ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!
* 11 июля ст.ст., воскресенье (5-е по Пятидесятнице) литургические чтения: Рим.10:1-10; Мф.8:28-9:1. * 12 июля ст.ст., пн {6-я седмица по Пятидесятнице} литургические чтения: Рим.16:17-24; Мф.13:10-23. > Ибо свидетельствую им [иудеям], что имеют ревность по Боге, > но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией > и усиливаясь поставить собственную праведность, они > не покорились праведности Божией, потому что конец закона - > Христос, к праведности всякого верующего (Рим.10:2-4). > По сути, этот фрагмент обобщает Рим.9:6-36, который весь - > о верности Бога Завету и праведности Божьей, хотя данное > словосочетание не встречается в нем ни разу. Но не стоит цепляться > за "знаковые слова": в нашем случае тема раскрывается > всем контекстом. Израиль, считает Павел, оставался слеп ко всему, > что Бог по своей праведности и верности совершил в истории народа. > Ища "правды" для одних себя, пытаясь "присвоить" себе Завет, иудеи > не покорились "праведности Божией". Завет был дан всем народам, > Израиль же, объявив себя единоличным собственником Завета, тем самым > его нарушил. Это всё равно, как если бы почтальон вдруг решил, что > все письма, которые он носит в сумке, по праву принадлежат ему. > Мысль о том, что избранный Богом народ не "покорился праведности > Божией", возвращает нас к фрагменту Рим.3:21-26 <...>. > Как мы помним, Павел утверждает, что откровением праведности Божьей > отныне стало Евангелие Иисуса Христа, в равной мере спасительное > и для эллинов, и для иудеев. Однако Павловы соплеменники (как, > впрочем, поначалу и сам Павел) отвергли Иисуса и упорно не хотят > слышать проповедь о Нём, поскольку иначе, пишет Павел, им пришлось > бы отказаться от претензий на единоличное владение Заветом. > Не случайно в кульминации всего рассуждения, охватывающего, по сути, > три главы (Рим.9-11), появляются аллюзии на Иеремию (Иер.31:33) > и Исайю (Ис.27:9): "И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи > их" (Рим.11:27). <...> Павел не переставал надеяться на то, > что Завет, обновленный в Иисусе Христе, будет спасителен не только > для язычников, но и для иудеев, которые рано или поздно призн`ают > в Иисусе из Назарета еврейского Мессию. * * * > <...> В <критике апостолом Павлом> Израиля следует видеть не отказ > от учения о богоизбранности или отрицание того, что иудейский народ > был избран единым истинным Богом, чтобы стать орудием спасения всего > мира. Напротив, она - производное от этого учения, как понимал его > иудей, признавший в распятом и воскресшем Иисусе Мессию Израилева. > Павел убежден, что этнический Израиль своего предназначения > не исполнил. Он не имеет в виду, что Бог зря избрал именно этот > народ или сначала избрал, а потом передумал. Всё обстоит иначе: > избранный народ не справился с возложенной на него задачей. Но то, > что не удалось Израилю, совершил его "кровный сын", Мессия Иисус. > Как мы увидим далее, Он для Павла - прежде всего подлинный, > полноправный "израильтянин". > Таким образом, Павел критикует своих единоверцев не как язычник, > он больше похож на Моисея, предстоявшего перед Богом Завета за свой > заблудший народ (Рим.9:1-15; 10:1-2; ср. Исх.32-33). Об этом > ни в коем случае нельзя забывать. Моисей ходатайствовал перед Богом > за свой языческий Израиль, который поклонялся золотому тельцу и вел > себя соответствующим образом. Примерно в той же роли видит себя > Павел. > И снова он призывает в свидетели традицию. Говоря о том, что Израиль > обрел полноту в Иисусе Христе и в Духе, Павел ссылается > на 15-ю главу Книги Бытия и подобные ей тексты. Да, Израиль отверг > слово Иисуса, теперь же он не желает слышать проповедь о Нём, > поскольку она заставляет трезво взглянуть на главное занятие > народа - извечную, непрерывную борьбу за собственную национальную, > этническую и территориальную идентичность. Еще немного, полагает > Павел, и Израиль может стать "как все". Тора и обрезание для него - > те же кумиры, что кровь и земля для язычников. Обрезание стало > не более чем языческим членовредительством, почитание Торы > выродилось в не менее языческую преданность "начальствам и властям" > (Гал.4:8-11), а всем ходом жизни заправляет "ветхий Адам", бесстыдно > посягающий на то самое место (то есть Израиль), где была дарована > Тора (Рим.5:20; 7:7-25). Уничижительная игра слов, к которой > зачастую прибегает в подобных случаях Павел (), - не просто > полемический прием. Это всё равно, как если бы в наши дни > законопослушный иудей, живущий в Израиле и мечтающий о справедливом > мире со своими соседями, назвал бы своих "правых" соотечественников > "погромщиками". Ревность не по разуму, говорит Павел, чаще всего > до добра не доводит. В этом, собственно, и состоит критика изнутри. > Она заставляет нас вспомнить о том, каким "ревнителем" до встречи > на дамасской дороге был Савл. Смотрите, что происходит. <...> > Во-первых, он безжалостно обличает засасывающее Израиль язычество, > а во-вторых, не менее горячо призывает своих единоверцев соблюдать > Тору и готов даже вразумлять отступников силой. На мой взгляд, > христианин Павел преследует те же цели, однако акценты > он расставляет совершенно по-другому. Павел, как и раньше, убежден, > что проповедь истинного Бога призвана низвергнуть всех ложных богов. > Он по-прежнему считает, что большинство иудеев изменили истинному > Богу и их следует наставить на путь истинный. Но путь этот теперь > ведет к Христу, в котором исполнились все обетования. Рвение, > с каким Павел в своей проповеди истинного Бога обличает язычников > и разоблачает единоверцев, мало чем отличается от ревности Савла > из Тарса. Правда, Бог, о котором "ревнует" Павел, мыслится им иначе, > чем прежде. Наверное, он мог бы сказать: "Да, я ревную о Боге, но > "по рассуждению", потому что во Христе я познал Бога, или, вернее, > получил познание от Него" (ср. Рим.10:2; 1Кор.8:2-3). * * * > В своих богословских построениях "ревнители" опирались на Писание, > со всей определенностью говорившее им о том, что они - орудие > Божьего замысла и призваны приблизить его осуществление. > Как и большинство иудеев того времени, Савл читал Танах не только > для того, чтобы узнать, чем всё закончится: он был глубоко убежден, > что его долг - ускорить развязку. Дело обстояло примерно так. > Израиль был призван заключить завет с Создателем, стать > Его избранником, светом, воссиявшим во мраке, народом, в котором > будет искуплен грех Адама. Но Израиль согрешил и, как следствие, > был уведен из своей земли в плен. Хотя в географическом смысле > он вернулся, пленение продолжается. Храм еще не восстановлен. Мессия > еще не пришел. Язычники еще не признали Его власть и не "потекли" > к Сиону, чтобы принять Тору. Израиль по-прежнему пребывает в грехе > и пороках. > И тем не менее Писание ясно и убедительно говорило о наступлении > лучших времен. Это были не просто взятые наугад разрозненные > пророчества, авторы которых с безопасной дистанции несут чушь, > выдавая ее за предсказания будущего. Всё Писание читалось как единая > повесть. Ее героем был Израиль, и теперь сюжет приближался > к предустановленной развязке. Очень скоро наступит день, когда > ГОСПОДЬ воссядет на престоле. Зло будет побеждено раз и навсегда. > Израиль или, по крайней мере, его верные сыны снова станут истинными > избранниками единого истинного Бога. > Эти идеи, питавшие "ревность" шаммаитов, можно обобщить следующим > образом. В иудейском богословии того периода можно выделить > три основных измерения: монотеизм, богоизбранность, эсхатология. > Есть только один Бог - единый истинный Бог, владычествующий > над миром; у единого истинного Бога есть только один народ - > Израиль; у мира, над которым владычествует единый Бог, есть только > одно будущее, и оно наступит совсем скоро: приближаются дни, когда > истинный Бог явит Себя, победит зло и освободит Свой народ. Движимый > этой верой, Савл искренне старался поступать "согласно Писанию". > Священные тексты были для него не набором прописных истин, > а повестью с хорошим концом, который ему предстояло приблизить. > "Ревность о Торе" толкала шаммаитов и их единомышленников на самые > решительные действия ради исполнения пророчеств. Они не хотели > сидеть, сложа руки, им не терпелось ринуться в бой. В этом > и состояла для них "ревность по Боге", о которой <упоминает Павел > (Рим.10:2)>. Происходящее вокруг оскорбляет единого истинного Бога, > ГОСПОДА. Его слава требует, чтобы все язычники, идолопоклонники, кем > бы они ни были, получили по заслугам. ГОСПОДЬ снова должен стать > Царем всей земли, а для этого Израиль должен следовать Торе. Только > верность ей может ускорить исполнение пророчеств. Если > Бог вторгнется в историю прямо сейчас, а Израиль по-прежнему будет > отступать от Закона, его ожидает участь язычников. А значит, > одних напоминаний о важности Торы мало: жестоковыйный народ > надо заставить. И здесь <..> у нас есть повод задуматься > об опасности "повторения пройденного", - разве не похоже мыслят > нынешние иудейские ортодоксы, которые не только призывают > к соблюдению субботы, но, чтобы подкрепить слово делом, забрасывают > камнями машины, проезжающие в шаббат по их кварталу, и всё ради > святой цели? Такова "ревность в действии" - ревность о Боге, > ревность о Торе, ревность, призванная приблизить Царство. [ Н.Т.Райт. ЧТО НА САМОМ ДЕЛЕ СКАЗАЛ АПОСТОЛ ПАВЕЛ. // М., [2004]; стр.106; 82-3; 32-3 ] & к апост. чтению воскресенья +++ К.С.Льюис: из-за рвения "не по разуму" молитва стала тягостным бременем www.messia.ru/rasylka/002/142.htm#0 +++ Митр. Антоний (Блум): мы живем Божьей милостью www.messia.ru/rasylka/004/844.htm#0 +++ Он же: Проповеди О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ www.mitras.ru/inname/in_80.htm & www.mitras.ru/archive/030217.htm +++ Он же: ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ www.mitras.ru/inname/in_81.htm +++ Прот. Александр Мень: Проп. О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ oracle.libfl.ru/books/svetvtme/svtms302.html +++ иером. Мелетий (Серебряков): проп. о "собственной праведности" blagovest.lozovaya.org/archives/arh02/arh020726.html & к евангельскому чтению воскресенья +++ Яков Кротов: освобождение от беса www.messia.ru/rasylka/003/496.htm#0 & к апостольскому чтению понедельника: +++ Виктор Попков: заповеди и традиции www.messia.ru/rasylka/004/845.htm#0 & к евангельскому чтению понедельника: +++ В.Н.Кузнецова - комментарий к Мф.13:10-17 (ЦЕЛЬ ПРИТЧ) www.messia.ru/trstrb/kuzn/mt/1310-7.htm#0 +++ Она же - комм. к Мк.4.10-12 (ТАЙНА ЦАРСТВА): www.messia.ru/rasylka/002/198.htm#0 +++ Свящ. Александр Мень: Евангельские притчи. Улыбался ли Христос? www.messia.ru/rasylka/003/497.htm#0 +++ О еванг. притчах в тематич. указателе: www.messia.ru/temy/p/pritchi.htm#pritjevn +++ митр. Антоний Блум о притче о сеятеле www.messia.ru/rasylka/002/140a.htm#0 +++ Т.Мёртон, С.Тагуэлл: Великое случается вдруг, хотя иногда - не без нашего участия www.messia.ru/rasylka/002/195.htm#0 Чтения 24 июля в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20050724/orth?cont=rv_ru 24,25 июля в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/24.htm http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Jul/25.htm *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** *** **** ***** /В предшествующих десяти выпусках рассылки имела место ошибка в ДАТЕ ПО СТАРОМУ СТИЛЮ. Ошибка исправлена в архиве рассылки: www.messia.ru/rasylka/005/#0 ( www.messia.ru/rasylka/005/1204.htm#0 и т.д.)/ -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков My ICQ # 112678438 --------------------------------------------- *Братья, мое самое горячее желание - чтобы <израильтяне> были спасены. И об этом я прошу Бога. Я свидетельствую, что они жаждут исполнить волю Бога, но у них нет истинного знания. Поэтому они, не зная, какой путь избрал Бог для оправдания людей, и стремясь утвердить свой собственный, не подчинились праведной воле Божьей. Потому что Христос - конец Закона: теперь каждый, кто верит, оправдан Богом. Моисей пишет об оправдании через Закон: "Только тот, кто исполнит все повеления Закона, будет жить". Но вот что говорит Писание об оправдании за веру: "Не спрашивай себя: кто взойдет на небо?" (это значит: для того, чтобы привести на землю Христа). И не спрашивай себя: "Кто спустится в бездну?" (это значит: для того, чтобы увести Христа от умерших). Но вот что говорит Писание: "Рядом с тобой Слово Бога - / на устах твоих и в сердце твоем", то есть весть о вере, которую мы проповедуем. Если ты будешь устами исповедовать, что Иисус - Господь, и сердцем верить, что Бог поднял Его из мертвых, будешь спасен. Кто верит сердцем - будет оправдан. Кто исповедует устами - будет спасен.* (Рим.10:1-10) * * * *Прошу вас, братья, остерегайтесь тех, кто вносит разногласия и ставит препоны на пути веры, - наперекор тому учению, которое вы получили. Держ`итесь от них подальше. Эти люди не Господу нашему Христу служат, а собственным похотям. Своей лестью и красивыми речами они обманывают простодушных. ... Желаю вам быть мудрыми на добро и несмышлеными на зло. А Бог, источник мира, скоро сокрушит Сатану вам под ноги. Милость Господа нашего Иисуса да будет с вами.* (Рим.16:17-20) |
||||
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале'
выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *- |
||||
|
||||
|
![]() |