Милость и мир да будут с вами полной мерой — через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 3 февраля ст.ст., пн- В.К.> <.> благими намерениями вымощена, как известно <дор`ога в ад>. В.К.> Но мне кажется, еще почему вот так людей волнует эта проблема В.К.> предательства Иуды? Вот именно, почему Иисус избрал предателя?.. В.К.> <...> Это один из вопросов, который чаще всего задается. А знал В.К.> ли Иисус? Если Он знал, то почему избрал? Если Он не знал, В.К.> то Он, следовательно, не всеведущ. Я.К.> Это вопрос о себе, человек спрашивает: Иисус знает, Я.К.> что я взяточник, Он знает, что я с удовольствием бы сейчас, Я.К.> может быть, взял эту икону Троицы Рублева и просто вот топором Я.К.> бы хрясь и хрясь? Причем человек спрашивает об иррациональных Я.К.> импульсах, которые в нём есть. Если Господь это знает, то тогда Я.К.> нужно найти какую-нибудь такую мистическую подушку и под нее Я.К.> забраться, потому что стыдно же. Если Он это знает Я.К.> и не исцеляет, а позволяет мне по жизни с этим идти, тогда в чём Я.К.> смысл? То есть, на самом деле, самый, может быть, сложный Я.К.> вопрос, не в чём смысл страданий, хотя большинство людей Я.К.> начинают разборки с Богом с этого. > <...> Я.К.> <> в чём смысл всё-таки тех побуждений к греху, которые во мне? Я.К.> На Иуде это, конечно, решается, как на уроке математики: Я.К.> вот вам додекаэдр, дети, давайте посмотрим на многогранники. Я.К.> Потому что Иуда – это абсолютный полигон для решения проблемы Я.К.> греха в себе. Но, к сожалению, обычно решают так всё-таки, что – Я.К.> можно. Если нельзя предать, но очень хочется... В.К.> Ну, это всё понятно. А вот всё-таки, отец Яков, как вы думаете, В.К.> почему Иисус избрал Иуду? Я.К.> Он избрал 12 Иуд. Вопрос не в том, почему Он избрал Иуду, Я.К.> он избрал 12 предателей, потенциальных, генетических предателей. Я.К.> Когда он говорит, что "один из вас предаст Меня", они все хором Я.К.> говорят: "не я ли?" Это такая комическая сцена... В.К.> Нет, там немножко не так: не "не я ли?", а "но уж, конечно, В.К.> это не я?" Я.К.> В такой формулировке это, разумеется, означает, что каждый Я.К.> из них прекрасно чувствовал... В.К.> Да, чувствовал, что рыльце немножко в пушку. <..> > <.....> Я.К.> Но евангелист любви, евангелист Иоанн когда говорит об Иуде, Я.К.> совершенно сходит с тормозов. И вот евангелист Матфей, описывает Я.К.> эпизод, когда Мария помазывает ноги Иисуса или голову Иисуса... Я.К.> Валентина Николаевна точнее скажет, что же всё-таки она помазала Я.К.> драгоценным мирром в 300 динариев. Это примерно на наши деньги, Я.К.> будем считать, 10 тысяч долларов. В.К.> Ну, год могла жить семья вполне нормально. Я.К.> <...> И Матфей честно пишет, что "ученики зароптали". У Иоанна Я.К.> вот этой нормальной, интеллигентной деликатности нет, Я.К.> он говорит, что это "Иуда зароптал". > <.....> В.К.> <.....> <Иуда> в 4-ом Евангелии регулярно называется и Иуда В.К.> Искариот, и Иуда, <...> сын Симона Искариота, таким образом, В.К.> мы знаем имя отца Иуды, а этот последний пир в Вифинии был В.К.> в доме, согласно синоптикам, в доме некоего Симона. И поэтому В.К.> некоторые ученые высказывают гипотезу, что Иуда был сыном В.К.> этого самого Симона, старшим братом Лазаря, Марии и Марфы. В.К.> Вот почему он, вполне естественно, разгневался на свою сестру, В.К.> которая решила потратить столь драгоценные... > <.....> В.К.> Да, статус Иуды отнюдь не последний. Последним он помещается уже В.К.> ex eventu, после события. То есть когда мы уже всё знаем, В.К.> кто такой Иуда. Вот почему, возможно, никогда не упоминается, В.К.> что он был братом Лазаря. Ну, зачем, как говорится, хорошему В.К.> человеку свинью подкладывать? Они были очень известные люди... > <.....> Я.К.> <....> на катехизации, то есть просто на самых основах веры, Я.К.> когда речь идет о чём-то таком простом, я всегда, надо сказать, Я.К.> делаю акцент... Поразительно много людей, не читая Евангелие, Я.К.> <а> читая, скажем, Макса Волошина, Андреева, - это неописуемо, Я.К.> но их больше издавали при советской власти.... Поэтому Я.К.> поразительно много людей спрашивают: а правда, что Иуда Я.К.> был любимый ученик, которому поручили ответственное задание – Я.К.> настучать? На что я (насколько я понимаю, с точки зрения Я.К.> библейстики перегибая палку) всегда отвечаю, что "не правда, Я.К.> он просто любил деньги". Здесь мне скорее позиция евангелиста Я.К.> Иоанна нравится – почему? Может быть, потому что я стараюсь быть Я.К.> современным человеком и широко открываю глаза, я вижу вокруг Я.К.> денежную проблему. И меня всегда умиляло, что та проблема Я.К.> предательства, как она формулировалась, начиная с того же Я.К.> Жозефа, всё время была очень тесно связана с деньгами. В.К.> Это правильно, но Вы понимаете, во-первых, никто твердо В.К.> не говорит, что Иуда предал <из-за денег> <...>. > <.....> А.Г.> Да, я просто хотел уточнить Ваше пояснение неофитам, что "нет, А.Г.> он просто любил деньги". Перенося на сегодняшний момент, А.Г.> представьте себе человека, который заказал конкурента, получил А.Г.> за это деньги, потом раскаялся, вернул деньги и покончил жизнь А.Г.> самоубийством. Это невозможно представить себе. Если выйдет А.Г.> какой-нибудь самый фантастический сериал на эту тему, ни одна А.Г.> живая душа не поверит. Этого не может быть сегодня. Значит, А.Г.> всё-таки мотивы-то... Я.К.> Ну, как священник, я скажу, что это, наоборот, сплошь и рядом, Я.К.> потому что, собственно, любая исповедь в этом смысле является Я.К.> таким маленьким самоубийством, абсолютно типа Иуды. Я.К.> "Я действительно призна`ю, что то, что я сделал, было сделано Я.К.> вовсе не из возвышенных соображений". Исповедь начинается тогда, Я.К.> когда человек перестает оправдывать себя высшими соображениями. Я.К.> Иуда этим не баловался, этим баловался Пилат и Каиафа. Почему Я.К.> до сих пор многие убеждены, что они выполнили закон? Ничего они Я.К.> не выполнили. В этом смысле интуиция Булгакова, она более Я.К.> верная. В.К.> Да, конечно. Я.К.> <...> Покаяние начинается, когда человек действительно бросает Я.К.> всё и говорит... А другой способ искупить предательство Я.К.> невозможен. На самом деле, в этом смысле предательство, Я.К.> оно ведь действительно созвучно слову "предание". И здесь есть Я.К.> какое-то "упоение в бою и бездны мрачной на краю", потому что Я.К.> это граница оказывается очень хрупкой. На чём, собственно, Я.К.> работает искушение? На том, чтобы быть членом традиции, членом Я.К.> предания, то есть передавать другим то, что ты получил, то, Я.К.> что делает тебя живым, то, что делает тебя человеком. Я.К.> И передавать это для убийства, оказывается, как-то очень Я.К.> близко... Потому что человек вообще существо маленькое в этом Я.К.> смысле. Вот сердце, вот и всё, и очень легко соскользнуть.
ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ: *> Яков Кротов: Последняя трапеза с. Христ.Просвещ./rasylka/003/359.htm#0
*Наступил день Пресных Хлебов,
в который надлежало приносить в жертву пасхального ягненка. ... Они отправились, нашли всё так, как Он сказал им, и приготовили всё для Пасхи. Когда настало время, апостолы с Иисусом сели за стол. Иисус сказал им: 'Как Мне хотелось есть эту Пасху вместе с вами до Моих страданий! Говорю вам, Я не буду есть ее, пока не свершится она в Царстве Бога'. Взяв чашу и произнеся молитву благодарения, Он сказал: 'Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, отныне не пить Мне вино — плод виноградной лозы, — пока не придет Царство Бога'. Взяв хлеб и произнеся молитву благодарения, Он разломил его и дал им со словами: 'Это Мое тело, которое за вас отдается. Делайте так в память обо Мне'. И точно так же после ужина дал им чашу со словами: 'Эта чаша — Новый Союз, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается. Но посмотр`ите! Рука того, кто предает Меня, на одном столе с Моей! Да, Сын человеческий идет путем, который Ему предназначен. Но г`оре тому человеку, который Его предает!' Они стали спрашивать друг у друга, кто бы это мог быть из них, задумавший сделать такое. Среди учеников возник спор, кто из них должен считаться главнейшим. Но Иисус сказал им: 'Цари у язычников господствуют над своими подданными и правители их называют себя "Благодетелями". У вас же пусть будет не так! Пусть старший среди вас ведет себя как младший, а главный — как слуга. Ведь кто больше? Тот, кто сидит за столом, или тот, кто ему прислуживает? Не тот ли, кто за столом?! Но вот Я среди вас как слуга! Вы прошли вместе со Мной через все испытания. И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец. Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве и будете восседать на тронах, правя двенадцатью племенами Израиля. Симон, Симон, берегись! Сатане позволено испытать вас и отделить пшеницу от мякины. Но Я молился о тебе, чтобы ты не лишился веры. А потом, когда вернешься ко Мне, укрепляй своих братьев'. Петр сказал Иисусу: 'Господь! Я готов идти с Тобой и в тюрьму и на смерть!' Иисус возразил: 'Говорю тебе, Петр, еще не пропоет сегодня петух, как ты трижды скажешь, что не знаешь Меня'. Иисус спросил их: 'Когда Я посылал вас — без денег, без сумы и без обуви, — нуждались ли вы в чём-нибудь?' Они ответили: 'Ни в чём'. Иисус сказал им: 'Но теперь, пусть тот, у кого есть деньги, возьмет их, пусть возьмет и суму, а у кого нет, пусть продаст свой плащ и купит меч. Говорю вам, то, что сказано в Писаниях обо Мне: "Его причислили к преступникам", должно исполниться. Потому что всё, что сказано обо Мне, сейчас свершится'. Они сказали: 'Господь, вот здесь два меча!' Он ответил: 'Довольно!' Выйдя из дому, Он направился, как обычно, на Масличную гору. За Ним пошли и ученики. Придя на место, Он сказал им: 'Мол`итесь, чтобы устоять в испытании!'* (Лк.22:7,13-39) |