ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 6 июня ст.ст., воскресенье, Пятидесятница - сошествие Св. Духа на Апостолов, День Св. Троицы. литургические чтения: Деян.2:1-11; Ин.7:37-52,8:12. > Есть очень короткая молитва в конце вечернего <молитвенного> > правила, на которую мы всегда обращаем очень мало внимания: > 'Упование мое - Отец, прибежище мое - Сын, покров мой - Дух Святый. > Троица Святая, слава Тебе!'. Она такая короткая и такая, как будто, > простая и ясная. А если задуматься, то она - целое вероисповедание. > Упование мое - Отец: упование это не то, что я на Него надеюсь > для того, чтобы мне было хорошо, а это Тот, к Которому я всей душой, > всей жизнью стремлюсь. И этот Отец есть Бог, Бог таинственный, > Бог непостижимый, Бог, Которому даже имени нельзя дать, потому что > всякое имя ограничивает. Мы Его называем Отцом, потому что Он нас > так любит, как только Отец может любить. И Он источник нашей жизни. > Когда мы говорим о Боге-Отце, мы говорим о Том, Который есть > предельная тайна, глубина безмолвия, свет такой яркий, что > св. Григорий Нисский мог сказать, что он ослепляет, если на Него > посмотреть, и можно говорить о Божественной тьме. Вот Отец, > непостижимый Бог, жизнь, полнота Божества, к которой мы устремлены, > но к которой мы прямо непосредственно вернуться не можем > после падения, да и до падения Он оставался для нас непостижимым. > И вот открылся Он нам во Христе. > Слово это не то, что мы называем 'слова', слово - это полное, > совершенное выражение мысли, но слово, которые мы произносим, > никогда мысли или существо дела до конца выразить не может, > но Слово, когда Оно воплощается, когда Оно делается Живым Существом, > Который нам доступен, с Которым мы можем общаться, Которого мы можем > видеть, слышать, к Которому мы можем обращаться словом, - это Слово > является полным, совершенным выражением бездонного безмолвия и тайны > Божией. Он открывает нам всё то, что в этой тайне, в той мере, > в которой нам это доступно. Но верить в Христа оказалось > недостаточным для тысячи людей. Его окружали толпы, но не многие > становились Его учениками. Слышать Христа не всегда было достаточно, > потому что недоумевали люди, что же Он хочет сказать: Он говорит > притчами, Он говорит непонятным для нас языком и образами. И вот > тут оказалось, что это откровение Божие в плоти нас ставит > перед лицом Божиим и требует от нас открытость для того, чтобы > еще что-то случилось. А случилось то, что в день Святой > Пятидесятницы, в день Святой Троицы Дух Святой сошел на учеников. > И Дух Святой пронизал их Своим присутствием. Если говорить образно, > то можно сказать, что об Отце можно говорить, как о солнце, > о Христе - как о свете, но Они оба остаются как бы вне нас; а о Духе > Святом - как о пронизывающем нас тепле и огне. И вот Дух Святой, > пронизывая нас, потому что мы ученики Христа, потому что мы хотим > быть Его учениками, Дух Святой нас приобщает к тому, к чему никакое > внешнее откровение нас не может приобщить. И когда ученики Христовы > вышли на проповедь, они выходили преисполненные огнем Святого Духа. > Когда люди их встречали, они на них смотрели, они слушали, но они > не только слова слышали, они не только лица видели, они через них > проникали в какую-то тайну. Английский писатель Льюис говорит: > какая разница между верующим и неверующим человеком? Верующий > человек подобен статуе, которая ожила. Статуя может быть более > прекрасна, чем человек, но она камень, она не жива. Человек может > быть несовершенен, но он жив и он может передавать жизнь. И вот > в этом смысле первое поколение учеников Христовых шли в мир, и через > них люди видели, ощущали, познавали их встречу со Христом и Самого > Христа. И благодатью Святого Духа они сами приобщались к этой тайне, > к этому чуду приобщенности к Духу Святому, через Него - к Спасителю > Христу и через Него - к Богу и Отцу, Который делался тогда > действительно Отцом. Потому что, помните, как сказал Христос, когда > Его спросили, как нам молиться, Он сказал: 'Молитесь так: Отче > наш...' Но когда Он сказал 'наш', Он не думал о том, что толпа будет > так говорить, и люди смотреть друг на друга, Он говорил о том, что > вы будете говорить с Отцом, Который и Мой Отец и ваш Отец. > Вот что замечательно, что дивно. И поэтому ученики первого поколения > шли, и в них люди видели новую жизнь, видели, что Бог сошел > на землю, видели, что они преображены. И вот в этом заключалась > миссия. Они тогда не говорили о богословии, они говорили о том, > что встретили Живого Бога. И когда люди слышали их и видели их лица, > как они сияли вечностью, светом Святого Духа, они могли поверить. > И проблема, которая перед нами стоит, именно в том, что мы говорим > много, за столетия мы продумали очень многое, но это осталось > для громадного большинства людей умственным подходом, > вероисповеданием, но не всегда исповеданием веры. Это - > вероисповедание в том смысле, что мы говорим: вот что предыдущие > поколения познали о Боге, значит, это правда, потому что они были > святые. А люди на нас смотрят и думают: святые, может, они были, > а чем это тебя переменило?.. И вот это - самое важное. Для того, > чтобы быть миссионером, для того чтобы передавать свою веру, надо, > чтобы эта вера тебя так потрясла, так изменила, что люди, встречая > тебя, могли сказать: 'О, это не изваяние, это - живой человек! > Я хочу стать таким, как он, не потому что он так или сяк верит, > а потому что он стал такой, он стал иконой'. Причем, иконой > в самом настоящем смысле слова, потому что икона - это образ, > но икона может быть для человека, кто на нее смотрит просто доской > намалеванной, а для человека, который на нее смотрит и молится, > она перестает быть и доской, и совокупностью линий и красок. > Она делается как бы открытым окном. И этим объясняется то, > что святой Иоанн Златоуст говорит: 'Если ты хочешь помолиться, стань > перед иконой, закрой глаза и молись тому, кто на ней изображен'. > И вот миссия заключается именно в том, чтобы стать такой иконой, > чтобы люди тебя встретили и сказали: 'В этом человеке что-то, > чего нигде я раньше не встречал, чего я даже не познавал. Я хочу > на него посмотреть, я посмотреть хочу на его глаза, я хочу послушать > его голос, я послушать хочу, воспринять то, что из него как бы > светится, и тогда я начну понимать, причем, не богословие, а Бога'. > Я думаю, что одна из самых основных проблем нашего времени > заключается в том, что столетиями мы преподавали людям учение, но > не обязательно открывали перед ними жизнь, которая в этом учении, > потому люди и уходят от Церкви, что какое им дело до разницы > в вероисповедании, в понимании Святой Троицы, в том или другом. > Я хочу встретить Бога, а не Его описание, я хочу Живого Бога, > а не мертвую икону. > И вот этому нам надо научиться. Это задача нашего наступающего > столетия, потому что если мы не научимся открывать Бога через наши > личное общение, приобщенность <Ему>, если из нас не будет светить > свет Святого Духа, не будет гореть этот огонь Святого Духа, если мы > не будем как купина неопалимая, тогда люди не смогут поверить, > это будет одна из точек зрения на жизнь, одна из философий, одна > из религий. А если они встречают человека как Серафима Саровского, > Сергия Радонежского, Феофана Затворника, тогда вопроса нет, стоит > посмотреть на них и знать, что в них есть нечто, чего нигде раньше > они не встречали. Вот в чём миссия. [ Митрополит Сурожский Антоний. О МИССИОНЕРСТВЕ www.mitras.ru/archive/040911.htm ] смотри также: **>> митр. Антоний - разные тексты www.messia.ru/rasylka/rzerv/p7-blum.txt **>> Cвящ. Александр Мень: Пятидесятница - рождение Церкви (из бесед о вере) www.messia.ru/rasylka/004/810.htm#0 www.messia.ru/rasylka/002/107.htm#0 проповедь: www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svetvtm0.html **>> Яков Кротов www.messia.ru/rasylka/003/461.htm#0 **>> О Святом Духе - Н.Бердяев, C.Желудков, М.Новоселов www.messia.ru/rasylka/rzerv/sv_duh.htm#0 **>> ПЯТИДЕСЯТНИЦА в тематическом указателе "Б.Я.К" www.krotov.info/spravki/temy/p/pentecotia.html Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050619/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jun/19.htm -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Когда наступил день Пятидесятницы, апостолы все собрались вместе. И вдруг с неба раздался шум, как от порыва ураганного ветра. Шум заполнил весь дом, в котором они находились. Они увидели нечто напоминающее языки пламени; эти языки, разделившись, сошли на каждого из них. Все исполнились Святого Духа и заговорили на разных языках, что даровано им было Духом. В то время в Иерусалиме находились благочестивые евреи со всех концов света, из самых разных народов, и на шум этот собралась большая толпа. Все они изумлялись, слыша, что те говорят на языках их стран. Они удивлялись: - Ведь все эти люди, которые говорят сейчас, галилеяне. Разве не так? А почему же мы слышим, что каждый говорит на языке той страны, откуда мы родом? А среди нас есть и парфяне, и мидийцы, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и Рима, как евреи, так и обращенные, и критяне, и арабы... И все мы слышим, как они говорят о великих деяниях Бога на наших языках!* (Деян.2:1-11) * * * *Благословен Ты, Христе Боже наш, / явивший премудрыми рыбаков, ниспослав им Духа Святого, / и через них уловивший вселенную. Человеколюбец, слава Тебе!* *Когда сошел Всевышний и языки смешал, / Он этим разделял народы; когда же огненные языки раздал, / Он к единению всех призвал, и мы согласно славим Всесвятого Духа.* *Скорое и надежное утешение / подавай рабам Твоим, Иисусе, когда мы унываем духом нашим. Не отлучайся от душ наших в скорбях, не отдаляйся от мыслей наших в напастях, но всегда приходи на помощь нам. Приблизься к нам, приблизься, Вездесущий, как и с Апостолами Твоими был всегда, так и с любящими Тебя соединись, Милостивый, дабы мы, с Тобою сочетавшись, воспевали и славословили всесвятого Духа Твоего.* (Тропарь, кондак, икос, перевод: иером. Амвросий (Тимрот)) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|