Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 2 декабря ст.ст., чт (седмица 26-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 28-й седм. Рожд. пост) /память Прор. Аввакума, VII в. до Р.Х./ литургические чтения: 1Тим.3:1-13 или Тит.1:5-2:1; Лк.20:9-18 *. > 20.9-19 ПРИТЧА О ВИНОГРАДНИКЕ > (Мф 21.33-46, Мк 12.1-12) > 9 Затем Иисус начал рассказывать народу такую притчу: > - Насадил человек виноградник > и отдал внаем виноградарям, > а сам на долгие годы уехал в чужие края. > 10 Вот настала пора - > послал он слугу к виноградарям > получить свой доход с виноградника. > Но виноградари, избив его, > отправили ни с чем. > 11 Тогда послал он другого слугу. > И того, избив, с позором прогнали, не дав ничего. > 12 Он снова послал - уже третьего слугу. > Того изранили и вышвырнули вон. > 13 Сказал тогда владелец виноградника: > 'Что мне делать? > Пошлю я сына любимого, > может, его постыдятся'. > 14 Но виноградари, увидев его, > стали говорить друг другу: > 'Это наследник! > Давайте убьем его, > чтобы нашим стало наследство!' > 15 И, выбросив его из виноградника, убили. > Что же сделает с ними владелец виноградника? > 16 Он вернется и казнит виноградарей этих, > а виноградник отдаст другим. > - Избави Бог! - сказали слушатели. > 17 Иисус, пристально посмотрев на них, спросил: > - Что значат тогда эти слова Писания > 'Камень, который отбросили строители, > стал краеугольным камнем'? > 18 Всякий, кто о тот камень споткнется, разобьется, > а на кого упадет он, того раздавит. > 19 Учителя Закона и старшие священники тогда же схватили бы > Иисуса, ведь они поняли, что притча эта направлена против них, > но побоялись народа. > --------------------------------------------------------------- > || 9 Ис.5.1 10-12 2Пар.36.15-16 17 Пс.118(117).22 > || 19 Мф.21.46; Мк.12 12;14.1-2; Лк.19.47-48;22.2; Ин.5.18;7.30 > Ст. 9 - Этой притчей Иисус продолжает ответ тем, кто усомнился в Его > праве действовать от имени Бога. Хотя Лука говорит, что притча > была рассказана народу, но у Марка и Матфея она обращена к властям > (см. ст. 19 - 'они поняли, что притча эта направлена против них'). > Следовательно, у Луки Иисус рассказывает притчу народу о его > лидерах. > Притча о винограднике была хорошо известна слушателям, все они > или слышали, или читали пророка Исайю и помнили, что виноградник - > это Израиль, а хозяин виноградника - Бог (Ис.5.1-7). Рассказывая > Свою притчу, Иисус использует эти образы и даже цитирует начало > притчи Исайи. Но хозяин сам не занимался виноградником, отдав его > арендаторам. В I веке много земель принадлежало богачам, жившим > за границей, так что слушателям Иисуса была знакома подобная > ситуация. По сравнению с Матфеем и Марком, Лука сократил рассказ, > опустив подробности об ограде, сторожевой башне и давильне. > Ст. 10-12 - Когда настало время сбора арендной платы, хозяин послал > слугу, но арендаторы отказались платить. Он посылал одного за другим > еще двух слуг, но безрезультатно. Виноградари не только не платили, > но и жестоко обращались с посланцами, избивая их и с позором > прогоняя. > Ст. 13 - И в конце концов он решил послать своего =сына=. Хозяин, > вероятно, думал, что арендаторы отказывались иметь дело с его > слугами, считая их самозванцами. В полномочиях же сына они не должны > были усомниться. > Ст. 14 - Арендаторы, увидев сына, решили, что старый хозяин умер > и сын явился, чтобы в качестве наследника вступить во владение > имением. По закону права на выморочное <{имущество умершего > в случае отсутствия наследников}> имение мог заявить первый, > кто объявит его своим и обнесет оградой. Поэтому они убивают его. > Ст. 15 - То, что они выбросили тело из виноградника, не похоронив > его, было высшим оскорблением (ср. Евр 13.12). > Ст. 16 - Арендаторы ослеплены жадностью и ведут себя нелепо, > не предполагая, что им придется ответить за содеянное. Понятно, > что хозяин вернется и жестоко накажет убийц. Он также отнимет у них > виноградник и отдаст его другим арендаторам. Но в этом как раз > и таится разгадка притчи. > В ней, в отличие от большинства притч Иисуса, содержатся некоторые > элементы аллегории, как и в притче Исайи. Несомненно, слуги - > это пророки, которых неоднократно посылал Бог, чтобы призвать народ > измениться и возвратиться к Богу, но судьба пророков тоже была > трагичной: над ними издевались, их преследовали, некоторые пророки > погибли мученической смертью (3Цар.18.13; 22.26-27; 2Пар.24.20-22; > 36.15-17; Неем.9.26; ср. Деян.7.52; Евр.11.36-37). В притче Иисус > открыто называет себя Сыном, а не одним из пророков, как > Его называли в народе (9.7-8,19; 24.19). Своему любимому > и единственному Сыну Иисусу Бог доверил особую миссию - еще раз > попытаться обратить народ к Богу и в случае отказа возвестить > наступление Божьего Суда. Он знает, что Его Вести от Бога суждена > та же участь, что и вести пророков, то есть она будет отвергнута, > и этой притчей Он еще раз предупреждает вождей народа о трагических > последствиях такого отвержения: наследие будет отнято, религиозный > статус народа Божьего будет передан другим. > Избави Бог! - дословно: 'Да не случится!' Это греческое > словосочетание передает очень сильное отрицание. Его в Новом Завете > часто употребляет апостол Павел. Евангелист Лука говорит о реакции > слушателей, они с ужасом представляют себе страшные последствия > справедливого гнева Божьего, который обрушится на злых виноградарей. > Но, возможно, они не могут себе представить, что вожди народа > Божьего так поступят по отношению к Богу и Его Посланцу. > Ст. 17 - Иисус завершает притчу цитатой из Пс.118(117).22-23, темой > которого также является отвержение людьми Божьей воли. Строители > отвергли камень, который символизирует Иисуса, но Он стал > краеугольным камнем, то есть самым важным в здании. > Есть предположение, что Иисус цитирует текст о камне из-за игры слов > (евр. 'бен' - сын; 'эбен' - камень). Несмотря на то, что Иисус будет > убит, Бог не оставит Его, но поднимет из мертвых. Тема страдания > неразрывно связана с торжеством Воскресения. Образ камня станет > любимым образом раннехристианской литературы (Деян.4.11; > Рим.9.32-33; 1Петр.2.4-8; Еф 2.20). > Ст. 18 - Вероятно, это пословичное выражение. Образ связан > с твердостью камня и хрупкостью глиняного сосуда: если сосуд упадет > на камень, то разобьется на мелкие кусочки, а если камень упадет > на него, то разобьет его вдребезги. Такова метафора Божьего Суда, > который неотвратим для грешников. > Вероятно, речение существовало в независимом виде и связано > с предыдущим текстом лишь ключевым словом 'камень'. См. также > Ис.8.14-15; Дан.2.44-45. > Ст. 19 - Они поняли, что притча эта направлена против них - > саддукеи, игравшие самую важную роль в Синедрионе, не могли простить > Иисусу Его резкой и уничтожающей критики Храма и его священства, > выразившейся в беспрецедентном событии - очищении Храма. С их точки > зрения, Иисус окончательно порвал с Заветом. Представители > Синедриона поняли, что притча предсказывает их грядущую гибель, > но вместо того, чтобы одуматься, хотят арестовать Иисуса, > не понимая, что они будут отвергнуты Богом за то, что отвергли > посланного Им Сына. Как и в предыдущем случае, арест не состоялся, > потому что они побоялись народа. [ В.Н.Кузнецова. Евангелие от Луки. Комментарий. // М., 2004; стр.430-3 ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.21:33-43; Мк.12:1-11; эпизод N132 по "Брюссельскому согласованию" -------------------------------------------\ ======= ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ СМОТРИ ТАКЖЕ: \ > К.С.Льюис: Свобода противиться Богу | www.messia.ru/rasylka/002/278.htm#0 | > митр. Сурожский Антоний: арендаторы | www.messia.ru/rasylka/004/1003.htm#0 | > Он же: чем мешает человеку Бог? | www.messia.ru/rasylka/003/335.htm#0 | > Он же: злые виноградари (1980г.) | www.messia.ru/rasylka/003/640.htm#0 | > свящ. Александр Мень - | в книге "Сын Человеческий" | www.alexandrmen.ru/books/son_max/son_13.html | > его же - проповедь | www.alexandrmen.ru/books/svetvtme/svtms522.html | > Свящ. Александр Борисов: арендаторы-разбойники | www.messia.ru/rasylka/005/1267.htm#0 | > Яков Кротов: пока Бог заграницей... | www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_33.htm | ==================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051215/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/15.htm ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 26-й седмицы по Пятидесятнице (1Тим.4:4-8,16) www.messia.ru/rasylka/002/265.htm#0 (митр. Антоний) к еванг. чтению пятницы 28-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.20:19-26) см. ссылки на странице www.messia.ru/rasylka/004/1004.htm#ssev (на тексты В.Н.Кузецовой, митр. Антония, Т.Рендторфа, Х.Кокса) Завтра память прор. Софонии (635-605 г. до Р.Х.); прп. Саввы Сторожевского (Звенигородского) (1406). * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- "Всякий, кто верит Него, не будет посрамлён". (1Пет.2:6; Рим.9:33; Ис.28:16) * * * *Верно говорится: если кто стремится к руководству, то желание его похвально. Итак, во главе церкви должен стоять человек безупречной жизни, женатый не больше одного раза, трезвомыслящий, рассудительный, серьезный, гостеприимный, способный учить; не пьяница, не драчун, умеющий владеть собой, мягкий, не задиристый, не падкий до денег; человек, способный хорошо управлять своим домом, отец послушных и достойных детей. Ведь если кто не может управиться с собственными домочадцами, сумеет ли он позаботиться о Церкви Бога? Он не должен быть из новообращенных, не то раздуется от важности и навлечет на себя ту же кару, что и дьявол. Нужно, чтобы и вне церкви у него была добрая слава, не то пойдут пересуды и он угодит дьяволу в сети. Его помощники тоже должны быть люди достойные, не двуличные, не слишком пристрастные к вину, не падкие до наживы; они должны иметь чистую совесть и быть привержены к сокровенным истинам веры. Их тоже надо предварительно испытать, и, если ничего за ними не обнаружится, пусть служат. Женщины тоже должны быть достойные, не сплетницы, не пьяницы, во всём заслуживать доверия. И служители должны быть женаты не больше одного раза и уметь управляться с детьми и домочадцами. Ведь те, которые хорошо служили, достигают достойного положения и высокого дерзания веры в Христа Иисуса.* (1Тим.3:1-13) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
|
![]() |