=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)
* 1 декабря ст.ст., ср
(седмица 26-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 28-й седм. Рожд. пост)
/Память прор. Наума, VII в. до Р.Х./
литургические чтения: 1Тим.1:18-20, 2:8-15 или 2Тим.4:9-22; Лк.20:1-8 *.
> <...> Слово 'целомудрие', несколько раз встречающееся в службе
> <венчания> брака, часто понимается как относящееся к плоти,
> к аскезе. Но в действительности целомудрие во всём объеме
> этого понятия есть нечто гораздо более широкое - оно охватывает
> одновременно человеческий дух, тело и душу. И это особенно бросается
> в глаза в службе брака, где мы просим Господа даровать вступающим
> в брак целомудрие и радость видеть 'чада чад своих'. Целомудрие
> не есть что-то несовместимое с деторождением. Целомудрие -
> это внутреннее состояние, определяющееся не физическими категориями,
> а отношением: духовным отношением, отношением души и отношением
> тела.
> У апостола Павла, которого часто обвиняют в непонимании
> взаимоотношений между мужчиной и женщиной, есть ряд выражений,
> на которых уместно остановиться. Одно из них вошло в англиканскую
> службу бракосочетания. Там говорится, что брак это 'врачевство
> от блуда', и то, как <часто> толкуется эта фраза и эта мысль,
> кажется мне глубоко ошибочным. Толкование чрезвычайно
> распространенное в умах и на устах людей заключается в том, что если
> человек состоит в браке, у него нет больше оснований
> искать нечистоты где-то на стороне <...>. В действительности же
> в богословии неразделенной Церкви ясно видно, что дело вовсе
> не в этом. Один из древних авторов говорит, что пока юноша
> не полюбил, он окружен мужчинами и женщинами; как только сердце его
> открылось для любви к кому-то, к чьей-то личности, то рядом с ним -
> его возлюбленная, а вокруг него - люди. Иными словами, единственное
> основание для подлинного целомудрия, то есть внутреннего и внешнего
> состояния, когда человек не стремится ни к чему вне тех отношений,
> какими является эта единственная любовь, - есть любовь,
> единственность любви, тот факт, что истинно любить можно только
> одного человека, а все другие люди входят - каждый в отдельности
> и все вместе - в нейтральную категорию: это люди, это больше
> не мужчины и женщины, не существа, обладающие полом. Но любимый
> человек тоже не есть то, что на современном языке называют
> 'сексуальное существо'; это лицо другого пола, но и здесь понятие
> пола далеко выходит за рамки пола физического: оно определяется
> в категориях мужественности и женственности, оно охватывает
> и характеризует человека в каждой детали его существа, а не просто
> с точки зрения продолжения рода. Кроме того, апостол Павел
> ясно указывает, что в этом единственном, незаменимом отношении брака
> открытие одного человека другим всегда имеет глубину духовного
> порядка - иначе нет данных для брака. И в этих отношениях
> тело одного полностью принадлежит другому не в том смысле, что
> он может распоряжаться им насильственно, без благоговения,
> без уважения, а в том смысле, что поскольку два тела составляют уже
> одно, то и жизнь едина как жизнь четы и нет жизни, которая
> принадлежала бы одному или другому отдельно.
> Но, с другой стороны, апостол Павел утверждает также, что
> оба супруга могут удаляться друг от друга; не отказывать другому
> в близости, а позволить другому отойти ради их духовной жизни.
> Бывает время молитвы, бывает время духовного углубления, время,
> когда человеческое существо соединяется с Богом особым образом,
> когда благодать и опытное познание овладевают не только духом его,
> не только его психологическим и умственным 'я', но даже и телом.
> Есть моменты, когда всякие физические отношения, даже, как это видно
> из житий святых, самое простое прикосновение становится невозможным,
> ибо благодать, как пламя, овладела этим существом, и нет больше
> места ни для чего до тех пор, пока эта дарованная и принятая
> благодать не станет едино с человеком так глубинно, что сделается
> общим достоянием. Но мне кажется ясным, что воздержание тут является
> не актом отвержения, когда один из супругов отворачивается
> от другого, отказывает другому в близости, но ситуацией, в которой
> их взаимоотношения рассматриваются в другом плане.
> В книге Бытия, в первой главе, сотворение человека поставлено в один
> ряд с сотворением всех живых существ, и именно внутри этого ряда
> живых существ человек получает данное всему живому благословение
> расти и множиться. И в другой главе, в совершенно ином контексте,
> установлен брак. Во второй главе мы видим, что человек, поставленный
> перед лицом всех земных существ, Человек с большой буквы, взятый
> от земли, обнаруживает, что он - одинок, что нет у него спутника,
> и Бог избавляет его от этого одиночества сотворением Евы. Этот акт
> не имеет никакого отношения к деторождению, он стоит в иной
> перспективе, в контексте иного повествования, здесь перед нами
> совершенно новая ситуация. И брак связан именно с этой ситуацией -
> ситуацией человека, достигшего такой зрелости, когда он не может
> более существовать в одиночестве, и тогда ему предлагается
> преодоление этой ситуации, имеющее, однако, с самого начала
> двойственный характер. Двойственность эта связана с тем, что и здесь
> полностью соблюдается уважение к человеческой свободе, так что
> и преодоление это может быть подлинным или ложным. Не вдаваясь
> в подробности, приведу просто текст Библии: когда Адам оказывается
> лицом к лицу с Евой, он узнаёт ее и говорит, что она - плоть
> от плоти его и кость от кости его. Но что означает это
> его признание? Перед ним, как и перед Евой, два пути: либо узнать
> себя в ней, а ей - узнать себя в нём, видеть лишь себя самого,
> отраженного вовне, видеть в другом лишь продолжение себя самого
> и совершенно потерять из виду существование другого. И напротив,
> можно в этом видеть трансцендирование самого себя, освобождение
> от себя. Именно об этом говорит Мефодий Патарский в своей книге:
> он использует как бы игру слов и, рассуждая о падении, говорит, что
> пока Адам и Ева любили друг друга, они могли говорить, глядя друг
> на друга: это мой 'альтер эго', другой я сам; в момент падения
> они видят друг друга нагими, потому что каждый смотрит на другого
> и говорит: я - это я, а он - это он. Тут как бы трещина, разлом.
> Здесь-то и появляется элемент влечения, вожделения,
> здесь смешиваются две перспективы: перспектива природы (о которой
> говорится в первой главе) и перспектива человечества,
> трансцендирования личности в жизни сверхличной.
[ митрополит Сурожский Антоний.
ВОПРОСЫ БРАКА И СЕМЬИ (в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ)
www.mitras.ru/pered4/pb_421.htm ]
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мф.21:23-27; Мк.11:27-33;
эпизод N132 по "Брюссельскому согласованию"
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@ ПО ТЕМЕ СМОТРИ ТАКЖЕ: @@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
@ Митр. Сурожский Антоний - @
@ Таинство любви. Беседа о христианском браке @
@ www.mitras.ru/brak/brak.htm @
@ Он же - МЫСЛИ ПРИ ЧТЕНИИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ @
@ www.mitras.ru/h_d/hd22.htm @
@ Он же - УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА @
@ www.mitras.ru/h_d/hd23.htm @
@ Он же - БРАК, МОНАШЕСТВО, ЦЕРКОВЬ @
@ www.mitras.ru/pered4/pb_412.htm @
@ Он же - О БРАКЕ и ДЕТЯХ @
@ www.mitras.ru/be/be_10.htm @
@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@@
===============================
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ ЕВАНГ. ЧТЕНИЯ: === === === === === ===
** Романо Гуардини: "Какой властью?.." ===
www.messia.ru/rasylka/004/1002.htm#0 ===
** Еп. Кассиан Безобразов: ===
www.krotov.info/history/01/kern/bezo_1.html (I.IV.2) =
** еп. Григорий Лебедев: =
www.messia.ru/rasylka/003/639.htm#0 =
** свящ. Александр Мень в кн. "СЫН ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ" =
www.agnuz.info/library/books/book009/page24.htm =
** свящ. Яков Кротов: =
www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_25.htm =
=======================================================
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20051214/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/14.htm
***************************************************************** * *
к еванг. чтению четверга 28-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.20:9-18)
www.messia.ru/rasylka/004/1002.htm#0
(митр. Антоний;
ссылки на:
К.С.Льюиса, свящ. Александра Меня, свящ. Якова Кротова)
Завтра память прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*... первым делом я прошу тебя, позаботься, пожалуйста, о том,
чтобы молитвы с просьбами, мольбами, заступничеством и благодарностью
были за всех людей,
включая правителей и власти,
так чтобы мы могли жить тихо и мирно, благочестиво и достойно.
Это хорошо и угодно Богу, нашему Спасителю,
который хочет, чтобы все люди были спасены
и пришли к познанию истины.
Ведь Бог один,
и один посредник между Богом и человечеством -
сам Человек, Христос Иисус,
отдавший себя как выкуп за всех, -
знак того, что время пришло!
Поэтому Бог и назначил меня вестником,
апостолом и наставником язычников в вере и истине.
Я не лгу, я говорю правду!
Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду
воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров.
Это касается и женщин.
И пусть они одеваются скромно и украшают себя
стыдливостью и благоразумием.
Не прическами, золотом, жемчугами и дорогими нарядами,
а тем, что пристало женщинам, которые называют себя почитающими Бога,
то есть добрыми делами.* (1Тим.2:1-10)
|