=ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*= Христос
воскрес! * 10 ноября 2008 г. ст.ст.,
воскресенье 23-е по Пятидесятнице.
литургические чтения: Еф.2:4-10;
Лк.10:25-37
(25-го воскр.) >
10.25-37 ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРИТЯНИНЕ
> 25 Появился
некий учитель Закона, который, >
желая испытать Иисуса, спросил Его: >
- Учитель, что я должен делать,
чтобы получить >
вечную жизнь? >
26 - А что об этом говорится в Законе? - спросил >
его Иисус. - Что ты там читаешь?
> 27 - +"Люби
Господа, Бога твоего, всем сердцем, >
всей душой, всеми силами"+ и всеми своими >
помыслами. И +"люби ближнего, как самого
> себя",+
- ответил тот. > 28
- Ты правильно ответил, - сказал Иисус. - >
Поступай так и будешь жить. >
29 Но тот, желая оправдаться, спросил
Иисуса: >
- А кто мне ближний? >
30 Иисус в ответ сказал: >
- Шел человек из Иерусалима в Иерихон >
и попал в руки разбойников. Они его
ограбили, > 31 избили
и ушли, бросив полумертвым. • И случилось >
так, что шел той же дорогой священник, >
но, увидев его, перешел на другую сторону.
> 32 Так же поступил
и левит: дойдя до того места >
и увидев раненого, он перешел на другую >
33 сторону. • А самаритянин, который проезжал
там >
же, поравнялся с ним и, увидев, пожалел его. >
34 Он подошел к нему и, омыв вином и смазав >
оливковым маслом его раны, перевязал
их, посадил >
его на собственного мула, привез - >
35 в гостиницу и там за ним ухаживал. • А на следующий
> день, уезжая,
он дал хозяину гостиницы >
две серебряные монеты и сказал: "Позаботься >
о нём, а если истратишь сверх того,
на обратном >
пути я тебе отдам". >
36 Кто из троих, по-твоему, оказался ближним >
пострадавшему от разбойников? >
37 - Тот, кто проявил к нему милосердие,
- ответил >
тот. >
- Иди и поступай так же, - сказал Иисус. >
*25 Мф 19.16; 22.35; Мк 10.17; Лк 18.18 >
*27 Втор 6.5; 10.12; Ис Нав 22.5; Лев 19.18; Мф 19.19; 22.37,39; >
Мк 12.31, 33; Рим 13.9; Гал 5.14; Иак 2.8 >
*28 Лев 18.5; Рим 10.5; Гал 3.12 > Ст.
25 - =Учитель Закона= <...> "То, что ученый
богослов задает > вопрос "мирянину"
о пути к вечной жизни, и тогда было
так же > необычно, как это было
бы сей- час. Вероятное объяснение этому: >
совесть этого человека была смущена учением Иисуса".
{J.Jeremias, > The Parables of Jesus,
p. 202.} =Испытать= - в синоптических >
Евангелиях фарисеи и учителя Закона постоянно
задавали Иисусу > провокационные
вопросы с целью поймать Иисуса в ловушку, заставив >
Его сказать нечто, что могло бы лишить Его популярности в народе или
> за что Его можно было
бы обвинить. Начало этого рассказа почти >
тождественно Мк 12.28. Только там учитель задает Ему другой вопрос:
> "Какая заповедь первейшая?"
Здесь же вопрос не относится >
к теоретической области, а важен практически. Он хотел узнать, какой
> образ жизни поощряет Иисус. Тот же вопрос
задаст Иисусу некий богач > (см. 18.18).
Обращение ="Учитель"= было уважительным. =Что я должен >
делать?= - вероятно, учитель Закона, зная, что
Иисус объявляет > о прощении грешников,
полагал, что Он скажет нечто подобное >
и промолчит об исполнении заповедей Закона. Так Иисуса можно было бы
> обвинить в том, что
Его учение неизбежно приведет
> к безнравственности. >
Ст. 26 - Иисус отвечает ему встречным вопросом. В те времена
таков > был распространенный прием
в спорах, и Иисус тоже часто
> им пользовался. Он обращает учителя
к Закону. То, что там написано, > ведет к
вечной жизни. Но разница в том, как он понимает
слова > Закона, что для него в нем главное.
=Что ты там читаешь?= - возможен > смысл:
"Как ты толкуешь то, что там по этому поводу написано?" >
Ст. 27 - Учитель Закона приводит две заповеди -
о любви к Богу > и о любви
к ближнему. Любовь к Богу - это полная и безраздельная >
преданность и доверие, это также послушание и исполнение Его
воли, > отдача Богу не какой-то части
человеческой личности, но всего себя. > Любовь
к ближнему предполагала заботу и помощь другому человеку,
> своему соседу. Ближний для людей
того времени означал "соплеменник, > принадлежащий
к одному народу и к одной религиозной
общине". > Но фарисеи довольно часто
считали, что люди, по какой-то причине >
не исполняющие Закон так же тщательно, как они
сами, не являются > ближними, они -
"ам-хаарец" ("народ земли"), прокляты Богом (см. >
Ин 7.49). Кумраниты не считали ближними "сынов
тьмы", то есть > всех тех, кто не принадлежал
к их общине "сынов света". Из категории > ближних
исключались также самаритяне, язычники, еретики, отступники >
и доносчики. > Ст. 28
- Иисус полностью согласен с этими
заповедями, > это действительно
сердцевина библейской веры. Поэтому Он похвалил >
собеседника, сказав ему, что их исполнение - это и есть единственно
> верный путь к вечной жизни, к Богу.
> Ст. 29 - У Марка
беседа Иисуса с учителем Закона на этом
> заканчивается, но у Луки
она продолжается. Учитель Закона хотел >
=оправдаться=, то есть оправдать свой первый вопрос, на который
он > уже сам и ответил.
"Иисус на самом деле сказал: "Тебе не нужно >
задавать мне вопрос о вечной жизни. Ты учитель и сам знаешь
ответ. > Всё, что тебе
надо делать, это исполнять то,
что > проповедуешь"". {J.Н.Marshall
...} Учитель согласен с Писанием, что > он
должен любить ближнего, но хотел бы уточнить,
кто является > ближним, а кто
им не является. Он хотел бы знать, как далеко
> простираются границы любви
к ближнему. Ведь любовь к человеку >
предполагает ответственность. Где можно, наконец, остановиться?
> Ст. 30 - Иисус отвечает
не прямо, а притчей. Это так называемая >
притча о добром самаритянине. Возможно,
Иисус рассказывает > о действительно
случившейся истории, о которой знали многие.
> Пустынная местность между Иерусалимом
и Иерихоном была печально > знаменита
разбойными нападениями. Вероятно, жертва защищалась,
> поэтому разбойники чуть не убили его.
> Ст. 31-32 - Было бы заблуждением
считать =священника= и =левита=, > направлявшихся,
вероятно, после своей богослужебной недели в Храме >
домой (известно, что в Иерихоне жило много священников), жестокими
> и немилосердными. Дело
в том, что они сочли раненого умершим, >
а им было запрещено прикасаться к трупу, так как это прикосновение
> сделало бы их "нечистыми".
Правда, левит мог прикасаться, особенно > если
он возвращался из Храма, но если он направлялся в Храм, то ему >
также запрещалось оскверняться, иначе он не смог бы служить в Храме.
> Здесь, как и раньше, Иисус восстает
против того, что служение Богу > может повлечь
за собой неоказание помощи человеку. >
Ст. 33 - Вероятно, слушатели Иисуса ожидали, что третьим персонажем
> истории будет милосердный еврей-мирянин,
полагая услышать из уст > Иисуса критику
клерикалов, но они были ошарашены тем, что такая роль >
предназначалась презренному и ненавистному =самаритянину=
(). > Известно, что историческая
вражда еще более усилилась после того, > как
по время Пасхи (6 или 9 г.) самаритяне осквернили двор Храма,
> разбросав там человеческие
кости. {J.Jeremias, The Parables >
of Jesus, p. 204.} Иисус сознательно берет крайнюю
ситуацию, > доказывающую безграничность
долга любви. > Ст. 34-35 -
Вином в древности дезинфицировали раны, а оливковое >
масло применяли для их смягчения. Вероятно, самаритянин был купцом,
> часто путешествовавшим и хорошим
знакомым владельца гостиницы. > =Две
серебряные монеты= - то есть два денария. День
проживания > в гостинице стоил
около 1/12 денария, следовательно, уезжая,
> самаритянин оплатил около двух недель,
да еще пообещал оплатить > все
дополнительные расходы, если владелец издержит на
лечение > и пребывание больного больше.
> Ст. 36 - Учитель Закона
спрашивал о том, кто для него является >
ближним, но Иисус, рассказав притчу, меняет вопрос: "Кто
из троих > оказался настоящим
ближним?" "Иисус говорит ему: "Подумай >
о страдальце, вообрази себя на его месте, подумай, кто
нуждается > в моей помощи...
Тогда ты увидишь, что требования любви не знают >
границ"". {Там же, p. 205.} "Нельзя дать определение, кто человеку
> ближний, можно лишь самому быть ближним".
{H.Greeven ...} > Ст. 37 -
Учитель Закона понимает, что единственным человеком,
> поступившим как должно, оказался
самаритянин - не друг, а враг. > Только
тот, кто понимает, что у Бога нет границ, что
для Него > не важны национальные
и прочие различия, что без любви ко всякому >
человеку невозможна любовь к Богу, и кто
будет так поступать, > обретет вечную
жизнь. [ В.Н.Кузнецова.
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ. Комментарий.
// М., 2004. стр. 261-5 ] ///////////////////////////\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
| милосердный самарянин. Иисус разрушил стену вражды # |
www.messia.ru/rasylka/006/1688.htm
# |
# | свящ. Яков Кротов:
# | "кто мой ближний?" или
"кому я ближний?" # |
www.messia.ru/rasylka/005/1334.htm #
| его же другие размышления об этой притче:
# | www.messia.ru/rasylka/003/622.htm#0
(Грех # | как готовность заслонить ближнего дальней целью)
# | www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_29.html
# | (О невозможности заговорить
с чужим + # | Почему
на вопрос "кто мой ближний" # | Иисус предлагает
почувствовать себя слабым) # | www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_33.html
# | (представить себя избитыми,
нищими...) # | www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_37.html
# | (Ближний - оказавший
милость...) # | krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/22_35.htm
(Лк.10:25) # | www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_10_31.html
# |
# | Проповеди митр. Антония Блума:
# \
www.mitras.ru/inname/in_13.htm
# \
(N25, 2 проп., 1976г., 1987г.) # ==================================================
Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском
и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20081123/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=23-11-2008
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке
текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на
вопросы... # -----------------------------------------------------------------
| Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама |
| может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают
| | более 6000
человек. (Пишите!) |
| Буду благодарен за МАТЕРИАЛУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
| | Как это
можно сделать, описано на странице |
| www.messia.ru/pomoch.htm
. |
-----------------------------------------------------------------
-- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель
рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*И вы были мертвы по причине своих преступлений и грехов, из-за
которых вы некогда шли злыми путями этого мира, покоряясь владыке поднебесного
мира, духу, который и поныне действует в тех, кто противится Богу.
Ведь мы все тоже из их числа, мы тоже жили по законам плотской
природы, исполняя все вожделения нашего тела и ума, и из-за
этого нашего естества подлежали наравне со всеми Суду Божьего гнева.
Но Бог, богатый милостью, по великой Своей любви, которой
Он полюбил нас, мертвых от грехов, оживил нас вместе с Христом.
По доброте Его вы спасены! Вместе с Христом Иисусом Он воскресил
нас и усадил в небесах рядом с Ним, чтобы явить всем грядущим
векам неизмеримое богатство Своей милости, Своей доброты к нам через
Христа Иисуса. Вы спасены - через веру - Его
великой добротой! Не за ваши заслуги - это Божий дар!
И не за дела, так что пусть никто этим не хвалится! Это Бог сделал
нас теми, кто мы есть, создав нас, через единение с Христом Иисусом,
для добрых дел, которые Он нам изначально предначертал совершить.*
(Еф.2:1-10)
* * * "Железо оттачивается железом, / а человек - другими людьми".
(Пр.27:17)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2334.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
********************* Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
|