=рассылка *Христианское просвещение*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! (Рим.1:7)

Тема выпуска:
Общение христиан: служение друг другу

По книге: Дитрих Бонхоффер. Жизнь в христианском общении (гл. 4) messia.info/bibliotk/b/bonhioff/zho4.htm#0;
Другой перевод: Жить вместе // Рашн Ресорсес Пресс + Триада, 2000

Предыдущий выпуск.

1. Умение выслушивать ближнего

Как любовь к Богу начинается со слушания Его Слова, так и любить братьев мы начинаем, учась слушать их. Любовь Бога проявляется в том, что Он не только дарует нам Свое Слово, но и обращает к нам Свой слух. Когда мы учимся слушать брата, это Божья работа, осуществляемая через нас. Христиане, особенно священнослужители, часто думают, что, находясь в обществе других людей, они всегда должны "вносить свой вклад в общение", что-то "предлагать". Они забывают, что слушание может быть большим служением, чем говорение.

Многие люди ищут того, кто их выслушает, но не находят этого стремления у христиан, поскольку христиане говорят там, где должны были слушать. Но тот, кто не слушает брата, вскоре перестанет слушать и Бога, он станет лишь лепетать или судачить в Его присутствии. Это начало духовной смерти; в конце концов останется лишь духовная болтовня и клерикальная снисходительность, облаченная в благочестивые слова. Тот, кто не умеет терпеливо слушать, будет и говорить не по существу. Тот, кто жалеет тратить время на слушание, не найдет времени ни для Бога, ни для брата, а только для своих прихотей.

Братская любовь включает обязанность выслушивать. Иногда люди слушают других невнимательно, предполагая заранее, что им скажут. Тот, кто нетерпеливо и невнимательно слушает, презирает собеседника, он лишь ждет удобного момента, чтобы начать говорить самому... Наше отношение к брату в подобных ситуациях отражает наши отношения с Богом. Неудивительно, что, отказываясь выслушивать других, мы теряем способность нести величайшее служение, которое Бог поручил нам - принять исповедь брата.

Мирская культура признаёт сегодня, что часто человеку легко можно помочь, внимательно выслушав его. Поэтому были разработаны методы психотерапии, привлекающие множество людей, в том числе и христиан. Христиане же забыли, что Тот, Кто сам был великим слушателем, дал им поручение слушать.

Чтобы произносить Слово Божье, мы должны уметь слушать Божьим слухом.

2. Готовность помочь

Второй вид служения, который мы должны исполнять друг для друга в христианской общине  - активная помощь. Вначале это простая помощь в мелких делах, каким нет числа в жизни любого сообщества. Никто не должен считать ниже своего достоинства выполнение какой-либо услуги. Тот, кто жалеет времени на оказание самой малой помощи, обычно чрезмерно высоко оценивает свою работу.

Надо быть готовым к тому, что наши собственные дела будут прерваны Богом. Бог постоянно перечеркивает наши пути и планы, посылая нам людей с их заботами и просьбами. Мы можем пройти мимо, занятые "более важными делами" - подобно священнику, который прошел мимо ограбленного самарянина. В этом случае мы проходим мимо знака Креста, поднятого вопреки нашим планам, чтобы показать нам, что мы должны идти не своим путем, а Божьим. Странно, что христиане и даже священнослужители, часто считают свою деятельность настолько важной, что не позволяют, чтобы что-то отвлекало их. Они думают, что тем самым они служат Богу, но на самом деле они пренебрегают Божьим "кривым и всё-таки прямым путем". Они не хотят, чтобы что-то нарушило их планы. Но это как раз и есть школа смирения, где мы учимся не щадить себя там, где можно послужить другим, и распоряжаться своим временем не по собственному разумению, а по распоряжению Бога.

Монахи дают обет послушания аббату, отказываясь от права распоряжаться своим временем. В жизни христианского сообщества служение друг другу заменяет этот обет. Только там, где люди не считают ниже своего достоинства совершать дела любви и милосердия, помогая другим в повседневной жизни, они могут радостно и убедительно провозглашать весть о Божьей любви и милосердии.

3. Несение бремени ближнего

"Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал.6:2). Закон Христа обязывает нас нести бремя ближнего  - разделять с братом его бремя и оказывать ему поддержку. Брат  - это бремя именно для христианина. Неверующему другой человек не в тягость  - он просто не обращает на него внимания.

Христианин обязан нести бремя своего брата. Для христианина человек является братом только тогда, когда он является бременем, а не объектом манипуляций.

Бремя людей было настолько тяжелым для самого Бога, что Ему пришлось претерпеть Крест. Бог понес бремя людей в теле Иисуса Христа. Он нес их, как мать несет свое дитя, как пастырь несет найденную овечку. Бог взял бремя людей на Себя, и оно своей тяжестью притянуло Его к земле, но Бог восстановил связь с ними. Таков закон Христа, исполненный на Кресте. Христиане призваны исполнять этот закон. Они должны страдать вместе со своими братьями. Но, что еще важнее: сейчас, когда исполнился закон Христа, они МОГУТ нести их бремя.

"Он взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни... наказание мира нашего было на Нём" (Ис.53:4-5). Писание рассматривает всю жизнь христианина как "несение креста". Христианское общение, основанное на Кресте, означает разделять с братом его бремя. Если этого не происходит, то общение не является христианским. Если кто-то в общине отказывается нести бремя другого человека, значит, он отрицает Христов закон.

Бремя для христианина - это, прежде всего, СВОБОДА другого человека. Она вступает в конфликт с нашей независимостью, тем не менее, мы должны признавать ее. Можно сбросить с себя бремя другого, отказав ему в свободе, ограничив его, совершив таким образом насилие над его личностью и навязав ему тот образ, который мы хотим в нём видеть. Но если мы предоставим Богу творить Свой образ в другом человеке, мы тем самым предоставим этому человеку свободу и разделим с ним бремя его свободы - свободы другого Божьего творения. Свобода другого включает всё, что составляет природу человека, его индивидуальность, его способности, а также его слабости и странности, которые могут испытывать наше терпение, и всё, что создает трения, конфликты и столкновения между людьми. Нести бремя другого означает окунуться в реальность этого человека, принять ее и участвовать в ней, и, в конечном счете, достичь момента, когда она будет доставлять нам радость.

Особенно трудно это там, где сильный и слабый в вере объединены в одном сообществе. Слабый не должен осуждать сильного, а сильный  - презирать слабого. Слабый должен остерегаться высокомерия, а сильный  - равнодушия. Никто из них не должен настаивать на своей правоте. Если сильный оступится, слабый не должен злорадствовать. Если же упадет слабый, сильный должен помочь ему подняться. Оба должны проявлять терпение. "Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его" (Еккл.4:10). Именно об этом говорит Писание: "... со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу с любовью" (Еф.4:2; ср. Кол.3:13).

Бывает и злоупотребление свободой, это также бремя для христианина. Нести бремя чужого греха, проявляя снисходительность ко греху другого, труднее, чем признавать его свободу, ведь в грехе нарушается связь с Богом и с ближним, рвутся отношения между людьми, которые основаны на Иисусе Христе. Но если христианин проявляет снисходительность к брату, здесь проявляется во всей полноте великая Божья милость. Не презирать грешника, а воспользоваться привилегией быть снисходительным означает не дать человеку почувствовать себя потерянным, принять его, сохранить с ним хорошие отношения, простив его. "Братия! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные исправляйте такового в духе кротости" (Гал.6:1). Как Христос был снисходителен к нам и принял нас, грешников, так и мы должны быть снисходительны к согрешающим, не отказывать им в христианском общении и прощать их грехи.

Мы должны переживать за грехи брата, а не осуждать его. В этом христианское милосердие. Ибо случался ли когда какой грех в христианской общине, за который человек не винил бы и себя: за отсутствие преданности в молитве за других, за отсутствие братской поддержки, наставления и ободрения, т.е. фактически за свой собственный грех и свою духовную леность, которые причинили вред и ему самому и его общению с братьями?

Каждый грех каждого верующего отягощает и обвиняет всё сообщество верующих. И верующие радуются тому, что наряду с болью от греха ближнего, у них есть привилегия быть снисходительным и прощать.

Ежедневно одному человеку приходится прощать. Это происходит без слов во время молитвы ходатайства. Каждый, кто не устает делать это, может рассчитывать на то, что другие братья делают для него то же самое. Тот, кто милостив к другим, знает, что милость проявляется и к нему, и только укрепляясь в ней, он может продолжать относиться милостиво к братьям.

Там, где христиане преданно несут служения слушания, действенной помощи, проявляют милость и несут бремя других, успешно исполняется самое главное и высшее служение - возвещение Слова Божьего.

 

www.messia.info/r2/1/288.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
<= предш. вып. темы