=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога * 03 июля 2007 г. ст.ст., понедельник 8-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Кор.9:13-18; Мф.16:1-6. * 04 июля 2007 г. ст.ст., вторник 8-й седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: 1Кор.10:5-12; Мф.16:6-12. к еванг. чтению понедельника: -> www.messia.ru/rasylka/006/1571.htm#0 (Томас Мёртон; ссылки на тексты свящ. Александра Меня, В.Н.Кузнецовой, Я.Кротова, Г.У. фон Бальтазара, Л.Буйе, Р.Гвардини, епп. Григория (Лебедева), Кассиана (Безобразова) и др.) к еванг. чтению вторника: +++ L.D.Hurst: "берегитесь фарисейской закваски!" www.messia.ru/rasylka/006/1572.htm#0 (+ссылки!) -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- -- Этот выпуск посвящен фрагменту из Ев. от Матфея, 13:24-36, включающий притчу о плевелах. > Христианин с трагическим чувством принимает Кровь Христову, текущую > из Церкви Христианской, которая вся - громадная рана. С этой точки > зрения, пасхальная радость - лишь передышка, когда на мгновение > смолкает нескончаемое стенание. Несмотря на воскресение, этот мир - > юдоль слез. Церковь, в своем пути к Бесконечному, вкушает смертную > горечь, хоть и текут из ее ребра потоки воды живой. > 'Достоинство христианства и недостоинство христиан'. Это бердяевское > различение лишь в том случае разрешило бы затруднения, > если рассматривать христианство как некую мудрость, от которой люди > черпают, как могут. А ведь Иисусово послание значительно больше, > чем мудрость. Оно провозглашено и пережито органически как любовь, > и община именно под знаком любви опознается как связанная > с Учителем. Камень соблазна и преткновения - жизнь в истории, > которую с такой печальной точностью иллюстрирует притча о пшенице > и плевелах. Враг посеял плевелы в поле пшеницы, и хозяин запретил > рабам вырывать их, чтобы не вырвать вместе с ними и хлебных > колосьев. Порядок вещей таков, что в Церкви существуют рядом > и добрые, и дурные элементы и что линия разграничения проходит, > в действительности, через каждую душу, пока не придет Господь > со славою судити живых и мертвых. Может быть, единственная тайна > душевного мира - терпение святых, ибо в нём есть здравомыслие > и катарсис, отказ от суда и доверие к предначертанию Божию. > <.....> А ведь Церковь определяется в богослужебных книгах > как 'врачебница'. Она становится общиной святых лишь потому, > что всегда остается общиной падших. > Церковь - не отделившееся общество. Не выходя из мира, > она покорствует или не покорствует Тому, Кто молит об избавлении ее > от лукавого. Именно потому, что Он ее любит, Господь вызывает > и в ней любовь. В какой мере отвечает она на Его любовь? Будучи > предметом благоволения Божия, она поставлена перед лицом Христа > как Супруга, которая, возрастая, не старится, а становится моложе. > Спасенная искупительным деянием, она обретает это спасение > и совершает его в страхе и трепете, колеблясь и пребывая верной; > в той мере, в какой уязвимость ее членов остается доступной > для благодати. Кто говорит 'бракосочетание', говорит и 'влечение', > но также говорит 'обет' и 'надежда'. В надежде единство уже более > или менее осуществлено. Лицо возлюбленной преображается в икону > Господню через созерцание Его Лица. Церковь вся целиком есть > дар преображения. Так же как Сын есть 'космос Церкви', сама Церковь, > благодаря этому безвозмездному дару, есть сердце человечества или, > по слову Оригена, 'космос космоса'. В этом смысле, как Церковь, > в своем движении к всеобщности и всевосстановлению, сама становится > Христом, так и человечество, очищаясь, становится Церковью в тайне > Божией. Если так понимать Церковь, то спасение только в ней. <.....> > Апостол Павел говорит, что Христос - 'глава Церкви, и Он же > Спаситель Тела' (Еф.5,23). Однако Тело это еще не спасено, как > и Церковь еще не стала 'славною Церковью, не имеющей пятна, > или порока, или чего-либо подобного' (Еф.5,27). Только став таковой, > станет она 'супругой'. Сейчас она лишь невеста, совершенная > своей Главой, но в своей земной жизни всегда опозоренная. У нее > множество пятен и морщин. Это из-за того пути, по которому она идет, > из-за тех людей, кто ее составляет. Церковь осуществится в полноте > лишь в последний день, когда ничто не сможет разлучить ее > с Супругом. > Это очень тонкая диалектика, ибо в странствующей общине уже есть > жители Царства, а последние - эсхатологические, как мы говорим > по-гречески, - времена присутствуют, с одной стороны, в тех > мгновениях, когда мы во власти Божественной любви, а с другой > стороны - в той близости, которую Причастие святых Тайн создает > между каждой душой и Господом. Но всё это останется несовершенным > и легковесным, пока вечный свет не совлечет с нас всё здешнее > в последний день. > Стало быть, в человеческой истории Церковь несовершенна. > Она немощна, ибо брошена во время, хотя и озарена благословенным > присутствием Господа. И как Господь стал причастен немощной > человеческой природе, кроме греха, так причастна ей через своих > членов и Церковь. Она пока еще не участвует в славе Господней. > Мы живем в надежде этой славы. > Однако, как невозможно отделить Церковь, Тело Христово, от тел > ее членов, так не можем мы и сказать, что она доступна греху. Если > бы мы утверждали это, то пришли бы к разделению в ней Божеского > и человеческого. В это заблуждение впал Лютер, когда проводил > различение между Церковью видимой и невидимой. На основании такого > различения наши братья-протестанты говорят о Церкви-грешнице. > Напротив, согласно православному убеждению, видимое и невидимое > в Церкви нераздельно, а значит, нам непозволительно говорить > о грешной Церкви на земле и о святой Церкви на небесах. > В человеческом времени Церковь колеблется, но не падает. > Церковь похожа на тех стариков, которые очень осторожны при ходьбе. > Они боятся упасть и поломать кости. Они покачиваются, чтобы > не потерять равновесия. В конце концов, поддерживает их Божественное > Провидение. Церковь на земле проявляет симптомы старости. Но она > способна еще подняться и помолодеть. В этом ей помогает пророческий > порыв. Пророки сознают, что Слово Божие неизменно и что оно способно > сделать нас Его детьми по духу и дать нам силы восстать > против велений времени и тех ловушек смерти, которые оно приготовило > нам. Пророки - люди, которые могут сказать 'нет' себе самим, общине, > любой форме косности. Они не склоняются перед трудностью, > перед решением, принятым согласно мудрости мира сего, > а не по внушению Бога. Церковным людям случается терять надежду, > оставлять свою первую любовь, а сделав это, они начинают управлять > Церковью по рассуждению человеческому, а не по уму Христову. > Такой зачастую представляется нам наша Церковь. Иногда, > приспосабливаясь к истории вплоть до соглашательства, > она способствует своему падению, даже сама становится его причиной > там, где должна брать верх. Она становится предметом соблазна. > Это драматично, ибо церковные люди, зависимые от поведения > влиятельных членов Церкви, начинают противостоять Христу > или удаляются от Него. На течение истории воздействуют не только > святые, но и те, кто руководит Церковью и кто способен > как на доброе, так и на дурное. Сердце человеческое - это поле, где > с пшеницей соседствуют плевелы, и они будут расти рядом до конца. > Грех обычного человека бесчестит его самого и узкий круг > его близких. Но когда речь идет о епископе или синоде, мы, зная, что > грех может жить в сердцах тех, кто правит Церковью, не можем спорить > с тем, что его последствия наиболее опустошительны, ибо этот грех > создает соблазн, подрывает доверие 'малых сих верующих' к Церкви > и потрясает само ее существование, побуждая людей искать приюта > вне Церкви. Мы ждем от пастыря, что он приведет нас к пастбищам > и водам жизни. Когда он этого не делает, может наступить духовная > засуха и отчаяние. > И величие, и немощь Церкви состоят в том, что за нее всегда в ответе > люди. Если эти люди дремлют, мы не рискнем признать христианство > животворным. Конечно, пути Божии - не то, что наши. Он может > предпочесть обращаться к нам через нашего отца, мать или друга. > Но мы не можем обойтись без того главного дела, которое совершают > епископы и священники. Поэтому так важно выбрать хороших клириков. > В первоначальной Церкви примиренчества не было. Это не значит, что > там не изобиловал грех. Но Церковь умела выявить в своем лоне > оскорбителя и наказать его. Она не колебалась прервать общение > с великими грешниками, а к другим применяла меры наказания. > Она действовала так, потому что была убеждена, что ей нужно хранить > чистоту и бодрствовать, как на строительстве, где никто не должен > засыпать. > Видеть слабость и страдать от этого; сознавать, что наступает > упадок, и оплакивать это - вот наша повседневная судьба. Тем более > обливается кровью сердце, когда мы видим, что желающие настоящей > перемены составляют лишь 'малый остаток'. Но не в этом еще самое > худшее. Величайшая скорбь в том, что падающие сами не отдают себе > в этом отчета. Если глубоко вдуматься, что такое грех, > как не бесчувствие? > Кто старается стереть всякое пятно, те добиваются, чтобы Церковь > выглядела Телом Христовым. Но чтобы она была им в своем внутреннем > существе, в глубине - это не по их части. Это дар Божий. Но чтобы ей > действительно, здесь и теперь стать Телом Христовым, предстать > радостной супругой сегодня, а не завтра - за это в ответе те, кого > Бог избрал, чтобы его Церковь не была местом сетований. Каждый > из них осознает себя грешником, но грех ранит их еще больше, когда > он поражает общину. Важно, чтобы Христу не было стыдно за нас. <.....> > Когда компромиссы проникли в жизнь христианских общин, явилось > монашество - утверждение евангельского максимализма и совершенства. > Хотя была в нём сентиментальность, были излишества, но мистическая > литература, порожденная им, отражает огромный опыт борьбы > со страстями. В ней проанализированы все человеческие страсти, > их вспышки, признаки, хитрости и лабиринты. В них заложены духовные > основы христианской жизни, разработана аскетическая техника > преодоления страстей и восхождения человека к совершенству, а это > и есть воплощенное в истории Царство Божие. Читая тысячи страниц > монашеской литературы, мы понимаем, что эти монахи достигли > невообразимого уровня святости, что это были истинные гиганты > духовной жизни. Они обуздали телесные похоти и нужды, и Дух Святой > сотворил обитель в глубине их сердец. Чем более обращаешься к ним, > тем более осознаешь, что эти люди доросли до престола Божия. > Это не значит, конечно, что евангельскими общинами были только > монастырские братии. Из века в век в разных местах возникали > движения за духовное обновление, которые проповедовали глубокое > благочестие и праведную жизнь. Среди этих движений мне хотелось бы > отметить иезуитскую миссию XVI века в Перу. Образ жизни этой общины > с обобществленным имуществом удивительно напоминает первоначальную > Иерусалимскую Церковь. Однако позднейший наш опыт позволяет назвать > лишь малое число общин, в лоне которых явился преображенный Иисус > Христос, так, словно каждый член их был Самим Христом. Что > до новозаветного 'у них все было общее' (Деян.4,32), то это давно > уже не было так очевидно, как в африканской общине II века, > о которой римляне могли сказать: 'Смотрите, как они любят друг > друга'. С течением времени привычным стало христианство, состоящее > из внешних обрядов и ограничивающих свободу правил. Не столько > Христос стал, по выражению Иеремии, 'дыханьем наших уст', сколько > мы утвердились в церковном конформизме и авторитаризме. Реформация > поставила своей целью возвратить людей к животворному Слову Божию, > но, в свою очередь и очень скоро, протестанты разделились > на множество сект и тоже стали конформистами. > В течение этого времени христиане создали множество учреждений, > достижения которых огромны и блистательны. Возникла великая > культура, она составляет гордость христианских народов и кажется > еще более высокой по сравнению с упадком других, более древних > культур. Многие люди теперь думают, что христианство и есть > эта великая литература и развитая цивилизация, а между тем > это представление в высшей степени иллюзорно. > Положение отягощается тем, что вся эта эволюция обычно > сопровождалась союзом Церкви - в лице ее руководителей - с великими > мира сего, и в этом союзе каждый старался извлечь выгоду из другого. > Можно ли более помрачить образ галилейского Учителя, Который был нищ > и пришел, по его словам, благовествовать нищим. > Однако то тут, то там звучат голоса, призывающие христиан > к обновлению, к добровольной бедности и воздержанной жизни. Таким > образом, в одной и той же Церкви соседствуют те, кто не хочет > иной славы, кроме исходящей от Бога, и властолюбцы, о которых > Господь сказал: 'Друг от друга принимаете славу, а славы, которая > от Единого Бога, не ищете' (Ин.5,44). На одном поле соседствуют > пшеница и плевелы - те, кто сражается с грехом, и те, кто > им упивается. Евангельская metanoia - обращение, изменение > всего существа - превратилась в таинство покаяния, в котором > верующий признается в содеянных им грехах, не всегда стремясь стать > новым человеком. > Боюсь, что Царство осуществится здесь лишь в уповании малого числа > людей, что нам не дано будет его увидеть в пределах настоящего > времени. В моем обозрении эволюции христианства я, однако, не могу > не отметить, что оно по-прежнему знает движения к обновлению > и порывы молодых, которые, в своем упорном поиске очищения и столь > же упорном отказе поддаться искушениям, хотят напомнить о том, > что пришествие Царства на этой земле всегда возможно. В самом лоне > Церкви противостоят друг другу те, кто соглашается с упадком, и те, > кто хочет выйти из него. Это не значит, что желающие обновления > безгрешны, они просто не хотят быть в союзе со злом и решительно > отвергают всякую альтернативу Евангелию Иисуса Христа. > Итак, есть такой 'христианин', которого я, с глубокой болью > и скорбью, определяю как человека, похваляющегося некоторыми, а то > и всеми евангельскими добродетелями. И есть 'малый остаток', община, > которая слышала о себе от Господа, что она - соль земли, > и старается, чтобы соль не утратила силу. Этот 'малый остаток' > не соглашается сводить на нет Евангелие, поскольку человек слаб, > но всеми средствами тщится прийти в меру полного возраста Христова. [ Митрополит Георгий (Ходр). ПРИЗЫВ ДУХА (Глава 3. СВЕТ И ТЕНИ ХРИСТИАНСТВА) (Парадокс Церкви & Церковь колеблющаяся & Жизнеспособно ли христианство?) www.krotov.info/lib_sec/22_h/hod/r_02.htm ] к Мф.13:24-30: +++ Чарлз Гаролд Додд: о сорняках www.messia.ru/rasylka/005/1214.htm (+ссылки!) к Мф.13:31-36: +++ Чарлз Гаролд Додд: притча о горчичном зерне www.messia.ru/rasylka/005/1215.htm Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20070716/orth?cont=rv_ru www.bible-center.ru/biblereadings/20070717/orth?cont=rv_ru Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=16-07-2007 www.canto.ru/calendar/day.php?date=17-07-2007 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *К Иисусу пришли фарисеи и саддукеи. Желая испытать Его, они стали требовать, чтобы Он явил им знак с небес. Но Он ответил: - На закате вы говорите: "Будет хорошая погода - небо красное". А рано утром: "Сегодня будет буря - небо багровое". Глядя на небо, вы умеете предсказывать погоду, а знаков наступающих времен различить не умеете? Злое и безбожное поколение! Оно требует знака, но не будет дано ему знака, кроме знака Ионы! И, покинув их, Иисус ушел. Ученики приплыли к другому берегу. ... Иисус сказал им: - Смотр`ите, берегитесь фарисейской и саддукейской закваски!* (Мф.16:1-6) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1905.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm | |||||
|
| ![]() |