Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 21 июня 2006 г. ст.ст., вт 4-ой седмицы по Пятидесятнице.литургические чтения: Рим.10:11-11:2; Мф.11:16-20*. ?> Ждать смерть, как любимую, желать ее можно только тогда, ?> когда действительно с ней встретишься и эта встреча окажется ?> настолько глубокой, что действительно сроднит со смертью. Но ведь ?> мы смерть так не знаем; мы ее, собственно говоря, не знаем на самом ?> деле. Наоборот, то, что мы знаем, не так уж нам красит ее, потому ?> что, как православные люди, мы знаем, что смерть это не только ?> освобождение, но это и суд; мы знаем о собственных грехах ?> и о мытарствах; мы знаем, сколь мы не подготовлены часто к смерти ?> своей жизнью. Трудно оживить то чувство, которого не имеешь. Мне ?> она не открылась как любимая; как же можно ее ждать, словно ?> любимую? > Каждый из нас, конечно, ожидает смерть в тех категориях, которые > ему свойственны. Но не надо создавать ложных категорий. А именно: > наша встреча со Христом - это встреча с нашим Спасителем. Встреча > наша с Богом - это встреча с любовью неизмеримой. Это мы должны > помнить. И мне кажется, что Страшный суд заключается в том, что > ты встанешь перед лицом совершенной любви и увидишь, как мало ее > в тебе, и ужаснешься. Но это не значит, что тут же начинается > мучение. Может быть, я еретик, вы можете меня сжечь, раньше чем > я уйду отсюда, но мне представляется, что Бог нас встретит > с жалостью о том, что мы целую жизнь прожили - и так бесплодно > прожили, и так испортили ее для себя, не говоря о других; и Его > реакция на нас - жалость и сострадание. Когда я читаю, например, > притчу об овцах и козлищах, меня поражает не то, что козлища пойдут > на левую сторону, овцы на правую, а меня поражают критерии, которые > Христос дает о спасении и погибели. Критерии все сводятся к одному: > был ты человечным или нет? Накормил голодного? Одел холодного? > Дал кров бездомному? Посетил больного? Не постыдился ли признать, > что твой друг в тюрьме? и т.д. Не говорится ни одного слова о том, > как ты верил, как ты молился, был ли ты благочестивым или нет, > потому что вопрос стоит так: если ты не был человеком, > твое человечество не может быть обожено. Если ты был человеком, > ты можешь стать причастником Божественной природы (2Пет.1,4). И мне > кажется, что это глубоко утешительно не в каком-то поверхностном > смысле. > Я теперь свои измышления излагаю, поэтому вы можете мне > кол поставить за мои измышления богословские. Мы говорим о Страшном > суде и о муке. Мне кажется, что русское выражение "он сгорел > со стыда" очень ярко это выражает. Когда вдруг обнаружишь что-то > ужасное, трагичное, уродливое, самый острый момент - тот, когда > ты это видишь впервые: ты вошел в комнату и увидел, что пока тебя > не было, твоя мать умерла; ты вошел в дом и увидел, что в твое > отсутствие убили любимого человека. Это момент неповторимого ужаса, > дальше будет только продолжение, а решает всё этот первый момент. > В выражении "Страшный суд" мне кажется слово 'страшный' относится > к тому же: первый момент, когда мы лицом к лицу с Богом - и в ужасе > видим, чем мы могли бы быть и чем мы не стали. > А дальше идет другое. Картинное изображение Страшного суда очень > часто представляется нам земным судом. Есть судья, есть подсудимый, > черти свидетельствуют об одном, ангелы о другом, - но это > не соответствует никакой реальности. Ведь в нормальном земном > обществе есть законодательный орган, который пишет законы, но их > не применяет; есть судьи, которые не пишут законы, а их применяют; > есть подсудимый, есть защита, есть свидетели против него и свидетели > за него. А подумайте о картине Страшного суда, каким он нам > представляется: Законодатель - Бог, Судья - Бог, Искупитель наш - > Бог во Христе, Защитник наш - Бог... Какое это правосудие, простите? > Это что-то совершенно иное, что мы выражаем словами: правосудие, суд > и т.д., - но это совсем не тот суд, под который, скажем, разбойник > подпадает, когда его арестуют. Мы не можем знать, каков будет > этот суд на самом деле, мы только знаем, что никакая неправда > не войдет в Царство Божие. Но чем может искупиться неправда? (Тут > не мои измышления, так что я более уверенно это говорю.) Французский > писатель, католический епископ говорил, что страдание - единственное > место встречи между злом и добром, потому что зло всегда врезается > или в плоть, или в душу жертвы. Жертва может быть виновная > или невиновная, но вот место, где они скрещиваются. И он настаивал, > что в момент, когда человек, виновный или нет, делается жертвой, > он получает власть простить; он может повторить слова Спасителя: > Прости, он не знает, что делает! > У меня есть пример этого из концентрационных лагерей. После войны > я полтора года занимался как врач людьми, которые освобождались > из лагерей. Мне попала немецкая газета, где рассказывалось о том, > как в одном из лагерей (кажется, Дахау) была найдена молитва, > написанная евреем на куске оберточной бумаги. > "Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв > к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий > разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. > Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, > Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, > чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи > на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей > злой воли - мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое > благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, > улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, > оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже > в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими > очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, > прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти > наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, > не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники > в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей. А когда > всё это кончится, даруй нам жить как людям среди людей, > и да возвратится на нашу исстрадавшуюся землю мир - мир людям доброй > воли и всем остальным". > Второй пример - человека, которого я очень близко знал. Он был > старше меня значительно, участник первой мировой войны, где > он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей > во время немецкой оккупации - Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли > немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда > он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: Федор > Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? - > Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. - Вы что, потеряли веру? - > Нет, - говорит, - но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока > я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту > мог говорить: "Господи, прости им, они не знают, что творят!" > И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел > право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, > не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: "Господи, > прости, они не знают, что творят", - вдруг Бог мне ответит: "А чем > ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь > тебе легко говорить... Вот это тоже герой прощения". > И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд > Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту > своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного > Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя > взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению > ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и не сможет > осудить никого. <...> Вот моя реакция на это, и я это пережил > в известной мере. [ митрополит Сурожский Антоний. ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ (в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ) www.mitras.ru/pered5/pb_543.htm ] Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060704/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-7-2006 ***************************************************************** * * к еванг. чтению среды 4-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.11:20-26) www.messia.ru/rasylka/005/1202.htm#0 (свящ. Александр Мень; ссылки на тексты Якова Кротова, В.Н.Кузнецовой, Р.Гвардини, митр. Антония, свящ. Александра Шмемана) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Когда вы были рабами греха, вы были свободны от добра. Какую пользу вы от этого получили? Получили то, чего теперь стыдитесь, а в конечном итоге - смерть. Теперь же, свободные от греха, рабы у Бога, вы получаете в награду освящение, а в конечном итоге - вечную жизнь. Плата, которую платил грех, - смерть, а Божий дар - вечная жизнь в единении с Иисусом Христом, Господом нашим.* (Рим.6:20-23) * * * "Да приидет Благодать, и да прейдет мир сей!" (Дидахэ) |
|||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
|||||
|
|||||