ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 15 мая ст.ст., пт (отдание
праздника Вознесения Господня); > <В Символе веры о Церкви говорится>: единая, святая, соборная, > апостольская. > +Единство+ Церкви определяется единством Бога и единством людей > с Ним. Это не человеческий сговор о том, чтобы остаться неразрывно > друг с другом, — такое единство разбилось бы давным-давно, и оно > не было бы творческим, оно было бы постоянным колебанием. Единство > Церкви покоится в единстве Бога. Уже богословы древности говорили > (как говорят и богословы современности), что учение о Святой > Троице — это учение о совершенном обществе: о Трех, Которые являются > Единством, и о Единстве, Которое выражается в Троичности. > Это образ, к которому призвана Церковь. И постольку, поскольку > Церковь как бы содержима в этом образе, поскольку Христос сказал: > +Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас+ (Ин.14:20), то Церковь > в этом отношении уже является единством, — и вместе с тем единством > в становлении; единством, которого +ничто+ не может разрушить > или поколебать, куда не могла бы вкрасться трещина, и вместе с этим > в плане человеческом в ней есть некая разъединенность > еще не слившегося человечества. > О святости Церкви также можно сказать, что, конечно, она не является > суммой святости ее членов. Святость Церкви — это святость живущего > в ней Бога, Пресвятой Троицы. > <...> > И наконец, Церковь определяется как +апостольская+, потому что > учение Христа и учение о Христе дошло до нас через святых апостолов, > через евангельское повествование, через их проповедь, > через установление ими церковных общин, через написание ими четырех > Евангелий, через их послания; через то воспитание, тот пример, > ту отдачу своей жизни, которую явили апостолы. > <...> В древности, когда поднимался какой-нибудь вопрос о вере, > о церковном устройстве, люди обращались к той или другой общине, > основанной одним из апостолов, где он учил, проповедовал > и действовал и, порой, умирал. К этой общине обращались с вопросом: > чему вас научил Петр? чему вас учил Павел? что вам говорил Варнава? > и так далее... В первое время это было относительно просто в том > смысле, что даже после смерти апостолов там были еще люди, которые > их знали, которые их слышали, видели, которые могли > свидетельствовать о том, что они сами слышали и видели, > чему они были научены. Позже воспоминание осталось только > посредственное, не в современном смысле слова — “несовершенное”, а — > опосредованное, путем посредников. Но слово апостольское, > слово Самого Христа переживалось как такая драгоценность, > такая святыня, что в течение долгого времени люди повторяли точно > то, чему они были научены. Вы, наверное, знаете, что в тех > культурах, где письменная образованность не преобладает, где люди > передают изустно то, чем они хотят друг с другом поделиться, — > в этих культурах очень точно и очень верно передается то, > что когда-то было услышано. Таким образом, был целый ряд церковных > общин, которые считались апостольскими, основанными апостолами > или слышавшими их учение. > Но тогда встает вопрос о том, где границы Церкви. Ведь уже в эпоху > апостолов были разногласия. Мы находим у апостола Павла целый ряд > мест, где он обличает людей, уклоняющихся от здравого учения. > Он пишет об этом Титу, Тимофею, призывая их настаивать, учить, > убеждать людей не отклоняться от той истины, которая первично была > им передана в своей чистоте очевидцами Слова, очевидцами жизни > Христа, людьми, которые слышали Его непосредственно, и самыми > приближенными, которые были отделены от Него только одним > поколением. С другой стороны, мы знаем, что апостол Павел, предвидя > (да и в его время они были) разногласия, разделения, споры, > не отчаивался. В одном месте своих посланий он говорит, что ему всё > равно, с каким намерением люди проповедуют Христа, — даже если > они проповедуют для собственной славы, для того чтобы возвысить > себя: как бы они ни проповедовали, с каким бы намерением они > ни проповедовали, проповедуют-то они — Христа. С другой стороны, > он говорил, что разделениям надлежит быть неизбежно, потому что > познание Бога — не умственное познание, это опытное познание, > и достигается оно целой жизнью, внутренним борением, способностью > вслушаться в голос Святого Духа, говорящего в нас. И поэтому > неизбежно, что одни слышат ясно, а другие притупленно; и должны быть > обсуждения. Но при обсуждениях среди людей бывают разногласия > и споры, и по этому поводу он говорит, что и этого не надо бояться: > эти расхождения неизбежны, чтобы наиболее мудрые были явлены > (см. 1Кор.11:19), чтобы те, которые могут свидетельствовать о Божией > правде наиболее совершенно, рано или поздно были узнаны; в их словах > будет узнана Божия правда, Божия истина. Поэтому когда мы говорим > о том, едина ли Церковь, разделена ли она, в каком-то отношении > можно сказать, что она едина, что всякий человек, верующий > во Христа, всякий человек, всецело, со всей честностью > и добротностью принимающий учение Христа и живущий по нему, является > живой клеткой этой тайны Церкви, которая является в первую очередь > тайной встречи каждого человека с Живым Богом, местом этой встречи > и путем к этой встрече. > С другой стороны, мы знаем, что человеческое несовершенство часто > ведет к извращению даже самых ясных утверждений Священного Писания. > Тут играет роль не только личное непонимание, но порой разрушающее, > разрушительное несовершенство проповеди, извращающей учение > или облик Христа. И тут вступает в силу понятие разделенности > на другом уровне. Однако и тут мы должны помнить, что это не конец > всего. В Церкви мы говорим о ересях и о расколах. Ересь — > это лжеучение; раскол — это расхождение между людьми > не на вероучительном основании, а по другим причинам. Но если > мы говорим о ереси и о расколе, то мы этим же утверждаем, что люди, > отпавшие от истины или от единства, всё еще остаются христианами. > Мы ведь не называем еретиком или раскольником буддиста, мусульманина > или язычника: чтобы быть еретиком или раскольником, надо быть > христианином. И это мы очень легко забываем в минуты полемических > споров. <....>
*>> Митр. Сурожский Антоний: единые - и разделенные... с. Христ.Просвещ./rasylka/002/105.htm#0 *>> Он же: Литургическая молитва "о соединении всех" + еще 10 ссылок на тему единства Церкви с. Христ.Просвещ./rasylka/004/803.htm#0
*Иисус поднял глаза к небу
и сказал: |