=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!!!
* 10 мая ст.ст., воскресенье
(7-е по Пасхе; попразднство Вознесения);
{пам. отцов I Вселенского Собора, 325; ап. Симона Зилота,
Iв.}
литургические чтения: Деян.20:16-18#,28-36#;
Ин.17:1-13# v.
> "...и о соединении всех Господу помолимся"
> На каждой службе мы молимся "о соединении всех" в Церкви
> Бога Живого. О каком это единстве мы молимся, и почему нужно именно
> +молиться+ о нём? Мы молимся, потому что единство, которое разрушил
> человек, восстановить может только Бог: критерии его слишком высоки,
> мерки его не человеческие, а Божии. Такое единство – тайна
> по природе, чудо по существу. Христианское единство нельзя
> определить в категориях содружества, сообщества.
> Это не "совместность", это "единство": +Да будут они едины, как и
> Мы – едино+, – обращался Господь в Своей последней молитве к Отцу
> (см. Ин.17:22). Это славный и трепетный призыв и образец, потому что
> в нем заложено державное повеление для всего рода человеческого:
> достигнуть подобия Святой Троице, быть Ее образом и Ее откровением;
> а это и обещание, но также и ответственность. И мы легко забываем
> и то, и другое. Опыт этого славного и страшно-трепетного единства
> и есть само бытие, существо Церкви, ее природа: =Церковь есть само
> это единство=; Церковь есть едина и нераздельна, хотя христианский
> мир разбит на части нашими грехами. +Просите мира Иерусалиму, граду,
> слитому в одно+... (см. Пс.121).
> Слишком часто Церковь мыслится как самое наисвященное общество
> людей, объединенных и связанных между собой общей верой и общей
> надеждой на одного и того же Бога, их любовью к одному и тому же
> Господу; многим представляется, что единство Самого Бога, к Которому
> разделенные и сопротивостоящие христиане прибегают, – хотя и
> исключительный, но достаточный якорь их единства. Такой критерий
> слишком мелок; и также слишком мелок лежащий в его основе опыт
> о природе и о жизни Церкви. Церковь не есть просто человеческое
> объединение. Это не объединение, но организм, и его +члены+ –
> не "составные части" коллективного целого, но подлинные, живые члены
> сложного, но единого тела (1Кор.12:27): не существует такого явления
> как христианский индивид. И тело это, одновременно и равно,
> человеческое и Божественное. Человеческое – потому что мы –
> его члены; и не только мы, а также и все почившие верующие, потому
> что "+Бог не есть Бог мертвых, но живых+" (Мф 22:32), и все для Него
> живы. Но Церковь также и Божественна: Сам Господь, истинный Человек
> и истинный Бог, есть ее Глава, Первенец среди усопших, один
> из ее членов; в день Пятидесятницы Дух Святой вселился в нее
> и пребывает в каждом из ее убежденных членов; и наша жизнь +сокрыта
> со Христом в Боге+ Отце <(Кол.3:3)>; мы – сыновья и дочери
> по приобщению.
> Церковь есть место и средство, способ соединения Бога с Его тварями.
> Это – +новое творение+; Царство, уже пришедшее в силе; единство,
> вос-созданное =с= Богом и =в= Боге – в любви и свободе. Слова,
> которые кажутся такими жесткими: "нет спасения вне Церкви", глубоко
> справедливы, потому что Церковь и +есть+ спасение: место встречи
> Бога с человеком, но также, по существу, самая тайна их соединения.
> В Церкви Бог оделяет Свою тварь Своей Божественной жизнью, отдает
> Себя свободно, в любви; человек становится +причастником+
> Божественной природы (2Пет.1:4) и в любви, свободно принимает Бога,
> становится Богом по приобщению, когда его человеческая природа
> пронизывается благодатью, Божественной и нетварной, как железо может
> быть пронизано огнем. Бог, принятый любовью, больше не чужд Своей
> твари, как и человек больше не чужак в Царстве Божием. И это новое
> взаимоотношение вырастает в подлинную молитву единства, которая есть
> поклоняющаяся любовь и преданное служение.
> Церковь не +ищет+ единства и полноты; она есть полнота и единство
> уже данные и принятые. И это единство есть образ Святой Троицы,
> подобие Божественной жизни, славный и страшный и животворящий опыт,
> переживание для самой Церкви, – и тоже откровение всему творению:
> +Да будут все едино <...> да уверует мир, что Ты послал Меня+
> (Ин.17:21), и имели бы жизнь вечную, потому что +сия есть жизнь
> вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою
> Иисуса Христа+ (Ин.17:3).
> Знать Бога – это глубинный и неизъяснимый словами опыт Церкви,
> в`едомый только ей самой. Быть откровением Божиим – ее задача
> и ответственность; будучи Его откровением, она тем самым
> есть свидетельница своего Бога, потому что обезбоженный мир видит
> Бога только в его Церкви и через нее, судит Христа по Его Церкви;
> и прозревает Троичную тайну и тайну Божественной жизни, познавая
> истинное призвание человечества по образу и явлению этой новой
> жизни – которая есть Церковь в единстве ее познания, ее поклонения
> и ее любви. И это явление должно быть откровением тайны жизни
> не только на словах, но славной жизнью единства с Богом и в Боге.
> И мы верим, что всё еще существует, несмотря на разделения и среди
> них, единая, нераздельная Церковь – потому что иначе нет Церкви
> вообще, нет новой твари, нет Царства, пришедшего в силе,
> и наш Господь и Бог потерпел провал в Своем деле сотворить всё новым
> и единым: +Се, творю все новое+...
> Мы не можем обходить стороной христианские разделения; мы должны
> сознавать, что расколы являются зачатком скрытого
> богоотступничества – отречения от воли Божией, разрушением Его дела.
> Если мы действительно понимаем, что означает и что +есть+ единство,
> мы не можем мириться с нашими разделениями, нашим замаскированным
> отступничеством в поступках и жизни. Мы должны сделать
> эту отвергнутую волю Божию +своей заботой+ и всем сердцем приступить
> к делу. Две воли управляют историей: воля Божия, всемогущая, которая
> может создать все из ничего и обновить обветшавшее, и воля человека,
> слабая, неспособная создать и обновить, но обладающая страшной силой
> воспротивиться воле Божией. Она может разрушить, но не может
> воссоздать. И человек может только переломить себя и молиться.
> И мы это сделаем: будем молиться Богу, чтобы Его воля восстановила
> наше вселенское единство. Но, как говорит святой Ефрем Сирин:
> Не заключай молитву свою в слова, но преврати в молитву всю свою
> жизнь...
> Будем молиться о единстве в тайниках наших сердец, в тесном кругу
> наших семей, в содружестве наших общин – но и соединимся вместе
> в молитве, приобщаясь к нашей общей тоске по единству. Вкусим горечь
> нашей разделенности – с болью, не стараясь избежать этой горечи,
> неся крест своего позора. Осознаем свою нужду и свою
> ответственность – и откроем свои сердца любви и смирению, приходя
> к нашим разделенным братьям не как господа, а как служители,
> поистине – как рабы. Мы должны широко распахнуть наш ум, расширить
> наши познания, углубить наше понимание – научиться различать
> грешника от его греха, заблуждающегося от заблуждения и всё более
> осознавать наличие подлинной духовной жизни в различных христианских
> обществах (см. Ин.14:2).
> Мы должны встречаться, учиться и молиться вместе... Но сделаем
> и нечто большее: "единство" тождественно единению с Богом, и раньше,
> чем где бы то ни было, единство начинается в глубине наших сердец:
> +Блаженны чистые сердцем, потому что они узрят Бога+. Путь, ведущий
> ко всеобщему единству, есть =наша= личная святость; путь этот очень
> прост: +Сыне+, – говорит Господь, – +дай Мне твое сердце+,
> и Я сотворю всё, – всесердечная, деятельная самоотдача, позволяющая
> нам взывать к Богу, называя Отцом Небесным Бога. И Он услышит
> наш зов, как услышал молитву Своего Единородного Сына, и дарует нам
> это единство, приятное Его воле, ибо сказано: +Блаженны миротворцы,
> ибо они нарекутся сынами Божиими+.
[ иеромонах Антоний (Блум, буд. митр. Сурожский)
О ЕДИНЕНИИ ХРИСТИАН
/Пер. с английского.
Выступление православного духовного руководителя Содружества
святого мученика Албания и преподобного Сергия, на
собрании, посвященном христианскому единству, 19.I.1950/
www.mitras.ru/h_d/hd32.htm ]
<•> Митр. Сурожский Антоний (Блум)
Катехизическая беседа О ЦЕРКВИ. (1966 г.)
www.mitras.ru/besedy/besedy10.htm
<•> Он же: экуменическое движение: плоды и кризис
www.practica.ru/Ma/3e.htm
(ответ на вопрос "Что такое экуменизм?")
<•> Он же: Церковь как ДОМ БОЖИЙ
www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob1.htm
единство Церкви, ее границы
www.mitras.ru/dom_bozhiy/dob2.htm
<•> Он же: народ Божий. основное и вторичное в вере
www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm
<•> Яков Кротов: ЕДИНСТВО ЦЕРКВИ, ПРИМИРЕНИЕ ЦЕРКВИ
с. Христ.Просвещ./rasylka/003/454.htm#0
<•> Он же: НЕ СТРОИТЬ МОСТ, А УВИДЕТЬ, ЧТО НЕТ РЕКИ
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/260.htm#0
<•> Он же: "Свет христианства и тьмы христианств"
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/000-5.htm#N04
<•> Иеромонах Габриэль Бунге: "Да будут едины!"
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/100.htm#0
<•> Cвящ. Александр Мень: распри и расколы в Церкви
с. Христ.Просвещ./rasylka/002/145.htm#0
<•> Митр. Сурожский Антоний (Блум): только что впервые
опубликованная проповедь в воскресенье после Вознесения
www.mitras.ru/archive/040523.htm
Да просветит нас Христос!
|
|
редактор-составитель рассылки |
|
Александр Поляков |
My ICQ # 112678438
|
*Иисус поднял глаза к небу
и сказал:
– Отец!
Час настал.
Прославь Сына Своего, чтобы Сын прославил Тебя.
Так же, как Ты дал Ему власть над всеми живущими,
и Он даст вечную жизнь всем, кого Ты дал Ему.
А вечная жизнь – это знать Тебя,
единственного истинного Бога,
и Иисуса Помазанника, которого Ты послал.
Я прославил Тебя на земле,
дело исполнив, которое Ты поручил Мне.
Теперь же, Отец, прославь Меня Ты
славой, что была у Меня,
когда Я был с Тобою,
прежде чем мир начал быть.
Я открыл Твое имя людям,
которых Ты дал Мне из мира.
Они были Твои, Ты отдал их Мне,
и они слово Твое исполнили.
И теперь наконец они поняли,
что всё, что Ты дал Мне, Твое,
потому что слова, которые дал Ты Мне,
Я им передал, и они их приняли
и действительно поняли,
что Я пришел от Тебя,
и поверили, что послал Меня Ты.
Это за них Я прошу.
Не за мир Я прошу,
а за тех, которых Ты дал Мне,
потому что они – Твои,
ибо всё, что есть у Меня, Твое,
а всё, что есть у Тебя, Мое
и через них Я явил Свою славу.
Я уже больше не в мире,
Я возвращаюсь к Тебе,
а они остаются в мире.
О святой Мой Отец!
Силой имени Твоего, что Ты дал Мне, сохрани их,
чтобы были они едины,
как и мы едины с Тобой.
Силой имени Твоего, что Ты дал Мне,
Я хранил их, пока был с ними.
И Я их сохранил:
никто из них не погиб,
лишь один, предназначенный к гибели,
ибо Писанию надлежало исполниться.
А теперь Я к Тебе возвращаюсь.
И пока Я еще в этом мире,
Я для того говорю всё это,
чтоб они разделили со Мной
полноту Моей радости.*
(Ин.17:1-13)
|