=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость
и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога
и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
( Начало тут: www.messia.ru/rasylka/008/2332.htm#0
)
> Экуменизм <> есть не только
движение среди церковных организаций или
> среди членов Церкви. Экуменизм
есть попытка увидеть во многих
> Церквах - Вселенскую, единую Церковь.
> У современных христиан
представления о вселенной такие же, как
> у нехристиан,
контраст между масштабами Церкви и Космоса
> не уменьшился, а возрос,
но вера во вселенский характер Церкви
> осталась. И духовное
значимое противоречие здесь - не между
> космическими просторами и
узкой пленочкой "мыслящей плесени", как
> кто-то назвал человечество,
а между космизмом Христа как Бога,
> Церкви как Его Тела и обетованием
Самого Иисуса: "Где двое или трое
> собраны во имя Мое, там Я посреди
них" (Мф 18.20).
> Представление о человеке как
о микрокосме было и до Христа. Если бы
> Христос сказал, что Вселенская
Церковь - в том, кто верует в Него,
> это было бы очень
изящно и непротиворечиво. Но ведь Он сказал
> о "двух или трех" -
Вселенская Церковь не может ограничиться
> одним человеком. ::
> Догмат о единстве Церкви
противоречив внешне - внутреннее единство
> Церкви противоречит внешнему,
видимому разделению. Догмат же
> о вселенскости Церкви
противоречив внутренне, и если по всей
> вселенной будет одна-единственная,
Единая Церковь, всё же будет
> оставаться непонятным, чем двое христиан
более вселенские, чем один,
> зачем огромное здание
- собор - Единой Церкви, если вселенной
> достаточно двоих верующих?
Слово "кафолическая" - в Символе веры
> именно оно поставлено, а не "экуменическая"
- может переводиться
> и как "соборная", и
как "вселенская". И если последний смысл
> заставляет нас воспринимать
каждого спасаемого Христом человека
> как вселенную, а
вселенную воспринимать как спасаемое Христом,
> то первое слово
- "соборная" - представляет
спасение
> как сверхвселенское дело,
как акт, не могущий ограничиться
> одной вселенной, требующий
многих вселенных - в то время как нам
> само слово о существовании многих
вселенных представляется столь же
> логически абсурдным,
как абсурдно фонетически слово любовь
> во множественном числе.
> Человек-микрокосм был для греков
натурфилософским, а не религиозным
> понятием. Иудейский же
мудрец сказал, что Бог - всюду, кроме тех
> душ, которые отказываются
допустить Его в себя. Когда Христос
> говорил, что ради души
грешника пастырь оставит праведников, такую
> заботу не объяснить иначе, как знанием
о душе как вселенной, так что
> без одной-единственной души
уже нельзя говорить о спасении мира.
> В догмате о вселенскости
Церкви навечно сопряглись в неразрешимом
> противоречии эти два мироощущения:
Церковь вселенская, ибо спасает
> всю вселенную, и тем
не менее множество людей спокойно ограждают
> себя, свои личные вселенные, от этого
спасения.
> Видимого единства в Церкви
не было никогда. Уже при апостолах
> Церковь состояла из множества
автономных общин, между которыми
> пролегали огромные пространства
неверия. Не было единства
> обрядового. В Азии и
Европе уже во втором веке не совпадали даты
> празднования Пасхи, не
говоря о различиях, которые существовали
> с самого начала, -
из-за растянутости коммуникаций. Более того,
> с первых дней Церкви
внутри одной и той же общины возникают
> деления - деления на
"иудеохристиан" (соблюдающих все предписания
> иудаизма и одновременно
исповедующих Христа) и "просто" христиан,
> бывших язычников, от
большинства ветхозаветных предписаний
> освобожденных. Внутри
совершенно монолитных по обряду общин
> возникает деление на мирян
и священников, а внутри духовенства -
> задолго до всякого феодализма - возникает
и детализируется иерархия,
> более всего напоминающая средневековые
сословия.
> Одновременно единство Церкви
было постоянным и ощущалось столь же
> четко, как единство человеческого
рода, которое никак не умаляется
> от разделения человечества на
мужчин и женщин, блондинов и шатенов,
> вегетарианцев и людоедов, начальников
и подчиненных.
> В первые два века единство Церкви
не переживалось как проблема.
> Это единство веры,
единство во Христе, и попытки возвести
> второстепенные отличия в
критерий деления на находящихся в или вне
> Церкви встречались учителями
Церкви прежде всего ласково-ироничным
> недоумением: "У вас говорят:
"я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин";
> "а я Христов". Разве разделился Христос?!..."
> Проблемой - кровавой,
занудной и пустой - становится
> административное, управленческое
единство Церкви с того времени,
> как Римская империя,
ее преемники и продолжатели заключили
> с Церковью союз, пытаясь
сделать Церковь одним из инструментов
> в оркестре мира сего.
В Византии такое соединение Церкви
> и государства именовалось
"симфонией". В западной половине
> христианской цивилизации исполнители
сидели иначе, чем в восточной,
> но симфонии так и не удалось
сыграть ни там, ни там. "А вы, друзья,
> как ни садитесь..."
Самые громкие конфликты между Церквами -
> прежде всего, католической
и православной, но также католической
> и англиканской, католической
и протестантской - были на самом деле
> столкновениями государственных структур.
Самый ожесточенный характер
> эти конфликты имели поэтому
вовсе не там, где были движения духа,
> способные к столкновению,
а там, где духовную сферу захлестнули
> политические страсти. (Ирландия,
запад Украины, Югославия - по сей
> день не успокаиваются европейские
техасы, где проходит граница между
> церковными традициями -
вторичная по отношению к политическим
> границам.)
> Ссорятся не религиозные,
а политические субъекты. Униатство - тоже
> ведь от слова "унум", "единая" - вовсе
не о единстве Церкви пеклось.
> В конце XVI века, когда уния была
провозглашена, она решала проблему
> украинских земель в составе
Польши. В XIX и XX веках, когда указами
> Николая Павловича и Иосифа
Виссарионовича уния была объявлена
> "ликвидированной", она
стала несуществующей, конечно, лишь
> с административной точки зрения -
решалась не церковная проблема,
> а имперская. Церкви здесь
и в сотнях других случаев было в чужом
> пиру похмелье. :: В единой Римской
империи и до, и после утверждения
> христианства в качестве государственной
религии пятеро патриархатов
> (включая Рим) были абсолютно
равны между собой. Наоборот, в эпоху
> раздробленности государственных структур
структуры церковные активно
> централизовались. И
даже на Востоке (включая восток Европы),
> где централизация никогда не
была полной, именно в XIX веке Церковь
> позаботилась осудить
филетизм - учение о том, что границы
> между отдельными
церквами должны совпадать с границами
> национальными. И
название "автокефальная" (то
есть
> "самостоятельная") у православных
церквей - Русской, Элладской,
> Болгарской - и
по сей день есть обозначение не национальной,
> а географической их принадлежности.
Итак, проблемы единства церквей
> и единства государств всегда параллельны
и никогда не синхронны. (То
> же можно сказать о соотношении
Церкви и культуры: и достижения их,
> и проблемы часто совпадают, но никогда
не сливаются.)
> Драму церковного разделения
разыграли в свое время как некий
> спектакль новгородские юродивые четырнадцатого
века Николай и Федор.
> Они юродствовали не
поодиночке, как это обычно принято,
> а объединились в своем юродстве;
не просто каждый из них разыгрывал
> какой-то спектакль, но
они разыгрывали уродливость вдвоем. Николай
> жил на левом берегу Волхова,
на Софийской стороне; Феодор -
> на правом, на стороне Торговой.
Время от времени они сходились
> на мосту и начинали
драться, швыряя друг в друга камнями, комьями
> земли и палками. Драка
между святыми - разделенье и раскол Церкви
> в миниатюре! Что сей сон значит?!
Новгородцы прекрасно понимали,
> ибо время от времени
сами сходились на этом же мосту и устраивали
> уже не игрушечные стычки, а
настоящие кровавые побоища. Святые лишь
> совестили их: разделены они, конечно,
не были.
> Как драка юродивых была
лишь слабым отражением войн мира сего,
> так склоки, расколы, распады
в Церкви - всё то, что так привлекает
> внимание мира сего, -
являются всего лишь проекцией на Церковь
> разделений этого самого мира.
(продолжение следует)
[ Яков Кротов. Размышления об экуменизме.
опубликовано:
(а) Размышления о разном.
М.: Ирина, 1992
(б) Журнал "Истина и Жизнь"
## 5,6,7-8 за 1992 год и ## 1-2 за 1993 год.
www.catharticles.by.ru/rasnoe/ekumen.htm
.
(2 печатные пубикации представляют собой
различные редакции текста. Вариант,
представленный в этом выпуске рассылки,
составлен на основе двух версий. На месте
фраз, отсутствующих в (б) здесь стоят
символы "::".) ]
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
-----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама
|
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
|
| более
6000 человек. (Пишите!)
|
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ
проекта. |
| Как это можно сделать, описано
на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*... братья, просим вас и именем Господа Иисуса призываем
жить и дальше так, как мы вас научили, чтобы быть приятными Богу.
Вы так уже и живете, но старайтесь жить еще лучше.
*Вы знаете, какие наставления мы дали вам властью Господа Иисуса.
Воля Божья в том, чтобы вы посвятили себя Ему
и отказались от всякого распутства.
Пусть каждый блюдет свое "хозяйство" в святости и чести,
а не пылает похотью, как язычники, не знающие Бога.
И не вздумайте в этих делах преступать границ
и посягать на права брата,
потому что за всё это Господь отомстит ...
Ведь Бог нас призвал не к тому, чтобы мы жили в нечистоте,
но призвал к святости.
Следовательно, тот, кто отвергает это, не человека отвергает,
а Бога, дающего вам Свой Святой Дух.
*О любви к братьям нам нет необходимости писать вам,
ведь сам Бог научил вас любить друг друга
и вы так и относитесь ко всем братьям, живущим в Македонии.
И всё же, братья, просим вас любить друг друга еще сильнее
и больше всего стремиться к тихой и мирной жизни.
Пусть каждый из вас занимается своим делом
и зарабатывает на жизнь собственными руками, ...
чтобы и посторонние вас уважали и вы ни в чём не знали нужды.*
(1Фес.4:1-12)
* * *
* Вместе с Иисусом шла большая толпа. Повернувшись, Он сказал им:
- Кто приходит ко Мне,
но любит Меня
не больше,
чем любит отца,
мать, жену, детей, братьев, сестер,
не больше, чем
саму свою жизнь, -
тот не может быть Моим учеником.
Кто не несет свой крест,
идя за Мной,
тот не может быть Моим учеником.
Если кто-то из вас хочет построить башню,
разве он сначала не сядет и не подсчитает
расходов,
хватит ли у него средств завершить строительство?
В противном случае окажется, что он, заложив
фундамент,
закончить работы не может. И, глядя на него,
все будут
над ним смеяться и говорить:
'Вот человек, начал строить, а закончить
не смог!'
И царь, который собирается на войну против
другого царя,
должен сначала сесть и обдумать,
сможет ли он со своими десятью тысячами
войска
вступить в сражение с идущим на него царем,
у которого двадцать тысяч. И если
нет,
то пошлет послов просить о мире, пока тот
еще далеко.
Точно так же никто из вас не может стать
Моим учеником,
пока не отречется от всего, чем владеет.
Соль - добрая вещь.
Но если соль перестанет быть соленой,
чем солить пищу?
Она тогда ни на что
не годна,
даже землю ею не удобришь.
Ее просто выбрасывают!
У кого есть уши, пусть услышит!
*К Иисусу приходили послушать Его
очень многие сборщики податей и другие грешники.
Фарисеи и учител`я Закона возмущались и говорили:
"Этот человек принимает грешников и даже ест с ними!"
Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
"Предположим, у кого-то из вас есть сто овец
и одну из них он потерял.
Разве не оставит он остальных девяносто девять в пустыне
и не пойдет искать пропавшую, покуда не найдет?
А найдя, обрадуется, взвалит ее себе на плечи
и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им:
'Порадуйтесь со мной: я нашел пропавшую овцу!'
Верно вам говорю, точно так же и на небе будет больше радости
из-за одного раскаявшегося грешника,
чем из-за девяноста девяти праведников,
которым не в чем раскаиваться.
Или возьмите женщину,
у которой есть десять серебряных монет и одну она потеряла.
Разве она не зажжет лампу и не станет мест`и дом,
усердно ища, покуда не найдет?
А найдя, созовет подруг и соседок и скажет:
'Порадуйтесь со мной: я нашла монету, которую потеряла'.
Такой же, поверьте Мне, будет радость у ангелов Божьих
из-за одного раскаявшегося грешника".*
(Лк.14:25 - 15:10)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2335.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
************************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|