока, > мы не знаем, +что+ в последний час решит Господь о каждом из нас > и о тех, в спасении которых мы так легко сомневаемся. > Но Господь еще и иначе влечет нас с Собой, ввысь. В <..> день > Вознесения Он человеческой, хотя и прославленной, воскресшей плотью > Своей вознесся на Небо, и с Ним +человечество+ наше вступило > в таинственные глубины Всесвятой Божественной Троицы. Святой Иоанн > Златоустый в одной из своих проповедей говорит: если ты хочешь > измерить величие человеческое, не взирай на престолы царей, > не оглядывайся туда, где живут мощные, властные мира сего; вознеси > взор свой к Престолу Божию, и там увидишь сидящего одесную славы > Отчей Сына Человеческого. Он нам явил нашу истинную природу, > наше подлинное призвание, то место, куда мы призваны, — одесную Бога > и Отца. > Но путь этот нелегок, хотя сила — не от нас, а от Самого Бога. > Не своей силой взойдем мы на Небо, не своей силой обретем мы > спасение. Когда апостол Петр спрашивал Христа: +Кто же может > спастись?+ Его ответ был: +Человеку это невозможно, но Богу возможно > всё+ (Мк.10:27). Немощь наша не помешает нам подняться до престола > Господня, пасть у ног Спасителя, испросить милость себе. Апостол > Павел приводит слова Христа к нему: +Сила Божия в немощи > совершается+ (2Кор.12:9). Не в той, столь нам обычной немощи, когда > мы ленивы, бессильны, когда мы не пользуемся той крепостью, которая > Господу принадлежит и которую Он нам так щедро дает. Но другой: > немощи гибкой, послушной души, немощи, которая заполняет человека, > когда сила Божия через него и в нём действует. Как хрупкий, слабый > парус наполняется ветром и влечет за собой корабль, так и немощь > человеческая может быть преисполнена дуновением, дыханием Святого > Духа и повлечь нас к победе, к тому берегу, где вечная жизнь. > В немощи — да, сила Божия совершается, но для этого надо отдаться > в руки Божии, для этого надо отозваться сначала на то вознесение > Господне на крест, которое нам открывает любовь Господню к нам > и свидетельствует, как Господь верит в человека. Он готов > стать одним из нас и умереть в уверенности, в победоносной надежде, > что Его смерть отзовется в каждом сердце, превратит каждую жизнь > из земной в небесную и каждого из нас в члена — живого, трепетного, > хрупкого и, однако, непобедимого — Тела Христова. > Одно нас может остановить. Вспомните рассказ евангельский о том, > как Христос говорил на пути в Иерусалим Своим ученикам, > что Ему надлежит умереть на кресте и воскреснуть (Мф.20:18—19). > Тогда двое из них, забыв, не заметив, пройдя мимо страшной вести > о грядущих страданиях Христа, подошли к Нему, помня только > о Его победе, и стали Его просить, чтобы, когда Он воцарится, > им было дано сесть по правую и по левую руку Его. Тогда Господь > строго их предупредил, тогда Он им сказал: +Можете ли вы креститься > тем крещением, которым Я буду креститься?+.. (что в переводе > с греческого языка означает: готовы ли вы погрузиться в то, > во что Я буду погружен, в ужас, в который Я должен уйти с головой?), > +готовы ли вы пить чашу, которую Я буду пить?+ Иначе сказать: раньше > чем вы сядете в Моей славе, готовы ли вы по дружбе со Мной, по любви > ко Мне разделить Мою земную участь? И они ответили: да. > Они опомнились тогда, поняв, что просили покоя себе — кровью > Христовой. Христос им напомнил, что если они с Ним едины, то они > с Ним должны пролить кровь, пройти муку, принять крест, последовать > за Ним, куда бы Он ни пошел: не только во славу, но и на плаху, > в страшную Гефсиманскую ночь, на избиение у первосвященника > и у правителя Пилата. > И так и нам говорится словами отцов: +Пролей кровь и примешь Дух+. > Это кажется иногда страшными словами, но если вспомнить победу > Господню над крестом, победу над смертью, победу над злом, победу > над ненавистью, вознесение во славе, если вспомнить несметное число > и мужчин, и женщин, и детей, которые так поверили Богу, > что они прошли Христовым путем, — и мы можем устремиться по этому > пути с верой не в нашу силу, а именно в нашу немощь, зная, > что потому мы непобедимы, потому Церковь НЕОДОЛИМА, > что мы немощны, но что +с нами Бог+ и что +сила Божия в немощи > совершается+. Да будет так во веки веков! Аминь.
ПО ТЕМЕ СМОТРИ ТАКЖЕ: Свящ. Георгий Чистяков: Смерть Иисуса: кто виноват? с. Христ.Просвещ./rasylka/003/362.htm#0
*Когда Иисуса вели на казнь, * * * |