Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||
Тема выпуска: В конце выпуска форма для выражения Вашей его оценки и мнений. |
|||||||||
Автор:
свящ. Яков Кротов
> Откуда мы знаем о Боге, вопрос не столь сложный, как откуда мы знаем о Каине и Авеле. Бог может открыться сию минуту, Он живой, а Каин мертв. Откуда мы знаем, что там с ним было, что вообще что-то было? Почему мы уверены, что мы знаем правду, что ничего существенного не исказилось? > Так нам передано. История Адама и Евы, Авеля и Каина веками передавалась устно, потом стала передаваться письменно, но "писание" всегда вторично по отношению к преданию. Всё-таки сперва мы учимся говорить, потом писать. Даже в тех религиях, где исключительно почитают священные тексты, существуют предания, и иногда есть даже предания о том, что самое главное не записано, а передаётся от самых верных самым достойным. В этом есть снобизм, но правда в этом тоже есть: всё записать невозможно, как невозможно и отделить самое главное от второстепенного. > В Библии записана масса второстепенного, а кое-что не записано, хотя это было бы очень полезно. Например, в Библии записано, сколько стоили породистые египетские кони за тысячу лет до рождества Христова (2Пар 1,14), но не записано, сколько стоит безответственность, жадность, расхлябанность. > Впрочем, как показывает опыт, составление подобных прейскурантов грехов (а их было составлено ужасно много за последнюю тысячу лет) намного бесполезнее, чем информация о стоимости лошадей три тысячи лет назад насколько одна бесполезность может быть бесполезнее другой. > Предание буквально "пере-дание". В сущности, это просто слово "передача", только более возвышенное. Возвышенность эта не языка, которому совершенно всё равно, идет ли речь о чём-то божественном или нет, а самого божественного, которое таково, что мы не смеем говорить "тройка" о Троице. > Почувствовать, что слово "предание" равно "передаче" полезно. Для заключенного передача целое событие: это и витамины, и что-то, чего не купишь в тюремном ларьке, а главное, это весточка из мира свободы, напоминание о том, что его любят и помнят и ждут его возвращения. > Для среднего "свободного" человека передачи радио и телевидения тоже вести из огромного и интересного мира, тоже напоминание о том, что он кому-то нужен, что ради него строят телебашни и рассылают корреспондентов, рискующих жизнью для пары кадров в хронике. И "предание" причем в его глубочайшем значении нечто, что передается не с текстом, не по почте, а передается из рук в руки, с усилием и личным теплом, ради именно вас и вашего спасения не через абстрактное и холодное учение, а через вхождение в мир общения и любви. > Разумеется, надо различать, что в жизни Церкви есть предание, а что основа. Чтение Евангелие мирянами долго было протестантским преданием и воспринималось как некое нововведение в русском православии. Положение изменилось. Однако всегда будет существовать разница, закрепленная в традиции, предании различие в том, как именно мы склонны размышлять о Евангелии, в какое время дня, в каком направлении устремляется наш ум. И такие различие отнюдь не означают, что есть правильные и неправильные направления и стили они означают, что Царство, возвещаемое Евангелием, всё объемлет. > В духовной жизни существует две прямо противоположные обязанности по отношению к историческому опыту Церкви. Небольшой багаж, который может уместиться в крошечной части нашего мозга и в нескольких фразах "Символа веры" догматический багаж, крохотный груз вероопределений мы должны нести постоянно с собой таким, каким получили его с крещением. Крайне нежелательно и опасно пытаться уменьшить его или увеличить это помешает нам жить в любви с другими. > Вряд ли нужно объяснять, почему не надо уменьшать объем минимального нашего минимума в Символе веры. Сложнее понять, почему не надо возводить в ранг догмата всё огромное богатство церковного предания. Мы едины с единоверцами в вере настолько, насколько мы храним суть нашей веры и при встрече спрашиваем: "Како веруеши?", не обращая внимания на покрой одежды даже богослужебной, культурные и бытовые мелочи. > Если они совпадают с привычными нам слава Богу, общение облегчается неимоверно, если отличаются слава Богу, что вера объединяет различные традиции. > Но если мы хотим жить в мире не только с другими, но и с собой, то одновременно мы должны воспринять на себя, лично и исключительно на себя, ибо всё, что мы будем пытаться навязывать другим мы отвязываем от своего рюкзачка весь огромный груз церковного предания. > Точнее, не "весь" ибо церковных преданий столько же, сколько поместных церквей на земном шаре (и даже больше!) но всё предание своей родной Церкви. Церковное предание всегда национально, хотя национальное предание никогда не церковно. Церковное предание объединяет опыт и давно прошедших веков, и совсем близких нам по духу поколений в единство, которое помогает нашим чувствам, рефлексам, интеллектуальным навыкам воцерковиться. > На три четверти мы не оригинальны, состоим из повадок и стереотипов, которые разделяем с нашими родственниками, предками, соседями и весь смысл церковного предания именно в том, что оно включает в себя проторенные, проверенные пути, по которым это "общее" в нас на протяжении многих поколений обращалось к Богу, или помогало людям жить в Боге или, по крайней мере, нейтрализовывалось и не мешало жизни в Церкви. > Крашеные яйца и земные поклоны во время, когда древний византийский устав их запрещает, праздники, бывшие когда-то языческими, и совершенно необъяснимые и всё же очень обязывающие поверия, бытующие среди русских христиан (среди христиан других национальностей другие поверья), всё это следы многовековой христианской жизни, попыток справиться с язычеством, где-то приручая его, где-то изничтожая. А многие совершенно непонятные для иностранцев-христиан установления рассчитаны именно на нашу культуру, помогая не культуре, а нам, носящим ее в себе, двигаться ко Христу. То, что им кажется бременами неудобоносимыми, для нас является не столько бременем, которое мы носим, сколько носилками, на которых несут нас заботливые руки тысяч предков. > Солидарность в зле рождает горизонтальное единство: банды, правительства, тусовки, полки. Очень хочется, чтобы солидарность в добре выглядела так же, чтобы и хорошие люди научились объединяться в организации, противопоставлять единству злых людей сплоченность людей добра и истины. Однако, именно добрые люди не умеют объединяться, а умеют лишь ссориться (злые люди тоже ссорятся, но в их случае это не вызывает недоумения). Это потому, что горизонтальное объединение противоречит самой сущности добра, сущности очень личной, не терпящей малейшего привкуса коллективизма. > Положение можно считать отчаянным, но есть, есть и у добрых людей своего рода объединение, и очень даже прочное, более прочное, чем любая банда, правительство или режимент: это объединение в Духе Истины, в просторечии именуемое традицией, преданием. Невидимое объединение, но действующее поверх веков, поверх смерти, поверх недостатков слов. > * > Предание и предательство слова одного корня. Различие между ними, на первый взгляд, во внешнем мире. Иуда Искариот тоже был апостолом и, к примеру, говорил о Христе жителям какого-нибудь маленького городка. При этом он не становился предателем, но, напротив, для принимавших его весть был истоком Предания. Но дело, разумеется, не в том, кто слушает, не во вне а в том, что говорящий всегда должен быть чуток к собственному сердцу. Зачем он говорит о Христе? Чтобы поведать тайну Его будущим палачам или чтобы передать Христа будущим Его братьям? Многие старались оправдать Иуду: он-де хотел лучшего, хотел помочь Христу. Но евангелисты тверды: сердце Иуды было нечисто, он говорил о Христе из простого сребролюбия чтобы заработать, и из простой же гордыни чтобы прославиться (в роли изменника или в роли сподвижника ему было всё равно, как всё равно это кажется и оправдывающим его). Нечистота помысла, грех и самый благой поступок, самая благая цель испаряются и теряют свою благость, а Предание превращается в Предательство. Поэтому само по себе никакое Предание Церкви не спасает, не спасает знание его и непрестанное цитирование и ссылки на него. Если верность Преданию удовлетворяет гордыню и прочие пороки то мы верны не Преданию, а Предательству, и все наши слова о высоком превращаются в иудин грех разжигания ненависти и вражды.
Другие материалы по теме: |
|||||||||
Цель этого голосования
выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие. Голосование почтой: ? 0 1 2 3 4 5 нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.) |
|||||||||
www.messia.info/r2/2/206.htm
|
Желаю всяческих успехов! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предш. выпуск по теме (вера как добродетель) | ||||
<= предш. выпуск по теме (Символ веры: воскресение) |