=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
> Впервые слово "экуменизм"
употребили в 1937 году американские
> богословы из семинарии
в Принстоне. Для них это было удачное
> название особой _+науки+_
о Церкви, вроде модной тогда социологии -
> науки об обществе. Но
экуменизм, хотя и получил научное окончание
> "изм", наукой не стал. Ему повезло
стать неизмеримо большим: частью
> самой церковной жизни.
> Римляне, а за ними
современные романские языки вселенную называют
> "универсум" - от холодного
арифметического "унум" - "один".
> А русское слово "вселенная"
абсолютно равноценно греческому
> "экумена" - ведь и у греков
название вселенной происходит от слова
> "селиться". "Экумена" - это не просто
мир, но мир, в котором обитает
> человек. Если бы в
космос не были вселены люди, он не был
бы
> вселенной. Вселенная -
большое село. Поселения, конечно, бывают
> разные, но одно их
объединяет: человек селится там, где мир.
> Где война - там кончается
вселенная и начинается линия фронта, там
> вместо поселков, сел,
селений существуют блиндажи, фортеции,
> крепости. Поэтому
уже в древности "вселенной" называли
> Средиземноморье, точнее - Римскую
империю. Внутри ее границ был мир,
> была вселенная - на
границе была непрестанная война с варварами,
> а следовательно, вселенная кончалась.
> "Экуменической", "вселенской" называли
в первые века после Рождества
> Христова и Церковь, границы
которой почти совпадали с границами
> Империи. А затем произошло
неизбежное: Церковь перешагнула фронты,
> добралась до Индии, Китая,
Японии, и весь мир стал ее вселенной -
> а вот Империя разрушилась, раскромсанная
тысячей границ. Но, умирая,
> старая политическая вселенная
попыталась свести в могилу и единую
> вселенскую Церковь. Разделились
царства, разделились и церкви -
> на западную и восточную
в XI веке, затем в XVI западная
-
> на католическую и протестантскую,
и так далее, и тому подобное.
> Казалось, только в воображении
христиан осталось слово "вселенская"
> как неотъемлемое свойство Церкви.
> Конечно, всегда оставались
христиане, которые понимали, что
> их междоусобицы противоречат
вселенскости - всеохватности
> и мирности -
Церкви. Слабым утешением была вера в
то,
> что вселенскость Церкви сохраняется,
несмотря на все внутрицерковные
> склоки - благодаря Христу,
Главе Церкви и ее Телу, Которое
> наши распри ранят, заставляют
кровоточить, но не могут убить
> или разделить. Но лишь
XX век - век двух мировых войн - увидел,
> как христиане не только
тоскуют о единстве, но пытаются явить его
> миру.
> Произошло это не случайно. Именно
в нашем веке религия стала прежде
> всего частным делом личности,
ответственностью не организации,
> а лица. Церковные администрации с
момента раскола церквей тысячу лет
> назад не переставали искать
единства: созывали соборы, устраивали
> богословские прения -
всё бесполезно. Иерархии искали единства -
> холодного арифметического единства.
Христиане ищут вселенскости -
> теплого, обжитого дома.
Неудивительно, что первый экуменический
> призыв раздался в 1910
г. именно на +миссионерской+ конференции
> в Эдинбурге. Звать людей
к единству очень трудно - они-то хотят
> найти жизнь, поселиться
рядом с Христом. Более всего им мешает
> в этом зрелище воюющих
между собой христиан - ибо где война,
> напомню, там нет вселенной, там фронт.
> Первый призыв
к объединению исходил от протестантов
-
> это неудивительно, ибо
протестантизм более расколот на сотни
> направлений. Но второй
призыв к "сближению и взаимному
> сотрудничеству" раздался в 1920 г.
в Окружном послании православного
> Вселенского Патриарха Константинополя.
И это понятно: расколотость
> протестантизма на сотни
частей менее болезненна для Вселенской
> Церкви, чем ее раздел
на две части - католическую и православную.
> В 1937 г. в Эдинбурге началась, а
в 1948 г. в Амстердаме завершилась
> организация Всемирного
Совета Церквей. Тогда он объединил
> 147 церквей, сейчас в
нём состоят более 300. Конечно, объединение
> это не более похоже
на Единую Вселенскую Церковь, чем ООН -
> на всемирное правительство. Собираются
большие церковные начальники,
> вместе молятся, общаются, размышляют.
> Русская Православная Церковь вошла
в ВСЦ лишь в 1961 г. И хотя она -
> лишь одна из трех сотен членов
ВСЦ, но, конечно, лишь с ее приходом
> экуменическое движение стало
напоминать нечто вселенское. Отчаянно
> не хватает Католической Церкви.
Впрочем, если в 1928 г. Папа Пий XI
> запретил католикам участвовать, как
он выразился, "в панхристианском
> движении", то в 1964
г. Рим признал, что некатолики стоят
> не вне Церкви, а внутри ее, что они
являются "отделенными братьями".
> С тех пор Ватикан
посылает своих "наблюдателей" на экуменические
> съезды.
> Сперва экуменическое движение
объединяло церкви, "исповедующие
> Господа Иисуса Христа
Богом и Спасителем". С приходом Русской
> Православной Церкви
эти слова были дополнены существенно:
> "в соответствии с Писаниями и со стремлением
осуществлять совместное
> общее призвание во славу
единого Бога, Отца, Сына и Духа Святого".
> Подчеркнуть библейский характер
нашей веры и веру в Троицу было
> тем важнее, что в
экуменизме появились завихрения, течения,
> стремящиеся к объединению
вообще всех религий. А это не просто
> распространение благих
стремлений вширь! Если явить единство
> Церкви - значит залечить
ее раны, то слить Церковь с индуизмом
> или буддизмом - значит убить
ее как организм, как Тело Христово,
> под тем предлогом, что
главное не тело, не форма, а идея, дух,
> содержание. Но Христос
- не идея, а живой человек, более того -
> Богочеловек; Его уже убивали - достаточно!
> Экуменизм держится на
стремлении христиан к единству. Но довольно
> много и таких христиан,
которые ни к какому единству не стремятся.
> Такие люди, как
правило, ценят христианство как лекарство
> для внутреннего употребления.
У нас им помогает осуждать экуменизм
> то, что для экуменического
общения надо контактировать
> с заграницей - а
такие контакты большевики держали под жестким
> контролем. Действительно, само
вступление Русской Православной
> Церкви в ВСЦ
было предпринято по указке правительственных
> чиновников. Сейчас прояснилось:
тоска христиан о единстве не в ЧК
> придумана и не с
ГКЧП кончится. Экуменизм - это часть нормальной,
> здоровой жизни христианина
во Христе. Экуменизм - не какие-то
> поездки, трактаты,
договоры. Экуменизм - это качество
> всех христианских поступков:
от дел милосердия и проповедания
> до обрядов и мистики.
(продолжение следует)
[ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
// Журнал "Истина и Жизнь"
## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
и: "Размышления о разном. М.: Ирина, 1992
www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm
]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама
|
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
|
| более
6000 человек. (Пишите!)
|
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ
проекта. |
| Как это можно сделать, описано
на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*<Братья>, мы вас призывали, побуждали и настаивали,
чтобы ваш образ жизни был достоин Бога,
зовущего вас в Свое Царство и славу.
Еще и потому мы непрестанно благодарим Бога,
что вы, приняв Божье слово, которое услышали от нас,
приняли его не просто как человеческое слово,
а воистину как Слово Бога,
как силу, действующую в вас, потому что вы верите.* (1Фес.2:12-13)
* * *
"отныне мы уже никого не можем мерить человеческими мерками". (2К5:16)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|