=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Христианство в XVI-XVII веках, Запад (3-4)

Этот выпуск двойной, и чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце этого выпуска – форма для выражения Вашей его оценки.

Последние выпуски по теме:

 

Подготовлено по материалам главы "Протестанская реформация и Католическая реформа" из книги:
• Романо Скальфи. "Я с вами до скончания века". Краткая история Католической Церкви, agnuz.info/library/books/romanoscalfi/page09.htm

Дополнено материалами из "Библиологического словаря" священника Александра Меня:
о М.Лютерео Ж.Кальвине.

 

начало см. здесь


 

Карл Борромео (1538-1584), епископ Миланский, являет собой великий пример того, как должна обновляться Церковь после Собора. Его называют образцом епископа в духе Тридентского Собора. Посещая отдаленные места своей епархии, он путешествует даже ночью. Во время эпидемии чумы он первый, не боясь заразы, начинает помогать больным. Продав имущество епархии (а свое собственное он раздал ранее), он подает священникам и монахам пример того, как нужно следовать своему долгу.

Филипп Нери (1515-1595). Спустя тридцать лет после того, как Лютер обвинил Рим в том, что в нем правит антихрист, мы видим этот город еще не полностью оздоровленным, но в нём уже можно найти людей высокой святости, и это становится нормальным явлением. Филипп Нери — флорентийский священник, которого впоследствии назовут "апостолом Рима". Он известен как прекрасный проповедник, подчас насмешливый, способный собирать вокруг себя молодежь. Возникает Ораторий — собрание мирян и священников, посвятивших себя благочестивым занятиям и делам милосердия. Филипп Нери устраивает "духовные карнавалы", на которых собирается до 4000 человек. Для этих собраний композитор Палестрина пишет свои оратории. В 1575 году образуется Конгрегация священников Оратория (ораториан). В уставе Филипп Нери лишь одно правило: "Ничего, кроме милосердия". В истории Церкви Филипп Нери остается святым, в котором радость и беспечность сочетаются с пламенным внутренним рвением. Истинная святость не требует изменения характера, для святости годится любой характер.

Камилл Леллисский (1550-1624). Заядлый игрок, Камилл Леллисский, обращается ко Христу в возрасте 25 лет. Прикованный болезнью (язва на ноге) к длительному пребыванию в постели, он, по совету Филипп Нери, основывает общество людей, которые посвящают себя заботам о больных. В 1591 году "Общество служителей больным" получает одобрение папы. Для его членов больница — это "школа милосердия". В отличие от других монашеских орденов, служители больным не обязаны подчиняться руководству и администрации больницы, они должны вступать в прямой контакт непосредственно с больными. Камилл занимается буквально всем, он даже сам изготовляет тюфяки для больных. "Он почти так же любил больных, как Сам Господь",— пишет о нём очевидец.

Формы милосердия Церкви бесконечны, но единственная основа его — это страстная любовь ко Христу.

 

Тереза Авильская (1512-1582). Восемнадцати лет она поступает в монастырь кармелиток со смягченным уставом. Когда ей исполняется двадцать два года, она достигает новой ступени обращения ко Христу. Через несколько лет Тереза оставляет монастырь, чтобы учредить другой, с простым уставом: молитва, умерщвление плоти и совместная жизнь. Их называют босыми кармелитками. В течение пятнадцати лет Тереза странствует по Испании и основывает маленькие монастыри, в них она учит своим примером и своими сочинениями. Так ведет себя Тереза, которую можно поставить в один ряд с выдающимися мистиками и учителями всех времен. Вместе с Екатериной Сиенской она получает официальный титул учителя Церкви. С ее именем связано имя Иоанна Креста, который некоторое время был ее духовником. Св. Иоанн Креста — реформатор мужских монастырей с уставом св. Терезы и, как и она, великий мистик.

Из Сочинений святой девы Терезы Авильской : Тот, кто имеет своим другом Иисуса Христа и следует за столь великодушным водителем, без сомнения, в силах перенести что угодно; Иисус поистине помогает и укрепляет, не изменяет никогда и любит верной любовью. Я всегда знала и сейчас вижу ясно, что угождать Богу и получать от Него великие милости мы можем не иначе, как через посредство пресвятого человечества Христа, в которое Он соблаговолил облечься.

Я это множество раз испытала, и Сам Господь мне это поведал. Я ясно видела, что мы должны проходить этими вратами, если желаем, чтобы Всевышний открыл нам Свои тайны великие. Не нужно искать других дорог, даже если вы достигли вершин созерцания, ибо на этом пути вы в безопасности. Все блага исходят от Него, Господа нашего. Он нас наставит.

 

Святые — это символ великой человечности, это обращенный ко всем призыв жить более человечно. Но доброта веры может быть лишь выбрана свободным человеком, в том же случае, если он выбирает зло, человеческая жизнь становится озверелой. Когда жестокость имеет религиозные корни, то взрыв зла вдвойне губителен. Это доказывают события во Франции, где Бурбоны и Гизы давно боролись друг с другом за власть. Бурбоны были кальвинистами, а Гизы — католиками. И те и другие подчиняли религию чисто политическим целям. Печально известный эпизод их борьбы — Варфоломеевская ночь (24 августа 1572 года), когда в Париже народ натравили на кальвинистов (во Франции их называли гугенотами) и устроили резню. При этом были убиты тысячи кальвинистов.

 

Франциск Сальский (1567-1622) — великий французский святой нового времени. Величие его заключается прежде всего именно в святости. После принятия священнического сана он направляется в Шабли — область, где преобладают кальвинисты. Его церковь посещают многие местные жители, но кальвинисты угрожают ему смертью. Смиренно и спокойно без споров и осуждения, Франциск отвечал им: "Капля меда привлекает больше, чем ложка уксуса". Уже через несколько лет он возвращает в католичество 25000 человек. Далее он поставлен епископом Женевской епархии и посвящает себя преподаванию катехизиса, особенно детям, не уклоняется также и от проповедей пером. Его "Трактат о любви к Богу" (Теофилия) — одна из наиболее читаемых книг его времени, главная цель сочинения — сделать веру привлекательной даже для самых обыкновенных людей. Св. Франциск умел показать, что добросердечие не влечет за собой слабости, что в нём сознательно выражает себя спасенное человечество.

Из "Введения в благочестивую жизнь" святого Франциска Сальского, епископа: При Творении Бог повелел растениям приносить плоды, каждому "по роду своему" (Быт 1,11). Это же повеление относится и к христианам, которые суть живые растения Его Церкви, дабы они приносили плоды благочестия, всякий согласно своему сословию и состоянию.

Благочестие должно проявляться по-разному у дворянина, у ремесленника, у слуги, у вельможи, у вдовы, у девицы и у замужней женщины. Мало того, исполнение долга благочестия следует соотносить с силами, заботами и обязанностями каждого.

Скажи мне, Филотея, приличествует ли, чтобы епископ желал жить в затворничестве, подобно картезианцам? Чтобы замужние женщины отказывались от всякого имения, подобно капуцинам? Чтобы ремесленник проводил весь день в Церкви, подобно монаху, а монах был готов к любым встречам ради служения ближнему, что составляет долг епископа? Разве не было бы такое благочестие смешным, вносящим беспорядок и недопустимым? А между тем это заблуждение наблюдается весьма часто. Нет, Филотея, благочестие ничего не разрушает, когда оно искренне, но всё совершенствует, а если оно препятствует кому-то исполнять свои обязанности, это, без сомнения, означает, что оно ложно.

Пчела извлекает мед из цветка, не повреждая его, и оставляет его столь же нетронутым и свежим, каким его нашла. Истинное благочестие еще благотворнее, ибо оно не только не наносит ущерба никакому призванию и занятию, но, напротив, придает им красоты и достоинства.

Все драгоценные камни, если их бросить в мед, обретают больший блеск, каждый в соответствии со своим цветом; так и каждый человек совершенствуется в своем занятии, если сочетает его с благочестием. Семейные заботы становятся легче, любовь между мужем и женой сердечнее, служба государю вернее и все другие заботы — приятней и сладостней.

Это заблуждение и даже ересь — желание не допускать благочестия в солдатскую казарму, в лавку ремесленника, к королевскому двору, к семейному очагу. Правда, Филотея, что благочестие, чисто созерцательное, монашеское и иноческое, можно встретить только в соответственных состояниях, но, кроме этих трех родов благочестия, есть много других, способных придать совершенства тем, кто живет в миру. И потому, где бы мы ни находились, мы можем и должны стремиться к жизни совершенной.

 

В Тридцатилетней войне, которая завершилась Вестфальским миром (1648 год), государства сражались за господство в Европе. В опустошенной войной Франции простой приходской священник вооружается милосердием, чтобы истребить все виды нищеты. Духовность Винсента де Поля (1581-1660) более соответствует духу времени, чем его друга Франциска Сальского. Его благочестие проще и прямее. Без лишних слов, в поте лица, с сумой за плечами, он просит подаяния, чтобы потом раздать его беднякам. У него необыкновенно развит здравый смысл и организаторские способности. Винсент также и мистик: внимательный к нуждам человека, он поглощен тем, чтобы выполнить волю Божию. Господь всё совершает в свое время. В нужный момент всё сделает Провидение, не раньше и не позже... Нужно полагаться на волю Божию и осуществлять ее, когда она будет четко изъявлена.

В это время недостает больниц, а те, что есть, не всегда приспособлены для лечения всех видов болезней. Св. Винсент основывает "службу для бедняков", чтобы лечить больных церковного прихода. Впоследствии она получает название Сестер милосердия. С этого начнется полное преобразование женской религиозной жизни. "Для вас дом для больных и дом настоятельницы да будут монастырем, ваша комната — кельей, приходская церковь — часовней, городская улица — оградой, послушание — затвором, страх перед Богом — решеткой, святая скромность — покрывалом", — пишет св. Винсент. Заботясь о духовных нуждах бедноты, св. Винсент учреждает Конгрегацию миссий, в которую входят священники, живущие маленькой общиной и имеющие одну обязанность — ходить от селения к селению и нести людям проповедь.

Из "Духовных посланий и речей" св. Винцента де Поля: Не следует определять наше отношение к бедным ни по их внешнему виду, ни по их внутренним свойствам. Мы должны смотреть на них в свете веры. Сын Божий пожелал Сам быть бедным, и чтобы Его представляли бедные. В страстях Своих Он почти не имел и образа человеческого; Он казался безумием для язычников и соблазном для иудеев; Он же называет Себя благовестником бедных: "Он помазал Меня благовествовать нищим" (Лк 4,18).

Нам подобает делать то, что делал Иисус: лечить бедных, утешать их, помогать им, поддерживать их.

Он Сам пожелал родиться бедным, допускать бедных к общению с Собой, служить бедным, ставить Себя на их место, и даже говорил, что добро и зло, которое мы творим беднякам, для Него словно то, что мы делаем Ему Самому. Бог любит бедных, а следовательно, Он любит тех, кто любит бедных. И впрямь, когда кого-то очень любишь, то переносишь это чувство и на его друзей, и на его слуг. И потому мы вправе надеяться, что из любви к ним Бог полюбит и нас.

Отправляясь навещать их, постараемся их понять, чтобы страдать с ними вместе и привести себя в расположение духа того апостола, который сказал: "Для всех я сделался всем" (1Кор 9,22). Попытаемся же стать восприимчивыми к страданиям и несчастьям ближнего. Будем молить Бога о том, чтобы Он дал нам духа милосердия и любви, чтобы мы им исполнились и его сохранили.

Служение бедным следует предпочесть всему прочему. Нельзя медлить. Если в час молитвы вам нужно отнести лекарство или вспомоществование бедному, идите со спокойной душой.

Предложите Богу ваши дела в соединении с усердием в молитве. Вы не должны тревожиться и полагать, что погрешили против благочестия, если прервали молитву для служения бедным. Это не значит оставлять Бога, когда оставляешь Его для Господа, то есть одно богоугодное дело для другого. Если вы прерываете молитву, чтобы помочь бедняку, — знайте, что такое дело есть служение Богу. Милосердная любовь превыше всяких правил, и все должно с ней соотноситься. Она важная госпожа: нужно исполнять ее повеления.

Все те, кто полюбят бедных при жизни, вовсе не познают страха смерти. Будем же с новыми силами любить бедных и искать самых убогих. Они — наши господа и властители.

"Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, для немощных был как немощный. Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых".

Я был глазом для слепого, ногой для хромого, отцом я был для бедных.

"Для всех я сделался всем, чтобы спасти, по крайней мере, некоторых".

Наряду с истинными святыми встречаются также и ложные. Церковь указывает путь, по которому должен следовать человек для того, чтобы он не мог сбиться с дороги, хотя бы и имея благие намерения. Корнелий Янсен (1585-1638), называемый Янсением, представляет собой образцового епископа, безупречного, с точки зрения морали и благочестия. Но в своих писаниях он изображает Бога как судию, который прежде всего любит приговаривать людей по Своему усмотрению. При этом почти исчезает свобода человека, и остается грозная божественная воля, рабом которой является человек. Так рождается ригористская мораль — суровая, покаянная и трагическая.

Зародившись в Бельгии, в университете Лувена, янсенизм распространяется более всего во Франции благодаря Жану Дювержье, аббату Сен-Серанскому, признанному духовнику монахинь, блестящему проповеднику, тщательному блюстителю всех правил. Трагизм заключается в том, что часто янсенистами становились именно благочестивые люди. Но недостаточно одной добродетели, чтобы быть хорошим христианином. Немного чувства юмора не мешает даже в отношении святости.

 

Абсолютистское государство. Во второй половине ХVII века почти всюду в Европе формируется новая политическая организация, которой суждено господствовать полтора века. Это сильное государство, консолидирующееся вокруг личности правителя. Королю теперь не нужен парламент. Наиболее полное выражение абсолютизм получает прежде всего во Франции при Людовике ХIV, который в 1655 году недвусмысленно произносит: "Государство — это я". Исключение, впрочем, только формальное, представляет Англия. Здесь обезглавливают короля и провозглашают республику. Власть в ней принадлежит Оливеру Кромвелю, который устанавливает в республике пуританскую теократию. Закрываются театры, другие места развлечений; преследуются любые формы религиозности, кроме пуританской.

Абсолютизм Людовика ХIV вскоре демонстрирует свое извращенное лицо по отношению к религии. Сомнительное желание единства и ясное желание власти приводит к отмене Нантского эдикта (1598), который давал свободу вероисповедания гугенотам. Против гугенотов начинаются гонения, многих подвергают аресту, а остальные вынуждены эмигрировать. Что рвение к католицизму у Людовика носит нездоровый характер, становится ясным, когда он оказывает поддержку учению, называемому галликанизмом. Его главный представитель — Эдмонд Рихтер, который отстаивает независимость национальных Церквей, прежде всего французской (галликанской). Людовик ХIV созывает духовенство Франции для того, чтобы одобрить галликанские идеи, но этому жестко противится святой и непримиримый папа Иннокентий XI. В результате государь вынужден хотя бы частично отступить. Но галликанизм продолжает жить во Франции еще многие годы.

История учит, что корыстная защита столь же опасна, сколь и открытая враждебность. Когда вера, необходимая для всеобщего спасения, подчиняется национальным интересам, то в результате она предает сама себя и не приносит пользы нации.

 

Балканские земли находятся под турецким владычеством и там, главным образом, в южных областях, наряду с многочисленными мусульманами и православными можно встретить и немало католиков. Они, прежде всего, живут в Боснийской Герцеговине и в Словении, но католические общины имеются также и в Болгарии.

Жизнь христиан при турецком владычестве нельзя назвать ни идеальной, ни трагической. Существование христиан — это некая реальность, принимаемая турками, но у христиан мало возможностей для публичного самовыражения. Благодаря активности францисканцев в Софии уже в 1601 году поставлен католический епископ. В 1663 году турки осаждают Вену, но Габсбурги при поддержке польского войска Яна Собесского — главнокомандующего христианских войск — отбрасывают их назад, преследуют и обращают в бегство. В первый раз турки уходят с завоеванных земель; спустя несколько лет христианская армия освобождает Буду, старинную столицу Венгрии, а затем и Белград.

 

Блез Паскаль (1623-1662) — выдающийся математик и ученый. Его известность достигает наивысшей точки после опубликования труда "Новые опыты относительно вакуума" (1647). В 1654 году, после того, как он едва избежал смерти, его мысли обращаются к Богу. Он поселяется недалеко от монастыря Пор-Рояль, где живет его сестра монахиня, и целиком отдается молитве. В эти годы он часто болеет и пишет "Мысли" — работу, которая должна стать основой для его главного сочинения в защиту веры. Работа не была написана до конца — Паскаль умер в возрасте всего лишь 39 лет. Но его "Мысли" останутся фундаментальным сочинением в любую эпоху, к нему будут обращаться вновь и вновь, чтобы постигнуть тайну веры. "Сердце имеет свои права, неизвестные уму", — пишет Паскаль. Подлинность его веры, хотя и вдохновленной янсенистской идеей, возвышает Паскаля над любыми теориями. Хотя и являясь ригористом, он способен написать: "3алог счастливой и благополучной жизни — в том, чтобы быть в мире с Богом и с природой".

Человек зависит от своего времени и от ситуации, но если его сердце чисто и открыто благодати, то его жизнь всегда определяется присутствием Христа, Который его спасает. "Ты бы меня не искал, если бы Ты меня не нашел".

Из "Мыслей" Паскаля: Коль скоро люди не могут победить смерть, нищету, невежество, то, чтобы стать счастливыми, они решили об этом не думать.

Невзирая на все свои беды, он хочет быть счастливым и не может этого не хотеть. Но как за это приняться? Для счастья ему надо бы стать бессмертным; поскольку этого он сделать не может, то счел за благо не давать себе думать о смерти.

Единственное, что утешает нас в наших несчастьях, — это развлечение. А между тем развлечение — величайшее из наших несчастий. Это оно больше всего мешает нам думать о самих себе и незаметно нас губит. Без него мы стали бы скучать, и скука заставила бы нас искать более надежного средства от нее избавиться; но развлечение нас забавляет и позволяет приблизиться к смерти незаметно.

Мы никогда не задерживаемся в настоящем. Мы вспоминаем прошлое; мы предвкушаем будущее, словно хотим поторопить его слишком медленный шаг, или вспоминаем прошлое, чтобы сделать его не столь мимолетным. Мы так неосмотрительны, что блуждаем по недоступным нам временам и вовсе не думаем о том единственном времени, которое нам принадлежит; так легкомысленны, что мечтаем только о воображаемых временах и без рассуждений бежим от единственного существующего на деле. Это потому, что настоящее обычно нас ранит. Мы его прячем с глаз долой, потому что оно нас удручает, а если оно нам приятно, то жалеем, что оно ускользает. Мы пытаемся удержать его в будущем и предполагаем распоряжаться такими вещами, которые вовсе не в нашей власти, в том времени, до которого мы вовсе не обязательно доживем.

Пусть каждый разберется в своих мыслях. Он увидит, что все они заняты прошлым или будущим. Мы почти не думаем о настоящем, а если и думаем, то лишь для того, чтобы в нём научиться получше управлять будущим. Настоящее никогда не бывает нашей целью.

Прошлое и настоящее для нас средства; только будущее — наша цель. И, таким образом, мы вообще не живем, но лишь собираемся жить и постоянно надеемся на счастье, но с неизбежностью никогда не добиваемся его.

 

В эпоху интенсивной духовной жизни рождаются не только святые. Появляются движения, которые чрезмерно акцентируют некоторые аспекты духовности в ущерб другим. Истина симфонична (или антиномична, как говорят иные), то есть способна слить в гармоничном единстве разные компоненты духовной жизни. Говорят, что любая ересь — это обезумевшая правда.

Квиетисты, в противоположность иезуитам, подчеркивающим важность человеческой воли в деле спасения, проповедуют совершенную пассивность в общении с Богом. Подлинная мистика содержит в себе элементы квиетизма, на самом деле, в предпосылке молитвы заключается внутреннее смирение и доверчивая самоотдача, но подлинная мистика никогда не осуждает милосердия, как и истинное милосердие никогда не отрицает мистики.

Квиетизм идет из Испании, оттуда он проникает в Италию и во Францию. Это учение отрицает молитву как прошение и вместе с тем придает ей в моральном отношении большое значение: ничего не желать, ничего не делать, а только "молиться о покое".

Полемика по поводу квиетизма между французскими епископами Боссюэ и Фенелоном носит очень острый характер. Боссюэ — известный проповедник и человек, умеющий приспосаб ливаться к обстоятельствам, его позиции близки к янсенизму; Фенелон исполнен истинного благочестия и безусловной верности Церкви. Остроумие Боссюэ, а также различные политические козни приводят к тому, что он осуждает некоторые положения Фенелона, которые можно истолковать и в квиетистском духе. Фенелона осуждают, он вынужден уничтожить свою книгу. "Бог да не захочет, — провозглашает он с амвона, — чтобы мы, вспоминая об этих событиях, не могли сказать: пастырь признал свой долг быть более послушным, чем последняя овечка в стаде". Современник так говорит о нём: для христианина мало быть правдивым, для философа же этого достаточно. Но быть правым и терпеливо позволять, чтобы тебя считали неправым, — это значит победить зло добром. Для истины больше делается, когда она становится сутью жизни, чем когда за нее сражаются.

 

В конце ХVII века процветает множество форм набожности, которые являются католическим ответом протестантизму. По всей Европе возникают новые храмы, посвященные Святой Деве, куда стекаются верующие паломники. В этом веке, как протест против многих оскорблений, особо интенсивный характер приобретает почитание Святых Таинств. Укореняется практика поклонения Святым Дарам, которые выставляются на сорок часов. Во Франции учреждается женский орден, посвященный главным образом, непрерывному поклонению Святым Дарам,— Бенедиктинки Святых Даров. Конец ХVII века — также время расцвета братств (основанных на манер средневековых объединений по профессиям); они имеют духовный характер и посвящают себя каким-либо особым духовным практикам: Братство Святых Даров, Братство Розария и другие.

Всё это рождается как ответ протестантизму, а также вызвано желанием включить религиозность в повседневную жизнь.

 


Дополнительные материалы по теме:

Хронологический указатель в Библиотеке свящ. Якова Кротова:
XVI век; XVII век
• Йозеф Лортц: Реформация, католическая реформа, Контрреформация. Католическая реформа

Персоналии XVII века:

Я.Бёме. Декарт. Ф.Бэкон. Дж.Донн. Кеплер. Галилей. Г.Гроций. Ван Дейк. Арминий. Рембрандт. Спиноза. Бэньян. Ларошфуко . Мильтон. Траэрн. Т.Гоббс. Лейбниц. Ньютон. Ж.Гийон.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей. Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо! (Втеле можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.info/r2/2/258.htm
Архив рассылки, формы подписки -> www.messia.info/r2/
Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.info
>Форум сайта< 
Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме