=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от
Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа!
(Флп.1:2)
* 19 июля 2006 г. ст.ст., вт 8-ой седмицы по Пятидесятнице.
литургические чтения: 1Кор.10:5-12;
Мф.16:6-12
*.
-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мк.8:14-21.
6 - Смотрите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!
-
сказал им Иисус.
7 А они говорили между собой: "Мы не взяли хлеба".
8 Иисус, узнав об этом, сказал им:
- Почему вы говорите, что у вас нет хлеба? Маловеры! (9)
Ничего вы
не понимаете? Не помните о пяти хлебах на пять
тысяч человек?
Сколько корзин вы набрали? (10) А о семи хлебах
на четыре
тысячи? Сколько корзин вы набрали тогда? (11) Неужели
вам
не понятно, что не о хлебе Я говорил? Берегитесь
фарисейской
и саддукейской закваски!
12 Тогда они поняли, что Он предостерегал их не от хлебной закваски,
а от учения фарисеев и саддукеев.
(Евангелие от
Матфея, гл.16, перевод "Радостная Весть")
Удивительно, но в сборнике "Библ. комментариев
отцов Церкви и др.
авторов I-VIII веков" (к Мк) почти ничего
нет об этом эпизоде...
Неужели эта тема не интересовала древним
авторам, казалась им
не важной? Или этот текст казался им совершенно ясным и
не требующим
пояснений?
> * ~Сердце человека.~ Согласно Мк 10:43-44 (пар. Мф 20:25-27), Иисус
> говорит: 'Кто хочет быть большим между вами, да будет
вам слугою;
> и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом'. Этот
текст
> можно считать одним из главных положений этического
учения Иисуса.
> Но большим и первым между кем? Между
теми, кто вошел в Царство
> Божье. Этика Иисуса - это путь Царства.
Его учение не может быть
> представлено в виде перечня заповедей, которые надлежит
исполнять,
> как иудеи исполняли Десять заповедей. Для
Иисуса нравственные
> предписания носят прежде всего
описательный характер:
> они показывают, как люди будут вести себя в Царстве
Божьем. 'Если
> вы входите в Царство, то вы принимаете
на себя более высокие
> нормы нравственности, нежели любые из тех, что налагаются
законом'.
> Особенно примечательно указание на сердце
(Мк 7:18-23; пар.
> Мф 15:17-20): 'Ничто, извне входящее в человека не может
осквернить
> его'. Но 'исходящее из человека оскверняет человека;
ибо изнутри,
> из сердца человеческого, исходят злые
помыслы, прелюбодеяния,
> любодеяния, убийства, кражи...' Марк показывает, что тем самым
Иисус
> отменил весь левитский Закон о чистоте и нечистоте
() (Мк 7:19;
> ср. Деян 10:10-16). Что бы еще ни добавлял и ни подтверждал
Иисус,
> Он не сохраняет эту часть Закона.
Сердце - вот источник зла,
> и изменить нужно сердце, а
поведение после этого изменится
> само собой.
> Когда же для Иисуса Закон и Его собственный
пример соответствуют
> всему этому? Дерево познаётся по своему
плоду (Мф 7:17-20;
> Лк 6:43-45). Поведение исходит из
сердца, и если сердце
> переменилось, то благодаря ветхозаветному Закону и примеру
Иисуса
> в качестве путеводителей люди найдут путь
к истинному послушанию
> закону любви и непреложным требованиям Бога-Царя.
> * ~Окончательный разрыв с фарисеями.~ Из-за
подобного толкования
> Закона пути Иисуса и фарисеев полностью
разошлись. Здесь разумно
> придерживаться версии Луки о беспощадных 'горе вам' (11:39-52;
...),
> которая в меньшей степени подверглась редактированию,
чем версия
> Матфея (23:13-36). С точки зрения Иисуса, фарисеи
сосредоточились
> на мелочах и тем самым пренебрегли 'важнейшим в законе'. Они подобны
> скрытым гробам, над которыми ходят
люди и не догадываются,
> что внутри они полны всякой нечистоты (Лк 11:44;
пар. Мф 23:27) -
> это сравнение демонстрирует глубокое чувство иронии у Иисуса.
> Фарисеи обвинили Иисуса в том, что
Он не гнушается общаться
> с "нечистыми" людьми. Иисус отворачивается от
фарисейских вождей
> и говорит ученикам: 'Берегитесь закваски
фарисейской' (Мк 8:15).
> "Закваска" здесь символизирует скрытое, но
распространяющееся
> повсюду всепроникающее зло. Для Иисуса фарисеи слишком
заботились
> о внешнем: озабоченные всякого
рода внешней нечистотой,
> они подвержены более глубокой, коварной
и страшной нечистоте.
> Эта нечистота исходит от тех, кто
полагает, будто что-то знает
> о Боге и Его воле, но ни в
малейшей степени не понимает Его.
> Заботящиеся о себе и боязливые фарисеи опасаются,
как бы святость
> Израиля не была осквернена тем, с чем он соприкасается.
Для Иисуса
> святость Бога способна сама
уберечь себя; она есть
> распространяющаяся вовне сила, достигающая всех,
кто нуждается
> в помощи. Ее невозможно осквернить - разве только эгоизмом.
> Фарисеи и Иисус не могут прийти к согласию в этом ключевом
вопросе
> также и потому, что у них совершенно
разное понимание Бога.
> Для фарисеев Бог - законодатель, одобряющий и вознаграждающий
тех,
> кто соблюдает Его Закон. Для Иисуса
Он - Небесный Отец, который
> любит даже Своих заблудших детей,
и Его высшая благодать
> есть постоянно действующая освобождающая сила,
нисходящая в мир,
> чтобы возродить и искупить его. Тех,
кто принимает фарисейские
> воззрения на Бога, относительно мало, так
как для того, чтобы
> быть угодным такому божеству, нужно быть профессионалом:
соблюдение
> 613 заповедей - это труд на полный рабочий день.
Фарисеи налагают
> 'на людей бремена неудобоносимые, а сами и одним
перстом своим'
> не дотрагиваются до них (Лк 11:46).
Для Иисуса Закон -
> дар милостивого Бога, и толковать его как невыносимое
бремя значит
> совершенно не понимать Бога, от которого он исходит. Если люди
часто
> терпят неудачу, перенапрягаясь в
послушании Закону, то,
> следовательно, должно быть нечто глубоко ошибочное
в их прочтении
> Божьей воли.
[ L.D.Hurst.
ЭТИКА ИИСУСА в словаре ИИСУС И ЕВАНГЕЛИЯ
www.krotov.info/libr_min/s/stragoro/slovar.htm
]
+ + + ЭТИКА БИБЛЕЙСКАЯ -
из "Библиологического словаря" священника
Александра Меня
www.krotov.info/yakov/3_vera/4_school/c_3_aetika.htm
+++ В.Н.Кузнецова:
ученикам Иисуса грозит болезнь, которой поражены
Его враги...
www.messia.ru/rasylka/003/512.htm#0
+++ Яков Кротов: Фарисейская закваска
www.messia.ru/rasylka/005/1228.htm#0
+++ О "закваске фарисейской" - Я.Кротов, Еп. Григорий Лебедев,
Наталья Трауберг, свящ. Александр Мень
www.messia.ru/rasylka/rzerv/zakv_faris.txt
+++ Н.Бердяев: Фарисейство есть отрицание искупления и Искупителя
www.messia.ru/rasylka/004/876.htm#0
+++ Он же: фарисейство. высшая этика - этика любви и свободы
www.messia.ru/rasylka/004/877.htm#0
+++ Александр Гуревич: православное фарисейство
www.messia.ru/rasylka/002/178.htm#0
+++ свящ. Александр Мень: "Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры!"
www.messia.ru/rasylka/003/532.htm#0
+++ Он же:
Древних фарисеев нет, но отнюдь не умерло
само "фарисейство"
www.messia.ru/rasylka/002/187.htm#5
+++ www.messia.ru/temy/f-c.htm#frsjstvo
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20060801/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-8-2006
*****************************************************************
* *
к апост. чтению среды 8-ой седмицы по Пятидесятнице
(1Кор.10:12-22) www.messia.ru/rasylka/005/1229.htm#0
(Н.Т.Райт; ссылки на тексты )
к еванг. чтению среды 8-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.16:20-24)
www.messia.ru/rasylka/004/860.htm#0
(В.Н.Кузнецова; ссылки на тексты Якова Кротова)
Завтра (2 авг. / 20 июля) память пророка Илии
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
*
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Пусть каждый, кто думает, что твердо сто`ит на ногах,
смотрит, как бы ему не упасть.* (1Кор.10:12)
|