=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 10 мая ст.ст., воскресенье (7-е по Пасхе; попразднство Вознесения);
{пам. отцов I Вселенского Собора, 325; ап. Симона Зилота, Iв.}
литургические чтения: Деян.20:16-18#,28-36#; Ин.17:1-13# v.

> "...и о соединении всех Господу помолимся"

> На  каждой   службе   мы   молимся   "о  соединении  всех"  в Церкви
> Бога  Живого. О каком это единстве мы молимся, и почему нужно именно
> +молиться+  о нём? Мы молимся, потому что единство, которое разрушил
> человек, восстановить может только Бог: критерии его слишком высоки,
> мерки  его  не  человеческие,  а  Божии.   Такое  единство  –  тайна
> по   природе,   чудо   по  существу.  Христианское  единство  нельзя
> определить        в   категориях      содружества,       сообщества.
> Это не "совместность",  это "единство":  +Да будут они едины,  как и
> Мы  –  едино+,  – обращался Господь в Своей последней молитве к Отцу
> (см. Ин.17:22). Это славный и трепетный призыв и образец, потому что
> в  нем  заложено  державное  повеление для всего рода человеческого:
> достигнуть  подобия Святой Троице, быть Ее образом и Ее откровением;
> а  это и обещание,  но также и ответственность.  И мы легко забываем
> и  то,  и другое.  Опыт этого славного и страшно-трепетного единства
> и  есть  само бытие, существо Церкви, ее природа: =Церковь есть само
> это  единство=;  Церковь есть едина и нераздельна, хотя христианский
> мир разбит на части нашими грехами. +Просите мира Иерусалиму, граду,
> слитому в одно+... (см. Пс.121).

> Слишком  часто  Церковь  мыслится  как  самое  наисвященное общество
> людей,  объединенных  и  связанных  между  собой общей верой и общей
> надеждой  на  одного  и  того же Бога, их любовью к одному и тому же
> Господу; многим представляется, что единство Самого Бога, к Которому
> разделенные  и  сопротивостоящие  христиане  прибегают,  –  хотя   и
> исключительный,  но  достаточный  якорь  их единства. Такой критерий
> слишком  мелок;   и  также  слишком мелок лежащий в его основе  опыт
> о  природе  и  о  жизни  Церкви. Церковь не есть просто человеческое
> объединение.  Это  не  объединение,   но организм,  и его +члены+> не "составные части" коллективного целого, но подлинные, живые члены
> сложного, но единого тела (1Кор.12:27): не существует такого явления
> как   христианский  индивид.  И  тело  это,  одновременно  и  равно,
> человеческое  и  Божественное.   Человеческое   –   потому что мы  –
> его  члены;  и не только мы, а также и все почившие верующие, потому
> что "+Бог не есть Бог мертвых, но живых+" (Мф 22:32), и все для Него
> живы.  Но Церковь также и Божественна: Сам Господь, истинный Человек
> и   истинный   Бог,    есть ее Глава,  Первенец среди усопших,  один
> из  ее  членов;   в  день  Пятидесятницы  Дух Святой вселился  в нее
> и  пребывает в каждом из ее убежденных членов; и наша жизнь +сокрыта
> со  Христом  в  Боге+  Отце  <(Кол.3:3)>;   мы   –  сыновья и дочери
> по приобщению.

> Церковь есть место и средство, способ соединения Бога с Его тварями.
> Это  –  +новое  творение+;  Царство, уже пришедшее в силе; единство,
> вос-созданное  =с=  Богом  и  =в=  Боге  – в любви и свободе. Слова,
> которые  кажутся такими жесткими: "нет спасения вне Церкви", глубоко
> справедливы,  потому  что  Церковь  и +есть+ спасение: место встречи
> Бога  с человеком, но также, по существу, самая тайна их соединения.
> В  Церкви  Бог  оделяет Свою тварь Своей Божественной жизнью, отдает
> Себя   свободно,   в   любви;   человек   становится  +причастником+
> Божественной  природы (2Пет.1:4) и в любви, свободно принимает Бога,
> становится  Богом  по  приобщению,  когда  его  человеческая природа
> пронизывается благодатью, Божественной и нетварной, как железо может
> быть  пронизано  огнем.  Бог, принятый любовью, больше не чужд Своей
> твари,  как  и человек больше не чужак в Царстве Божием. И это новое
> взаимоотношение вырастает в подлинную молитву единства, которая есть
> поклоняющаяся любовь и преданное служение.

> Церковь  не  +ищет+  единства и полноты; она есть полнота и единство
> уже  данные  и  принятые.  И  это единство есть образ Святой Троицы,
> подобие  Божественной жизни, славный и страшный и животворящий опыт,
> переживание  для  самой  Церкви, – и тоже откровение всему творению:
> +Да  будут  все  едино  <...>  да  уверует  мир, что Ты послал Меня+
> (Ин.17:21),  и  имели  бы  жизнь  вечную, потому что +сия есть жизнь
> вечная,  да  знают  Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою
> Иисуса Христа+ (Ин.17:3).

> Знать  Бога  –  это  глубинный  и  неизъяснимый словами опыт Церкви,
> в`едомый  только  ей самой.  Быть  откровением  Божиим  –  ее задача
> и   ответственность;    будучи   Его  откровением,   она  тем  самым
> есть  свидетельница  своего  Бога, потому что обезбоженный мир видит
> Бога  только в его Церкви и через нее,  судит Христа по Его  Церкви;
> и  прозревает  Троичную  тайну  и тайну Божественной жизни, познавая
> истинное призвание  человечества  по образу  и  явлению  этой  новой
> жизни –  которая есть Церковь в единстве ее познания,  ее поклонения
> и  ее  любви.   И  это явление должно быть откровением  тайны  жизни
> не  только на словах,  но славной жизнью единства с Богом и  в Боге.
> И  мы  верим, что всё еще существует, несмотря на разделения и среди
> них,  единая,  нераздельная  Церковь  –  потому что иначе нет Церкви
> вообще,    нет   новой   твари,   нет  Царства,   пришедшего в силе,
> и наш Господь и Бог потерпел провал в Своем деле сотворить всё новым
> и единым: +Се, творю все новое+...

> Мы  не  можем  обходить  стороной христианские разделения; мы должны
> сознавать,      что     расколы     являются    зачатком    скрытого
> богоотступничества – отречения от воли Божией, разрушением Его дела.
> Если мы действительно понимаем,  что означает и что +есть+ единство,
> мы  не  можем  мириться с нашими разделениями, нашим замаскированным
> отступничеством   в   поступках  и   жизни.    Мы   должны   сделать
> эту отвергнутую волю Божию +своей заботой+ и всем сердцем приступить
> к делу. Две воли управляют историей: воля Божия, всемогущая, которая
> может создать все из ничего и обновить обветшавшее, и воля человека,
> слабая, неспособная создать и обновить, но обладающая страшной силой
> воспротивиться  воле  Божией.  Она  может  разрушить,  но  не  может
> воссоздать.   И человек может только  переломить  себя  и  молиться.
> И  мы  это сделаем: будем молиться Богу, чтобы Его воля восстановила
> наше   вселенское  единство.   Но,   как говорит святой Ефрем Сирин:
> Не  заключай  молитву  свою  в слова, но преврати в молитву всю свою
> жизнь...

> Будем  молиться  о  единстве в тайниках наших сердец, в тесном кругу
> наших  семей,  в  содружестве наших общин  –  но и соединимся вместе
> в молитве, приобщаясь к нашей общей тоске по единству. Вкусим горечь
> нашей  разделенности  –  с  болью, не стараясь избежать этой горечи,
> неся  крест   своего   позора.    Осознаем   свою   нужду   и   свою
> ответственность  –  и откроем свои сердца любви и смирению,  приходя
> к  нашим  разделенным  братьям  не  как  господа,  а  как служители,
> поистине  –  как рабы. Мы должны широко распахнуть наш ум, расширить
> наши   познания,  углубить  наше  понимание  –  научиться  различать
> грешника  от  его  греха, заблуждающегося от заблуждения и всё более
> осознавать наличие подлинной духовной жизни в различных христианских
> обществах (см. Ин.14:2).

> Мы  должны  встречаться,   учиться  и молиться вместе...  Но сделаем
> и нечто большее: "единство" тождественно единению с Богом, и раньше,
> чем  где  бы то ни было, единство начинается в глубине наших сердец:
> +Блаженны  чистые сердцем, потому что они узрят Бога+. Путь, ведущий
> ко  всеобщему единству, есть =наша= личная святость; путь этот очень
> прост:  +Сыне+,   –   говорит  Господь,   –   +дай Мне твое сердце+,
> и  Я сотворю всё, – всесердечная, деятельная самоотдача, позволяющая
> нам   взывать   к  Богу,  называя Отцом Небесным Бога.  И Он услышит
> наш  зов, как услышал молитву Своего Единородного Сына, и дарует нам
> это  единство, приятное Его воле, ибо сказано: +Блаженны миротворцы,
> ибо они нарекутся сынами Божиими+.

[ иеромонах Антоний (Блум, буд. митр. Сурожский)  
О ЕДИНЕНИИ ХРИСТИАН  
/Пер. с английского.  
Выступление православного духовного руководителя Содружества
святого мученика Албания и преподобного Сергия,
  на собрании, посвященном христианскому единству, 19.I.1950/  
www.mitras.ru/h_d/hd32.htm  ]

 

  <•> Митр. Сурожский Антоний (Блум)
      Катехизическая беседа О ЦЕРКВИ. (1966 г.)
      www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm
  <•> Он же: экуменическое движение: плоды и кризис
                              www.practica.ru/Ma/3e.htm
      (ответ на вопрос "Что такое экуменизм?")
  <•> Он же: Церковь как ДОМ БОЖИЙ
      www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm
      единство Церкви, ее границы
      www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm
  <•> Он же: народ Божий. основное и вторичное в вере
       www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm

  <•> Яков Кротов: ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ, ПРИМИРЕНИЕ ЦЕРКВИ
              с. Христ.Просвещ./rasylka/003/454.htm#0
  <•> Он же: НЕ СТРОИТЬ МОСТ, А УВИДЕТЬ, ЧТО НЕТ РЕКИ
              с. Христ.Просвещ./rasylka/002/260.htm#0
  <•> Он же:   "Свет христианства и тьмы христианств"
          с. Христ.Просвещ./rasylka/002/000-5.htm#N04
  <•> Иеромонах Габриэль Бунге:     "Да будут едины!"
              с. Христ.Просвещ./rasylka/002/100.htm#0
  <•> Cвящ. Александр Мень: распри и расколы в Церкви
              с. Христ.Просвещ./rasylka/002/145.htm#0

  <•> Митр. Сурожский Антоний (Блум): только что впервые
      опубликованная проповедь в воскресенье после Вознесения
             www.mitras.ru/archive/040523.htm

Да просветит нас Христос!

 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Иисус поднял глаза к небу и сказал:
– Отец!
Час настал.
Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя.
Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими,
и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему.
А вечная жизнь – это знать Тебя,
единственного истинного Бога,
и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.
Я прославил Тебя на земле,
дело исполнив, которое Ты поручил Мне.
Теперь же, Отец, прославь Меня Ты
славой, что была у Меня,
когда Я был с Тобою,
прежде чем мир начал быть.
Я открыл Твое имя людям,
которых Ты дал Мне из мира.
Они были Твои, Ты отдал их Мне,
и они слово Твое исполнили.
И теперь наконец они поняли,
что всё, что Ты дал Мне, Твое,
потому что слова, которые дал Ты Мне,
Я им передал, и они их приняли
и действительно поняли,
что Я пришел от Тебя,
и поверили, что послал Меня Ты.
Это за них Я прошу.
Не за мир Я прошу,
а за тех, которых Ты дал Мне,
потому что они – Твои,
ибо всё, что есть у Меня, Твое,
а всё, что есть у Тебя, Мое
и через них Я явил Свою славу.
Я уже больше не в мире,
Я возвращаюсь к Тебе,
а они остаются в мире.
О святой Мой Отец!
Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их,
чтобы были они едины,
как и мы едины с Тобой.
Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
Я хранил их, пока был с ними.
И Я их сохранил:
никто из них не погиб,
лишь один, предназначенный к гибели,
ибо Писанию надлежало исполниться.
А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
И пока Я еще в этом мире,
Я для того говорю всё это,
чтоб они разделили со Мной
полноту Моей радости.
*
(Ин.17:1-13)


ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»