Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 6 января 2006 г. ст.ст., чт Богоявление - Крещение Господа Иисуса Христа. литургические чтения: Тит.2:11-14; 3:4-7; Мф.3:13-17 *. +> Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну, креститься +> от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься +> от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: +> оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. +> Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел +> из воды; и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, +> Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас +> с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором +> Мое благоволение (Мф.3:13-17). > Я хочу сказать нечто о крещении Иисуса Христа. Люди приходили > к Иоанну креститься, исповедуя свои грехи. Они приходили к Иоанну, > потрясенные его проповедью, тем, что есть правда на земле, что есть > правда небесная, что есть суд на земле, суд совести; а в вечности - > суд Божий; и что тот, кто не помирится со своей совестью на этой > земле, безответным станет перед судом Божиим. Иоанн Предтеча говорил > о покаянии именно в этом смысле: обратитесь к Богу, отвернитесь > от всего того, что вас пленяет, что вас делает рабами > ваших страстей, ваших страхов, вашей жадности, отвернитесь от всего > того, что недостойно вас и о чём ваша совесть говорит вам: нет, > это слишком мало, ты слишком большое существо, слишком глубокое, > слишком значительное, для того чтобы просто предаться этим страстям, > этим страхам... Но можно ли сказать нечто подобное о Христе? > Мы знаем, что Христос был Сын Божий не только в каком-то переносном > смысле слова, но в самом прямом смысле этого слова. Он был Бог, > Который облекся в человечество, воплотился. Вся полнота Божества, > как говорит апостол, обитала в Нём телесно (см. Кол.2:9); и можно > ли себе представить, что человеческое существо, пронизанное > Божеством, как железо бывает пронизано огнем, может одновременно > быть грешным, то есть холодным, мрачным? Конечно, нет; и поэтому > мы утверждаем, мы верим, мы знаем опытно, что Господь наш Иисус > Христос и как человек был безгрешен, а как Бог - был во всём > совершенен. Зачем же Ему было креститься? Какой в этом смысл? Этого > Евангелие не объясняет, и мы имеем право задавать себе вопросы, > мы имеем право недоумевать, мы имеем право глубоко задуматься > над тем, что это значит. > Вот объяснение, которое мне когда-то дал пожилой священник. Я был > тогда молод и ставил ему этот вопрос; и он мне говорил: знаешь, > мне представляется, что когда люди приходили к Иоанну, исповедовали > свои грехи, свои неправды, всю свою нечистоту и душевную и телесную, > они как бы символически ее омывали в водах реки Иордана. И его воды, > которые были чисты, как всякие воды, становились постепенно > оскверненными водами (как, знаете, в русских сказках говорится, что > есть воды мертвые, воды, которые потеряли свою жизненность, которые > могут передавать только смерть). Эти воды, насыщенные человеческой > нечистотой, неправдой, человеческим грехом, человеческим безбожием, > постепенно становились мертвыми водами, способными только убить. > И Христос в эти воды погрузился, потому что Он хотел не только стать > человеком совершенным, но хотел, как совершенный человек, понести > на Себе весь ужас, всю тяжесть человеческого греха. Он погрузился > в эти мертвые воды, и эти воды передали Ему смерть, смертность, > принадлежавшую тем людям, которые согрешили и несли в себе > смертность, смерть, как оброцы греха (см. Рим.6:23), то есть > возмездие за грех. Это момент, когда Христос приобщается - не греху > нашему, а всем последствиям этого греха, включая самую смерть, > которая, в каком-то отношении, ничего общего с Ним не имеет, потому > что, как говорит святой Максим Исповедник, не может быть, чтобы > человеческое существо, которое пронизано Божеством, было смертно. > И действительно, церковная песнь, которую мы слышим на Страстной > седмице, говорит: О Свет, как Ты потухаешь? О Жизнь вечная, > как Ты умираешь?.. Да, Он - вечная жизнь, Он - свет, и Он потухает > нашей темнотой, и Он умирает нашей смертью. Поэтому Он и говорит > Иоанну Крестителю: оставь, не препятствуй Мне погрузиться в эти > воды, нам надо исполнить всю правду, - то есть всё, что справедливо, > всё, что должно быть сделано для спасения мира, должно нами быть > сейчас исполнено... > Но почему же тогда Он приходит на воды крещения тридцати лет, > а не раньше и не позже? Тут опять-таки можно задуматься над тем, что > это могло значить. > Когда Бог стал человеком в утробе Матери, был совершен односторонний > акт премудрости и любви Божией. Телесность, душевность, человечество > рождающегося Христа были как бы взяты Богом без того, чтобы > они могли воспротивиться. На это дала согласие Божия Матерь: `Вот, > Я Раба Господня, пусть будет Мне по слову Твоему' (см. Лк.1:38)... > Родился Ребенок, который был в полном смысле человеком, то есть > самовластным, с правом выбора между добром и злом, с правом выбора > между Богом и Его противником. И в течение всей жизни - детства, > юношества, более взрослых лет - Он созревал в полной Своей отдаче > Богу. По Своему человечеству, как человек Он принимал на Себя > всё то, что Бог на Него возложил через веру Божией Матери, через > Ее отдачу Себя и Его. Он пришел в этот момент, чтобы и как человек > взять на Себя всё, что на Себя взял Бог, Сын Божий, когда > на Предвечном Совете Он принял решение сотворить человека и - когда > этот человека падет - понести все последствия Своего первичного > акта творения и того страшного дара свободы, который был дан > человеку. В славянском тексте Ветхого Завета, в пророчестве Исайи > (см. Ис.7:16) о Христе говорится, что родится Младенец, Который, > раньше, чем сумеет отличать добро от зла, выберет добро, потому что > и в человечестве Своем Он совершенен. > И вот этот Человек Иисус Христос, возрастая до полноты > Своего человечества, полностью берет на Себя то, что возложил > на Него Бог, что возложила на Него вера Пречистой Девы Богородицы. > Погружаясь в эти мертвые воды иорданские, Он, как чистый лен, > погружаемый в красильню, вступает белоснежным и выходит, > как говорится опять-таки в пророчестве Исайи, в окровавленной > одежде, в одежде смерти, которую Он должен на Себе понести. > Вот о чём говорит нам крещение Господне: мы должны понять, какой > подвиг в нём, какая любовь к нам. И перед нами вопрос ставится - > не впервые, а снова и снова, настойчиво: как же мы ответим > на это?.. [ митрополит Сурожский Антоний. 'НАЧАЛО ЕВАНГЕЛИЯ ИИСУСА ХРИСТА, СЫНА БОЖИЯ' www.mitras.ru/mark/mk_12.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мк.1:9-11; Лк.3:21-22; Ин.1:29-34; эпизод N 21 по "Брюссельскому согласованию" .---------------. .........................: ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: :.......... +> из православного богослужения праздника : www.messia.ru/rasylka/005/1037.htm#0 : +> Яков Кротов: ...исполнить всякую правду... : www.messia.ru/rasylka/004/679.htm#0 : +> Беседа свт. Иоанна Златоуста о Крещении Христовом : www.DAYS.ru/Life/life164.htm : +> В.Н.Кузнецова: Зачем Иисус принял крещение от Иоанна? : (комм. к Мф.3:13-14) : www.messia.ru/rasylka/003/316.htm#0 : +> 2 проповеди митр. Антония Блума: : www.mitras.ru/inname/in_24.htm : +> другие размышления Я.Кротова : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_13.htm : www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/03_15.htm : ====================================================== Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060119/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060106&key=days ***************************************************************** * * к апост. чтению пятницы 31-й седмицы по Пятидесятнице (Иак.2:1-13) www.messia.ru/rasylka/005/1053.htm#0 (свящ. Владимир Лапшин) к еванг. чтению пятницы 33-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.13:1-8) www.messia.ru/rasylka/005/1066.htm#0 (В.Н.Кузнецова) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- С праздником Крещения Господня! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Великая Божья доброта осияла светом спасения всё человечество. Бог учит нас жить в этом мире разумно, честно и свято, отказавшись от безбожной жизни и суетных страстей, и дожидаться блаженного Дня надежды - явления в славе великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он отдал себя за нас, чтобы выкупить из рабства злу и очистить народ, который будет принадлежать Ему одному и ревностно стремиться к добру. ... Мы когда-то были глупы, упрямы, беспутны, были рабами всевозможных желаний и удовольствий, жили, полные злобы и зависти, сами ненавистные и ненавидящие друг друга. Но когда миру была явлена доброта нашего Спасителя Бога и Его любовь к людям - не по нашим "праведным" делам, которые мы совершали, но по Его милости, - Он спас нас, очистив водой возрождения и обновив Святым Духом. Он щедро излил Свой Дух через Иисуса Христа, нашего Спасителя, чтобы мы, оправданные по Его великой доброте, стали наследниками вечной жизни, на которую уповаем.* (Тит.2:11-14; 3:3-7) * * * *Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. Иоанн сначала этому противился, говоря: "Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!" Иисус возразил ему: "Пусть теперь будет так. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог". И тогда Иоанн согласился. Сразу после омовения Иисус вышел из воды, и вдруг раскрылись перед Ним небеса и Он увидел, как Божий Дух, словно голубь, спускается и приближается к Нему. И голос с неба сказал: 'Это Мой любимый Сын, в Нём Моя отрада'.* (Мф.3:13-17) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||