=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Послания апостола Павла

Этот выпуск тройной, и чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: неизвестен (возможно, это отредактированный впоследствии текст свящ. Александра Меня).
Из "Брюссельской" Библии
("Комментарий к книгам Ветхого и Нового Завета" в кн.: Библия в русском переводе с приложениями. 4-е издание. Изд. " Жизнь с Богом", Брюссель, 1989.)
bible-center.ru/commentgroup?comm=brs89&id=pavel

 
серия "Библия" 
 (4220 слов)
 

 

> ПОСЛАНИЯ СВ. АП. ПАВЛА

> 1. Послания св. апостола Павла являются — после Евангелий — важнейшим документом священной НЗ-ной письменности. Обращенные к отдельным церковным общинам, они еще при жизни апостола пользовались авторитетом у многих христиан: их читали на молитвенных собраниях, переписывали, распространяли. Как показывают Деяния и Послания, св. Павел был не единственным учителем и благовестником первохристианства. Наряду с ним трудились и другие. Существовали круги влияния ап. Петра, ап. Иоанна, Иакова Брата Господня. Далеко не всюду благовестие св. Павла встречало полное понимание. Но постепенно уже к концу I в. Церковь приняла его Послания как боговдохновенное апостольское выражение основных истин евангельского учения. То, что эти истины были открыты человеку, который не знал Иисуса Христа во время Его земной жизни, свидетельствует о непрекращающемся действии Сына Божия и Духа Господня. Во времена проповеди св. Павла четырех канонических Евангелий еще не существовало. Когда же они появились, стало очевидным, насколько подлинный Дух Христов пронизывал его благовестие и богословие.

> 2. Сведения о жизни ап Павла содержатся в Деяниях и Посланиях. Здесь укажем лишь основные вехи биографии "апостола народов". Савл (Павел) родился в Тарсе Киликийском на юге Малой Азии в первые годы по Р.Х.. в семье ревностных почитателей Закона, принадлежавших к школе фарисеев (Деян 22:3; Флп 3:5). Родители отправили его в Иерусалим, где он учился у "патриарха" фарисеев Гамалиила I (Деян 22:3). В 35-36 гг. Савл был свидетелем и участником расправы над св. Стефаном и ожесточенно преследовал христиан-эллинистов (Деян 7:68; 8:1,3; Гал 1:13-14). Тогда же произошло его внезапное обращение (Деян 9:1-19; 22:4-16; 26:12-18; Гал 1:15). Став последователем Христа, Савл три года жил в Набатее (Гал 1:17), проповедовал в Дамаске, где подвергся первым преследованиям (Деян 9:19-25). Около 39 г. он посетил Иерусалим и познакомился с апп. Петром и Иаковом (Гал 1:18-19). С 39 по 43 гг. он оставался на родине в Тарсе, откуда его призвал ап Варнава для участия в работе на ниве Господней (Деян 11). В 46 г. он привез пожертвования иерусалимским христианам (Деян 11:28-30). С 45 по 49 год длилось 1-е миссионерское путешествие св. Павла (совместно с апп.  Варнавой и Марком). Он посещает о. Кипр и города Памфилии и Писидии (юг М. Азии). В 49 или 50 г, он снова в Иерусалиме, где происходит "апостольский собор", отменивший для христиан-неевреев обязанность соблюдать ВЗ-ные обряды. С 50 по 52 Павел обходит Сирию, Малую Азию и впервые высаживается на европейском берегу. Он основывает церкви на Балканах (2-е миссионерское путешествие, Деян 15:36-18:22). 3-е путешествие было предпринято с целью посетить и духовно укрепить уже прежде основанные им общины (Деян 18:23-21:16). Апостол обходит города М. Азии, Македонию, Грецию и отплывает из малоазийского порта Милета в Палестину. В 58 г. апостол прибыл в Иерусалим. Там он подвергся нападению фанатиков и был под конвоем доставлен в Кесарию, резиденцию римского прокуратора (Деян 21:27 сл). Два года апостол Павел находился в заключении. Он отклонил предложение правителя Феста быть судимым в Иерусалиме и потребовал суда кесаря (Деян 25:9-11); его отправили на корабле в столицу. Он достиг берегов Италии и в 60 г. прибыл в Рим. Рассказ Деян обрывается на 63 г. Есть основание полагать, что Павел был оправдан и осуществил свой замысел посетить западную границу империи, Испанию (Рим 16:23-24). Когда он вторично приехал в Рим (ок. 67 г.), его вновь арестовали (2Тим 1:15-17) и приговорили в смерти. К этому времени имперские власти уже знали о существовании христиан (в 64 г. впервые было казнено "огромное множество" верующих во Христа, которых обвиняли в поджоге города). Как римский гражданин св. Павел был обезглавлен.

> Проследить судьбу Павловых Посланий значительно труднее, чем события его жизни. Неизвестно, кто и когда собрал в одну книгу избранные послания апостола (в сборник вошли далеко не все, ср. 1Кор 5:9). В 2Петр 3:15-16 содержится намек на существование такого сборника. Послания Павла известны св. Клименту Римскому (90-е гг. I в.), св. Игнатию Антиохийскому (начало II в.) и св. Поликарпу Смирнскому (ок 110-120 гг.). В конце II в. канон Муратори уже включал 13 Посланий Павла (кроме Евр) в состав Св. Писания. Ок. 144 г. еретик Маркион опубликовал первый известный нам сборник Посланий (Гал 1-2, Кор, Рим, 1-2 Фес, Еф, Кол, Флп, Флм; ср. св. Епифаний. Против ересей, 42).

> 4. Ап Павел говорит о "своем благовествовании", но это отнюдь не значит, что он считает себя основателем новой религии и проповедует собственное учение (Рим 2:16; Рим 14:24); ни на минуту не дает он своим читателям забыть, что видит в себе только последователя, служителя, апостола Иисуса Христа. "Павлово Евангелие" имеет четыре источника, на которые он сам вполне определенно указывает: 1) непосредственное откровение, полученное апостолом от Христа Воскресшего (см, напр., Гал 1:11-12); 2) все то, что Павел "принял" через свидетелей земной жизни Господа и через апостольское Предание (Деян 9:10 сл; 1Кор 7:10,25; Рим 6:17; Гал 1:18); 3) Свящ Писание ВЗ, в котором апостол видел подлинное Слово Божие (2Тим 3:16); 4) Предание ВЗ-ной Церкви, особенно то, которое получило развитие в эпоху Второго Храма. Многие богословские понятия и толкования св. Павел усвоил в школе своих учителей-раввинов (в частности, Гамалиила). Следы влияния на апостола эллинистической мысли незначительны. Он едва ли был начитан в произведениях античных авторов. В Посланиях можно найти лишь косвенные намеки на их доктрины (например, стоицизм), которые были широко распространены в ту эпоху.

> Богословское учение ап Павла есть благовестие о спасении и свободе. В кратких чертах его можно свести к следующей схеме. Замысел Творца направлен на благо всего творения. Этот замысел является "тайной" Божией, которая открывается людям постепенно. Темные силы, восставшие против Создателя, противятся осуществлению божественной Воли. Они внесли в природу тление, а в жизнь людей — грех. Поскольку же человечество создано как некий единый сверхорганизм ("Адам"), его зараженность грехом стала препятствием для приобщения Адама к высшему божественному Благу. Первозданный ("Ветхий") Адам есть, однако, лишь образ (прообраз) грядущего обновленного и спасенного человечества, душой или главой которого стал "Новый Адам", Христос. Ап. Павел не употребляет мессианского титула "Сын Человеческий", поскольку он был мало понятен его читателям-неевреям. Тем не менее само понятие о Сыне Человеческом как Мессии, в Котором пребывают все верные (Дан 7:13-14,18,27), Павел сохраняет. Его искупительную миссию апостол рассматривает в свете пророчества о Рабе (Служителе) Господнем (Ис 53). В соответствии с учением позднего иудейства, ап Павел делит Священную Историю на два эона (века) — старый и новый, т.е. мессианский, наступивший с момента явления Иисуса. В новом эоне Закон Ветхого Завета уже перестает быть обязательным, ибо Мессия открывает иной, более совершенный путь спасения. В старом эоне (ВЗ) царствуют сатана и грех. Чтобы люди осознали свое несовершенство, им был дан Закон Моисеев. Но возможность побеждать зло приносит не Закон, а благодатная сила, идущая от Христа. Соединившись с падшим человечеством, Безгрешный дарует грешникам спасение. Оно осуществляется в духовном единении со Христом через доверие к Нему, веру в Него. Вера есть акт свободной воли. Вера не сводится к исполнению того или иного обрядового и этического регламента, она — "жизнь во Христе", "подражание" Ему, мистический союз с Ним, делающий верных единым Телом Христовым. Иисус есть единственный "Ходатай", Посредник между Божеством и тварным миром, ибо Он соединяет в Себе божественное Начало и начало человеческое. Внешними знаками свободного принятия веры являются Крещение и Евхаристия, а в повседневной жизни — любовь, деятельное добро, служение ближним. Без любви даже вера не имеет силы, не является подлинной верой. Завершение земной истории и Божиего замысла апостол видит в полной победе Света и уничтожении греха и смерти. Общим воскресением и жизнью будущего века увенчаются спасительные деяния Господни.

> Стиль Посланий ап. Павла в высшей степени своеобразен. Обычно он диктовал их, и поэтому они сохраняют отпечаток живой, непосредственной речи. В них сочетаются вдохновенная проповедь, увещания, полемика, богословские размышления, автобиографические элементы, обсуждение частных проблем и житейские просьбы. Порой послания апостола переходят в настоящие гимны и молитвы, вводящие нас в мир мистического опыта святого. Написанные в напряжении всех душевных сил, Послания отражают характер, переживания, нравственный облик автора. На первый взгляд в них нет ясной последовательности мысли, но при более внимательном чтении всегда вырисовывается ее основное направление.

> Павел владел древнееврейским, арамейским и греческим языками (быть может, и латинским), и это сказалось на его Посланиях. Построение их выдает человека семитской культуры, однако хорошо усвоившего греческую манеру выражаться. Писание он цитирует по Септуагинте; образы и дух Библии пронизывают каждую строку Павла.

> Послания были написаны между 50-ми и 60-ми годами (подробнее о датировке <см. ниже>).


(Ниже приводим другие статьи "Брюссельской Библии" и выдержки из них.)

Послание к римлянам <(Рим)> стоит в сборнике первым, поскольку в нём ап.  Павел наиболее полно изложил свое богословское учение. С I в. вплоть до нашего времени оно оказывало огромное влияние на христианскую мысль.

> Подлинность Послания не вызывала сомнений даже у самых осторожных критиков. Оно было написано ок. 58 г., в конце 3-го миссионерского путешествия апостола, незадолго до его последней поездки в Иерусалим (Рим 15:25-31). В то время он еще ни разу не бывал в Риме, но столица мировой державы давно влекла "апостола язычников". Там он надеялся найти большее понимание, чем в провинциях. Предваряя свое посещение этого города, Павел написал Послание тамошней Церкви, желая изложить перед ее членами основы своей проповеди.

(далее)

 

> 1-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ# <(1Кор)>

> Большой греческий город Коринф, расположенный на перешейке между Адриатическим и Эгейским морями, стал при императоре Августе главным городом провинции Ахайи, обнимавшей всю Грецию. Сознавая значение Коринфа, Павел проповедовал в нём более 18 месяцев (Деян 18:1-18) с конца 50-го до середины 52 г. Ему удалось основать большую цветущую общину, состоящую главным образом из небогатых горожан (1Кор 1:26-28); но вскоре, после того как он отплыл в Ефес, в среде коринфских христиан возник кризис.

> Очаг греческой культуры, место скрещения различных религий и течений мысли, Коринф приобрел печальную известность из-за царившего в нём разврата. В атмосфере языческой столицы новообращенные испытывали различные затруднения. Цель послания Павла — помочь им преодолеть эти трудности.

> Первое "доканоническое" <(не сохранившегося и потому не вошедшего в канон Библии)> послание Павла (<упоминаемого в> 1Кор 5:9-13) не сохранилось. Позднее в Ефесе, в предпасхальный период 57 г. (1Кор 5:7 сл; 16:5-9; ср. Деян 19:21), он написал Коринфянам новое послание, которое в Библии именуется 1Кор. В нём он отвечал на некоторые вопросы, заданные прибывшими в Ефес коринфскими христианами (16:17), разъяснял недоразумения, возникшие в связи с проповеднической деятельностью красноречивого Аполлоса, о чём ему сообщили "домашние Хлоины" (1:11).

> Тревожное положение Церкви Коринфа побудило ап Павла дать ей ряд указаний, относящихся к важнейшим вопросам христианской жизни. 1) Он осудил враждующие между собой группировки в Церкви; 2) решительно потребовал принятия мер против нарушителя нравственности; 3) разъяснил свою позицию в вопросе о браках между христианами и язычниками; 4) обрисовал христианский идеал брака и безбрачия; 5) дал ответ сомневающимся относительно "идоложертвенной" пищи; 6) коснулся социального вопроса (в частности, вопроса о рабах); 7) призвал женщин к скромному поведению, настаивая при этом, что перед Богом женщина и мужчина равны; 8) указал на необходимость благоговейно и достойно совершать евхаристические вечери; 9) пояснил, что всем духовным дарованиям принадлежит свое законное место в жизни Церкви; 10) объяснил, как должен относиться христианин к обетованию всеобщего воскресения. Многие его советы обусловлены определенной исторической эпохой, однако суть преподанного им учения имеет неизмеримо более широкое значение.

> Апокалиптические описания последних дней (1 и 2 Фес) сменяются в 1Кор более убедительными доводами, которыми Павел стремится обосновать христианскую надежду на воскресение во плоти, чуждую представителям греческой культуры (1Кор 15). Противопоставляя безумие Креста эллинской мудрости, он хочет вразумить коринфян, у которых возникли распри из-за их приверженности разным учителям, проповедовавшим им христианство. Апостол напоминает им, что есть только один учитель, Христос, одна вера, одно спасение через Крест, и в приятии его заключается подлинная мудрость (1Кор 10:4-13).

 

> 2-е ПОСЛАНИЕ К КОРИНФЯНАМ# <(2Кор)>

> Вскоре после написания 1Кор смута, возникшая в коринфской общине, побудила апостола во второй раз посетить коринфян и "огорчить их" суровыми увещаниями (2Кор 1:23-2:1; 12:14; 13:1-2); он обещал им снова "прийти к ним" (2Кор 1:15-16). Однако новый инцидент — оскорбление его посланца — (2Кор 2:5-10; 7:12), заставил его написать строгое послание "от великой скорби и стесненного сердца" (2:3 сл), произведшее положительное действие (7:8-13). Павел узнал об этом от Тита, уже находясь в Македонии (2Кор 1:12 сл; 7:5-16), и тогда написал 2Кор к концу 57 г. Он, по всей вероятности, снова посетил их, когда отправился в Македонию (Деян 20:1 сл; ср. 2Кор 9:5; 12:14; 13:1-10), прежде чем направиться в Иерусалим, где и был взят под стражу. Было высказано предположение, что 2Кор 6:14-7:1 — фрагмент первого <"доканонического"> послания (1Кор 5:9-13); главы 10-13 своим резким тоном также отличаются от предыдущего изложения. Авторство Павла в данном случае не оспаривается, но некоторые экзегеты высказывают мнение, что во 2Кор включены тексты Павла, не входившие вначале в это послание. Главы 10-13 являются замечательным свидетельством Павла о величии апостольского делания, об испытаниях апостола ради Христа и о видениях и откровениях Господа, которых Павел сподобился. Даже такая утилитарная тема, как сбор денег для бедных иерусалимской Церкви, проникнута его заботой о братских отношениях между членами христианских общин.

 

#Послание к Галатам (<Гал>) имеет много общего с Рим и 1-2 Кор. С одной стороны, это произведение глубоко личное, имеющее, как 2Кор, автобиографический характер. С другой стороны, Гал развивает ту же тему, что и Рим, — тему отношения Евангелия и Закона. В критический для Церкви период "апостол народов" ставит ее членов перед выбором: либо заключить христианство в узкие рамки национальной обрядовой системы, либо найти в себе смелость принять Благую Весть о свободе чад Божиих.

> Галатией называлась вначале внутренняя область Малой Азии (район Анкиры — совр. Анкара, столица Турции), заселенная около 300 г. до Р.Х. кельтским племенем Галатов (Галлов). Войдя в состав Римской империи, она образовала вместе с присоединенными к ней южными областями — Фригией, Ликаонией и Писидией — обширную провинцию, сохранившую название "Галатия". Южную часть Галатии Павел посетил еще во время своего первого путешествия (45-49 гг.). Некоторые церковные историки высказали предположение, что послание к Галатам обращено только к жителям южной части этой провинции. Но более обоснованным следует считать мнение других исследователей, утверждающих, что Павел не ограничился обходом прежде основанных им на юге общин, но посетил и другие места, и что послание к Галатам, направленное им вскоре после второго посещения их, было написано в Ефесе, где он находился с 54 по 57 гг.

> В галатских общинах большинство членов были по происхождению язычниками; остальные — иудеохристианами. В среде последних возникло недоверие к апостолу язычников, перешедшее в его отсутствие в открытую вражду. Противники Павла оспаривали законность его полномочий и истинность его благовестия, так как он учил, что Евангелие отменяет обрезание и не требовал от крестившихся исполнения предписаний — обрядовых и бытовых — закона Моисея. Вчерашние язычники, галаты легко согласились с точкой зрения врагов Павла: ведь для них религия всегда казалась связанной со строгим ритуальным регламентом. Проповедь духовной свободы и спасения через веру была им гораздо менее понятна, чем идея Закона. Поэтому они подчинились требованию законников, пришедших из Иудеи, тем более, что в книгах ВЗ они нашли, казалось бы, полное подтверждение таким требованиям. Стать на точку зрения законничества означало для галатов отказаться от авторитета ап. Павла, основателя их общины. Узнав об этих событиях, апостол пишет послание, проникнутое глубокой скорбью. Он свидетельствует, что "его Евангелие" дано ему как Откровение Самим Господом, что спасающая вера во Христа освобождает людей от ига Закона. Закон был дан как временный порядок жизни, чтобы подготовить людей к принятию Искупителя. После явления Мессии режим Закона теряет свою силу. Спасает человека не следование правилам, а живая вера, доверие к Спасителю, сила духа, которая приносит плоды любви, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания. То, чего люди не смогли достичь, находясь под страхом Закона, становится возможным при содействии благодатной силы Духа.

> В подлинности послания никто из серьезных исследователей не сомневался. Первые цитаты из него встречаются у св. Климента Римского (90-е гг.). Во II в. его постоянно цитируют как церковные писатели, так и еретики.

 

> ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМ# <(Еф)>

> Ефес <(точнее: Эфес)> был главным городом Римской провинции Асии. В течение своего второго путешествия апостол пробыл там недолго (Деян 18:19-21; 19). Народное волнение, поднятое мастером Димитрием (Деян 19:23-20:1), заставило апостола расстаться с горячо любившей его общиной (Деян 20). К ней и обращено это послание — одно из четырех, написанных Павлом во время его заключения (Еф, Кол, Флм, Флп). Первые три были отправлены одновременно; послания к Ефесянам и Колосянам вез сотрудник Павла Тихик, Флм — раб Онисим (Кол 4:9; Флм 10 сл). В период написания этих посланий апостол по-видимому надеялся на скорое освобождение (Флп 1:25-26; Флм 22). В свете Деян 28:30-31 следует отождествить "узы" Павла с его пребыванием в Риме в ожидании суда. Соответственно дата <написания> Еф колеблется между 61 и 63 гг., причем 63 г. более вероятен, поскольку послание отражает углубление мысли апостола и раскрытие новых аспектов его богословского учения. Послание к Ефесянам отличается литургическим стилем, наличием вероучительных тем, отсутствующих в других посланиях. В центре внимания апостола — Церковь, тело Христово. Он созерцает его в масштабе всей вселенной, в "полноте Наполняющего всё во всём" (1:23). В этом высочайшем созерцании, которое можно назвать вершиной богословских прозрений Павла, апостол возвращается к прежней тематике, чтобы синтезировать ее на более глубокой основе. Он передумывает посл. к Рим., завершившее предыдущий этап его размышлений. Апостол не только вспоминает свои прежние взгляды на греховное прошлое человечества, но и пересматривает тревожившую его проблему (Рим 9-11) взаимоотношения иудеев и христиан из язычников. На этот раз он видит ее в умиротворяющем свете небесного Иерусалима, царстве прославленного Христа, примирившего иудеев и язычников "с Богом посредством креста... и соделавшего из обоих одно... так что через Него и те, и другие имеем доступ к Отцу" (Еф 2:11-22). Это участие язычников в спасении Израиля во Христе есть великая тайна (1:3-9), созерцание которой на закате жизни исполняет его душу благоговением и благодарностью. Он размышляет о бесконечной мудрости Божией, раскрывающейся в этой тайне (Еф 3:3 сл; Кол 2:3), о неисследимых богатствах Христа, которые в ней проявляются, об избрании его, "наименьшего из святых", "по дару благодати Божией" быть служителем этой тайны (Еф 3:2-8). Это домостроительство спасения осуществилось по этапам, согласно вечному замыслу Божию, и оно завершается в браке Христа со спасенным человечеством в лоне Церкви (5:22-32).

> На Еф ссылается уже св. Игнатий Антиохийский, о нём говорят как о творении Павла св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, автор Мураториева канона, Тертуллиан, Ориген и другие христианские писатели II-III вв.

 

> ПОСЛАНИЕ К ФИЛИППИЙЦАМ# <(Флп)>

> В македонском городе Филиппах, процветавшем при царе Филиппе, отце Александра Великого, Павел, впервые, во время своего второго путешествия (49-52 гг), ступив на европейский материк, основал немногочисленную, но ревностную христианскую общину (Деян 16:9-40). Вначале в нее вошло небольшое число иудеев и прозелитов, у которых в городе не было даже синагоги; они собирались на молитву у берега реки в окрестностях Филипп. Маленькая община, беззаветно преданная апостолу, служила для него опорой и утешением. Только от филиппийцев он соглашался принимать денежную помощь, зная искренность их чувств и верность ему. Во время своего третьего путешествия Павел дважды посещал Филиппы (Деян 20:1-6). Находясь вдали от дорогой его сердцу общины, он постоянно поддерживал с ней связь. Когда он находился в заключении, филиппийцы послали к нему в качестве помощника Епафродита, который привез узнику пожертвования Церкви, самоотверженно служил ему и был "близок к смерти", трудясь на ниве Христовой (Флп 2:30). Павел называет его братом, сотрудником и сподвижником (2:25), из чего можно заключить, что в Филиппах Епафродит был одним из руководителей общины. Когда он поправился, апостол, зная о его желании вернуться домой, отправил его в Филиппы и снабдил благодарственным посланием, в котором выражает надежду послать к ним вскоре и Тимофея. Послание внушено сердечной потребностью общения с верной паствой и проникнуто стремлением оградить ее от различных опасностей, ей угрожающих (1:28 сл; 3:2,18 сл); в нём содержится также призыв к единству и смирению, образом которого является сам Христос (2:6-11). Мы имеем здесь свидетельство первостепенной важности о вере на заре христианства в божественность Христа.

> Многие экзегеты полагают, что послание было написано Павлом во время его первого заключения в Риме (61-63 гг.). В таком случае между помощью, посланной ему филиппийцами в 45-52 гг. (Флп 4:10,16), и той, которую они отправили ему в 60-е годы, был долгий перерыв. Это показалось некоторым экзегетам не вполне правдоподобным. Принимая также во внимание легкость общения апостола с филиппийцами через Епафродита, они высказали предположение, что Павел написал это послание во время своего трехлетнего пребывания в Ефесе, где, как апостол сам утверждает (1Кор 15:32; 2Кор 1:8-10), он и Тимофей "отягчены были чрезмерно и сверх силы". <...>

> Подлинность послания не подвергается сомнению; оно было известно ранним Отцам Церкви: св. Поликарп ссылается на него в собственном послании к филиппийцам.


> ПОСЛАНИЕ К КОЛОССЯНАМ# <(Кол)>

> В Колоссах, городе малоазиатской провинции Фригии, во время трехлетнего пребывания Павла в Ефесе была основана христианская община по поручению апостола его учеником Епафрасом. В начале 60-х годов эта община вошла в полосу испытаний. Опасность шла с трех сторон: синкретическая теософия манила ложной мудростью, в которой причудливо сплетались мифы разных народов и доктрины зарождающегося гностицизма; иудействующие противились разрыву с Законом; в среде колосских христиан появились симптомы нравственных недугов. В мудрствованиях лжеучителей проявлялось влияние эллинистической философии: они приписывали небесным силам, управляющим космосом, владычество над миром, отрицая тем самым главенство Христа. Павел не ставит под вопрос существование этих сил и даже отождествляет их с ангелами иудаизма (Кол 2:15) с целью указать, какое место принадлежит им в грандиозном замысле спасения. Они исполнили свое назначение как посредники закона. Устанавливая новый порядок в мире, Христос Господь стал непосредственно управлять им. Его прославление на небе поставило Его над космическими "на-чальствами и властями", у которых Он "отнял силы" (2:15). Христос владычествовал над всем миром уже в первом творении как Сын и Образ Отца, теперь Он окончательно властвует над миром как Глава нового творения. Он сосредоточил в Себе всю Плерому, т.е. всю полноту бытия Бога и мира в Боге (1:13-20). Освобожденные от стихий мира (2:8,20) через единение с Главой-Христом и приобщенные к Его полноте (2:10), христиане не должны больше признавать власть стихий и исполнять изжившие себя предписания (2:16-23). Соединенные в крещении со Христом, умершим и воскресшим (2:11-13), они члены Его Тела и прием лют жизнь от своего животворящего Главы (2:19). Церковь в своем коллективном единстве является мистическим Телом Христовым, созидающимся и возрастающим во Христе.

> Послание к Кол., как и посл. к Еф. и к Флм., написано в период заключения Павла в Риме (61-63 гг.). Его подлинность удостоверена упоминанием о нём у св. Иринея, у Тертуллиана и в каноне Муратория (II в.).

 

> ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ# <(1Фес)>

> Первые два послания Павла направлены к жителям г. Фессалоники (или Солуни, совр. Салоники) на Эгейском море, одного из главных торговых центров Римской империи. Во время своего второго апостольского путешествия летом 50 г., после изгнания из Филипп (1Фес 2:2), Павел успел заложить в нём прочное основание христианской общины (Деян 17:1-10). Его проповедь была сочувственно встречена приверженцами эллинской монотеистической секты, но вызвала сопротивление иудеев. Вследствие их враждебности он был вынужден покинуть город и лишен возможности вскоре вернуться туда. Павел направился в Верею, а оттуда в Афины и Коринф, где, очевидно, и написал 1Фес зимой 50-51 гг. Из Афин он послал в Фессалоники Тимофея для устроения новой церковной общины (Деян 17:15; 1Фес 3:1-5). Вернувшись в Грецию, Тимофей нашел апостола в Коринфе; рассказав ему о верности солунян его заветам, их живой вере и щедрости (1Фес 3:6; 4:9), он сообщил ему и о случаях нарушения ими заповедей Христовых (4:3-6,11; 5:14). Тогда (1Фес 3:6; Деян 18:15) Павел счел нужным обратиться к солунянам с увещательным отеческим посланием, вознося благодарность Богу за веру и верность своих пасомых и в то же время укрепляя колеблющихся, вразумляя сбившихся с пути, успокаивая озабоченных участью умерших близких (1Фес 4:13-18). Центральная тема послания — воскресение Христа и Его грядущее пришествие во славе: Он принесет спасение верующим в Него, живым и умершим. Парусия изображена в традиционных чертах иудейской апокалиптики, аналогично евангельским повествованиям синоптиков (особенно Матфея). Павел утверждает, что день Господень наступит внезапно, и призывает бодрствовать в ожидании его (5:1-11).

 

> ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ# <(2Фес)>

> Это послание было написано, по всей вероятности, в Коринфе через несколько месяцев после первого. В нём благодарение Богу "за терпение в гонениях" и верность фессалоникийцев перемежается с различными практическими наставлениями, в частности, о необходимости трудиться (2Фес 3:8-12). Выяснилось, что некоторые братья в ожидании скорого конца света увлеклись исчислением сроков дня Господня, забросили работу и сеяли смущение среди верующих. Послание направлено именно против этих тенденций. Апостол поясняет, что Суд Божий наступит после того как явится Антихрист, беззаконник, который будет действовать силой сатаны. В ожидании же Парусии христианам следует не менять обычного образа жизни, а трудиться, храня благочестие и веру. Подлинность обоих посланий Фес засвидетельствована упоминаниями о них у св. Иринея, у Климента Александрийского, у Тертуллиана, а также в перечне новозаветных книг, составленном в Риме во II веке.

 

> ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ <(1Тим)>

> 1Тим и Тит, родственные по содержанию и форме, написаны в аналогичных исторических обстоятельствах, очевидно, в Македонии. В первом апостол обращается к Тимофею, находящемуся в Ефесе (1Тим 1:3), куда он надеялся скоро прибыть (3:14; 4:13), во втором — к Титу, которого он оставил на Крите (Тит 1:5). <...> 1Тим и Тит можно датировать приблизительно 65 г.

> Обращенные к двум своим верным ученикам (Деян 16:1; 2Кор 2:13), эти письма содержат указания, касающиеся управления христианскими общинами, которые Павел им доверил. Поэтому с XVIII в. эти послания стали называть "пастырскими". Наименование "епископ", очевидно, было тогда еще синонимом "пресвитера" (Тит 1:5-7), как и ранее (Деян 20:17,28), когда первые общины управлялись коллегией пресвитеров (Тит 1:5).

(далее)

 

> ВТОРОЕ ПОСЛАНИЕ К ТИМОФЕЮ# <(2Тим)>

> Это послание ап. Павла является предсмертным. Со времени его первого заключения в Риме многое изменилось. Вскоре после освобождения апостола, летом 64 года, в столице вспыхнул пожар. Желая отвести от себя обвинение в поджоге, Нерон объявил виновниками катастрофы христиан. "Огромное множество" их было отдано на растерзание зверям, сожжено и распято, как об этом свидетельствует Тацит (). Полагают, что казнен был и ап. Петр. Ап. Павла в это время уже не было в городе. Посетив, как гласит предание, западную окраину империи (Испанию), он вернулся на Балканы. В конце царствования Нерона (ок. 66 г.) он вновь прибыл в Рим, где и был арестован. Какое обвинение ему предъявили — неизвестно, но по-видимому его арест был связан с новой волной правительственных репрессий. На сей раз узы его были гораздо более тяжелыми. Многие друзья, устрашившись, оставили его. Надежд на освобождение уже не было. Предвидя близкую смерть, апостол написал своему "возлюбленному сыну" Тимофею письмо, рассматривающееся как его завещание. Поскольку — согласно древней традиции — Павел был казнен еще в правление Нерона (Евсевий. Церк. История, II, 25), то 2Тим не могло быть написано позднее 67 года.

<...>

 

> ПОСЛАНИЕ К ТИТУ# <(Тит)>

> Тит, язычник по происхождению, обращенный в христианство Павлом, стал одним из ближайших сподвижников апостола язычников. Он сопровождает его и Варнаву на Иерусалимский Собор (Деян 15). Следуя за своим наставником во время его путешествий, он неоднократно исполняет поручения апостола по устройству церковной жизни в новых общинах, которым благовествовал Павел (1Кор 1:17). В период между первым и вторым заключением в Риме Павел, посетив Крит, оставил там Тита "епископом", поручив ему поставить пресвитеров во всех городах острова (Тит 1:5). Чтобы укрепить своего верного ученика в его трудах на новом поприще, апостол пишет ему около 65 г. пастырское послание. После этого Тит совершает поездку в Далматию (2Тим 4:10), затем возвращается после смерти Павла к своей пастве и пребывает на Крите до конца своих дней.

<...>

 

#Послание к Филимону <(Флм)> — единственное из сохранившихся писем ап. Павла чисто личного характера. Оно адресовано Филимону, активному члену одной из Асийских церквей (скорее всего Колосской). Филимон имел раба по имени Онисим, который бежал от хозяина в Рим. Там он встретился с ап. Павлом, ожидавшим суда (61-63 годы). Под влиянием апостола Онисим стал христианином. Павел отправил новообращенного раба к Филимону с посланием, в котором просил простить Онисима и принять как "брата возлюбленного".

Послание к Филимону является ключевым для понимания подхода ап. Павла к проблеме рабства. Институт рабовладения возник в глубокой древности и (с некоторыми вариациями) существовал у цивилизованных народов на протяжении тысячелетий. Многие мыслители рассматривали невольников как существа, самой природой предназначенные для работы на господина. "Раб есть живая собственность, — писал Аристотель, — и первое из орудий" (). "Сама природа, — утверждал он, — создала в целях сохранения одни существа для господства, другие — для повиновения" (). Раб стоял, с этой точки зрения, настолько же ниже свободного, насколько тело ниже души. Раб не мог участвовать в государственном культе. Он фактически приравнивался к животному. Подобные взгляды казались настолько бесспорными, что даже мятежные невольники стремились только бежать на родину, откуда их вывезли, а не упразднить сам рабовладельческий порядок. Отмена рабства стала возможной лишь благодаря постепенному изменению общественного сознания. Важнейшим фактором, определившим это изменение, и явилось христианство. Оно не призывало рабов к восстанию, не стремилось упразднить зло насилием и кровью. Оно действовало на разум и совесть людей, помогая им осознать, что во Христе раб и его хозяин равны (Гал 3:28). Называя Онисима, беглого раба, "братом возлюбленным", ап. Павел выносит приговор всему древнему воззрению на рабство. Следует отметить, что апостол не требует от Филимона освободить Онисима, потому что тот уверовал. Он знал, что крещение может стать в глазах рабов заманчивым средством получить свободу. Это могло бы породить множество неискренних обращений.

 

О Послании Евреям будет сказано отдельно.


См. также:

Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня – о Посланиях ап. Павла

Лекция свящ. Александра Меня об апостоле Павле

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/b24_262.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах – в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»