=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Да умолкнет всякая плоть человеческая,
и да стоит
со страхом и трепетом, и
ни о чём земном в себе да не помышляет,
ибо Царь царствующих и Господь господствующих
приходит заклаться и дать Себя в пищу верным.
Пред Ним шествуют сонмы Ангелов / со всяким их начальством и властью,
многоокие Херувимы и шестикрылые Серафимы,
закрывая лица и возглашая песнь: / аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.
(Тропарь Великой Субботы) * 13 апреля 2008 г. ст.ст., Великая
Суббота. литургические чтения: Рим.6:3-11;
Мф.28:1-20. *
14 апреля 2008 г. ст.ст., ПАСХА, воскресение Христово!
литургические чтения: Деян.1:1-8;
Ин.1:1-17.
>
Сия есть благословенная суббота >
'...чтобы смертное
поглощено было жизнью' (2Кор.5:4) > Утреня
Великой Субботы - одна из вершин литургического творчества
> Православного Востока. В малой
статье невозможно ни описать, >
ни объяснить всей беспредельной глубины и красоты
этой службы, > в которой Церковь
подводит нас вплотную к уразумению самой радостной >
тайны нашей веры, той, без которой вера эта теряет свой смысл, ибо -
> 'если Христос не
воскрес, то вера ваша тщетна' (1Кор.15:17).
> Ограничимся поэтому немногим.
Попытаемся хотя бы намеками >
указать, +что+ совершает Церковь этой службой,
в чём зовет нас > участвовать, что
возвещает нам, как непреложную истину. > Великая
Суббота - это день, +соединяющий+ Великую Пятницу,
т. е. > тайну Креста, Страданий и смерти
Спасителя с Светлым Воскресением - > днем
Его восстания из гроба, победы жизни над
смертью. Многим > непонятен смысл этого
соединения, вся необходимость и духовное >
значение этого +среднего+ дня. В сознании
большинства верующих > 'важны' -
Пятница и Воскресение, Крест и Пасха. Но два эти
дня > остаются как бы разобщенными. Есть
день печали и есть день радости, > они
полагаются рядом, и радость сменяет печаль. Но по учению Церкви, >
выраженном в ее литургическом предании, это не
так. Церковь учит > нас, что Христос
'смертью смерть попрал', это значит,
что сама > Его смерть была
спасительной, что в ней и через нее совершилось >
торжество победы над смертью. Иными
словами, что еще > +до+
Воскресения совершилось нечто, благодаря чему печаль смерти
> не просто заменяется
радостью Воскресения, но сама печаль >
+претворяется+ в радость. И вот Великая Суббота
и есть день этого > претворения, день,
в который совершается это прорастание победы, >
день, когда - до Воскресения - мы созерцаем смерть самой
смерти. > И всё это выражено,
больше того, всё это действенно совершается >
каждый год в этой удивительной утрени, в
которой вспоминаемое > +дается+
нам, +действует+ в нас, становится для нас спасающим
> и преображающим настоящим. >
Когда мы собираемся в храме, {Теперь
эта утреня совершается обычно >
с вечера, т. е. еще в Великую Пятницу. Устав
предписывает совершение >
ее в 'седьмой час нощи', т.е. в час
пополуночи.} только что >
завершилась Великая Пятница. Это был день,
когда мы вспоминали > крестные страдания,
смерть и погребение Спасителя, а также восстание >
на него всей злобы мира, поругание его людьми, хуление, глумление,
> предательство - все торжество
зла над добром... Всеми службами >
Церковь подчеркивала нам не только
всю действительность > этих
страданий, но также и весь ужас этого отвержения миром своего
> Господа, ничем не смываемый
ужас распятия людьми Бога. 'К своим >
пришел и свои Его не приняли...' И
вот, посередине храма возвышается > Плащаница
- образ всего этого - и страданий, и
одиночества, > и отвержения и, наконец,
смерти, как последней победы зла. 'Положиша >
мя в рове преисподнем, в тени и сени смертней...'
> Этот гроб, эта печаль Великой Пятницы
- исходная тема утрени Великой > Субботы.
Она начинается, как надгробная служба, как
плач > над мертвецом.
После пения погребальных тропарей и медленного
> каждения духовенство выходит
к Плащанице. Мы предстоим гробу >
Господню и мы созерцаем Его смерть. Поется псалом 118
и к каждому > стиху его припеваются
особые 'похвалы', в которых выражается ужас >
всей твари перед смертью Господа, сострадание, жалость,
печаль. > 'О
горы и холмы и человеков множества! Восплачитесь и вся рыдайте
>
со мною. Бога вашего Матерью...' Но
с самого же начала к этой первой > теме -
печали, ужаса и недоумения, прибавляется другая, которая
> звучит все сильнее и
сильнее. Она выражена, прежде всего, в самом > псалме
118 - 'Блаженны непорочные в
пути, ходящие в законе >
Господнем...' Этот псалом поется
у нас теперь только при погребении > умерших
и звучит поэтому как погребальный. Но в древности его пение >
составляло центральную часть воскресного бдения,
{Теперь от него >
сохранились в нашей воскресной всенощной так называемые 'тропари >
по непорочных' - 'Ангельский собор
удивися' и т.д.} и смысл его >
не печальный, а радостный. Это - один сплошной порыв любви к +Закону
> Божьему+, это значит - к замыслу
Божьему о человеке и об его жизни. > В соблюдении
этого закона, в знании его, в вечном углублении
> в него - подлинная жизнь
человека. 'На пути постановлений Твоих
>
я радуюсь, как о великом богатстве...'& Христос
есть образ > совершенного соблюдения
этого закона, ибо вся жизнь Его в одном >
исполнении воли Отца. Поэтому Церковь издревле разумела этот псалом,
> как слова Христа о Самом Себе, особенно же,
как обращение Его к Отцу > из сени
смертной: 'Посмотри, как я люблю повеления Твои, Господи...
>
вступись в дело Мое, оживи Меня и избави Меня'.*
Христос смерть > принимает вольно,
из послушания - как чашу, данную Ему Отцом.
> И начало Его торжества,
Его победы - именно в этом послушании >
и смирении +до конца+. Отец хочет этой смерти,
Сын принимает ее, > и это принятие
есть вера в совершенство воли Отчей, в то, что >
и в отдаче Сына Единородного на смерть исполняется благой
замысел > Отца. {Потому-то
псалом 118 с древности и был +воскресным+ псалмом > и именно в качестве
такового он читается на погребении верующих - > т.е. 'о Христе умирающих'.
Это есть вечное утверждение того, что > во Христе смерть перестала быть
бессмыслицей, а +осмыслена+ и есть > путь к победе над смертью.}
&
Ср. Пс.118:14,162 *
Ср. Пс.118:159 > В чём
же этот замысел? На этот вопрос отвечают
'похвалы', > вставленные между стихами
псалма. Всё явственнее, всё сильнее в тему > плача
вступает и все громче звучит в ней другая тема -
о смерти > Спасителя как +сошествии
во ад+ и разрушении его. Адом ('шеолом') >
называется в Библии место, где пребывают
мертвые, это царство > безнадежности
и мрака и это тоже твердыня диавола, ибо торжество >
в мире смерти, которой Бог не сотворил,
есть торжество греха > и диавола
('...грех вошел в мир, и грехом смерть', Рим.5:12).
Смерть > царствовала в мире от Адама...
(5:14), и весь мир стал ее царством, > обрекся
на тление, распад и увядание. Поэтому смерть есть +последний >
враг+ (1Кор.15:26), и разрушить его державу
и пришел Сын Божий. > В этой встрече
со смертью лицом к лицу был смысл того +часа+,
> про который Христос говорил, что 'на
сей час Я и пришел' (Ин.12:27). > И
вот Сын Божий сам спускается в смерть, вкушает смерть. В предании, >
у Отцов Церкви этот момент всегда описывается как некий
поединок. > Эта смерть должна
была быть +или+ последним и самым страшным
> торжеством диавола, или же
его столь же решительным поражением. >
Внешне торжествуют смерть и зло: Праведника
предают на Крест, > Он умирает,
оставленный всеми, позорной смертью. Он вкушает 'ада'. >
Но - и в этом весь смысл смерти Христовой
- Тот, Кто умирает > на Кресте,
имеет +Жизнь в Себе+, т. е. имеет жизнь не как дар извне, >
а как Свою сущность, ибо Он Сам есть Жизнь и источник
всей жизни: > 'В Нём
была жизнь, и жизнь была свет человеков'. Умирает человек
> Иисус, но этот человек
+есть+ Сын Божий. Как человек. Он может >
+реально+ вкусить смерти, но в Нём смерти
прикасается, в царство > смерти вступает
Сам Бог, Жизнь и источник жизни. В
этом > единственность, ни с
чем не соизмеримое значение смерти Христовой: >
в ней - умирающий человек есть Бог, или, еще точнее.
Богочеловек. > Бог есть 'Святой
Бессмертный' и только в 'неизменном, неслиянном, >
неразлучном и нераздельном' соединении Бога и человека
во Христе > человеческой смерти может
вкусить Бог и ее изнутри разрушить >
и преодолеть. 'Смертью смерть поправ...'
Бог восхотел спасения > человека
не актом Своего всемогущества, не извне ('или думаешь,
что > Я не
могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более,
> нежели двенадцать
легионов Ангелов?' Мф.26:53), не как насилие, хотя >
бы и спасительное, а в той любви, свободе и вольном
отдании Себя > Богу, для которых Он сотворил
человека. Поэтому спасение совершается > Богом
в соединении с человеком, в Богочеловеке Иисусе. В Нем человек >
восстанавливает то послушание, ту любовь, ту полную самоотдачу Богу,
> которые были попраны в грехе. В нём +изживается+
всё зло, все грехи, > все измены человека:
'Он мучим был за грехи наши' - 'Он
взял на Себя > наши
немощи и понес наши болезни...' И
чтобы это спасение, > это восстановление
'образа неизреченные Славы', каким
создан был > человек, было полным,
нужно было, чтобы и смерть была не просто >
уничтожена Богом, но +изжита+ и разрушена, преодолена изнутри, чтобы
> было воочию явлено, что она есть
'жало греха', и чтобы это жало >
было разрушено и уничтожено человеком
же. 'Ибо, как смерть > через
человека, так через человека и воскресение мертвых'
> (1Кор.15:21). Христос принимает
смерть, отдается смерти +вольно+; >
про жизнь Свою Он говорит: 'Никто
не отнимает ее у Меня, но Я Сам > отдаю
ее' (Ин.10:18). И отдает ее не без борения: 'и начал
ужасаться > и
тосковать...'. Здесь исполняется совершенная мера Его послушания,
> Его самоотдачи, здесь разрушается
прежде всего нравственная основа > смерти,
как 'жала греха'. Христос действительно до
конца живет > Божественной жизнью. Богом,
как Жизнью, и вот эта Жизнь преодолевает > смерть,
разрушает ее, ибо смерть и есть отказ от Жизни, недостаток >
Жизни, распад существования, оторвавшегося
от единственного > источника Жизни...
В смерти Христовой, потому что она сама есть >
не что иное, как совершенное послушание,
совершенная любовь, > совершенная
отдача себя Богу ('Отче! в руки Твои предаю дух Мой...'
> Лк.23:46) совершается смерть самой смерти:
'смертью смерть поправ'. >
Вот что означает сошествие Христа во ад,
вот почему сама смерть > Христова становится
Его торжеством и вот почему это торжество
> начинает отныне все явственнее
звучать, все светлее сиять в нашем > предстоянии
Христову гробу. 'Животе, како умираеши? Како и во
гробе > обитаеши?
+Смерти же царство разрушаеши+...' - 'Животе,
во гробе > положился
еси Христе и смертию Твоею смерть погубил еси...'
- > 'О радости
оные! О многие сладости! Ихже во аде наполнил еси,
> во днах мрачных
свет воссияв'. Жизнь входит в царство смерти.
> Божественный свет сияет в страшном
мраке. Но это значит также, что > он сияет
всем, находящимся там. Христос умирает за всех, как грехи >
и немощи всех Он взял на себя. Сошествие
во ад есть встреча > со смертью
всех. 'Ты сошел на землю, чтобы спасти Адама, и не найдя
> его на земле, в поисках
его сошел даже до ада...' <{"Похвала"
к Пс.188:25; ср. песнь 8 Канона}> >
Печаль и радость как бы борются друг
с другом, и вот радость > начинает
одолевать. Кончены статии. И в первый раз торжественно
> и победно раздается воскресная
песнь. Это тропари на непорочных - > это
первый луч грядущего воскресения: 'Ангельский
собор удивился, > зря
Тебя присоединившегося к мертвым, но Ты, Спаситель, смертную
> крепость разорил
и с Собою воздвиг Адама и от ада всех освободил'. >
И через мироносиц все тот же Ангел вещает нам в этом пении: 'Рыдания
> время преста! Не
плачите!..' <{"Кончилось время рыдания..."}>
> Этот луч света теперь разгорается
всё сильнее и сильнее. Он звучит > в
каноне 'Волною морскою' - одном из прекраснейших
произведений > православной гимнографии,
и в последней, девятой песне его -
> разрешается торжествующим призывом:
'Не рыдай Мене, Мати, зрящи >
во гробе... Восстану бо и прославлюся...'
- 'Да радуется тварь, >
да веселятся вси земнороднии,
враг бо пленися ад, с миры жены >
да сретают, Адама с Евою
избавляю всеродна и в +третий день
> воскресну+...'
> 'И в третий день
воскресну...'. Отныне уже пасхальная радость
> начинает наполнять собою службу.
Мы стоим у гроба, но это >
+живоносный гроб+, в нём упокоилась Жизнь, в нем завершается
новое > творение, в нем снова
- в седьмой день, в день упокоения отдыхает > Творец.
'Спит живот, и ад трепещет',
- поем мы в 'стихирах > на
хвалитех' и созерцаем эту благословенную субботу, этот радостный >
победный покой Того, Кто нам возвращает жизнь... 'Придите,
увидим > +нашу
жизнь+, во гробе лежащую...'. И, наконец, эти
удивительные > слова: 'Сегодняшний
день тайно великий Моисей предуказал, говоря: >
и благослови Бог день седьмой,
ибо это благословенная суббота, >
это упокоения день, в который отдыхает от всех дел
Своих Единородный > Сын
Божий...' > Теперь мы идем крестным
ходом, неся Плащаницу. Этот крестный ход уже > не
погребальный. {Как неправильно думают многие, называя
эту службу > +погребением+.
Литургическим образом погребения является вечерня >
Великой Пятницы и вынос Плащаницы.}
Это Сын Божий - 'Святый >
Крепкий, Святый Бессмертный' совершает Свое победное
шествие > в царстве смерти, возвещая
'Адаму всеродному' - т. е. всем умершим, > радость
грядущего воскресения. 'Из нощи утреняя'. Он возвещает всем, >
что 'воскреснут мертвии и восстанут сущий
во гробех и вси > земнороднии
возрадуются...' > Мы входим снова
в храм. Мы уже знаем теперь тайну смерти Христовой, >
как умерщвления смерти. Ад разрушается, ад трепещет.
Но теперь > в службу вступает
новая, последняя тема - +воскресения+. Разрушена >
смерть, и раздается пророчество о +новой жизни+, о восстановлении,
> о воскресении, о возвращении
жизни. Суббота - день седьмой - >
завершает собой всю историю спасения, как разрушения силы зла.
Но > за субботой наступит новый день
нового творения - +день первый+. > Тема
воскресения начинается с прокимна: 'Воскресни, Господи,
помози > нам
и избави нас...' И читается 37 глава книги пророка Иезекииля,
> это удивительное пророчество о костях.
Их было бесконечно много, > и
были они 'сухи зело'. Это смерть, торжествующая в мире, в котором >
всё приговорено к смерти, это человечество, обреченное на
смерть. > Но Бог говорит пророку,
что эта обреченность не есть последняя >
судьба человечества. Сухие кости услышат слово
Господне. Мертвые > оживут. 'Так
говорит Господь Бог: от четырех ветров приди дух,
> и дохни на этих убитых,
и они оживут...' - 'Вот, Я открою гробы ваши >
и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших...
и вложу в вас дух Мой, > и
оживете...' > И снова, во втором
прокимне тот же призыв, та же мольба: 'Воскресни,
> Господи, Боже
мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих >
до конца...' Но как же это случится?
На этот вопрос отвечает второе > чтение -
из посланий к Коринфянам и к Галатам
Апостола Павла > (1Кор.5:6-8; Гал.3:13-14).
Малая закваска квасит всё тесто. >
Христос - наша Пасха - есть закваска воскресения
всех. Как > Его смерть разрушает силу
смерти всех, так и Его воскресение - залог > воскресения
всех. Крещенные в Его смерть, мы соединяемся
с Его > жизнью, мы получаем
Его Духа, мы - тело Его,
имеем > пищу бессмертия... Его воскресение
воскресит нас. > И уже совсем
по-пасхальному звучат стихи аллилуария: 'Да воскреснет
> Бог и раточатся врази
Его... Яко исчезает дым, да исчезнут...' >
Пророчества закончены. Но это еще только
пророчество. Мы еще > в Великой
Субботе, у живоносного гроба, и нам нужно прожить весь
> этот день, прежде чем в
пасхальной ночи мы услышим: 'Христос
> воскресе'.
И утреня заканчивается не воскресным Евангелием, а снова >
рассказом о запечатанном гробе. Но здесь
раскрывается последний > смысл, дается
последнее откровение об этом 'среднем дне' -
> между Крестом и Пасхой. Христос воскрес,
и Его воскресение мы будем > праздновать
в пасхальную ночь. Но для нас, в этом мире живущих,
> наступила с Христом и
как бы сквозь всю нашу жизнь продолжается >
Великая Суббота. Она продолжается и для усопших. Мы ждем Воскресения
> мертвых и жизни будущего века.
Мы знаем и верим, что смертью >
Христовой 'жало смерти' разрушено, и смерть
перестала быть > безнадежным
концом, распадом и разлукой +навсегда+. От воскресшего
> Христа, от Его жизни, воссиявшей из гроба, мы
всё время 'наполняемся > бесконечной Его
жизнью, наслаждаемся неистощимой Его пищей'.*
В жизни > Церкви, в таинствах,
в общении любви, в причастии Духу Святому >
мы уже причастны жизни вечной и созерцаем радость Царства
Божия. > Мы живем этими прорывами в
Царство воскресения... И всё-таки мы еще > +здесь+
и нам предстоит это умирание и принятие
смерти, это > рождение -
через смерть в 'царство будущего века'. +Мы ждем+ -
> с верой, надеждой и любовью. И
это +ожидание+, эта направленность > к
грядущему воскресению, к жизни будущего века,
эта радостная > уверенность, что
наша подлинная жизнь 'скрыта со Христом в Боге'
- > всё это и есть наше состояние в
мире сем и в этом смысле наша жизнь > сейчас
есть жизнь в Великой Субботе... 'Спит живот'
- но вот и мы, > говорит Апостол Павел,
'умерли, и жизнь наша сокрыта со Христом
> в Боге...'
(Кол.3:3-4). Всё в этом мире становится постепенно
> прозрачным для света, сияющего
+оттуда+, всё яснее, что 'проходит >
образ мира сего'... что 'единое на потребу'
- там, в нетленной жизни > со Христом.
* ср. молитву на потребление
даров в Литургии свт. Василия Великого. >
Каждый год в Великую Субботу, после описанной утрени,
после этого > радостного узнавания
в смерти Христовой - победы над смертью, после >
откровения о живоносном гробе, +мы ждем+ пасхальной
ночи и полноту > пасхальной радости. Мы знаем,
что она наступит, но как медленно идут > часы,
как нарастает в нас волнение и ожидание! И так должно было бы >
быть всегда в жизни верующего, ибо вся
наша жизнь, в последнем > счете, осмыслена
этой радостной, этой белой тишиной Великой Субботы, >
этим нарастанием в ней Пасхи Христовой и невечернего
дня Царствия > Его.
[ прот. Александр
Шмеман
www.kiev-orthodox.org/site/worship/436/
] О Великой Субботе: +
+ + свящ. Иоанн Мейендорф - Время Великой субботы
www.kiev-orthodox.org/site/worship/437/
+ + + О Великой субботе, схождении Христа во ад смотри:
www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0
+ + + Из богослужения Великой Субботы
www.messia.ru/r2/1/154.htm#0 + +
+ митр. Сурожский Антоний - ЛИТУРГИЯ ВЕЛИКОЙ СУББОТЫ
www.mitras.ru/inname/in_96.htm
+ + + он же: Христос потерял Бога
- из солидарности с человеком...
www.messia.ru/rasylka/004/760.htm#0
(+ ссылки) + + + свящ. Георгий Чистяков: Мы
- люди Страстной Субботы (НИСХОЖДЕНИЕ ВО
АД) http://hematolog.vinchi.ru/preod/vo_ad.htm
+ + + игумен Евмений (Перистый): Приди, Господи, на наш праздник!
www.messia.ru/rasylka/007/1814.htm#0
О Пасхе: + + + из богослужения:
www.messia.ru/rasylka/005/1134.htm#0 (+
ссылки) + + + Г.У. фон Бальтазар: на третий день умерший снова ЖИВ!
www.messia.ru/rasylka/006/1476.htm#0
Чтения этих дней в русских переводах, на ц.-славянском
и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080426/orth?cont=rv_ru
www.bible-center.ru/biblereadings/20080427/orth?cont=rv_ru
Эти дни в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=26-04-2008
www.canto.ru/calendar/day.php?date=27-04-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых
в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить
на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
+Великое молчание царит сегодня на земле,
великое молчание и великое одиночество.
Великое молчание, ибо Царь спит. Земля содрогнулась
и затихла, ибо Бог почил во плоти
и пошел пробудить тех, кто спал
долгие века ... Он идет за Адамом, нашим праотцем, заблудившейся овцой.
Он идет посетить всех, кто сидит во тьме и под
сенью смерти. Он идет избавить от их скорби Адама в его узах
и Еву, плененную с ним, -
Он, их Бог и в то же время их Сын ... "Я
Бог твой, и ради тебя я стал Твоим Сыном. Встань,
ты, спящий, ибо Я создал тебя не для того,
чтобы ты пребывал в аду, закованный в узы.
Поднимись из мертвых, Я есмь жизнь мертвых!"+
(Древняя проповедь на Святую Субботу)
* * * "Вверяй Господу свои дела - * и замыслы твои свершатся".
(Пр.16:3)
********************************************* * В цитатах
из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой
www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2176.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|