Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 3 декабря ст.ст., пт (седмица 26-я по Пятидесятнице; ев. чт-е - 28-й седм. Рожд. пост) /Память прор. Софонии, 635-605 г. до Р.Х./ литургические чтения: 1Тим.4:4-8,16 или Тит.1:15-2:10; Лк.20:19-26 *. > <....> Слово истины уловляется с трудом и легко может ускользать > от невнимательных. По <замыслу> Духа, оно так сжато и кратко, что > <в немногом выражает> многое, и <из-за краткости> удобно > для удержания в памяти. Ибо совершенство слова, по самой природе > его, состоит в том, чтобы <из-за неясности оно не скрывало> > обозначаемого, и чтобы не быть излишним и пустым, без нужды изобилуя > речениями. Таково и <..> прочитанное нам из Моисеевых книг слово, > которое, конечно, запомнили вы, трудолюбцы, если только по краткости > не проскользнуло оно мимо вашего слуха: <...> внемли себе: > да не будет слово тайно в сердце твоем беззакония {Берегись, чтобы > не вошла в сердце твое беззаконная мысль} (Втор.15,9). > Мы, <люди>, удобопреклонны к грехам, совершаемым мыслию; потому > <Творец>, зная, что большая часть греха совершается в стремлении > <воли>, прежде всего повелел нам иметь чистоту в <разуме>. Ибо, > чем всего чаще и удобнее погрешаем, то и удостоил наибольшего > охранения и попечения. Как предусмотрительнейшие врачи заранее > приводят в безопасность немощные тела предохранительными > предписаниями, так общий Попечитель и истинный Врач душ, что видел > в нас наиболее поползновенным ко греху, то и оградил крепчайшими > стражами. Ибо действия телесные требуют времени, удобного случая, > трудов помощников и прочих пособий; а движения мысли происходят > <мгновенно>, совершаются без труда, составляются без усилий; всякое > время для них удобно. Иногда человек важный, величающийся > честностию, нося наружно личину целомудрия и нередко даже сидя среди > тех, которые ублажают его за добродетель, в невидимом движении > сердца уносится мыслию на место греха. Он <представляет> предмет > своих желаний, воображает какую-нибудь неблагопристойную беседу, > и вообще, в сокровенной храмине сердца, начертав ясное в себе самом > удовольствие, совершает внутренно грех, не имеющий свидетелей > и остающийся для всех неизвестным, пока не приидет Тот, > Кто открывает <скрытое во мраке> и объявляет <сердечные > намерения> (1Кор.4,5). Поэтому <берегись, чтобы не вошла в сердце > твое беззаконная мысль>. Ибо воззревший на жену, <с вожделением... > уже любодействовал...> в сердце своем (Мф.5,28); потому что > телесные действия имеют много препятствий, а кто грешит > произволением <(волей)>, у того грех совершается с быстротою мыслей. > Посему, где падение скоро, там дано нам и скорое охранение. > <Потому и дано предупреждение: чтобы не вошла в сердце твое > беззаконная мысль.> Но обратимся лучше к самому началу слова. > Сказано: внемли себе. Всякое живое существо от устроившего всё > Бога имеет в себе побуждения к охранению своего собственного > состава. И если прилежно станешь изучать, то найдешь, что большая > часть бессловесных <{неразумных существ, животных}> не учась имеют > отвращение от вредного, и опять, по какому-то естественному > влечению, стремятся к наслаждению полезным. Потому и нам обучающий > нас Бог дал сию великую заповедь, чтобы <с помощью> разума находили > мы то, что у них есть от природы; и чтобы то, что бессловесными > делается без размышления, у нас совершалось со вниманием, > при непрестанном напряжении рассудка; и чтобы мы были исправными > хранителями данных нам от Бога побуждений, <избегая> греха, > как бессловесные избегают ядовитого в <пище>, и гонясь за правдою, > как и они отыскивают в траве питательное. Поэтому внемли себе, > чтобы мог ты различать вредное от спасительного. > Но <поскольку> внимать <можно> двояко: или телесными очами > всматриваться в предметы видимые, или <разумной> силою души > погружаться в созерцание бесплотного, то, если скажем, что заповедь > сия ограничивается действием очей, тотчас обличим ее невозможность. > Ибо как человеку всего себя обнять глазом? Глаз не может устремить > своего зрения сам на себя; он не досязает до темени, не знает > ни хребта, ни лица, ни расположения внутренностей в утробе. > Но нечестиво утверждать, что заповеди Духа невозможны. Потому > остается <понимать> заповедь сию об <действовании разума>. Итак, > внемли себе, то есть осмотри себя со всех сторон; для охранения > себя содержи неусыпным душевное око. <Ты посреди сетей идешь> > (Сир.9,18); врагом во многих местах поставлены сокрытые <сети>. > Поэтому всё осматривай, да <спасешься>, <как> серна от тенет > и <как> птица от сети (Притч.6,5). Серна неуловима тенетами > <из-за своей остроты зрения ...>. А птица, когда она внимательна, > <из-за легкости> крыльев становится выше злоухищрения ловцов. > Поэтому смотри, не окажись худшим бессловесных в охранении себя > самого, и запутавшись в сетях, не сделайся добычею диавола <...> > (2Тим.2,26). > Итак, внемли себе, то есть <будь внимателен не к тому, что твое > и что около тебя, но к самому себе>; ибо иное - мы сами, иное - > принадлежащее нам, а иное - что около нас. Мы - это душа и ум, > <поскольку> мы сотворены по образу Создавшего; наше - это тело > и приобретаемые посредством него ощущения; около же нас - имущества, > искусства и прочие удобства жизни. Поэтому что значит слово сие? > Не плоти внемли, не за плотскими благами гонись всеми <силами>, > то есть за здравием, красотою, наслаждением удовольствиями > и за долголетием; уважай не деньги, не славу, не владычество; > не то почитай великим, что служит тебе для временной жизни, > и, <заботясь о сем>, не будь нерадив о преимущественной своей жизни. > Но внемли себе, то есть душе своей. Ее украшай, о ней заботься, > чтобы своею внимательностию предотвратить всякую нечистоту, > сообщаемую ей пороком, очистить ее от всякого греховного срама, > украсить же и просветить ее всякою красотою добродетели. Испытай > себя самого, кто ты; познай, что тело твое смертно, а душа > бессмертна; что жизнь наша двояка: одна, свойственная плоти, > скоропреходяща, а другая, сродная душе, не <имеет> предела. Поэтому > внемли себе, не останавливайся на смертном, как на вечном, > и не презирай вечного, как преходящего. Не <пекись> о плоти, потому > что <она> преходит; заботься о душе, <сущности бессмертной>. > Со всевозможным тщанием вникай в себя самого, чтобы уметь тому > и другому дать нужное: плоти - пропитание и <одежду>, а душе - > догматы благочестия, благопристойное поведение, упражнение > в добродетели, исправление страстей, чтобы не утучнять тебе тела, > не стараться о множестве плоти. Но <поскольку плоть желает > противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу > противятся> (Гал.5,17), то смотри, чтобы тебе, прилепившись > к плоти, не уступить большего владычества <тому, что ниже>. Как > при взвешивании на весах, если обременишь одну чашку, то непременно > сделаешь легкою другую, противоположную ей; так бывает с телом > и душою: избыточество в одном делает необходимым оскудение в другом. > Когда тело в добром состоянии и обременено тучностию, тогда уму > необходимо быть слабым и недостаточным для свойственных ему > действий. А когда душа благоустроена и размышлением о благах > возвышена до свойственного ей величия, тогда следствием сего бывает > увядание телесных сил. > Одна и та же сия заповедь и полезна недужным и весьма пригодна > здоровым. В болезнях врачи советуют больным быть внимательными > к себе самим и не пренебрегать ничем, <что служит> к уврачеванию. > Но подобным сему образом и слово, врач душ наших, сим малым пособием > исцеляет страждущую грехом душу. Поэтому внемли себе, чтобы > по мере прегрешения получить тебе <помощь> от врачевания. Грех твой > велик и тяжел? - Тебе нужны долгая исповедь, горькие слезы, усильное > бодрствование, непрерывный пост. Грехопадение легко и сносно? - > Пусть уравняется с ним и покаяние. Только внемли себе, чтобы знать > тебе здравие и болезнь души. Ибо многие от чрезмерного нерадения, > впав в великие и неисцелимые болезни, не знают даже и того, что они > больны. > Велика польза сей заповеди и <тем, кто укрепился> для деятельности; > так что она одна и больных врачует, и здоровых <совершенствует>. > Ибо каждый из нас, научаемых сему слову, есть служитель > одного какого-нибудь дела из предписанных нам Евангелием. > <В большом доме - т.е. в Церкви - есть не только золотые > и серебряные, но и деревянные и глиняные сосуды> > (ср.: 2Тим.2,20) <...>. <Дом Божий, который есть Церковь > Бога живого> (1Тим.3,15), имеет своих ловцов, путешественников, > зодчих, домостроителей, земледельцев, пастырей, подвижников, воинов. > <К ним ко всем применимо> сие краткое изречение, влагая в каждого > точность в деле и ревность <воли>. Ловец ты, посланный Господом > <...> (Иер.16,16)? Внемли же прилежно, чтобы не убежала от тебя > добыча, и чтобы тебе одичавших в грехе, уловив словом истины, > привести ко Спасителю. Путник ты, подобный молящемуся: <утверди > стопы мои в слове Твоем> (Пс.118,133)? Внемли себе, не совращайся > с пути, не уклоняйся направо или налево; иди путем царским. Зодчий - > полагай надежно основание веры, которое есть Иисус Христос. > Домостроитель пусть смотрит, <как строит> (1Кор.3,10), чтобы > не было ни <дерева>, ни сена, ни <травы>, но <золото, серебро > и драгоценные камни> (ср.: 1Кор.3,12). Пастырь - внемли, чтобы > не опустить какой обязанности, возлагаемой пастырским званием. > (Какие же это обязанности? <Заблудших> обрати, <сокрушенных> обвяжи, > <больных> уврачуй.) Земледелатель - окопай бесплодную смоковницу > и обложи тем, что помогает плодородию. Воин - <страдай > с благовестием Христовым> (2Тим.1,8), <воинствуй, как хорощий > воин> (1Тим.1,18) против духов злобы, против страстей плоти, > <приими всеоружие Божие> (Еф.6,12-13), <не связывай себя делами > житейскими, чтобы был доволен военачальнику> (2Тим.2,4). Подвижник - > внемли себе, чтобы не преступить какого-либо из подвижнических > законов; ибо никто <не получает венца, если соревнуется > не по правилам> (2Тим.2,5). Подражай Павлу и <бегущему>, > и борющемуся, и бьющемуся. И сам, как <хороший> боец, имей > неразвлеченный взор души; те места, в которые удар смертелен, > защищай, закрывая руками; не своди глаз с противника. В беге > <продвигайся вперед> (Флп.3,13); (<итак, бегите, чтобы получить > награду>, ср.: 1Кор.9,24). В борьбе ратоборствуй с невидимыми > врагами. Слово требует, чтобы таков ты был в жизни, не расслабевал, > не предавался сну, но трезвенно и бодрственно стоял за себя. [ Свт. Василий Великий Беседа 3. На слова: "Внемли себе" (Втор.15,9) www.krotov.info/library/v/vasi_vel/2_091.html ] ------------------------------------- * Параллели к еванг. чтению: Мф.22:15-22; Мк.12:12-17; эпизод N133 по "Брюссельскому согласованию" #==================================================== # по теме смотри также: ### # * Митр. Сурожский Антоний: самопознание ### # www.messia.ru/rasylka/002/265.htm#0 ### # + www.messia.ru/rasylka/004/977.htm#0 # # (полностью: www.krotov.info/library/b/blum/blum010.html # # = www.mitras.ru/pered2/pb_222.htm) # # * Он же: КАК ЖИТЬ С САМИМ СОБОЙ # # www.messia.ru/rasylka/002/033-7.htm#N34 # # * св. Никодим Святогорец: ненадеяние на себя # # http:// www.messia.ru/rasylka/003/491.htm#0 # ########################################################### ============ # См. также: ========================== # >>> ПО ТЕМЕ ЕВАНГЕЛЬСКОГО ЧТЕНИЯ: ============================ # = # • В.Н.Кузецова - Комментарий к Мк.12:13-17 (||Лк.20.20-26) = # www.messia.ru/trstrb/kuzn/mr/1213-7.htm#0 = # • митр. Сурожский Антоний. ОТДАВАЙТЕ БОГУ БОЖИЕ = # www.mitras.ru/lubov/lub_vse_82.htm = # • Труц Рендторф. Кесарево и Божье = # www.messia.ru/rasylka/002/279.htm#0 = # • Харви Кокс. Цезарь и Бог = # www.messia.ru/rasylka/003/310.htm#0 = = ============================================================= = Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20051216/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/Dec/16.htm ** завтра: ****************************************************** * * к апост. чтению субботы 26-й седмицы по Пятидесятнице (Гал.3:8-12) www.messia.ru/rasylka/003/628.htm#0 (В.Н.Кузнецова; ссылка на текст М.Лютера) к еванг. чтению субботы 28-й седмицы по Пятидесятнице (Лк.12:32-40) www.messia.ru/rasylka/004/1005.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты C.Тагуэлла, митр. Антония...) Завтра память прп. Иоанна Дамаскина (ок. 780); вмц. Варвары (ок. 306) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Пребывание во всяком самомнении мешает самопознанию.* (Св. Евагрий Подвижник) * * * *Всё, что создано Богом, хорошо, и нельзя отвергать ничего, что принимается с благодарностью, потому что оно освящается Божьим словом и молитвой. Давай братьям такие наставления, и ты проявишь себя добрым слугой для Христа Иисуса, вскормленным словами веры и того замечательного учения, которому ты последовал. Сам же ты сторонись безбожных небылиц и старушечьих россказней, но упражняй себя в подлинном богопочитании. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нем обещание жизни и нынешней, и будущей. Вот верные слова, достойные быть принятыми. Ведь ради этого мы трудимся не покладая рук, ради этого боремся, потому что мы надеемся на Живого Бога, а Он _ Спаситель всех людей, особенно верующих. Вот этого требуй и так учи. Пусть никто не смотрит на тебя свысока из-за того, что ты молод. Ты же будь примером для всех верующих - в речах, в поведении, в любви, вере и чистоте. До тех пор, пока я не приду, посвяти себя чтению Писания, проповеди и учению. Не пренебрегай даром, что был дан тебе через пророчества и во время возложения рук старейшинами. Усердно занимайся всем этим, будь прилежен, и тогда все увидят твои успехи. Следи за собой и за тем, чему учишь. Крепко держись всего этого, ведь поступая так, ты спасешь и себя, и своих слушателей.* (1Тим.4:4-16) * * * "Вопрос не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего жизнь ждет от нас". (В.Франкл) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||
|
![]() |