=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 24 мая 2008 г. ст.ст., пятница 6-й седмицы по Пасхе. {Попразднство Вознесения Господня} литургические чтения: Деян.19:1-8; Ин.14:1-11. к евангельскому чтению: <> святитель Григорий Нисский: Образ Бога невидимого www.messia.ru/rasylka/002/098.htm#0 <> свтт. Василий Великий, Григорий Нисский: свет Истины www.messia.ru/rasylka/006/1514.htm#0 <> митр. Антоний (Блум) о словах "Я - Путь, Истина и Жизнь" www.messia.ru/rasylka/005/1169.htm#0 Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080606/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=06-06-2008 ---------------------------------------------------------------------- Этот выпуск посвящен стихам 1:12-26 Деяний Апостолов. > Веллей Патеркул, бывалый ветеран и приближенный Тиберия, сидя > в своей библиотеке, заканчивал книгу, посвященную истории Рима. > В ней он обозревал путь, который - через войны и революции - привел > город на семи холмах к положению мировой державы. Веллей не скупился > на похвалы Августу и его преемнику за то, что они "возродили > старинные обычаи", укрепили законность и на долгие века принесли > Риму славу. Историк был уверен, что главное в жизни людей решается > на полях сражений и в кабинетах политиков. Ему и в голову не могло > прийти, что в тот самый момент, далеко в Иерусалиме куется нечто > новое - и кем? - горсткой ремесленников и рыбаков с Тивериадского > озера... > Даже там, на окраине империи, в этом странном восточном городе, их > не считали заслуживающими внимания. Месяц назад расправа > над их Учителем, казалось, покончила с очередным мессианским > движением. Первосвященник Иосиф Кайафа был на этот счет вполне > спокоен, несмотря на фантастические слухи, которые одно время ходили > по Иерусалиму (но чего только не говорят в суеверной толпе?). Понтий > Пилат сразу же после Пасхи вернулся в Кесарию и погрузился в дела; > забот и беспокойств у него хватало - инцидент с "Царем Иудейским" > очень скоро стерся у него из памяти... > Между тем квартал в западной части города, где среди друзей, родных > и новых единоверцев поселился Петр с учениками, жил своей, особой > жизнью. Это была как бы большая семья, имевшая "одно сердце и одну > душу". > Согласно Деяниям, в Иерусалим прибыло около ста двадцати галилеян. > Возможно, их было и больше, но, по традиции, это число считалось > минимальным для создания отдельной общины./1/ Таких братств, > или *хавурот* (товариществ), объединявшихся для молитвенных трапез, > в Палестине и за ее пределами существовало много. Церковные > и гражданские власти относились к ним вполне терпимо. > /1/ Мишна. Санхедрин 1,6. В Галилее верующих было > более 500 человек (1Кор 15:6). > Степень обособленности общинников была разной, некоторые, как, > например, обитавшие у Мертвого моря, почти совсем порвали связь > с остальным миром; но ученики Христовы, которые получили прозвище > *ноцрим, назаряне*, не подходили ни к одной из категорий./2/ Это > не была просто община набожных людей, и в то же время они > не собирались изолировать себя от Храма и отеческой Церкви. > /2/ Термин "назаряне" не следует смешивать со словом > "назорей" (евр. назир), которое обозначало члена > древней Ветхозаветной общины, хранившей традиции > пастушеской жизни (Числ.6:2). > Их желание остаться в ней нельзя рассматривать как инерцию, которую > следовало преодолеть. Ведь отход от Ветхого Завета означал бы для > учеников отход от Самого Господа, Который жил и учил на основе > богооткровенной веры. Сам приход Его был исполнением библейских > обетований. Апостолы надеялись, что установленный Им Новый Завет > за короткое время распространится на весь народ Божий. И даже после > того, как этого не случилось, Церковь сохранит прочную связь > с наследием Израиля через Предание и Библию. > Каждый наставник имел в городе излюбленное место, где молился и вел > беседы. Так, глава фарисеев раббан Гамалиил сидел у лестницы, > ведущей на храмовую гору. Симон Бар-Иона и пришедшие с ним > последовали этому примеру. Свой выбор они, естественно, остановили > на крытой галерее Соломонова портика, где прежде часто проповедовал > Христос./3/ > /3/ Деян. 3:11; 5:12; ср. Ин. 10:23. Притвор, > или портик, Соломонов был расположен вдоль > восточной стены Храма. > С самого начала собрания назарян приобрели особенность, отличавшую > их от прочих *хавурот*. Если в синагогах мужчины молились отдельно, > а раввины не допускали женщин в свои школы, то апостолы не хотели > нарушать волю Господа, Который всегда был окружен не только > учениками, но и ученицами. Поэтому по домам верные молились вместе, > как бы предвосхищая слова св. Павла: "во Христе нет ни мужского > пола, ни женского". > Мариам, Мать Господа, забота о Которой была возложена на Иоанна > Зеведеева, окружало благоговейное почитание, хотя Она по-прежнему > смиренно держалась в тени. Этим объясняется двойственность Ее образа > в Новом Завете. С одной стороны, там Она - Избранница Божия, > "благословенная среди женщин", а с другой - таинственная Незнакомка, > о Которой известно очень немногое. Словно Она Сама упорно избегала > человеческой славы... > Но, несомненно, впечатление, оставленное Ее личностью, > было огромным. Этим объясняются легенды, которые окружили имя Марии > уже в первых поколениях христиан./4/ > /4/ Мы имеем в виду апокрифы, которые известны уже > со II в. (см. M.R. James. ANT, p. 19ff.), а также > свидетельства о Деве Марии, которые имеются > в раннехристианской литературе (у св. Игнатия > Антиохийского, св. Юстина и др.). Историческое > значение этих апокрифов минимально, но они ценны > как свидетельства почитания Девы Марии в первые > века. А нём же говорит безыскусная надпись > в назаретской церкви II в. (Хайре Мариа, Радуйся, > Мария). Немалый свет на понимание роли Девы Марии > в I в. проливают сами евангельские рассказы у Мф. > и Лк. См. G.Graystone. The Mother of Jesus > in the Scriptures. NCC, pp. 838-843. > Как и в дни Пасхи - горькие и радостные - с Ней были неразлучны > Ее сестра и Саломия, Мария Магдалина и другие галилеянки. Все они > последовали в Иерусалим с апостолами. Но вскоре следы их теряются. > Быть может, некоторые из этих женщин - хранивших такие удивительные > воспоминания - продолжали свое скромное служение в общине, > большинство же, вероятно, вернулось в Галилею. Кто были люди, > слушавшие их рассказы об Учителе? Кого согревал огонь их веры? Этого > мы не знаем. Дело Божие часто совершается неведомыми путями и через > незаметных людей... > Среди назарян неожиданно появились и "братья Господни" - Иосиф, > Симон, Иуда и - старший - Иаков. Прежде, когда Иисус начал > проповедовать в генисаретских городах, родные считали Его > безумцем./5/ Но сейчас все изменилось. Есть достоверное > свидетельство, что Воскресший "явился Иакову". По преданию, > это произошло в Иерусалиме, куда он пришел на праздник. Вероятно, > и другие братья видели Его в послепасхальные дни. Во всяком случае, > с какого-то момента они поверили, что из их рода действительно вышел > Служитель Божий./6/ Они бы могли о многом поведать из жизни Иисуса > в Назарете, но делали это очень неохотно. Скорее всего, им было > неприятно вспоминать о днях своего неверия, да и кроме того, взоры > всех были прикованы не к прошлому, а к грядущему. Братья Господни > вместе с женами и детьми присоединились к мессианской Церкви > и быстро завоевали авторитет. > /5/ Мк.3:21; Ин.7:3-5. "Братья Господни" были > не родными, а либо двоюродными, либо сводными > братьями Христа (см.: А. Мень. "Сын > Человеческий"). > /6/ Деян.1:14; 1Кор.15;7; Евангелие от евреев, > цитируемое бл. Иеронимом (О знаменитых мужах, 2), > сообщает, что Христос явился Иакову в Иерусалиме. > Однако инициатива в делах общины принадлежала пока не им, > а Бар-Ионе, который сознавал ответственность возложенного на него > служения. Он помнил, что говорил Господь о призвании Двенадцати, > которым при наступлении Царства Божия надлежит играть > роль патриархов - основателей истинного Израиля, Церкви Нового > Завета. Но библейское число было нарушено: один из них отпал, > соединился с врагами Иисуса, а потом исчез. Было известно, что Иуда > погиб (хотя молва изображала его смерть по-разному)./7/ > /7/ Мф.27:3-10 и Деян.1:17-19 дают две версии гибели > Иуды. Версия Деян. кажется более условной, поэтому > историки считают достовернее сообщение Мф. См.: > P.Benoit. Exegese et Theologie VI, Paris, 1961. > Поэтому Петр на одном из собраний объявил, что необходимо найти > другого человека на место предателя. Апостол предложил заменить его > учеником, который следовал за Иисусом с первых дней и видел Его > воскресшим. Как ни странно, оказалось, что по этому признаку > подходят только двое - Иосиф Варсава и Матфий. Другие возможные > кандидаты, видимо, остались в Галилее. > Желая решить, на ком из двоих остановиться, прибегли > к ветхозаветному обычаю: бросили жребий, молясь, чтобы Бог > Сам указал достойнейшего. Жребий выпал Матфию, и он был > "сопричислен" к Двенадцати./8/ > /8/ О Матфие ничего не известно. Предание (Климент > Александрийский. Строматы, IV,6,35) отождествляет > его с мытарем Закхеем, но это не согласуется > с Деян, где сказано, что Матфий был с Иисусом > с самого начала Его проповеди. С именем Матфия > связывают гностический текст "Пистис София", > возникший, однако, не ранее II в. > Этим актом апостолы засвидетельствовали свою веру в обетование > Христово о них. [ свящ. Александр Мень Первые апостолы. глава "В силе Духа" www.bible-center.ru/book/apostles/002 ] # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус сказал: 'Пусть сердце ваше покинут тревоги! Вы верите в Бога, так верьте и Мне! В доме Отца Моего комнат много. Будь не так, разве Я бы сказал вам, что иду приготовить вам место? И когда Я уйду, приготовлю вам место, Я вернусь и возьму вас к себе, чтоб и вы были там же, где Я. А куда Я иду, путь туда вам известен'. Фома возразил: 'Господь, мы не знаем, куда Ты уходишь. Так откуда мы можем знать путь?' Иисус говорит ему: 'Я - Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу. Если вы Меня знаете, вы узн`аете и Отца. И отныне вы Его знаете, даже видели!' Филипп говорит: 'Господь! Покажи нам Отца, и больше нам ничего не надо'. Иисус отвечает: 'Я столько времени с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Тот, кто видел Меня, видел Отца. Как же ты говоришь: "Покажи нам Отца"? Ты не веришь, что Я - в Отце, а Отец - во Мне? Те слова, что Я вам говорю, Я не от себя говорю - это Отец, который во Мне, совершает Свои дела. Верьте Мне: Я - в Отце и Отец Мой - во Мне'.* (Ин.14:1-11) * * * *Павел ... пришел в Эфес и встретил там несколько учеников. Он спросил их: - Получили ли вы Святой Дух, когда поверили? - Мы и не слыхали о Святом Духе. - Как же тогда вы крестились? - Нас омыл Иоанн. Павел сказал: - Иоанн омывал в знак возвращения к Богу. Но он говорил народу, что они должны поверить в Того, кто придет после него, то есть в Иисуса. Узнав об этом, они приняли крещение во имя Господа Иисуса. Когда Павел возложил на них руки, на них сошел Святой Дух и они стали говорить на неведомых языках и пророчествовать. А было их человек двенадцать.* (Деян.19:1-7) * * * *Свобода не в том, чтобы взять гвоздь или пилу, а в том, чтобы иметь доску, знание о том, что из доски можно сделать, и вдохновение сделать из доски то, что неизвестно можно ли сделать.* (Я.К.) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2214.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|