Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 14 апреля ст.ст., среда Страстной седмицы. церковные чтения: Мф.26:6-16 * (на преждеосв. лит.). 6 Когда Иисус был в Вифании в доме прокаженного Симона, (7) к Нему во время обеда подошла женщина с алебастровым сосудом, полным драгоценного благовонного масла, и возлила благовония Ему на голову. 8 Ученики, увидев это, стали возмущаться: - К чему такая трата благовоний? - говорили они. - (9) Ведь это масло можно было продать за большие деньги и раздать бедным! 10 Иисус, заметив их недовольство, сказал: - Что вы к ней пристали? Эта женщина сделала для Меня доброе дело! (11) Бедные всегда будут с вами, а Я не всегда буду с вами. (12) Она, вылив на Мое тело благовония, этим приготовила его к погребению. (13) Верно вам говорю, во всём мире, всюду, где возвестят эту Радостную Весть, вспомнят о ней и расскажут о том, что она сделала. 14 Тогда один из двенадцати, тот, кого звали Иуда Искариот, пошел к старшим священникам (15) и сказал: 'Что вы дадите мне, если я выдам вам Иисуса?' Они отсчитали ему тридцать серебряных монет. (16) С этих пор он стал искать удобного случая, чтобы выдать Иисуса. > Ст. 11 - Может показаться, что Иисус, всегда стоявший на стороне > бедных и угнетенных, изменяет Своим принципам: 'Бедные всегда будут > с вами'. Наличие бедных - это горькая реальность любого общества, > и ученики призваны помогать нуждающимся. Но здесь совершенно иная > ситуация. Поведение женщины противопоставлено трезвости > и озабоченности учеников. Мы не знаем, была она богата или бедна, > но в данном случае важно лишь одно: она отдала всё. > К сожалению, эти слова часто использовались для оправдания того, > что Церковь, пренебрегая заботой о бедных, делала упор на пышности > культа. Но в данном случае всё совсем не так. Ученики не поняли > пророческой глубины этого действия, предсказавшего близкую смерть > Иисуса, они практичны, они подсчитывают убытки, хотя > и не из собственного кармана. > Ст. 12 - Истинный же смысл этого события заключается в том, > что присутствие Господа отодвигает на второй план все прочие дела, > даже жизненно важные (ср. Мф.8.22; Лк.9.60), тем более что здесь > уникальная ситуация, которая была единственный раз в истории > и не может повториться. Сама того не зная, женщина совершила дело > милосердия, сделала то, чего не смогут потом сделать ученики: > приготовила тело Иисуса для погребения. По обычаю, тела умерших > умащались благовонными маслами для замедления процесса разложения > (ср. Ин.19.40). > Ст. 13 - Есть еще одна сторона этого символического поступка. > Иисус - это Помазанник. Когда царя помаз`али на царство, ему > на голову возливалось благовонное масло. В 3.16 Иисус был помазан > Святым Духом, а сейчас, перед смертью, этот торжественный акт > совершен женщиной, имя которой осталось неизвестно. Во всём мире, > всюду, где возвестят эту Радостную Весть, вспомнят о ней и расскажут > о том, что она сделала. Вероятно, смысл слов 'вспомнят о ней' > глубже, чем кажется на первый взгляд. На библейском языке > это означает, что о ней будет помнить Бог, а не только люди. [ В.Н.Кузнецова Евангелие от Матфея. Комментарий М., 2002; стр. 492-4 ] * * * > То, что Мария помазала миром Его голову, выражает величие > Его Божества {ср. Ин.12:3}; то, что она помазала Его ноги, - > смиренность Его воплощения. Мы помазываем ноги Его тем, > что возвещаем с должной хвалой тайну Его воплощения; мы помазываем > голову Его тем, что достойным словом почитаем величие Его Божества. * * > Мы помазываем голову Господа, воздавая славу Его Божеству и Его > человечеству в сладости веры, надежды и любви, и когда восхваляем > имя Его праведной жизнью. {ср. 1Кор.13:13} Мы помазываем ноги > Господа, когда ободряем бедных Его словом утешения, дабы они > не отчаивались в нужде. Мы вытираем их нашими волосами, когда > по доброй воле разделяем заботы нуждающихся. > {Ср. Втор.15:11; Прит.31:9; Лук.14:13; Гал.2:10.} * * > Происходящее здесь подобно тому, что восхваляет невеста в Песни > Песней: Доколе царь был за столом своим, нард мой издавал благовоние > свое {Песн.1:11}. Здесь ясно видно, что сделанное Марией однажды - > образ того, что вся Церковь и каждая совершенная душа должны делать > всегда. [ Беда Достопочтенный. Гомилии на Евангелия. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-VIII веков. Ев. от Марка. / Тверь: Герменевтика, 2001; стр.235-6] * * * > Что же говорит Иуда? {Ср. Ин.12:4-6.} Какая польза от такой траты? > Ему кажется, что миро пропало оттого, что сосуд был разбит, > а для нас в этом была польза, ибо миро пролилось на весь мир. Отчего > возмущаешься, Иуда, что сосуд разбился? Бог, создавший тебя > и все народы, благословляет всех этим драгоценным миром. Ты же > хотел, чтобы миро оставалось в сосуде и не пролилось на других. [ Иероним Стридонский. Трактат на Евангелие от Марка. Цит. по: Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-VIII веков. Ев. от Марка. / Тверь, 2001; стр.236] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мк.14:3-11; Ин.12:1-8; Лк.22:3-6; эпизоды NN128,139b по "Брюссельскому согласованию" ( www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#128) * * * * *** о еванг. чтении Страстной среды *** * Яков Кротов: Мария увидела, что Иисус уже начал умирать... www.messia.ru/rasylka/003/409.htm#0 (сокращ.) www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/26_06.htm * свящ. Я.Кротов, В.Кузнецова: кто возмущался: только Иуда или ученики? и почему? www.messia.ru/rasylka/004/706.htm#stormzov * проп. митр. Антония Блума в страстную среду (1977г.) www.mitras.ru/inname/in_93.htm Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.: www.bible-center.ru/biblereadings/20050427/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Apr/27.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Блудница приступила к Тебе, мvро со слезами изливая на ноги Твои, Человеколюбец, и от смрада зол избавляется повелением Твоим! Дышавший же благодатию Твоею ученик неблагодарный, ее отвергает и нечистотою покрывается, по сребролюбию продавая Тебя. Слава, Христе, милосердию Твоему!* *Больше чем блудница беззаконий совершив, слез потоков я Тебе вовсе не принес; но в безмолвной мольбе припадаю к Тебе, Благой, с любовью целуя пречистые ноги Твои, дабы Ты даровал мне, как Владыка, прощение долгов, взывающему Тебе, Спаситель: "От дел моих нечистых меня избавь!"* *Прежде распутная жена / внезапно целомудренной явилась, возненавидев дела постыдного греха / и наслаждения телесные, в уме имея великий стыд / и суд с последующим наказанием, которому блудники и распутные подвергнутся. Я являюсь первым из их числа, и, хотя страшусь, / но держусь порочного обычая, безумный. Блудная же жена, убоявшись / и приложив старание, скоро пришла, взывая ко Искупителю: "Человеколюбивый и Милосердный, / от дел моих нечистых меня избавь!"* *Оказавшись неблагодарным / и коварным завистником, лукавый Иуда оценивает дар, достойный Бога, ради которого был отпущен долг грехов, торгуя боголюбезной благодатью. Пощади души наши, Христе Боже, / и спаси нас!* *Приступила женщина смрадная и оскверненная, слезы проливая на ноги Твои, Спаситель, / и свое страдание возвещая: "Как я взгляну на Тебя, Владыку? / Но Ты Сам пришел спасти блудницу! Меня, умершую, из бездны подними, воздвигший Лазаря на четвертый день из гроба. Прими меня, злосчастную Господи, / и спаси меня!"* (Из богослужения Великой Среды, перевод: А.Тимрот, azbyka.ru/bogosluzhenie/triod/post7sr.htm) |
||||
|
||||
|