Гордон Макдональд

Как упорядочить свой внутренний мир

Оглавление

Предыдущая глава

Сектор 1

Мотивация

Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок, если я осознаю всю тщетность, ничтожность попыток с моей стороны действовать согласно схемам и образцам, сформированным моим беспорядочным прошлым, и начну согласовывать свои поступки с Богом.

Глава 3

Пойманный в золотой клетке

Двенадцать человек, последовавших за Иисусом Христом и в конечном счете основавших Его церковь, были странной группой людей. Среди них нет никого, кого бы я выбрал, чтобы поручить им деятельность, связанную с миссией Христа (может быть, за исключением Иоанна, который, по моему мнению, неагрессивен и располагает к себе). Нет, я бы их не выбрал. Но Иисус призвал их, и вам известен результат.

Откровенно говоря, мне больше по вкусу некоторые из тех добровольцев, что были отвергнуты Иисусом. Они были энергичны, способны были видеть доброе. Они, казалось, искрились энтузиазмом. И Он отверг их! Почему?

Возможно, Иисус, с Его необыкновенной способностью постигать суть вещей, заглянул во внутренний мир этих людей и увидел опасные признаки. Возможно, он увидел загнанных людей, вынужденных действовать в стремлении проявить себя. Может быть, именно то, что мне нравится в них, и было проблемой: они хотели управлять ситуацией, чтобы самим решать, где им начинать и куда идти.

Возможно (это всего лишь предположение), если бы они поехали за границу, то в их планах обнаружилось бы значительно больше, чем казалось вначале. Очень может быть, что у них имелись собственные планы и проекты, цели и задачи. А Иисус Христос не совершал могущественной работы во внутреннем мире людей, настолько занятых своими устремлениями. Он никогда этого не делал. Похоже, что Он предпочитает работать с людьми, призванными Им. Вот почему Библия совсем не знает добровольцев, а только призванных.

В исследовании внутренней, духовной, области человека надо с чего-то начинать, и я решил начать с того, с чего, очевидно, начал Христос, - с различения призванных и действующих по принуждению (загнанных). Каким-то образом Он разделял людей на основе их склонности к принуждению или готовности быть призванными. Он рассматривал их мотивы, основу их духовной энергии, а также их ожидания: какое вознаграждение они хотели получить. Он призывал тех, кто был привлечен Им, и избегал тех, кто был загнан обстоятельствами и хотел использовать Его.

Как вы можете узнать загнанного человека? Сегодня это сделать сравнительно нетрудно. В загнанных (принуждаемых) людях легко обнаружить признаки стресса. Ищите симптомы стресса и вы, возможно, найдете загнанных мужчин и женщин.

Современный мир уделяет большое внимание вопросу напряжения, стресса. Стресс является темой книг, исследований и предметом разговора в приемной врача фактически каждый раз, когда кто-либо чувствует боли в груди или расстройство желудка. Многие делают на этом целую карьеру. Ученые измеряют напряжение в лабораториях, подвергая всевозможные материалы воздействию различных видов давления, температур и вибрации. Инженеры контролируют его в системах и двигателях автомобилей и самолетов, испытывая их в различных экстремальных условиях на протяжении тысяч миль. Давление в человеческом организме тщательно контролируется, когда люди находятся в космосе, в барокамере на дне океана или когда подвергаются медицинскому обследованию в больничной лаборатории. Один мой знакомый разработал чувствительный измерительный прибор, который реагирует на волновое излучение мозга и может показать исследователю момент, когда объект его исследований перенапряжен.

В последнее десятилетие стало слишком очевидным, что многие люди в нашем обществе находятся в состоянии постоянного и разрушительного стресса, так как их жизнь достигла такого темпа, что оставляет совсем мало времени на восстановительный отдых и уединение. Недавно журнал "Тайм" сообщил:

"За последние 30 лет врачи и работники здравоохранения пришли к осознанию того, насколько большими потерями оборачивается стресс для благополучия нации. Согласно сведениям Американской академии домашних врачей, две трети посещений приемной домашнего доктора вызваны симптомами, связанными со стрессом. В то же время руководители промышленности встревожены тем, что эти симптомы являются причиной потери рабочего времени, они увеличивают расходы предприятий на медицину и снижают производительность труда".7

Далее в статье сказано, что последствия стресса обходятся американскому бизнесу в сумму от 50 до 75 млрд. долларов ежегодно, что составляет более 750 долларов на каждого американского рабочего. Стресс, говорится в "Тайм", - "это главная причина, прямая или косвенная, коронарных болезней сердца, рака, болезней легких, травм в результате несчастных случаев, циррозов печени и самоубийств". И это только начало.

Что стоит за всем этим? "Тайм" цитирует д-ра Джоэла Элкса из Луисвиллского университета: "Сам наш образ жизни - то, как мы живем, - является основной причиной заболеваний в наше время".

Все мы прекрасно знаем, что существует разновидность стресса, которая является полезной, т.к. выявляет лучших исполнителей, спортсменов или руководителей. Но внимание, уделяемое в настоящее время этой проблеме, по большей части сконцентрировано на тех видах стресса, которые скорее уменьшают способности человека, чем увеличивают их.

Увлекательное научное исследование по вопросу стресса было проведено доктором Томасом Холмсом. Холмс известен тем, что разработал свою знаменитую Систему оценки социальной адаптации или, как она известна большинству из нас, Стрессовую таблицу Холмса. "Стрессовая таблица Холмса" - это простой способ измерения, показывающий величину вероятного напряжения, испытываемого человеком, а также его близкие возможные опасные физические и психические последствия.

После проведения определенных исследований Холмс и его сотрудники присвоили определенное количество очков различным событиям, которые происходят с человеком в течение жизни. Каждое очко было названо "изменяющей жизнь" единицей. Если в течение года сумма единиц составит более 200, то, по предположению Холмса, это может служить предостережением о возможном инфаркте, эмоциональном стрессе или об общем ухудшении здоровья. Например, смерть супруга обладает наибольшим количеством "изменяющих жизнь" единиц - 100. Увольнение с работы дает 47 очков, в то время как приобретение нового члена семьи - 39. Не все вызывающие стресс события, перечисленные Холмсом, являются негативными. Даже положительные и счастливые события, такие, как Рождество (12 очков) или отпуск (13), вызывают стресс.

По собственному опыту я знаю, что нет ничего необычного в том, чтобы встретить человека, у которого общая сумма очков значительно превышает 200 единиц. Например, однажды в мой офис пришел пастор для встречи со мной. Он сказал, что общая сумма очков у него - 324; у него критически высокое кровяное давление; он страдает от постоянных болей в желудке, боится язвы желудка и плохо спит по ночам. В другой раз, завтракая с одним молодым руководителем, я узнаю от него, что до недавнего времени его честолюбивым желанием было накопить до 35 лет миллион долларов. Когда он определил свое нынешнее состояние по Стрессовой таблице Холмса, то пришел в ужас, обнаружив, что общая сумма равняется 412 единицам. Что общего между этими двумя людьми, один из которых принадлежит к миру бизнеса, а другой - к религиозному миру?

Оба они относятся к тем людям, которых я называю принужденными (загнанными) людьми. И их принуждение, гонка, оплачивается слишком дорого; общая сумма очков - это просто выраженная в цифрах констатация факта. Я использую слово "загнанные", потому что оно характеризует не только состояние, в котором они гонятся за жизнью, но и их неспособность посмотреть правде в глаза, чтобы трезво оценить ситуацию и увидеть, что они делают с собой. Возможно, они вынуждены преследовать цели и задачи, не всегда понимая, зачем им это нужно, или не сознавая, во что в действительности это обойдется их разуму, телу и, конечно, их сердцу. Под сердцем я имею в виду то, что написано в Прит. 4:23, - тот источник, который дает энергию для жизни.

Есть много загнанных людей, совершающих очень хорошие поступки. Загнанные люди - не обязательно плохие, хотя последствия их загнанности могут давать печальные результаты. На самом деле загнанные люди часто приносят огромную пользу своей деятельностью. Они основывают организации, предоставляют работу и дают людям другие возможности для реализации их способностей, часто они бывают умны и предлагают пути и методы действий, которые приносят пользу многим. Но тем не менее они действуют по принуждению, и это вызывает беспокойство, невольно возникает вопрос, способны ли они выдержать такой темп без угрозы для самих себя?

Можно ли по каким-то признакам определить загнанных (принужденных) людей? Да, конечно. Есть много симптомов, показывающих, что человек загнан. Среди них чаше всего я встречаю следующие:

1. Загнанный человек обычно может быть удовлетворен только достижением результата. Где-то в процессе взросления этот человек обнаруживает, что он может быть доволен собой и своим миром, лишь накапливая достижения. Такое отношение к жизни и к себе чаще всего является результатом формирующего влияния в раннем возрасте; родители или влиятельные наставники такого ребенка показывали свое одобрение только тогда, когда он полностью заканчивал какое-то дело. Никакой оценки не давалось, пока задание не было выполнено. Поэтому единственным путем завоевания любви и доверия был путь достижений.

В подобных обстоятельствах иногда формируется психология стремления к достижениям, она овладевает сердцем человека, и он приходит к мнению, что если в результате одного свершения он получил хорошее отношение и высокую оценку со стороны других, то несколько последующих достижений приведут к изобилию хорошего отношения и одобрения.

Поэтому загнанный человек начинает искать способы накопления всё большего и большего количества достижений. Вскоре его можно будет увидеть делающим два или три дела одновременно, и это приносит ему какое-то странное удовольствие. В конце концов он попадает в разряд людей, которые всегда читают книги и посещают семинары, где им обещают помочь использовать время еще более эффективно. Почему? Потому что так они могут сделать еще больше, что, в свою очередь, обеспечит большее признание.

Такие люди воспринимают жизнь только с точки зрения конечных результатов. По существу, они невысоко ценят процесс, ведущий к результатам. Такой человек предпочел бы лететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес на сверхзвуковом самолете, потому что путешествовать со скоростью наземного транспорта и видеть холмы Пенсильвании, золотые поля пшеницы Айовы и Небраски, устрашающие Скалистые горы и пустыни Юты и Невады было бы, по его мнению, пустой тратой времени. По прибытии в Лос-Анджелес, после быстрого двухчасового путешествия такой загнанный человек был бы до крайности раздражен четырехминутной задержкой при высадке. Прибытие - это всё для ориентированного на достижения человека, путешествие для него ничего не значит.

2. Загнанный человек озабочен внешней символикой достижений. Обычно он осознает значение власти в целом и старается сосредоточить ее в своих руках. Это значит, что он придает значение внешним признакам статуса, для него очень важны звания, размер и расположение офиса, положение в табели о рангах организации и особые привилегии.

В состоянии загнанности всегда присутствует забота о собственной известности. Загнанный человек спрашивает себя: кто знает о том, что я делаю? Как мне лучше обеспечить связи с "великими" моего общества? Эти вопросы часто заботят загнанного человека.

3. Загнанный человек обычно охвачен необузданным стремлением к расширению своей деятельности. Загнанные люди хотят быть частью растущего и всё более процветающего дела. Обычно они всё время находятся в движении, в поисках больших и лучших возможностей и нечасто находят время, чтобы оценить современные достижения.

Английский проповедник Чарлз Сперджен, живший в XIX веке, однажды сказал:

"Человек, достигший успеха, подвергается нажиму со стороны других людей, и это заставляет его крепко держаться за свои завоевания с помощью плотских методов и практических действий, и руководствуется он при этом повелительными требованиями непрерывной экспансии.

Но моим разумом и волей успех может владеть лишь до тех пор, пока я не вспомню, что Бог есть Тот, Кто на самом деле совершает работу, что Он может продолжать делать это без меня и способен справиться с ней в любой момент, когда захочет отказаться от моей помощи".8

Действие этого плачевного принципа можно обнаружить в жизни людей, которые находятся в погоне за карьерой. Но вы можете увидеть его действие и в жизни тех, кто трудится в сфере духовной деятельности, поскольку существует такое понятие, как духовно загнанный человек, всегда неудовлетворенный самим собой или тем, как он реализует себя в религиозной работе, и, конечно, это означает, что и к окружающим он относится подобным же образом. Он редко бывает удовлетворен результатами работы равных по положению или подчиненных. Он живет в состоянии постоянного беспокойства и тревоги, в поисках более эффективных методов, больших результатов, более сильных духовных переживаний. Обычно нет никакой надежды на то, что он когда-нибудь будет доволен собой или кем-нибудь еще.

4. Загнанные люди не слишком заботятся о честности. Они настолько озабочены своим благополучием и достижениями, что у них нет времени остановиться и спросить, поспевает ли их внутреннее "я" за темпом внешней деятельности. Обычно внутреннее "я" остается далеко позади, пропасть все растет, а крушение личности проявляется в нечестности. Подобные люди часто становятся все более лживыми; они обманывают не только других, но и самих себя. Упорно стараясь пробиться вперед, они лгут себе относительно истинных мотивов своей деятельности; ценности и нравственные принципы дискредитируются. Кратчайший путь к успеху становится стилем их жизни. Поскольку цель для них слишком важна, они постепенно соскальзывают к бесчестности и в этическом плане. Загнанные люди становятся пугающе прагматичными.

5. Загнанные люди часто не умеют ладить с другими людьми; качества, необходимые для общения, либо слабо развиты в них, либо отсутствуют вообще. Они не отличаются умением ладить с другими. Это не значит, что они родились неспособными поддерживать хорошие отношения, но планы для них важнее, чем люди. Так как их взгляд всегда обращен к целям и задачам, они редко обращают внимание на людей вокруг себя до тех пор, пока те не понадобятся им для выполнения одной из задач. А других, которые, по их мнению, не могут быть им полезны, они рассматривают как препятствие или как конкурентов, от которых нужно избавиться.

За таким человеком обычно тянется "хвост тел". Там, где люди однажды прославляли его за ярко выраженное умение вести за собой, вскоре возникают все возрастающие разочарование и враждебность, становится ясно, что загнанный человек очень мало обращает внимания на здоровье и профессиональный и духовный рост окружающих. Для такого человека существует лишь план, который не обсуждается, и этот план господствует над всем остальным. Коллеги и подчиненные из окружения загнанного человека постепенно уходят один за другим, опустошенные и лишенные иллюзий, понимая, что их просто использовали. Скорее всего, мы могли бы сказать о таком человеке: "Работать с ним ужасно, но он всегда добивается своего".

В этом-то и загвоздка. Он добивается своего, но на пути к своей цели может разрушать людей. Непривлекательное зрелище. Однако ирония, которой нельзя пренебречь, состоит в том, что почти в каждой крупной организации, религиозной или светской, людей такого сорта можно обнаружить на ключевых позициях. Да, они несут с собой семена катастрофы, но они часто незаменимы, когда надо действовать.

6. Загнанные люди имеют сильную тенденцию к соревнованию. Они рассматривают каждую попытку как игру, которую можно выиграть или проиграть. И конечно, загнанный человек постоянно стремится выигрывать, чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей. Чем больше он загнан, с тем большим счетом ему надо выиграть. Выигрыш дает то, в чем загнанный человек отчаянно нуждается, - доказательство его правоты, ценности и значимости. И следовательно, он склонен рассматривать других как конкурентов или врагов, которых надо победить - возможно, даже унизить - по ходу дела.

7. Загнанный человек, часто обладает вулканической силой гнева, который может извергнулся в любой момент, когда он почувствует сопротивление или нелояльность по отношению к себе. Этот гнев может быть вызван или несогласием людей, или в момент, когда предлагается альтернативное решение проблемы, или даже лишь при намеке на критику.

Гнев необязательно может проявляться в виде физического насилия. Он может приобрести форму словесной грубости, например, сквернословия или унизительных оскорблений. Гнев может проявиться в карательных действиях, таких, как увольнение людей, оскорбление на глазах у равных по положению или просто как отказ в каких-то привилегиях - привязанности, деньгах или товарищеских отношениях.

Мой близкий друг рассказал, что как-то он находился в офисе вместе с другими работавшими там коллегами, когда начальник канцелярии, женщина, проработавшая в компании 15 лет, подала заявление на недельный отпуск, чтобы побыть с больным ребенком. Хозяин отказался удовлетворить ее просьбу, и она совершила ошибку, ответив слезами на его отказ. Он повернулся и, увидев ее слезы, прорычал: "Очистите стол и убирайтесь отсюда; я в вас больше не нуждаюсь". Когда она ушла, он повернулся к шокированным зрителям и сказал: "Давайте проясним одну вещь: все вы находитесь здесь только для того, чтобы делать для меня деньги. И если вам это не нравится, убирайтесь прямо сейчас!"

Печально, что многие хорошие люди, окружающие загнанного человека, покорно смиряются под ударами его гнева, хотя это ужасно оскорбляет их. Они оправдывают это тем, что руководитель добивается результатов, что он благословлен Богом, или считают, что никто не может спорить с победителем. Иногда гнев и его жестокие последствия принимают просто потому, что ни у кого нет ни мужества, ни способности противостоять загнанному человеку.

Недавно один человек, работающий в правлении крупной христианской организации, рассказал мне о стычке с исполнительным директором, который в порыве гнева ужасно сквернословил и был невероятно груб. Когда я спросил, почему члены правления мирились с подобным, ничем не оправданным поведением, он сказал: "Мы были под таким впечатлением от того, как, казалось, Бог использовал его для общественного служения, что с трудом могли противостоять ему".

Стоит ли еще что-нибудь говорить о загнанном человеке, который теперь кажется совершенно несимпатичным? Еще лишь следующее:

8. Загнанные люди, как правило, сверх меры заняты. Они обычно слишком заняты, чтобы заниматься простыми отношениями в семье или с друзьями; они не способны поддерживать нормальные взаимоотношения даже с самим собой, не говоря уже о Боге. Так как загнанные люди редко удовлетворяются достигнутым, они используют каждую свободную минуту, чтобы посещать больше собраний, изучать больше материалов, начинать новые программы. Они действуют, исходя из правила, что такая репутация в бизнесе является показателем успеха и повышает их личную значимость, поэтому они пытаются произвести впечатление на людей, демонстрируя свою загруженность. Они могут во всеуслышание сожалеть о своем положении, постоянно сетуя на то, что находятся в "ловушке" обязанностей, громко выражая свое желание как-то освободиться от всего, с чем им приходится мириться. Но только попробуйте предложить выход!

Правда состоит в том, что любой выход из создавшегося положения - это худшее, что могло бы произойти с ними. Они действительно не знали бы, что делать с собой, если бы внезапно у них стало меньше дел. Занятость для загнанного человека становится привычкой, образом жизни и мышления. Они находят удовольствие в том, чтобы жаловаться и искать сочувствия, но, вероятно, не хотели бы ничего изменить. Скажите только об этом загнанному человеку, и вы вызовете его гнев.

Вот таков загнанный человек - не слишком привлекательная картина. Что часто беспокоит меня, когда я смотрю на этот портрет, так это тот факт, что нашим миром по большей части правят загнанные люди. Мы создали систему, которая покоится на их спинах. И там, где это на самом деле так: в бизнесе, в церквах и в домах, - там часто растет число людей, принесенных в жертву ради достижений и накопления.

Пасторы, которые являются загнанными людьми, известны тем, что увольняют множество помощников и подавляют лидеров, стремясь единолично возглавлять свои организации, - самые крупные, самые лучшие и самые известные. Есть деловые люди, которые в церкви декларируют свою христианскую веру и имеют репутацию милосердных, но в то же время у себя в офисе они безжалостно подгоняют людей и выжимают из них все силы, чтобы самим получать удовлетворение от побед, приобретений или создания репутации.

Недавно один бизнесменов стал христианином благодаря моему хорошему другу. Вскоре после того как он сделал выбор следовать за Иисусом Христом, он написал ему длинное письмо и описал ситуацию, в которую попал в результате своей загнанности. Я попросил разрешения частично использовать это письмо, потому что оно живо иллюстрирует загнанного человека. Он писал:

"Несколько лет назад я пережил момент полного крушения в жизни. Хотя у меня была замечательная жена и три прекрасных сына, в моей карьере всё шло плохо. У меня было совсем мало друзей, у старшего сына начались неприятности - он стал хуже успевать в школе, я страдал от депрессии, отношения в семье были напряженными и несчастливыми. В это время я получил возможность поехать за океан для работы в иностранной компании. Эта перспектива была настолько прекрасной в финансовом и профессиональном отношении, что я поставил ее на первое место в своей жизни, пренебрегая другими ценностями. Я сделал много неверных (т.е. грешных) поступков, чтобы продвинуться вперед в карьере и благосостоянии. Я оправдывал все тем, что это будет хорошо для моей семьи (больше денег и т.д.) - в результате я лгал самому себе и своей семье и поступал неправильно во многих отношениях.

Конечно, это было невыносимо для моей жены, и она с семьей вернулась в США. Но я всё еще был слеп к своим внутренним проблемам. Мое преуспевание, моя зарплата, моя карьера - это было на первом плане. Я был пойман в золотую клетку... (Выделено мной.)

Хотя снаружи всё шло прекрасно, на самом же деле я все терял. Казалось, я потерял свои способности размышлять и принимать решения. Я постоянно оценивал альтернативы, рассматривая различные возможности, всегда стараясь использовать то, что приведет к максимальному успеху и выигрышу в карьере, но результаты были плачевными. В своем сердце я чувствовал, что где-то допустил ужасную ошибку. Я пошел в церковь, но то, что там говорилось, не достигало меня. Я был слишком занят своим собственным миром.

После ужасного случая с моей семьей несколько недель назад я совершенно отбросил свой прежний образ мыслей и на девять дней переехал в гостиницу, чтобы решить, что делать. Чем больше я думал, тем больше беспокоился. Я начал осознавать, насколько глупым я был на самом деле, насколько темна была моя жизнь. И что было еще хуже, я не видел выхода из создавшегося положения. Единственным моим решением было убежать и спрятаться, начать все снова в другом месте, обрубить все связи".

Эта тяжелая повесть о человеке "на дне", к счастью, имеет счастливый конец. Его переживания во время девятидневного пребывания в гостинице открыли ему любовь Бога и Его способность вызывать драматическое изменение жизни. И загнанный человек превратился в то, что в следующей главе мы назовем призванным человеком. Он выбрался из своей золотой клетки.

В Библии немногие люди представляют собой настолько типичный пример загнанного человека, как Саул, первый царь Израиля. Его история, в отличие от предыдущей, закончившейся благополучно, имела печальный конец, потому что Саул так никогда и не выбрался из золотой клетки. Все, что он делал, лишь обременяло его непосильным гнетом. И это привело его к гибели.

То, как Библия представляет Саула, должно послужить для нас достаточным предупреждением. У этого человека были некоторые уязвимые стороны, которые необходимо было обратить к внутреннему миру, в противном случае это могло привести к потере контроля над собой.

"Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис, сын Авиила, сына Церона, сына Бсхорафа, сына Афия, сына некоего Вениамитянина, человек знатный. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа" (1Цар. 9:1-2).

У Саула было три ничем не заслуженных качества в начале его общественной жизни, которые потенциально могли стать достоинствами или помехами. Все зависело от его выбора. А выбор, в свою очередь, зависел от повседневного состояния его внутреннего мира.

Три? Первое - богатство; второе - привлекательная внешность; и третье - крупное и физически хорошо развитое тело. Все эти характерные черты весьма ценились людьми внешнего мира. Иными словами, Саул с первого взгляда производил впечатление незаурядного человека, он казался лучшим, чем кто-либо из окружающих. Все три внешних признака привлекали внимание и давали ему быстрые преимущества. (Каждый раз, когда я думаю о природных дарованиях Саула, я вспоминаю, как несколько лет тому назад один президент банка сказал мне: "Макдональд, вы могли бы далеко пойти в мире бизнеса, если бы были примерно на шесть дюймов выше ростом".) И что наиболее важно, они наделяли его своего рода харизмой (исключительной одаренностью), что дало ему возможность рано добиться успеха, даже без необходимости развивать мудрость сердца или духовные качества. Он просто был быстр на старте.

Из текста Библии, где рассказывается история Саула, мы узнаём и о некоторых других качествах этого человека, которые могли способствовать его успеху или стать частью его полного поражения. Например, его умение владеть словом. Когда у него появлялся шанс говорить перед множеством народа, он был красноречив. Другими словами, для человека были созданы все условия, чтобы сосредоточить в своих руках власть и иметь признание, без необходимости развить сначала сильный внутренний мир. И именно в этом заключалась опасность.

Когда Саул стал царем Израиля, он слишком быстро достиг больших успехов. Очевидно, это лишило его представления о том, что и в его жизни существуют какие-то границы. Он слишком мало времени размышлял о нуждах других, о взаимоотношениях с Богом и о своих обязанностях по отношению к людям, которыми он правил. Начали появляться признаки загнанного человека.

Саул стал занятым, беспокойным человеком; он видел миры, которые, по его мнению, надо было завоевать. Накануне битвы с филистимлянами, главными врагами израильтян в то время, он с нетерпением ждал в Галгале пророка Самуила, который должен был принести необходимые жертвы. Но святой человек не появился в назначенное время, и это вызвало раздражение Саула. Он решил, что его временные планы нарушаются и ему надо действовать. Какие меры он надумал принять? Он решил сам принести жертву. И именно так он и поступил.

Каков же был результат? Довольно серьезное нарушение завета с Богом. Приносить жертвы могли только пророки, такие, как Самуил, а не цари, такие, как Саул. Но Саул забыл об этом, так как считал себя слишком значительным человеком.

С этого момента Саул обнаружил, что его жизнь покатилась по наклонной плоскости. "Но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему" (1Цар. 13:14). Именно так кончают загнанные люди.

Саул, лишенный благословений и помощи от Бога, которые он имел до настоящего момента, всё больше превращался в загнанного человека. Вскоре он начал тратить всю свою энергию на то, чтобы удержать трон, состязаясь с юным Давидом, поразившим воображение народа Израиля.

Писание дает нам несколько примеров, когда гнев Саула достигал устрашающей силы; в такие моменты он был способен и к насилию, и к жалости к себе, парализующей его волю. К концу своей жизни он стал человеком, не способным владеть собой, видевшим врагов за каждым кустом. Почему? Потому что с самого начала Саул был загнанным человеком и потому что он никогда не стремился упорядочить свой внутренний мир,

Мне интересно, какую сумму очков набрал бы Саул по Стрессовой таблице Томаса Холмса? Я подозреваю, что количество единиц у него было бы на уровне жертв инсультов и инфарктов. Но Саул так и не разобрался в своей загнанности, ни через некое подобие стрессовой таблицы, ни просто обратившись к своему внутреннему миру, чтобы услышать упреки, исходящие от Бога. Думаю, Саул не смог бы долго находиться среди двенадцати учеников, выбранных Иисусом. Его собственное принуждение было намного сильнее. То, что понуждало его ухватиться за власть и не выпускать ее, что заставляло его набрасываться на своих ближайших сторонников и что вызвало последовательный ряд неразумных поступков, это в конце концов привело его к унизительной смерти. Он был классическим примером загнанного человека.

Когда мы обнаруживаем в самих себе эту загнанность, мы должны проводить работу в своем внутреннем мире. Если внутренний мир полон неразрешенных понуждений, мы не сможем различить голос Христа, когда Он призовет нас. Слишком велики будут шум и боль, вызванные стрессом.

К сожалению, наше общество изобилует саулами, мужчинами и женщинами, пойманными в золотую клетку, понуждаемыми копить, добиваться известности или стремиться к свершениям. Наши церкви, к сожалению, тоже полны такими загнанными людьми. Многие церкви превратились в высохшие фонтаны. Вместо того чтобы быть источниками жизненной энергии, которая побуждает людей расти и наслаждаться на путях Божьих, они становятся источниками стресса. Внутренний мир загнанного человека расстроен; его клетка может быть щедро позолочена, но это ловушка; внутри нее нет ничего долговечного.


Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок только в том случае, если я смогу увидеть, что понуждает меня, и, отказавшись от этого, стану спокойно прислушиваться к призыву Христа.

Глава 4

Трагическая история преуспевшего лентяя

Когда эта супружеская пара впервые посетила мой офис, они сели как можно дальше друг от друга. Было очевидно, что оба испытывали неприязнь друг к другу, по крайней мере, в тот момент. И, однако, вопрос стоял о сохранении брака - их брака.

Я узнал, что жена предложила мужу покинуть дом. Что же побудило ее к этому? По ее мнению, это был единственный выход, с помощью которого можно было вернуть мир в семью и создать нормальную жизнь для остальных членов семьи. Не было ни измены с его стороны, ни других обычных проблем. Она просто не хотела жить с ним до конца жизни, принимая во внимание его характер и систему ценностей.

Но муж не собирался оставлять семью и был просто шокирован решением жены. В конце концов, он был надежным кормильцем; у них был довольно большой дом в престижном районе; у детей было всё необходимое. Ему было трудно понять, почему она захотела расторгнуть брак. Кроме того, они были христианами. Он всегда считал, что христиане не должны даже думать о разводе. И вот сейчас они надеялись, что я помогу им разрешить их проблему.

История постепенно прояснялась. Стало ясно, что передо мной один из загнанных мужчин. Его перегруженность стоила ему брака, семьи и собственного здоровья. То, что их брак практически умер, я мог видеть, наблюдая за языком их тел. То, что их семья лежала в руинах, я мог заключить из того, что они рассказывали о детях. То, что его здоровье было в опасности, стало очевидным, когда он рассказал мне о наборе своих болезней: язвы, приступы мигрени и иногда боли в груди. История продолжала распутываться.

Так как он имел собственное дело, то был волен распоряжаться своим рабочим временем и работал по девятнадцать-двадцать часов в сутки. У него было столько обязанностей, что он редко общался со своими детьми. Утром он обычно уходил из дома раньше, чем кто-либо вставал с постели, и он не часто приходил домой до того, как самый последний из детей был уже уложен спать. Если он обедал дома, то чаще всего был замкнут и занят своими мыслями. Нередко случалось, что его звали к телефону в середине ужина, и он проводил там остаток времени, решая какую-то проблему или заключая торговую сделку.

В конфликтных ситуациях, по его признанию, он поддавался вспышкам гнева; во взаимоотношениях он мог быть грубым и агрессивным. В обществе он обычно скучал за разговорами, предпочитал уединение и слишком много пил. Когда я спросил его о друзьях, то он не мог назвать никого, кроме партнеров по бизнесу. Помимо работы, он мог говорить только о своей спортивной машине, своей лодке и билетах на сезон игр любимой команды, другими словами, - о вещах, - не о людях, с которыми он, по иронии судьбы, в любом случае не мог общаться в свое удовольствие из-за занятости.

Он был человеком, у которого почти совсем не было порядка во внутреннем мире. Всё было внешним. Его жизнь была, по собственному признанию, сочетанием деятельности и накопления. Он никогда не мог сделать или заработать столько, чтобы чувствовать себя удовлетворенным. Ему необходимо было видеть, как всё увеличивается, улучшается и производит всё большее впечатление. Что побуждало его? Можно ли было когда-нибудь привести в порядок его внутренний мир?

После нескольких разговоров я начал понимать, откуда берет свое начало фантастический источник энергии, который разрушал все, что окружало этого человека, и в конце концов привел его к такому образу жизни. Однажды я задал ему вопрос об отце, и внезапно его настроение драматически изменилось. Любой бы понял, что я обнаружил глубоко скрытую проблему.

Постепенно раскрывалась история крайне болезненных родственных отношений. Как я узнал, его отец был чрезвычайно саркастичен и насмешлив. Он постоянно говорил своему сыну: "Ты - лентяй; ты всегда будешь лентяем и ничем больше!" Это было сказано столько раз, что эти слова как неоновая надпись запечатлелись в центре внутреннего мира молодого человека.

Теперь передо мной был мужчина сорока с небольшим лет, который неосознанно взял на себя пожизненное обязательство. Он обязал себя опровергнуть ярлык, который приклеил ему отец. Он должен был любыми способами неоспоримо доказать, что он не был лентяем. Это стало самой насущной заботой его жизни, хотя он никогда реально не осознавал этого.

Лени нужно было противопоставить упорный труд, высокий доход и богатое состоянием, именно эти цели и определили жизнь загнанного человека. Теперь он будет постоянно демонстрировать свою высокую работоспособность тем, что выведет собственное дело на первые места в соответствующем разделе "Желтых страниц". Он сделает все, чтобы бизнес приносил ему большие доходы, не брезгуя при этом и деньгами, полученными не очень честным способом. Большой дом, спортивный автомобиль, билеты на весь сезон на лучшие места на стадионе "Фенуэй"  -  всё это будет зримым опровержением отцовского обвинения в лености. Таким образом, мой посетитель стал загнанным человеком, принужденным заслуживать уважение и любовь своего отца.

Так как все его цели в своей основе были внешними, не было нужды развивать внутренний мир. Взаимоотношения были неважны - важна была победа. Духовное здоровье не имело значения - физическая сила была значима. Не было необходимости в отдыхе - необходимо было иметь больше времени для работы. И накопление знаний и мудрости не было вопросом большой значимости - важны были методы торговли и нововведения в производстве.

Он утверждал, что все это делалось из желания обеспечить семью. Постепенно мы вместе начали открывать, что в действительности он пытался добиться лишь одобрения со стороны отца. Он хотел услышать, как в конце концов отец скажет: "Сын, ты не лентяй; я полностью ошибался".

Эта проблема была необычной еще и потому, что отец его умер несколько лет назад. Однако сын и теперь, в середине своей жизни, продолжал работать, чтобы заслужить его одобрение. То, что в начале было задачей, стало жизненной привычкой, от которой он не смог отказаться.

Как люди становятся загнанными?

Почему так много людей оказываются загнанными? На примере моего друга можно увидеть одну из причин. Он - типичный представитель тех, кто вырос в среде, где никогда нельзя было услышать слово одобрения. Нет ничего необычного в том, что человек, выросший в такой обстановке и жаждущий уважения, приходит к заключению, что если больше работать, стать преуспевающим или добиться признания в обществе, то это в конце концов убедит человека, чье мнение для него много значит, сказать в итоге: "Сын (дочь), ты не лентяй. Я страшно горжусь тем, что я - твой отец".

Многие люди, занимающие ведущие позиции, живут с чувством неуверенности в себе. Некоторые руководители кажутся в высшей степени доброжелательными, милосердными людьми, они делают добро, и их превозносят за бескорыстные действия; на деле же может оказаться, что их толкает вперед надежда обрести признание и одобрение со стороны лишь одного человека из их прошлого. И если им не удается достичь этого, тогда они развивают в себе ненасытный аппетит к признанию, богатству или власти, черпая силу из других источников в попытке компенсировать потерю. Однако они редко бывают удовлетворены. Это происходит потому, что их поиски сосредоточены в общественном, внешнем мире; внутренний мир остается в пустоте и ожидании. А именно здесь сосредоточена истинная боль.

Другой источник загнанности - ранний опыт серьезной потери или стыда. В своей книге "Созидательное страдание" Пол Турнье отмечает, что огромное число мировых политических лидеров нескольких последних столетий были сиротами. Выросшие в условиях, где они были лишены истинной родительской любви и эмоциональной близости, они, возможно, искали компенсации в объятиях толпы. В начале их великой гонки за властью, вероятно, была просто потребность в любви. Вместо того чтобы удовлетворить эту потребность путем упорядочения своего личного внутреннего мира, они решили добиваться этого на внешнем уровне.

Загнанные люди могут также быть выходцами из среды, в которой существовало ощущение огромного стыда или запутанности, беспорядка. В своей замечательно искренней книге "Человек, который не мог делать зла" пастор Чарлз Блэр описывает собственное детство в дни Великой депрессии в Оклахоме. С болью он вспоминает свою ежедневную обязанность приносить из местной пожарной части домой бесплатное молоко, выдаваемое правительством. Когда он нес по улице ведерко с молоком, ему приходилось выносить то, что он воспринимал как грубые насмешки со стороны мальчиков своего возраста. В такие мучительные моменты пришло решение, что наступит время, и он никогда больше не понесет символическое ведерко с молоком, которое для него было признаком никчемности.

Блэр рассказывает историю о незабываемой прогулке по пути домой из школы с девочкой, которая ему очень нравилась. Неожиданно к ним подъехал мальчик на сверкающем новом велосипеде и предложил девочке прокатиться с ним. Без колебаний она вскочила на багажник, и они с мальчиком укатили, оставив Блэра позади себя. Унижение, испытанное в тот момент, побудило Блэра решить, что однажды он станет обладателем эквивалента сверкающего велосипеда, что он будет обладать денежными средствами, чтобы производить впечатление, которое завладеет вниманием и привязанностью других.

И эти решения прожгли себе путь в его жизни. Они послужили первопричиной гонки, которая впоследствии, по его собственной оценке, предала его. Позднее ему потребуется обладать самым красивым автомобилем, руководить самой красивой и самой большой церковью и носить самую модную одежду. Все эти вещи будут доказывать, что он справился с оклахомской депрессией. Он не был никчемным; он не был бедняком. Он смог доказать это. Смотрите!

Чарлз Блэр убегал от чего-то, и это означало, что ему надо было бежать к чему-то. Хотя его гонка была облечена в разного рода впечатляющие духовные мотивы, а его служение было в высшей степени эффективным, в центре всего лежали незабытые обиды прошлого. Так как эти обиды остались беспокоящей точкой в его внутреннем мире, они вернулись, чтобы не давать ему покоя. Они влияли на его выбор и оценки и ослепляли его, мешая увидеть, что в действительности происходило в критический момент его жизни. Результат? Поражение, растерянность и публичное унижение.

Но необходимо добавить, что он воспрянул. Одно это уже дает надежду загнанному человеку. Чарлз Блэр, загнанный человек в свои ранние годы, бегущий от стыда, теперь - призванный человек, и он достоин восхищения своих друзей. Я считаю его книгу одной из самых замечательных, какие я когда-либо читал. Ее следует обязательно прочитать каждому мужчине или женщине, занимающим руководящее положение.

Наконец, некоторые люди просто выросли в таком окружении, где гонка является стилем жизни.

В книге под названием "Привычка к богатству" Филипп Слейтер подробно рассказывает о среде, в которой выросли несколько ныне живущих миллиардеров. Почти все они еще детьми сделали процесс накопления вещей и завоевания людей своей забавой. В этом было мало игры, если она вообще была. Они знали только одно: как побеждать, как копить. Они видели, что именно этим занимались их родители, и предположили, что это единственный способ жить. Таким образом, побуждение становиться все богаче и могущественнее берет свое начало в раннем детстве.

Для таких людей упорядоченный внутренний мир мало что значит. Единственное, что достойно их внимания,  - это внешний, общественный мир, где все можно измерить, оценить и использовать.

Конечно, здесь даны всего лишь несколько примеров и причиной загнанности может стать многое другое. Но одно определенно присутствует во всех случаях: загнанные (принужденные) люди никогда не наслаждаются спокойствием, уравновешенностью упорядоченного внутреннего мира. Все, такие важные для них, цели - внешни, материальны и измеримы. Ничто другое не кажется реальным, ничто другое не имеет большого значения. И за все это надо крепко держаться, как это было с Саулом, который считал, что власть намного важнее, чем дружба с Давидом.

А теперь постарайтесь понять главное: когда мы говорим о загнанных людях, то имеем в виду не только конкурентоспособных бизнесменов или профессиональных спортсменов. Мы подразумеваем нечто, что способно распространяться намного шире, чем "горение" на работе. Любой из нас может заглянуть внутрь себя и неожиданно обнаружить, что загнанность - это стиль его жизни. Мы можем гнаться за исключительной репутацией христианина, стремиться пережить драматический духовный опыт или стараться занять лидирующее положение, что в действительности является скорее поиском власти над людьми, чем служением. Домохозяйка может быть загнанным человеком, им может быть и студент. Загнанным человеком может быть любой из нас.

Для загнанного человека не всё потеряно

Может ли загнанный человек измениться? Вне всяких сомнений. Это начинается, когда такой человек поворачивается лицом к факту и понимает, что он действует согласно принуждению, а не призыву. Обычно это открытие делается в ослепительном, пронизывающем свете неожиданной встречи с Христом. Как обнаружили двенадцать учеников, общение с Христом через какое-то время выявляет все истоки загнанности и все формы ее проявления.

Чтобы справиться с загнанностью, надо начать безжалостно оценивать свои мотивы и ценности, так, как вынужден был делать Петр, время от времени сравнивая себя с Иисусом. Человек, ищущий освобождения от загнанности, должен прислушиваться к тому, что говорят ему наставники и критики, а главное, те, кто сегодня передает нам слова Христа.

Может быть, ему придется смиренно совершить какие-то акты самоотречения, произвести какие-то дисциплинирующие действия, отказавшись от каких-то вещей, которые не обязательно плохи сами по себе, но важность которых определялась исключительно ошибочными мотивами.

Возможно, загнанному человеку придется даровать прощение кому-то из тех, кто в прошлом никогда не давал ему должной любви и признания. И всё это может быть лишь только началом.

Апостол Павел в свои дохристианские времена был загнанным человеком. Как человек принужденный, он изучал, вступал в контакты, добивался, покорял и получал громкое одобрение. Скорость, с которой он действовал незадолго до своего обращения, была почти бешеной. Он гнался за иллюзорной целью, и позднее, когда он смог оглянуться назад и увидеть свой образ жизни со всеми его принуждениями, он сказал: "Всё это ничего не стоило".

Павел был загнанным до тех пор, пока Христос не позвал его. Такое ощущение, что, когда Павел упал на колени перед Господом на дороге в Дамаск, в его внутреннем мире произошел взрыв и это принесло ему облегчение. Какая мгновенная перемена произошла в нём! От загнанности, которая толкала его в Дамаск в стремлении искоренить христианство, не осталось и следа в тот драматический момент, когда в совершенном смирении он спросил Иисуса Христа: "Что мне делать, Господи?" Загнанный человек превратился в призванного.

Именно такую перемену я надеялся увидеть в человеке, который пришел поговорить со мной в надежде сохранить свой брак, так как его жена требовала, чтобы он оставил их дом. Раз за разом мы говорили о его ненасытной погоне за тем, чтобы побеждать, зарабатывать, производить впечатление. Несколько раз мне казалось, что он схватывает мысль, и я позволял убедить себя, что мы движемся вперед. Я действительно верил, что он собирается перенести центр тяжести своей жизни с общественной стороны к личной, внутренней.

Я почти видел его на коленях перед Христом, отдающим свою загнанность, очищающимся от всех старых, страшно болезненных воспоминаний об отце, который бросил ему в душу, в его внутренний мир, обвинение в лености. Как я желал, чтобы мой друг, преуспевший "лентяй", увидел себя призванным учеником Христа, а не человеком, вынужденным стремиться к достижениям, чтобы доказать что-то.

Но этого не произошло. И в конце концов мы потеряли контакт друг с другом. Впоследствии я услышал, что его загнанность стоила ему всего: семьи, брака, бизнеса. Потому что она привела его прямо к могиле.


Памятка для неорганизованного:

Мой внутренний мир будет приведен в порядок в том случае, если я буду считать себя на службе у Христа, а не хозяином моих целей, моей роли и моей личности.

Глава 5

Быть призванным человеком

В своей книге "Шкатулка с камеями" Ф. У. Борэм размышляет о вере дяди Тома, героя книги Харриет Бичер Стоу "Хижина дяди Тома". Старый раб был вырван из привычной среды и посажен на пароход, направлявшийся к неизвестным местам. Для него это был момент страшного кризиса, и Борэм отмечает: "Вера дяди Тома пошатнулась. Ему действительно казалось, что он не только навсегда потерял тетушку Хлою и детей и своих старых товарищей, но и оставлен Богом!"

Заснув, раб увидел сон. "Ему снилось, что он опять дома и что маленькая Ева читает ему Библию, как и прежде. Он слышал ее голос: "Когда ты будешь проходить по водам, Я буду с тобой; ибо Я есть Господь Бог, единый святой Израиля, твой Спаситель". Борэм продолжает:

"Некоторое время спустя бедный Том корчился под ударами плети своего нового хозяина. Но, как пишет миссис Стоу, "удары падали только на его плоть, а не как прежде - на душу". Том стоял покорно, однако Легри не мог не понять, что его власть над жертвой кончилась. Как только Том скрылся в своей хижине, и Легри внезапно резко повернул коня, в голове тирана промелькнула одна из тех живых вспышек совести, которые часто проливают свет на темную, грешную душу. Он ясно понял, что тот, кто стоял между ним и Томом, был Бог, и он оскорблял Его!"9 (Выделено мной.)

Призванный человек

Чтобы понять разницу между загнанными (принужденными) и призванными людьми, давайте рассмотрим чувство уверенности, свойственное и тем, и другим. Загнанные люди считают, что они обладают этим качеством, так как они продвигаются вперед. Но часто в тот момент, когда этого меньше всего ожидаешь, враждебные события устраивают заговор и может наступить крушение. Призванные же люди обладают силой, исходящей изнутри, стойкостью и энергией, которые не поддаются ударам извне.

Призванные мужчины и женщины могут быть родом из никому не известных мест и заниматься самыми обычными делами. Они могут быть незаметными, простодушными, незначительными, по мнению окружающих. Посмотрите снова на тех, кого избрал Христос: немногие из них, если кто-нибудь вообще, могли претендовать на высокое положение в религиозных кругах или в крупном бизнесе. И не потому, что они были слишком уж неспособными. Просто они были самыми обычными. Но Христос призвал их, и всё изменилось.

Устав жить по принуждению, некоторые откликаются на призыв Отца. Такие призывы обычно слышны в упорядоченном внутреннем мире.

Иоанн - пример призванного человека

Иоанн Креститель - яркий пример призванного человека. Он имел смелость сказать собратьямиудеям, что они должны перестать оправдывать себя, уповая на свою принадлежность к избранной нации, и осознать необходимость духовного и морального покаяния. Крещение, как говорил он,  должно стать свидетельством искренности их раскаяния. Неудивительно, что не было ни одного человека, нейтрально относившегося к Иоанну. Он никогда не смягчал свои выражения. Это был человек, которого любили или ненавидели; один из тех, кто ненавидел его, в конце концов лишили его головы. Но произошло это не раньше, чем Иоанн завершил свое дело.

Иоанн, призванный человек, представляет собой яркий контраст с Саулом, загнанным человеком. Похоже, что Иоанн с самого начала имел четкое осознание своего предназначения, и это было результатом божественного призвания, исходившего из глубины его существа. Наиболее ярко контраст между Саулом и Иоанном виден в ситуациях, когда их жизни или их дело подвергаются опасности. Саул, загнанный человек, как вы помните, реагировал бурно, яростно набрасываясь на обнаруженных врагов, так как был убежден, что только он сам может сохранить свою власть и положение.

Но с Иоанном всё обстояло иначе. Понаблюдайте за его реакцией, когда приходит известие, что его популярности, возможно, приходит конец. Чтобы несколько драматизировать ситуацию, позвольте мне предположить, что Иоанн стоит перед перспективой потери своего дела. То, что я имею в виду, начинается с того момента, как Иоанн представил Христа множеству людей и они начали переносить свою любовь на этого "Агнца Божия" (Ин. 1:36). Внимание Иоанна обращают на то, что толпы людей, и даже некоторые из его собственных учеников, переходят к Иисусу, слушают Его поучения и начинают креститься у Его учеников. Появляется такое чувство, что те, кто принес эту новость Иоанну, выражая свое беспокойство о "снижении его рейтинга", надеялись увидеть его резкую негативную реакцию. Но этого не произошло, он разочаровал их.

"Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених; а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха: сия то радость моя исполнилась; Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:27-30).

Призванные люди осознают свою подчиненность

Обратите внимание, что Иоанн воспринимал свою жизнь как служение, а те, кто с ним разговаривал, основывали свой вопрос на предположении, что массы некогда принадлежали Иоанну, что он приобрел их своей духовной мощью. И если бы это было действительно так, то Иоанн бы кое-что потерял, а именно - свое ведущее положение пророка.

Но Иоанн видел ситуацию совсем по-иному. Он никогда ничем не владел, и менее всего массами. Иоанн считал себя просто управляющим, а это качество присуще только призванному человеку. Задача управляющего состоит в том, чтобы должным образом выполнять дело, порученное ему владельцем, до тех пор, пока он не возьмет собственность назад. Иоанн знал, что люди, покидавшие его ради Христа, на самом деле никогда ему не принадлежали. Бог поручил их его заботам на какое-то время и теперь взял их обратно. С Иоанном в том смысле всё обстояло прекрасно.

Насколько это отличает Иоанна от загнанного Саула, который полагал, что трон Израиля принадлежит ему, и он может распоряжаться им по своему усмотрению. Когда человек чем-то владеет, ему приходится крепко держаться за это, приходится его защищать. Но Иоанн не воспринимал свою жизнь таким образом, поэтому когда Христос пришел, чтобы владеть людьми, Иоанн был только очень рад отдать их обратно.

Современному человеку необходимо так же относиться к происходящему, как это делал Иоанн, - считать себя управляющим от имени владельца. То, чем были люди для Иоанна, для нас могут быть наши профессии, положительные качества, наши природные или духовные дарования, наше здоровье. Владеем мы всем этим или просто управляем от имени Того, Кто их дал? Загнанные люди считают, что владеют, призванные - нет. Когда загнанные люди теряют что-то, для них это становится серьезной трагедией. Когда призванные люди теряют, ничто не изменяется. Внутренний мир остается тем же, возможно, даже более сильным.

Призванные люди точно знают, кем они являются

Второе свойство призванности проявляется в осознании Иоанном своей личности. Вы помните, он ответил им: "Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос". Иоанн прекрасно понимал, кем он не был, и это дало ему возможность понять, кем он был. И у Иоанна не было иллюзий относительно собственной личности. Это уже было определено в его внутреннем мире.

В противоположность этому, те, чей внутренний мир пребывает в беспорядке, склонны заблуждаться на свой счет. Они не в состоянии отделить свою личность от своей роли, отождествляя себя со своим делом. Вот почему людям, которые имели власть, необычайно трудно отказаться от нее, и часто они ведут смертельную борьбу, чтобы удержать власть в своих руках. По той же причине многим мужчинам и женщинам тяжело уходить на пенсию. И этим же объясняется депрессия матери, когда последний из ее детей покидает дом.

Нам надо хорошо обдумать этот вопрос о личности, похоже, это очень современная тема. Иоанн мог бы легко воспользоваться доверчивостью толпы в те времена, когда он был популярен, или прельститься ее восхищением. Тот факт, что массы, оставив священников Иерусалима, перенесли на него свою преданность, мог бы развить в нем высокомерие и неоправданные амбиции. Было бы довольно легко в ответ на вопрос, не он ли Мессия, утвердительно кивнуть головой.

Мы почти слышим, как человек менее неподкупный, чем Иоанн, в минуту искушения говорит: "Ну, я не думал об этом именно так, как вы говорите, но, возможно, вы правы, во мне есть нечто мессианское. Почему бы нам не допустить, что я - Христос, и посмотреть, что из этого выйдет?"

Но истинный Иоанн не стал бы даже делать подобных попыток. Его внутренний мир был слишком хорошо организован, чтобы он мог не видеть ужасных последствий несоответствующей идентификации своей личности.

Если и был момент, когда восхваление толпы стало оглушительным, голос Бога внутри Иоанна был всё же громче. И этот голос говорил убедительнее, потому что прежде чем выйти на служение, Иоанн, находясь в пустыне, привел в порядок свой внутренний мир.

Важность этого принципа нельзя недооценивать. Сегодня в нашем мире, ориентированном на средства массовой информации, многие хорошие и талантливые лидеры сталкиваются с постоянным искушением начать верить тексту своих собственных публичных заявлений. И если это происходит, их личность и стиль руководства мало-помалу заражаются мессианскими фантазиями. Забывая, кем они не являются на самом деле, они начинают видеть свою личность в искаженном свете. Как это происходит? Они становятся слишком занятыми, чтобы проводить время в пустыне для приведения в порядок своего внутреннего мира. Потребности организации, предприятия становятся слишком большими; похвалы последователей начинают слишком очаровывать. Таким образом, призывающий голос Бога тонет в обычном шуме общественной жизни.

Призванные люди обладают непоколебимой уверенностью в своем предназначении

Замечательный ответ Иоанна открывает нам также, что пророк еще в пустыне осознал цель своей деятельности - быть предвестником Христа. И это еще одно свойство призванности - умение видеть свое предназначение. Отвечая тем, кто интересовался его чувствами по поводу растущей популярности Человека из Назарета, он сравнил свое предназначение с ролью шафера на свадьбе: "Имеющий невесту есть жених; а друг [т.е. Иоанн] жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха" (Ин. 3:29). Назначение шафера - стоять рядом с женихом, делая так, чтобы все внимание было обращено к жениху. Было бы глупо со стороны шафера в середине свадебной церемонии внезапно повернуться к гостям и запеть песню или попытаться привлечь их внимание веселым монологом. Шафер исполняет свои обязанности самым лучшим образом, если не привлекает внимания к себе, а концентрирует его целиком на невесте и женихе.

Именно это и делал Иоанн. Если Иисус Христос был жених, пользуясь метафорой Иоанна, тогда Креститель должен был быть шафером, и ничем больше. В этом была цель его призвания, и он не хотел добиваться чего-либо большего. Поэтому, увидев множество людей, стремящихся к Христу, Иоанн воспринял это как одобрение своей деятельности: его предназначение осуществилось. Но только призванные люди, такие, как этот человек, способны чувствовать умиротворение в подобных обстоятельствах.

Призванные люди до конца верны своему призванию

В итоге, будучи призванным человеком, Иоанн осознал и смысл, значение своего призвания. "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30), - сказал он тем, кто хотел увидеть его отношение к происходящему. Ни один загнанный человек никогда не смог бы сказать то, что сказал Иоанн, потому что загнанные люди должны постоянно приобретать все больше и больше внимания, больше и больше власти, больше и больше материальных активов. Соблазны общественной жизни могли бы вызвать у Иоанна желание соперничать, но подлинный внутренний призыв к предназначению звучал громче. Дело, которое Иоанн должен был исполнить, - представить людям Христа как "Агнца Божия" - было закончено. Осуществив связь, Иоанн был удовлетворен и готов удалиться.

Именно эти качества - осознание своей подчиненности, понимание своей личности и своей роли, верность призванию - характеризуют призванного человека, человека, который в первую очередь строит свой внутренний мир, чтобы из него били источники жизни.

 Как разительно отличаются жизни царя Саула и Иоанна Крестителя. Один стремился защитить золотую клетку - и проиграл; другой был доволен местом в пустыне и возможностью служить - и победил.

Мир и радость

В жизни Иоанна реализуются все необыкновенные качества, достойные восхищения. В нём есть умиротворенность, которая не связана с уверенностью в своей карьере. Я часто провожу время с мужчинами и женщинами, чей успех неожиданно исчез по разным причинам, и они превратились в "обрубки". Эти обстоятельства показывают, что их жизнь, вероятно, была сосредоточена вокруг карьеры, и они никогда не думали о прочности и устойчивости внутреннего мира, в котором говорит Бог.

Иоанн открывает нам также радость, которую не следует путать с современной интерпретацией счастья - состоянием чувств, основанном на том, что всё идет как надо. Когда окружающие пришли к Иоанну, думая, что он будет обеспокоен неудачей в конце своей деятельности, они обнаружили, что на самом деле он вполне удовлетворен, несмотря на то, что его слушатели покидают его. Некоторые современники Иоанна, возможно, не были согласны с его выводами, но Иоанн был уверен в том, что правильно оценил ситуацию, потому что его оценки основывались в первую очередь на его внутреннем мире, где могли полностью сформироваться реальные ценности в согласии с Богом.

Иоанн - действительно призванный человек. Его жизнь иллюстрирует то, что имела в виду Стоу, когда писала, что удары Саймона Легри падали на внешнего человека дяди Тома, а не на его душу. Что-то стояло между Иоанном и общей уверенностью, что он потерпел неудачу. Это была не вызывающая сомнений реальность Божьего призыва, который Иоанн услышал в своем внутреннем мире. И этот голос был громче всех остальных звуков. Он исходил из тихого, спокойного места, где все было упорядочено.

Обретение призвания

Когда человек с восхищением смотрит на Иоанна Крестителя, у него возникает естественный вопрос - как он стал таким? В чем был источник этой решимости, этой стойкости, этой непоколебимой способности смотреть на события с совершенно другой точки зрения, нежели другие? Взгляд на окружение Иоанна поможет нам исследовать структуру и сущность его внутреннего мира.

Чтобы понять Иоанна, в первую очередь нужно обратить внимание на его родителей, под влиянием которых формировался его характер в раннем возрасте. Священное Писание ясно дает понять, что Захария и Елизавета были благочестивыми людьми, они чрезвычайно трепетно относились к призванию Иоанна, которое было открыто им через ангелов, неоднократно являвшихся им. И в свою очередь, с ранних дней они стали внедрять это предназначение в душу Иоанна. У нас мало сведений о жизни семьи Иоанна после его рождения, но мы точно знаем, что его родители были отмечены чистотой необыкновенной глубины, благочестием и стойкостью.

Вероятно, родители Иоанна умерли, когда он был еще очень молодым человеком. Как он справился с потерей, мы не знаем. Но когда Иоанн снова выходит на первый план, то, как сказано в Священном Писании, он живет один в пустыне, удалившись от общества, к которому позднее он будет обращаться как пророк.

"В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне. И он проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов" (Лк. 3:1-3).

Эти слова заключают в себе проблему, требующую внимания. Цезарь находился в Риме, занимаясь важными делами, которыми обычно занимаются цезари. Анна и Каиафа были в Иерусалимском храме, храня официальную религию. И разные другие политические деятели действовали и появлялись в общественных местах, принимая участие в важных, на первый взгляд, событиях. Мир каждого из них был впечатляющим миром власти, известности и человеческих связей.

Но "был глагол Божий к Иоанну", незначительному человеку в самом незначительном из мест - в пустыне. Почему Иоанн? И почему пустыня?

Мне вспоминаются слова Герберта Баттерфилда, которые оставили во мне глубокий след:

"И в истории, и в жизни отнюдь не редким явлением бывает встреча со сравнительно необразованными людьми, которые, кажется, обладают поразительной духовной глубиной... в то время как есть много высокообразованных людей, от которых остается впечатление, что они демонстрируют искусные упражнения своего ума, чтобы скрыть зияющую пустоту, лживость того, что лежит в душе".10

Почему Иоанн? По существу, потому, что Бог позвал Иоанна, и он откликнулся. Призыв требовал покорности Божьим путям, Божьим методам и Божьим критериям успеха. И Иоанн был готов принять эти условия, неважно - ценой боли или одиночества.

Почему пустыня? Вероятно потому, что в пустыне люди способны слушать и размышлять о вещах, которые не просто услышать или о которых не просто думать в шумных городах, где люди обычно заняты, суетны и исполнены мыслями о собственной значимости. Порой в городах шум общественной жизни настолько велик, что тихий голос Бога не может быть услышан. А иногда в городах люди слишком самодовольны, чтобы слушать голос Бога посреди своих небоскребов из стали и бетона, своих красочных театров или своих невероятных храмов.

Бог повлек Иоанна в пустыню, где Он мог говорить с ним. И когда Он привел его туда, то стал запечатлевать новые понятия во внутреннем мире Иоанна, которые дали сыну Захарии совершенно другое видение своего времени. Там, в пустыне, он обрел новый взгляд на религию, на добро и зло, на Божий замысел истории. И там он развил особую восприимчивость и мужество, которые могли бы подготовить его к совершенно исключительной задаче: познакомить свое поколение с Христом. Его личный мир строился в пустыне.

Слово Бога пришло к Иоанну в пустыне. Какое странное место избрал Бог, чтобы говорить. Чему можно научиться в пустыне? Я стараюсь избегать пустынь, миновать их стороной, когда это возможно. Для меня пустыни означают боль, одиночество и страдания. И никто ничего подобного не любит. Пустыня - это трудное место для жизни, в физическом или духовном плане. Но факт неоспорим: величайшие уроки можно получить в пустыне, если человек в разгаре борьбы слушает призыв Бога.

В пустыне человек узнает о засухе, потому что пустыни сухи. Иоанн учился не только бороться с засушливостью пустыни, но она, несомненно, научила его оценивать бесплодность духа тех людей, с кем он будет говорить на Иордане.

В пустыне человек учится полагаться на Бога. Жизнь в пустыне, как это поняли иудеи веками раньше, нельзя вынести без помощи милосердного Бога. Только человек, испытавший трудности, подобные тяготам пустыни, знает, что значит полностью предать себя в руки Бога, потому что больше ничего не остается.

Однако пребывание в пустыне имеет и свои положительные стороны. Пустыня - это место, где человек свободен думать, планировать, готовиться к предстоящей деятельности, чтобы потом, в назначенное время, выйти из пустыни и исполнить поручение - сказать слова, которые разоблачат ханжество и выявят поверхностное отношение, поднимут проблемы, которые касаются бездонных глубин человеческого духа. И поколение людей узнает Бога Иисуса Христа.

В пустыне человек может быть призван. Когда Иоанн противостоял сначала критиковавшим его, а затем ярости защищавшегося Ирода, чью безнравственную жизнь пророк обличал, в нем ясно проявилось это особое качество призванности: и в разгаре своей пророческой деятельности он сохранял спокойствие и ясность ума. Что-то необычное действовало в нем, давая ему независимость суждений и мудрость. Немногие могли устоять перед его проповедью.

Как же был устроен его внутренний мир, сформированный в пустыне? Откровенно говоря, библейские писатели не слишком много говорят нам об этом. Нам просто представляют свидетельство упорядоченного внутреннего мира - это тот результат, к которому мы должны стремиться. Во внешнем мире, где все кажется хаотичным и беспорядочным, Иоанн действует с уверенностью и убежденностью.

Научили ли нас чему-нибудь Саул, Иоанн и мой друг, "преуспевший лентяй"? Я думаю, что их послание очевидно. Посмотрите в себя, как бы говорят они. Чем вы живете? Чего вы надеетесь достичь в результате? И какова будет ваша реакция, если вы всего этого лишитесь?

Я заглядываю в свой внутренний мир и обнаруживаю, что почти каждый день я вынужден вести борьбу и решать, каким мне быть: как Саул или как Иоанн? Живя в мире соперничества, где достижение - это почти всё, было бы легко присоединиться к Саулу, чтобы быть вынужденным удерживать, защищать, доминировать. И я могу даже представить себя поступающим так и говорящим себе в то же время, что я делаю Божье дело. Но стресс, возникающий в результате таких действий, может быть слишком сильным.

Бывают дни, когда я, может быть, похож на Иоанна. Услышав призыв Бога, я могу осознать свою миссию. Конечно, для этого может потребоваться мужество и дисциплина, но теперь результаты - в руках Призывающего. Расту я или умаляюсь - это Его дело, не мое. Организовывать свою жизнь согласно собственным видам на будущее и оценивать себя согласно мнениям других - значит опустошать свой внутренний мир. Но действовать, основываясь на призыве Бога, - значит обладать упорядоченным внутренним миром.

 
Следующая глава
Оглавление
Ко входу на сайт

Ко входу на сайт
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU