Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 13 июля ст.ст., вт (седмица 6-я по Пятидесятнице) литургические чтения: 1Кор.1:1-9; Мф.13:24-30 *. > Притча о пшенице и плевелах встречается только у Матфея (13:24-30), > и <комментаторы> не раз предполагали, что евангелист просто > переработал притчу о посевах и всходах из Евангелия от Марка > <(4:26-29)>. По-моему, это абсолютно невозможно. Матфеева притча > совершенно независима. Она в типичной для Матфея манере описывает > вполне понятную ситуацию. Объяснение, которым Матфей дополняет > притчу, явно вторично, и эта вторичность еще очевиднее, чем > в Марковом объяснении притчи о сеятеле <(4:14-20)>, которое, > вероятно, послужило Матфею примером. Помимо гомилетического () > мотива, который у Марка играл ведущую роль, здесь появляется > и "эсхатологический". Основная мысль Матфея в том, что в Церкви > (Царстве Сына Божия) есть хорошие и плохие члены, и не во власти > Господа изгнать их раньше, чем начнется последний суд. Можно > сравнить это с замечанием Павла: "Посему не судите никак прежде > времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке, > и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала > от Бога" (1Кор.4:5). > Далее живо и ярко описывается "кончина века": "пошлет > Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его > все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; > там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, > как солнце, в Царстве Отца их". Это едва ли не единственное место > в Евангелиях, кроме Матфеевой же притчи "об овцах и козлищах" > (<25:31-46>), где мы встречаемся со столь тщательно разработанным > эсхатологическим учением Церкви. Чем скорее мы забудем об этом > объяснении, тем будет лучше. Нет никаких признаков того, что > оно оказало хоть какое-то влияние на ту форму притчи, которая дошла > до нас. Вот как она выглядит: > '<Чему подобно Царство небес? Представьте: человек засеял отборным > зерном свое поле. Ночью пришел его враг, когда спали все, сорные > травы посеял в пшенице и удалился. Когда ж поднялись посевы и стал > наливаться колос, сорняки показались. Слуги хозяина дома пришли > к нему и сказали: 'Господин наш, ты ведь отборным засеял зерном > свое поле. Откуда взялись сорняки?' - 'Это дело рук врага', - > ответил хозяин. Они говорят: 'Хочешь, пойдем мы и выполем их?' > Он отвечает: 'Не надо, иначе во время прополки вы вырвете > с сорняками пшеницу. Пусть и то, и другое растет до жатвы. А в жатву > я прикажу жнецам: "Сперва соберите сорные травы, свяжите в вязанки > и сожгите, а пшеницу свезите в закрома"'>'. > <{Перевод В.Н.Кузнецовой}> > Это вполне реалистичный, живой и естественный рассказ о крестьянской > жизни. Перед нами земледелец, который обнаружил, что его пшеницу > посеяли вперемежку с сорняками. Злые козни врага нужны здесь лишь > для развития сюжета и не имеют самостоятельного значения. Земледелец > огорчается, но оставляет всё как есть, зная, что во время жатвы > можно будет отделить пшеницу от сорняков. > <...> можно предположить, что в притче о посевах и всходах Иисус > говорил, что истинная религия начала развиваться еще до Его > служения, и в этом, особенно в служении Иоанна Крестителя, Он видел > действие Самого Бога. Притча о сеятеле - метафорический ответ > на вопрос, почему Царство Божие не может пока наступить: еще > не покаялся весь Израиль. Притча о пшенице и плевелах вполне может > служить ответом на похожий вопрос: в Израиле много грешников, как же > может наступить Царство Божие? Иисус отвечает: когда наступает время > убирать урожай, земледелец не сжинает сразу пшеницу, потому что > на поле растут и сорняки, и прежде надо собрать их. > Так и наступление Царства Божия откладывается, потому что в Израиле > есть грешники. Само по себе наступление Царства Божия - это процесс > сортировки, то есть суд. > Тогда смысл притчи несколько отличается от <притч о посеве и всходах > и о сеятеле> - в ней говорится, что жатва еще не начиналась. > Тем не менее, я полагаю, что на самом деле нет никакого > противоречия. <...> согласно учению Иисуса, Царство Божие наступит > не в одно мгновение; это целая цепь взаимосвязанных событий, > среди которых и Его служение, и Его смерть. События эти образуют > единство, внутри которого возможны разные точки зрения. Каждая > притча отображает лишь одну из них. Чтобы живо и образно показать, > что в Израиле добро перемешано со злом, необходимо изобразить поле, > где пшеница растет бок о бок с сорняками вплоть до жатвы. Нет нужды > предполагать, что Иисус считал суд отдельным событием, которое > произойдет в отдаленном будущем. > Таким образом, мы можем связать эти притчи с конкретной исторической > ситуацией, когда актуально было всё, что связано с темой роста, > и когда еще никто не предполагал, что за смертью Иисуса последует > длительный период, в течение которого будет развиваться Церковь. > Используя метафору жатвы, все три притчи - каждая по-своему - > говорят о том, что служение Иисуса положило начало Царству Божию > <(царствованию Бога в этом мире)>. Что очень важно, в 4-м Евангелии > мы встречаем доказательства в поддержку такой интерпретации. > Вот слова из Евангелия от Иоанна, параллельные Синоптическим > Евангелиям: "возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как > они побелели и поспели к жатве" (Ин 4:35). Даны они в таком > контексте: > "Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? > {Мне кажется, это напоминает пословицу "От сева до жатвы - четыре > месяца". Ученики думают, что "урожай" (т.е. наступление Царства > Божия) еще только ожидается. Иисус говорит: "Нет, если вы > присмотритесь, то увидите вокруг себя признаки того, что оно уже > наступило. Беритесь за серп, урожай созрел!"} А Я говорю вам: > возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели > к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, > так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае > справедливо изречение: "один сеет, а другой жнет". Я послал вас жать > то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд > их". > Суть ясна. Иисус посылает своих учеников (Мф.9:38-39; Лк.10:1-2) > не сеять, а жать. Всё, что должно предшествовать жатве, уже сделано. > Делали это другие люди (можно предположить, что это - "пророки > до Иоанна"). Теперь настало время жатвы. Здесь, как и во многих > других случаях, Иоанн истолковывает предание, лежащее в основе > Синоптических Евангелий, тем более что эсхатологические идеи ранней > Церкви уже не представляли интереса. [ Чарлз Гаролд Додд. ПРИТЧИ ЦАРСТВА (VI) // "Хиллтоп", б/г. стр. 133-6 ] ------------------------------------- * эпизод N63 по "Брюссельскому согласованию" +++ Прот. Александр Мень: Нива Христова, пшеница и плевелы www.messia.ru/rasylka/004/846.htm#0 +++ Алистер МакГрат: расти ли плевелам в Церкви? www.messia.ru/rasylka/002/144.htm#0 +++ Папа Иоанн Павел II: человек создан для свободы... www.messia.ru/rasylka/003/498.htm#0 +++ Ч.Г.Додд: причта о сеятеле (кто сеятель?) www.messia.ru/rasylka/005/1211.htm#0 + + + www.messia.ru/spravki/kalendar/lkciopr/062.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050726/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/26.htm ++!++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ ! НОВОЕ НА САЙТЕ "ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ" ! > история проекта ! www.messia.ru/istoria.htm#0 ! > Чем можно помочь проекту? ! www.messia.ru/pomoch.htm#0 ++!++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Милость вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа! *Я всегда благодарю Бога моего за вас, потому что вам дан великий дар Его доброты через Христа Иисуса, благодаря которому Бог обогатил вас всеми сокровищами слова и знания и тем подтвердил для вас истинность нашего свидетельства о Христе. И теперь у вас нет недостатка ни в одном из благодатных даров, пока вы дожидаетесь, когда явится Господь наш Иисус Христос. Это Он укрепит вас до конца, чтобы вы предстали непорочными в День Господа нашего Иисуса Христа. Потому что верен Бог, призвавший вас к общению со Своим Сыном, Иисусом Христом, Господом нашим.* (1Кор.1:3-9) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
||||