Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7) * 25 января 2006 г. ст.ст., вт (седмица 34-я по Пятидесятнице; чт-я 33-й седмицы) /память свт. Григория Богослова, архиеп. Константинопольского (389)/ литургические чтения: 1Пет.3:10-22; Мк.12:18-27 *. > ЗЕРКАЛО > В Евангелии много суровых мест, говорящих о том, что кому-то > придется идти в ад, кто-то осужден на вечные муки, кто-то подпадет > гневу Божию. Современный человек, читая эти места, от сердца, > недолго думая, восстает: равно это милосердно, что грешники пойдут? > Это хорошо говорит о современном человеке; лучше восставать, > чем потирать руки, подобно слишком многим средневековым людям: > как это справедливо! как это правильно, что грешники пойдут в ад! > То была нетерпимость к людям (к инаковерующим, к инакомыслящим, > инако себя ведущим - их всех считали отправляющимися в ад). > Она сменилась нетерпимостью к Богу - Его считают достойным ада > за само существование этого малопочтенного места. > Однако, когда я вопрошаю Бога, пойдут ли грешники в ад и почему - > это не настоящий вопрос. Настоящий вопрос, когда Бог говорит мне: > а почему ты решил, что другие пойдут в ад, что в ад вообще пойдет > кто-то, кроме тебя, что все Мои грозные слова относятся к Иуде, > а не к твоей скромной особе? > Мог ли я подозревать, что самое страшное не то, что другие будут > мучаться в аду, а то, что в аду я буду мучаться в гордом > одиночестве? Всё мое 'милосердие', моя забота о попадании в рай > других, было прикрытием для того, чтобы позаботиться о себе. Только > я не хотел даже предположить мысли о том, что ад - мое персональное > кресло. Я продолжал глядеть на окружающих свысока: они - грешные, > ад - их проблемы, а я - святой, моя проблема - как спасти их от ада. > В сущности, я сделал из ближних зеркало (психологи называют это > "переносом"): я разглядываю проблему ада на ближнем, потому что > боюсь поверить в то, что это проблема моя, что единственное лицо, > которое будет выглядывать из языков адского пламени - мое, а вовсе > не того мерзавца, которого я так жалею (и так искренне считаю > осужденным на ад Самим Спасителем). > Точно так же, пока я спрашиваю Бога: "Почему Ты не спасаешь меня?", > я не получу ответа. Надо спросить: "Почему я не принимаю спасения?" > Это не грамматическое только различие. Это различие между дверью, > которую тянут на себя и не могут открыть, потому что открыть дверь > можно только, толкнув от себя. Это различие между эгоизмом > и альтруизмом, между грехом и покаянием. > Нетерпимость есть зеркало нашей собственной души и в том смысле, > что, чем более мы чувствуем себя виноватыми, тем с большей энергией > мы требуем от других чистоты и совершенства, тем с большей силой > клеймим чужие несовершенства и заблуждения. Увы, мы, грешные, > понимаем единство человеческого рода как возможность обелить себя, > облив грязью другого или найдя чистого человека, на которого можно > опереться, или на которого можно перевалить вину. Но нет: и Сам > Христос не потому нас спасает, что мы Его, праведника, распинаем, > а потому, что Он - Сын Божий, что, понятное дело, вовсе > не от человеческой воли зависит. > Надо вспомнить о зеркале и в те далеко не редкие мгновения > человеконенавистничества, когда мы с остервенением вопрошаем, почему > спасутся лишь члены Церкви - шизанутые, пришибленные, изувеченные > грехами и добродетелями, не смогшие вынести неверия, не могущие > вынести и собственной веры изуверы - и 'не спасутся' люди > вне Церкви, такие симпатичные, милые, добрые, нормальные (о, как > иногда церковный человек мечтает о той, внецерковной нормальности). > Да кто нам сказал, что люди за церковной оградой не спасутся? С чего > мы вдруг предпочли поверить глупым богословам, а не умным, > богословам-одиночкам, изгаляющимся над Евангелием, а не могучей > церковной традиции, которая значительно осторожнее в подобных > суждениях? И кто нам сказал, что собратья наши по приходу такие уж > невыносимые и мелкие людишки? Только за себя надо говорить и о себе > беспокоиться. Это ведь я себя вижу, когда поношу собратьев. Это > я о себе беспокоюсь, когда ратую за спасение неверующих. > Епископ Михаил (Грибановский) писал в 1893 году одной женщине: > 'Вы мучаетесь над тем, все или не все спасутся. ... Спасутся те, > которые войдут в согласие с жизнью Христовой, которые > не воспротивятся Ему во что бы то ни стало... Много ли, мало ли, все > или не все - разве это существенно и разве это можно знать. Ведь уж, > конечно, Бог и Христос сделает всё, что только в Его власти, > чтобы привлечь к себе свободу человека. Но все ли в конце концов > отзовутся на это или найдутся такие, которые во что бы то ни стало > не уверуют по своей гордости ... - это неизвестно, всё равно как > неизвестно, когда и в какой час придёт Христос. Ведь суть-то вся > в том, чтобы знать, что все могут спастись, что Христос совершит > всё, чтобы спасти; а уж все ли уступят этой любви, все ли поддадутся > ей и прильнут к ней - разве это можно знать? > Ещё бы спросить Христа: а вот Пётр Семёнович, наш знакомый, спасётся > или нет когда-нибудь? Христос бы наверное сказал: 'Я умираю за него, > Я делаю всё, чтобы он полюбил Меня, но полюбил ли он - это зависит > от него. Я и по смерти его сделаю всё, чтобы привлечь его, > но уступит ли он - это в его руках' (Община. N 28. 1995. С. 71). > Примечательно то, что епископ, хранитель веры, дерзнул сказать > от имени Христа: 'Я и по смерти его сделаю'. Такое возможно, > пожалуй, когда человек в самого Христа глядит как в зеркало, причём > сердце человеческое очищено, и тогда сострадание и любовь человека > к ближним сливаются с состраданием и любовью Христовой, рождая > дерзновение говорить о том, о чём умалчивали вселенские соборы > и величайшие мистики. Такое чистое сердце смеет сказать, что и после > кончины не прекращается усилие Божие спасти человека, что не всё еще > потеряно с разлучением души от тела. И именно по чистоте > своей епископ Трифон исподволь, но твёрдо перевёл разговор с Петра > Семёновича на свою корреспонденту, подводя её словно бы к зеркалу: > 'Этакие вопросы мы ставим, как пробу Христу... Однако, Вы скажете, > эти вопросы решались в Церкви. Да, решались, но уже после веры. Да, > решались, но как вопросы личной любознательности. Поэтому и решались > и никогда не вносились в символ веры. Почему же не попробовать > решать их для себя, когда уверовали во Христа? Это так естественно, > каждое слово Господа дорого и хочется хорошенько уяснить его. > Но только это тогда, когда со Христом, когда уже отдался Ему, > доверился Ему, когда покоен, потому что Он с тобой и ты с Ним... > А когда ещё стоишь и раздумываешь, идти ли за Христом, - тогда > эти вопросы невозможны; это значит поставить себя на такую дорогу, > с которой никогда не свернуть и никогда не прийти ко Христу'. > Беспокойство о других тогда приносит плод, когда мы беспокоимся > подлинно о других, а не о себе в других. Но для этого и необходимо > забыть о чужом грехе и помнить лишь о своём, иметь перед собой > такое зеркало, которое будет показывать грех только наш, > <а> достоинство только чужое. Такое зеркало и есть Христос, почему > вопрос о спасении всех и есть вопрос, решаемый лишь в вере, > во встрече со Христом живым. [ Яков Кротов. ПОБЕЖДЁННЫЕ ДОБРОТОЙ / АД / ЗЕРКАЛО www.krotov.info/yakov/2_chlvek/3_dobrota/2_9_ad.htm ] ------------------------------------- * параллели к еванг. чтению: Мф.22:23-33; Лк.20:27-40; эпизод N133b по "Брюссельскому согласованию" *** К Е В А Н Г Е Л Ь С К О М У Ч Т Е Н И Ю С М О Т Р И : > В.Н.Кузнецова: комм. к Мф.22:23-32 www.messia.ru/rasylka/003/529.htm#0 > Яков Кротов: Моисей о воскресении мертвых, или цинизм, обманувший сам себя www.messia.ru/rasylka/003/339.htm#0 > Он же: в Раю не будет брака? www.messia.ru/rasylka/006/1383.htm#0 > свящ. Александр Мень о браке в христианстве (+ ссылки) www.messia.ru/rasylka/005/1022.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060207/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: http://days.ru/day.php?date=20060125&key=days ***************************************************************** * * к еванг. чтению среды 33-й седмицы по Пятидесятнице (Мк.12:28-37) www.messia.ru/rasylka/005/1064.htm#0 (Яков Кротов; ссылки на тексты В.Н.Кузнецовой, митр. Антония) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Не воздавайте злом за зло и оскорблением за оскорбление, наоборот, воздавайте благословением, потому что вы к этому призваны, и вам в наследие обещано благословение. "Кто хочет счастливо жить и увидеть добрые дни, пусть хранит язык от злоречия, а уста - от обмана; пусть отвернется от зла, пусть добро созидает; пусть ищет мира, пусть добивается мира; ибо очи Господни на праведных, и уши открыты к моленьям их. Но гневен Господа лик, когда Он на злодеев взирает". Да и кто причинит вам вред, если вы будете ревностны к добру? Но даже если вы страдаете за свою праведность, вы счастливы! Не бойтесь того, чего они боятся, и не страшитесь! Но Господа Христа чтите свято в сердцах своих. Будьте всегда готовы дать ответ любому, кто спросит вас, на чём основана та надежда, что живет в вас; только отвечайте кротко и уважительно. Храните свою совесть чистой, чтобы те люди, что хулят вашу добрую жизнь, которой вы живете, веруя в Христа, устыдились собственных слов. Гораздо лучше страдать, если на то воля Божья, за то, что делаете добро, а не за то, что делаете зло! Потому что и Христос пострадал за грехи - раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни. И в Духе Он отправился проповедовать духам в темнице, что некогда отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался, пока Ной построит ковчег. Немногие спаслись тогда в нём по воде, только восемь душ. Это символ крещения, которое теперь спасает нас. Крещение - это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас воскресением Иисуса Христа. Взойдя на небо, Он теперь пребывает по правую руку Бога, и Ему покорились все ангелы, власти и силы.* (1Пет.3:9-22) * * * "Много замыслов в человеческом сердце, но исполнится то, что решил Господь". (Пр.19:21) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||
другая моя рассылка:
"ХРИСТИАНСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве" |
В последнем выпуске: |
||||