Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2) * 10 августа 2006 г. ст.ст., ср 11-ой седмицы по Пятидесятнице.литургические чтения: 2Кор.3:4-11; Мф.23:29-39. /Попразднство Преображения Господня/ (см. начало в вып. www.messia.ru/rasylka/006/1553.htm#0) > Что же изменилось, что произошло в отношении Христа к избранному > народу после того, как последний отрекся от Него? Вникнем > в сказанное об этом в Евангелии и прежде всего в слова Самого > Христа. После страшного обличения книжников и фарисеев, духовных > вождей Израиля (Мф.23), Господь обращается к Иерусалиму > с приговором: "сколько раз хотел я собрать детей твоих, как птица > собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели. Се, оставляется > вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе > не воскликнете: "Благословен грядый во имя Господне". (23,37-39; > Лк.13,31-35). Есть ли это разрыв и окончательное отчуждение? Или же > это есть вынужденное разлучение, со всею его скорбностью, однако > временное и в себе уже содержащее обетование грядущего > воссоединения - в некоем апокалиптическом свершении? Последнее > остается не открытым в образе своем, но не оставляет сомнений > относительно своего наступления, и оно созвучно по смыслу указанному > обетованию ап. Павла, его апокалипсису об Израиле, что "ожесточение > произошло в Израиле отчасти" (Рим.11,25) и лишь "до времени". > Далее идет страшное повествование о предании Христа на распятие > по настоянию вождей израильских и наущаемого ими народа: "Распни, > распни Его". Может показаться, что это требование является > всенародным: у Матфея (27,22) сказано: "говорят ему (Пилату) все: > да будет распят", и, далее, отвечая ему, весь народ сказал: "Кровь > Его на нас и на детях наших". Однако надо взвесить все слова > этого страшного и рокового текста, звучащего, как самоприговор > над Израилем: есть ли это действительно полное самосознание всего > народа, в котором, однако, таится грядущее иудео-христианство > апостольской церкви, или же это есть голос части его, городской > иерусалимской толпы, настроенной ее вождями.{} Но тогда - он не был > голосом всего народа даже здесь, в Иерусалиме: ведь среди него > было столько свидетелей чудес и учения Христова, толпами следовавших > за Ним во время Его служения. Об этом достаточно свидетельствует > евангелист Лука,{} так повествующий о распятии: "и весь народ, > сшедшийся на сие зрелище, возвращался, бия себя в грудь". > (Лк.23,48). Ранее же так говорится о шествии ко кресту: "и шло > за ним множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нём" > (27). > И к нему-то обратясь, изрек Господь Свои милосердствующие и вместе > пророческие слова: "Дщери Иерусалимские! Не плачьте обо Мне, > но плачьте о себе и о детях ваших". (23,27-31). > Итак, прежде всего здесь происходит в народе разделение, и даже > до противоположности: одни плачут и рыдают о Нём, другие > неистовствуют: "распни Его", - и готовы принять на себя за это самую > последнюю ответственность: "кровь Его на нас и на детях наших". Это > же разделение простирается и на грядущую судьбу Израиля, которая > для одних является неизбежным последствием принятой ими вины, > как "строгость к отпадшим" (Рим.11,22), а для других судьбой > печальной и страшной, хотя и спасительной. Это единые судьбы > ~единого и избранного народа Божьего~, "который Он наперед знал", > даже в его ожесточении, которое описывается самыми тяжелыми чертами, > заимствованными из ветхозаветных пророков (11,3,8-10). Падение их > есть (подобно как и падение Иуды) богатство миру, и оскудение их - > богатство язычникам (11). И хотя Бог проявил "строгость к отпадшим" > (22), но "они, если не пребудут в неведении, привьются, потому что > Бог силен опять привить их" (23), и "ожесточение произошло в Израиле > отчасти, до времени ... и так весь Израиль спасется" (25-26). Такова > трагическая антиномия судеб избранного народа в истории. В ней > соединяются последствия вины, вольно принятой в ожесточении, > но ставшей судьбою и роком ("на нас и на детях наших"). При этом, > по слову Господа, эта вина ложится на плечи как принявших вину, так > и не принимавших ее и ей даже чуждых. > Однако эта единая судьба связана и с духовным обращением Израиля, > которое, однако, может быть лишь делом свободной его воли. Он > в отпадении своем является виновным и невиновным одновременно, > но "дары и избрание Божие остаются непреложными" (29). И самой > таинственной стороной из судеб Израиля остается именно его единство. > Благодаря ему вина одной лишь его части, вождей, является судьбой > для всего народа, и эта часть говорит от лица своего народа, > призывая на себя проклятие христоубийства и христоборчества. Но это > же единство имеет для себя и другую положительную сторону: > ~весь~ Израиль спасется силою спасения его "святого остатка", хотя > до времени этот остаток и сокрыт в Израиле ~отпадением~. Таким он > и ныне предстоит пред лицом мира. <....> трагично и антиномично > самое бытие Израиля, еще не осуществившего своего призвания > и не явившего своего святого остатка. Потому он есть камень > преткновения для всех народов, страшное искушение о христианстве > для христианствующих помимо и без Израиля. Ибо болезнь Израиля > есть болезнь и всего христианства, которое не может и не должно > от него отвернуться, не отвернувшись тем самым и от Сына Давида > и Авраамова. [ С.Н.Булгаков. ГОНЕНИЯ НА ИЗРАИЛЬ (Догматический очерк) www.vehi.net/bulgakov/rasizm/gonenia.html (выделения в тексте ~~ по изданию: Русская идея и евреи. // М.: 1994; стр. 66-..) ] к апостольскому чтению: +++ еп. Джон Робинсон: руководство к "духовной жизни"? www.messia.ru/rasylka/003/534.htm#0 +++ Христос снимает покрывало с лица www.bible-center.ru/book/corinthians/033 +++ прот. Александр Мень: миссия благовестника и священника www.messia.ru/rasylka/004/883.htm#0 +++ Николай Афанасьев: священническое служение христиан www.messia.ru/rasylka/004/878.htm#0 +++ Св. Франциск Ассизский: Пусть за познанием следует благое деяние Анри Даниель-Ропс: Любить Библию www.messia.ru/rasylka/005/1250.htm#0 +++ К.Барт: Глава Церкви www.messia.ru/rasylka/002/180.htm#0 Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20060823/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-8-2006 ***************************************************************** * * к апост. чтению четверга 11-ой седмицы по Пятидесятнице (2Кор.4:1-6) www.messia.ru/rasylka/rzerv/vashi_raby.txt (митрополит Антоний) к еванг. чтению четверга 11-ой седмицы по Пятидесятнице (Мф.24:13-28) www.messia.ru/rasylka/rzerv/preterpevshij.txt (митрополит Антоний) * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы строите гробницы для пророков и украшаете надгробия праведников. Вы говорите: "Если бы мы жили во времена наших отцов, мы не были бы повинны в крови пророков". Вы сами свидетельствуете против себя: вы - сыновья тех, кто убивал пророков. Так завершайте то, что начали ваши отцы! Вы, змеи и отродье змеиное! Не избежать вам осуждения и ада! Слушайте! Я посылаю к вам пророков, мудрецов и учителей. Одних вы убьете и распнете, других будете бичевать в синагогах и гнать из города в город. Так вот, на вас падет кара за кровь всех праведников, пролитую на земле от сотворения мира: от невинного Авеля до Захарии, сына Берахии, которого вы убили между жертвенником и святилищем. Да, говорю вам: на это поколение падет кара за всё! Иерусалим! Иерусалим, убивающий пророков и побивающий камнями тех, кто послан к нему! Сколько раз Мне хотелось собрать весь народ твой вокруг себя, как собирает наседка выводок под крылья, но вы не захотели! И вот "ваш Дом оставлен и пуст!" Говорю вам, вы не увидите Меня до тех пор, пока не скажете: "Благословен Идущий во имя Господа!"* (Мф.23:29-39) * * * *Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано ... не чернилами, а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти. И эта наша уверенность перед лицом Бога - благодаря Христу. И не потому, что мы сами по себе на что-то годимся, что мы можем что-то отнести на свой счет. Нет, наша пригодность - от Бога. Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора, при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому что буква убивает, а Дух дарует жизнь.* (2Кор.3:3-6) |
||||
-* В цитатах из Нового
Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
|
||||
|
||||
другая моя рассылка: "ХРИСТИАНСКОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ: доступно о христианстве"
В последних выпусках: |
||||