Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 13 апреля ст.ст., вторник Страстной седмицы. церковные чтения: Мф.24:36-26:2 * (на преждеосв. лит.) 4 Иисус сказал: <.....> 14 - И еще представьте себе: один человек, уезжая в чужие края, созвалсвоих слуг и оставил на них свое имущество. (15) Одному он дал пять тысяч золотых, другому две тысячи и третьему тысячу - каждому по силам, а сам уехал. (16) Тот, кто получил пять тысяч, тотчас пустил их в дело и нажил еще пять тысяч. (17) Получивший две тоже нажил еще две. (18) А получивший одну тысячу пошел и закопал деньги своего господина в землю. (19) Прошло много времени, и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчета. (20) Получивший пять тысяч пришел и принес еще пять. 'Господин мой, - сказал он, - ты дал мне пять тысяч, смотри, я нажил еще пять'. (21) Хозяин сказал ему: 'Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир'. (22) Пришел и второй - с двумя тысячами - и сказал: 'Господин мой, ты дал мне две тысячи, а я нажил еще две'. (23) Хозяин ему сказал: 'Хорошо, ты добрый и верный слуга, ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Иди на мой пир'. (24) Пришел тот, кто получил одну тысячу: 'Господин мой, - сказал он, - я знаю, что ты человек жестокий: жнешь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. (25) Я боялся тебя и зарыл твои деньги в землю. Вот они, держи свои деньги'. (26) Тогда господин ему ответил: 'Негодный и ленивый слуга! Ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал. (27) Так тебе надо было отдать мои деньги в рост, тогда, вернувшись, я получил бы свое с процентами. (28) Заберите у него эту тысячу и отдайте тому, у кого десять тысяч. 29 Тому, у кого есть, дастся еще, и будет у него избыток, а у кого нет, у того и то, что есть, отнимется. 30 А негодного этого слугу выбросьте вон, во тьму, где будет плач и зубовный скрежет'. > Ст. 24-27 - Третий слуга возвращает доверенные ему деньги в целости > и сохранности, но получает не похвалу, а резкий упрек. Слуга > объясняет свое поведение тем, что не хотел рисковать деньгами > господина. Ведь сделав неудачное вложение, он мог бы полностью > потерять их, а зная крутой норов господина, он не надеялся на его > снисхождение. Слуга, назвав господина безжалостным и применив > к нему слова поговорки 'жнешь там, где не сеял, и собираешь там, > где не рассыпал', не клевещет на него: хозяин действительно > жестокий и алчный человек. Тот не опровергает такую характеристику, > но подхватывает слова слуги, заявляя, что в таком случае его вина > еще возрастает: слуга знал, чего от него хочет господин, > но не исполнил. Он негодный и ленивый слуга, потому что > его поведение становится сознательным нарушением воли хозяина > и не может быть оправдано безынициативностью. Может быть, он не смог > бы удвоить доверенную ему сумму, но он должен был получить > хоть какую-нибудь прибыль, отдав деньги в рост пусть даже под малый > процент. Слушателей притчи такое требование хозяина должно было > поразить еще больше, ведь, согласно Закону, евреям запрещалось, > давая деньги в долг, брать с них проценты (Лев.25.35-37; > Втор.15.1-10; 23.19-20; правда, ростовщичество не запрещалось > по отношению к язычникам. > Ст. 28-29 - Деньги слуги отдаются тому, кто получил наибольшую > прибыль. Это прямая иллюстрацию слов о том, что тому, у кого есть, > дастся еще, и наоборот (<ср. 13.12>). > Ст. 30 - Нерадивый слуга жестоко наказан: его выбрасывают вон, как > это было сделано с человеком, не надевшим свадебных одежд (22.13; > см. также 8.12). > Любопытно сравнить эту притчу с вариантом, дошедшим до нас > в евангелии назареев и сохраненным в пересказе Евсевия: > 'в евангелии, написанном евреями, которое попало к нам в руки, > угроза направлена не против того, кто спрятал талант, ибо <господин> > имел трех слуг: того, кто растратил состояние с блудницами > и флейтистками, того, кто умножил полученное, и того, кто спрятал > талант; и одного господин принял с радостью, другого только укорил, > а третьего отправил в темницу'. Как видим, этот вариант притчи > больше похож на притчу о верном и неверном слугах. Здесь же > появляется новая тема: на Божьем Суде человек должен будет > дать отчет о том, как он распорядился данным ему Божьим даром. > Дар нужно использовать и приумножать. Если первоначально притча, > вероятно, тоже относилась к фарисеям и учителям Закона, которым были > даны ключи от Царства, но они ни сами не входили и никого другого > не впускали, то теперь она стала восприниматься как обращенная > к христианам. Христианин - сотрудник Бога, и вера требует принесения > плодов, даже если это сопряжено с риском. > Аллегорические черты, появившиеся в притче, очевидны: хозяин - > это Христос, его путешествие - это вознесение на небо, > его возвращение через долгое время - Второе Пришествие, > завершающееся Судом, когда одни станут участниками мессианского > пиршества, а другие будут изгнаны во тьму. > Обратите внимание на то, как часто Иисус использовал в Своих притчах > сюжеты, способные задеть и озадачить слушателей. Хозяин > действительно злой и жестокий человек. Но надо помнить, что перед > нами не более чем притча, несмотря на некоторую ее аллегоризацию. [ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. КОММЕНТАРИЙ. // М., 2002; стр. 480-4 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мк.13:32-37; Лк.17:26-30,34-36; 12:41-48; 19:11-27; эпизоды NN138 по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#138) * свящ. Александр Мень о притче о талантах www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms101.html * В.Н.Кузнецова: О чём не знал Иисус... (к Мф.24:36,42) www.messia.ru/rasylka/003/408.htm#0 * Р.Гвардини о последнем суде над миром www.messia.ru/rasylka/002/045-53.htm#N53 * свящ. Александр Мень: 'НЫНЕ суд миру сему...' www.messia.ru/rasylka/004/756.htm#0 * Яков Кротов. Размышления: - Мф.24:40 (тогда будут двое на поле: один берется, другой оставляется) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_40.htm - Мф.24:43 (если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_43.htm - Мф.24:44 (в который час не думаете, приедет Сын Человеческий) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/24_44.htm - Мф.25:1 (подобно Царство Небесное десяти девам...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_01.htm - Мф.25:2 (Из них пять было мудрых и пять неразумных) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_02.htm - Мф.25:14-30 притча о талантах www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_14.htm - Мф.25:18 (получивший один талант закопал его в землю) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_18.htm - Мф.25:21,23 ("в малом ты был верен, над многим тебя поставлю") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_21.htm www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_23.htm - Мф.25:24 ("я знал тебя, что ты человек жестокий...") www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/25_24.htm - Мф.25:29 (всякому имеющему дастся...) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/13_12.htm - и другие www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/_a.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050426/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/26.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *С любовью, братия, примем Жениха, приготовим свои светильники, / добродетелями сияя и правой верою, чтобы нам, как разумным Господним девам, быть готовыми войти с Ним на брачные торжества, ибо подает Жених, как Бог, / в дар всем венец нетленный.* *Совещание беззаконное против Тебя, Спаситель, священники и книжники коварно по зависти собрав, подвигли Иуду на предательство; потому он, отправился бесстыдно / и говорил о Тебе беззаконным людям: "Что вы мне", - он сказал, - "дадите, и я вам предам Его в руки ваши?" От осуждения, его постигшего, / избавь, Господи, души наши!* *О часе конца помысли, душа, / и участи срубленной смоковницы убоявшись, над данным тебе талантом потрудись, несчастная, / бодрствуя и взывая: "Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *Что в нерадении пребываешь, / душа моя несчастная? Что не вовремя мечтаешь в заботах о бесполезном? Что занимаешься бесследно утекающим? Последний час отныне наступил, и предстоит нам со всем здешним разлучиться. Доколе имеешь время, отрезвись, взывая: "Согрешила я пред Тобою, Спаситель мой, не сруби меня как бесплодную смоковницу, но как милосердный, Господи, / пожалей со страхом восклицающую: Да не останемся мы вне брачного чертога Христова!"* *"Бодрствуйте", - сказал Ты, Благой, ученикам, - "ибо не знаете, в который час придет Господь - / воздать каждому!" При втором Твоем страшном пришествии, Владыка, сопричти меня к овцам, справа от Тебя стоящим, презрев множество моих согрешений.* *Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, / Податель света, и спаси меня.* *В светлый сонм святых Твоих / как войду я, недостойный? Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, - одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак, и, связанный, изгнан буду Ангелами. Очисти, Господи, скверну души моей / и спаси меня, как Человеколюбец.* *От душевного нерадения задремав, не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями, и уподобился девицам неразумным, / во время работы мечтая. Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка, но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни, и с разумными девами введи в Твой брачный чертог, где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно: "Господи, слава Тебе!"* *Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа, не скрывай слова Божия, возвещай чудеса Его, / чтобы, умножив благодатный дар, войти тебе в радость Господа Твоего.* *Придите, верные, / потрудимся усердно для Владыки, ибо Он подает рабам Своим богатство; и каждый соразмерно да преумножит благодати талант: один мудрость да употребляет на добрые дела, а другой служение просвещения да совершает. Да приобщает же верный / к слову Божию непосвященного, и да раздает богатство бедным иной: ведь так мы взаймы нам данное преумножим, и как верные распорядители благодати радости со своим Владыкой удостоимся. Ее и нас сподоби, Христе Боже, / как Человеколюбец.* *Жених, цветущий красотою более всех людей, призвавший нас на пиршество духовное / брачного чертога Твоего! Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки участием в Твоих страданиях и, славы одеянием украсив, красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви в Твоем Царстве, как Милосердный!* *Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, / отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: "Войди, раб, в радость Господа Твоего!" Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего, по великой Твоей милости.* (Из богослужения Великого Вторника, перевод: А.Тимрот, azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post7vt.htm) |
||||
|