=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!
* 16 июня 2008 г. ст.ст., воскресенье
2-е по Пятидесятнице.
литургические чтения: Рим.2:10-16;
Мф.4:18-23.
{память всех святых в земле Российской
просиявших}
+ + + митрополит Сурожский Антоний: ...люди,
которые выросли в полную
меру того, что задумал о них Господь...
www.messia.ru/rasylka/007/1871.htm#0
+ + + ДЕНЬ ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ
проповеди митр. Антония (Блума):
www.mitras.ru/archive/040613.htm
www.mitras.ru/lubov/lub_vse_88.htm#11
к апост. чтению - см. предыдущий выпуск рассылки
18 Проходя вдоль Галилейского
моря, Иисус увидел двух братьев
- Симона, по прозванию Петр, и его брата
Андрея. Они были
рыбаки и забрасывали в море сети.
19 - Пошли за Мной! - говорит им Иисус.
- Я сделаю вас ловцами
людей!
20 Оставив сразу же сети, они последовали
за Ним. (21) Пройдя
немного дальше, Он увидел двух других братьев
- Иакова,
сына Зеведея, и его брата Иоанна, - они
в лодке со своим отцом
Зеведеем чинили сети. Он позвал их. (22)
И они, сразу же
оставив лодку и отца, последовали за Ним.
23 Иисус ходил по всей Галилее и учил в
синагогах, возвещая
Радостную Весть о Царстве и исцеляя народ
от всяких болезней
и недугов.
(перевод В.Н.Кузнецовой)
>
Призыв следовать за Иисусом
> <...> Все слушатели
Иисуса <призываются> стать персонажами драмы,
> жить как люди Царства.
Однако <...>, по крайней мере, некоторых
> из своих слушателей Иисус не
просто звал хранить верность Ему и его
> движению, - нн звал
их оставить дом и в самом буквальном смысле
> следовать за Ним. У
Него была программа. У Него был замысел.
> Для исполнения замысла ему нужны были
спутники и даже помощники.
> В Евангелиях можно различить
несколько различных уровней требования
> и призыва. Эти уровни
невозможно четко разграничить, но очевидно:
> вполне удовлетворяясь тем, что одни
люди (вроде Марии и Марфы) будут
> хранить Ему верность на расстоянии,
Иисус звал некоторых других
> всё продать и идти
за Ним.{} Похоже, что кто-то присоединялся
> к Иисусу время от
времени. Кто-то из своей частной собственности
> обеспечивал средствами Его
самого и Его учеников, - надо полагать,
> оставаясь с частью имущества
для получения дальнейшего дохода.
> Кто-то мог приютить этих скитальцев
дома, - стало быть, самому живя
> именно дома, а не
путешествуя с Иисусом. Нам неизвестно, сколько
> месяцев в году Иисус
с близкими учениками странствовал. Нам также
> неизвестно, был ли местом, где
они оставались на зиму, - они вполне
> могли оставаться на зиму
в одном месте, - непременно Капернаум,
> откуда происходили несколько учеников.
> Нам известно: к некоторым
слушателям Иисус обращался с очень
> конкретным призывом оставить
всё и следовать за ним. Начнем
> с призвания учеников./204/ Иисус,
властно велел им оставить прежние
> занятия и идти за
ним, воспринять Его образ жизни, помогать Ему
> в программе и миссии.
Рассказы о призвании учеников несколько
> отличаются:
> * Марк говорит об этом коротко
и просто;
> * Лука помещает данное событие
в контекст эпизода с ловлей рыбы;
> * Согласно Иоанну, призвание
произошло после крещения у Иоанна.
> ------------------------------------------------------------
> /204/ Мк 1:16-18
/ Мф 4:18-20 / Лк 5:1-11 (ср. Ин 1:35-51;
>
Евангелие эбионитов 1); Мк 2:14 / Мф 9:9 / Лк 5:27-28.
> За этими рассказами, бесспорно, стоит
реальное историческое событие:
> Иисус призвал Петра, Андрея,
Иакова и Иоанна, а они послушались.
> Вспомним и совершенно бесподобную
(и, видимо, достоверную) историю
> с призванием Матфея (Левия):
тот сидит у капернаумской таможни
> и собирает пошлины
с людей, переходящих с территории Филиппа
> на территорию Антипы;
Иисус подходит и велит следовать
> за собой./205/ Еще один
вариант: кого-то Иисус мог отобрать
> из общего числа последователей для
особых задач./206/
> ------------------------------------------------------------
> /205/ Мк 2:14
/ Мф 9:9 / Лк 5:27-28 / Евангелие эбионитов 1.
>
Параллели между призванием Матфея и призванием первых
>
учеников (Мк 1:16 сл.) не настолько сильны, чтобы
>
считать, что один рассказ выведен из другого ().
> /206/ Мк 3:12-14
/ Лк 6:13. Мф 10:1 (отчасти параллельный
>
этим отрывкам) предполагает, что Двенадцать уже избраны.
> Окружающие могли быть
в шоке: призыв Иисуса посягал на
такие
> семейные обязательства,
которые обычно считались священными.
> "Предоставь мертвым погребать
своих мертвецов"! Такое может сказать
> только тот, кто
считает свою задачу первостепенной. Такому
> подчинится только тот, кто
и вправду поверит.{} Между тем призыв
> не сулит ничего, кроме
бродячей жизни: у лис есть норы, у птиц
> есть гнезда, а Сыну Человеческому
негде голову преклонить./208/
> Была обещана нескорая
награда, - как и следует ожидать
> от "пророка-вождя", тем
более, от того, кто больше пророка, -
> благословения грядущего
великого нового времени, времени
> искупления./209/
> --------------------------------------------------
> /208/ См. Мф
8:18-22 / Лк 9:57-62 / Фома 86.
> /209/ См. Мк
10:28-31 / Мф 19:27-30 / Лк 18:28-30,
>
ср. Лк 22:28-30; Апокриф Иакова 4:1-5:5.
> Уместно провести ассоциацию:
некоторые краткие притчи говорят
> о людях, отдающих всё, чтобы следовать
за Иисусом.
> * Драгоценную жемчужину можно
купить, только всё продав.
> * Зарытое сокровище можно получить,
только всё оставив./210/
> -------------------------------------------------------------
> /210/ Жемчужина:
Мф 13:45-46 / Фома 76; сокровище: Мф 13:44 /
>
Фома 109.
> Вспомним и высказывания
о маммоне: идущий за Иисусом должен
> отбросить прочие перспективы
и возможности. В категорию "маммоны"
> Иисус, видимо, включал
привязанность к наследственной земле; <...>
> это предполагалось Его переосмыслением
израильских символов./211/
> --------------------------------------------------
> /211/ Мф 6:24/Лк
16:13; ср. Лк 12:13-15; 14:33 ...
> Отметим также высказывание,
перекликающееся со всей традицией
> Божественной Премудрости
(Премудрость зовет людей довериться ей
> и обрести в ней
покой). Иисус предложил людям взять на
себя
> Его легкое бремя и найти "покой" в
следовании именно его путем./212/
> ------------------------------------------------------------
> /212/ Мф 11:28-30;
ср. Фома 90; далее 2 Клим 6:7; Диалог
>
Спасителя 65-68; Евангелие евреев 4. Самый очевидный
>
фон - Сир 51:23-27. Дэвис и Эллисон предложили
>
альтернативу - Исх 33:12-14 (). ... По мнению Беца (),
>
Мф 11:28-30 и заповеди блаженства в Мф 5 богословски
>
идентичны. Любопытна гипотеза Ньюзнера ():
>
это высказывание связано со спорами по поводу субботы
>
в Мф 12.
> В числе людей, призванных
Иисусом бросить всё и идти за ним,
> выделялся узкий круг -
Двенадцать (большинство ученых признаЮт
> существование Двенадцати
исторически достоверным фактом/213/).
> Не вполне ясен
точный состав этой группы: между списками
> есть расхождения. Однако не стоит
придавать слишком большое значение
> этим расхождениям: сходства
куда значительнее. Кроме того,
> противоречия в отдельных деталях
вообще характерны для свидетельств
> очевидцев и могут
даже свидетельствовать +в пользу+
> общей достоверности./214/
> ---------------------------------------------------------------
> /213/ ... Помимо
евангельских текстов (и Деян 1:13),
>
см. 1Кор 15:5; Откр 21:14; они свидетельствуют, что
>
группа в целом (с Иудой Искариотом или без него)
>
называлась "Двенадцатью".
> /214/ Мк 3:13-19
/ Мф 10:2-4 / Лк 6:12-14 / Деян 1:13.
>
+Первые четыре имени+ в списках одинаковые: Петр,
>
Андрей, Иаков, Иоанн. Последние три имени даются
>
в разной последовательности.
>
+Вторые четыре имени+ в списках также одинаковые:
>
Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей. Последние три имени
>
даются в разной последовательности.
>
+Третьи четыре имени.+ Всегда начинаются с Иакова, сына
>
Алфея, а заканчиваются Иудой Искариотом (кроме Деян,
>
так как он к тому моменту умер). Существенные вариации
>
есть только в случае 10-го и 11-го места: Мф/Мк - Фаддей
>
и Симон Кананит, Лк/Деян - "Симон зелот" (всегда 10-е
>
место) и "Иуда, сын Иакова" (всегда 11-е место). Проще
>
всего предположить, что "зелот" - глосса Луки
>
на "Кананит", а "Иуда, сын Иакова" - второе имя Фаддея;
>
возможно, последнее предпочиталось в некоторых кругах
>
во избежание путаницы с Иудой Искариотом (ср. Ин 14:22).
>
Еще одна важная проблема - личность Нафанаила. Нафанаил
>
обретает неожиданную значимость в Ин 1:45-49, потом
>
снова появляется в Ин 21:2, между тем как больше о нём
>
не слышно. Иоанн не говорит, что Нафанаил принадлежал
>
к Двенадцати. Если он всё же принадлежал к Двенадцати,
>
не исключена его идентификация с Варфоломеем, у Иоанна
>
не упомянутым. ...
> Избрание Двенадцати связано
с идеей воссоздания Израиля (после
> ассирийского нашествия
734 года до н.э. многие колена исчезли
> из виду). Видное место
двенадцати учеников, - не говоря уже
> об обещанных им двенадцати
престолах, на которых они будут судить
> колена, - подтверждает:
Иисус думал именно об эсхатологическом
> восстановлении Израиля./215/
> -------------------------------------------------------------
> /215/ Мф 19:28
/ Лк 22:30. Лука пропускает слово "двенадцать"
>
перед "престолами": возможно, его смутил Иуда ().
>
Ср. Иак 1:1. Относительно фона см., например,
>
3Цар 11:29-37; 4 Цар 17:5-23; Иез 37:15-23.
> Не всегда замечают, что
внутри Двенадцати выделяется своего рода
> внутренний круг: Петр,
Иаков, Иоанн. Они особенно близки Иисусу.
> Здесь не исключена аллюзия
на историю Давида: у Давида было
> три близких телохранителя./216/
Это хорошо согласуется с тем,
> как Иисус подавал себя
обществу, - скитающийся, помазанный, но еще
> не воцарившийся царь Израилев/217/
().
> ---------------------------------------------
> /216/ 2Цар 23:8-23;
1Пар 11:10-25.
> /217/ См. Мк
2:25-26/ Мф 12:3-4/ Лк 6:3-4 ...
> Картину собравшихся вокруг Иисуса
учеников можно представить в виде
> концентрических кругов. Внешний
круг - люди, к которым предъявлено
> требование хранить верность
Иисусу, но которые не обязаны покидать
> свою среду. Двигаясь к
центру, мы видим следующий круг: некоторые
> призваны оставить все и идти за Иисусом.
Среди этих людей выделяется
> внутренний и глубоко символический
по значению круг. В свою очередь
> внутри этого круга есть
еще один, также символический, - самые
> близкие помощники Иисуса.
Можно спросить: что думали о своем
> предназначении все эти
ученики? И что думали обычные галилеяне,
> глядя на пророка,
скитающегося с глубоко преданными Ему
> последователями, - преданными
до готовности пренебречь обычными
> нормами?
> Ответ очевиден: у посторонних,
как, наверное, и у самих учеников,
> возникали ассоциации с
движениями Иуды Галилеянина, Февды и им
> подобных. Показательно, что
Лука, любящий подчеркивать политическую
> безопасность христианства, приводит
речь Гамалиила, где тот ставит
> Иисуса в один ряд именно с Иудой
Галилеянином и Февдой./218/ Призыв
> Иисуса вполне мог
напоминать призывы других духовидцев
> и/или революционеров. Иисус
не учил браться за оружие, - но был же
> у Петра меч в Гефсимании, и
едва ли он просто так его купил. Весть
> о воцарении ГОСПОДА
и сопутствующий призыв сплотиться имели
> куда больше общего
с основанием революционной партии, чем
> с современными нам понятиями "благовестия"
и "этического учения".
> ----------------------------------------
> /218/ Деян 5:36
сл.; ср. Деян 21:38. ...
*> Вполне вероятно, что ученики, по крайней мере, отчасти,
не поняли
*> деятельность и миссию Иисуса, истолковав их,
подобно большинству
*> галилейских слушателей Иисуса, в категориях традиционных
еврейских
*> национальных мессианских чаяний./219/
> -------------------------------
> /219/ Hengel
1981b [1968], 79.
> Подведем итог: Иисус призывал
некоторых слушателей к ученичеству
> особого рода, предполагавшему
необходимость всё оставить, - что
> не требовалось от прочих слушателей.
<....>
[ Томас Райт. ИИСУС И ПОБЕДА БОГА
перевод: Г.Ястребов.
// М., [2004]. стр. 272-6. ]
++* Яков Кротов. БОЛЕЙТЕ НА ЗДОРОВЬЕ (Мф.4:23):
www.messia.ru/rasylka/003/650.htm#0
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20080629/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=29-06-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Но и тебе нет извинения, друг, если судишь других -
тем, что ты судишь другого, ты осуждаешь самого себя,
потому что других судишь, а сам поступаешь так же, как они.
А мы знаем, что суд Божий беспристрастно судит тех, кто так поступает.
Не думаешь ли ты, друг, осуждая тех, кто так поступает,
а сам делая то же, что избежишь Божьего приговора?
А может, ты презираешь Его великую доброту,
снисходительность и терпение?
Разве ты не знаешь, что доброта Божья направляет тебя к раскаянию?
Но ты упрям и не хочешь раскаяться,
ты копишь себе сокровища гнева для дня Гнева,
когда явится правый суд Бога, который каждому воздаст по делам
его:
тем, кто постоянством в добрых делах
искал славы, чести и бессмертия, - вечную жизнь;
себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, - гнев
и ярость.
Горе и страдание всякому человеку, делающему зло,
во-первых еврею, потом и язычнику.
Слава, честь и мир всем, делающим добро,
во-первых еврею, потом и язычнику.
Ведь Бог беспристрастен!
Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона.
Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону.
Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону,
а те, кто исполняет Закон.
Когда язычники, у которых нет Закона,
следуя природе, делают то, что велит Закон,
они сами себе закон, хотя и нет у них Закона.
Они тем самым доказывают, что Закон запечатлен у них в сердцах;
о том же свидетельствует и их совесть,
раз одни мысли их осуждают, а другие защищают.* (Рим.2:1-15)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2233.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|