=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Брак зарегистрированный и незарегистрированный

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В конце выпуска – форма для выражения Вашей его оценки и мнений.

Автор: игумен Евмений (Перистый)
Заглавие публикации: Как Вы относитесь к "гражданскому браку"?
Интервью Татьяне Васильевне Аввакумовой, корреспонденту газеты "Приволжская правда"
Опубликовано в кн.: игумен Евмений. О побеждающем христианстве.
("Свет Православия", 2007)
reshma.nov.ru/alm/pr_sov/brak1.htm

 
серия "семья, брак" 
       
 (2500 слов)

 

> – Отец Евмений, в чём Вы видите причины участившихся среди молодежи "гражданских" браков?

– Во второй половине двадцатого столетия в мире произошла "великая" сексуальная революция. Дерзкими руками был снят покров тайны с того, что является сокровенной стороной супружеских отношений. Сейчас доступ к печатной продукции, посвященной сексу, не затруднен никакими ограничениями. Заголовки бульварных газет буквально кричат: "здесь все, что ты хочешь узнать о сексе, и даже намного, намного больше".

В это же самое время произошла еще одна разрушительная революция: брак и семья обесценились. К концу прошлого столетия количество разводов по статистике увеличилось в три раза. Семьдесят из ста браков в нашей стране заканчивается разводом. Финансовые издержки разрушенных браков ложатся на людей тяжелым бременем. Но более серьезные последствия этого – исковерканные судьбы людей, которые не поддаются исчислению.

Итак очевидно, что в нашем обществе растет нежелание людей вступать в законный брак. Все больше пар живут вместе, не узаконивая свои отношения. Только два зачатия из трех происходят в браке и завершаются рождением ребенка. В так называемой "сексуальной свободе", очевидно, есть нечто совершенно неправильное.

Одержимость сексуальным желанием в наше время, так же как и подавление сексуальных чувств в законном браке как чего-то греховного, далеки от библейского понимания, которое не устарело, а напротив, весьма актуально для всех нас. Именно Библия содержит самые верные инструкции, как воплотить Божий замысел об интимной стороне супружеских отношений.

– В нашем обществе существует убеждение о том, что сексуальные чувства порицаются Церковью как греховные. Так ли это? Ведь некоторых людей подобные запреты отталкивают от веры.

– Слово Божие, Библия подтверждает правомерность существования сексуальных чувств у людей. Бог говорит женщине: "к мужу влечение твое" (Быт. 3,16). Библия также отмечает сексуальную близость как форму глубоких и плодотворных отношений. Супружеская близость на языке Библии звучит как "познание": "Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина" (Быт.4:1).

У Бога возвышенный взгляд на физическое соединение мужчины и женщины. Брак – это отражение отношений Христа с Его Церковью. И не может быть ничего выше этого. Библия преподносит интимные отношения как взаимное посвящение в браке между одним мужчиной и одной женщиной на всю жизнь. Говоря о браке, Иисус ссылался на первоначальное назначение брака при творении: "Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью" (Матф.19, 5).

Эти слова – ключ к церковному пониманию брака.

Первое – оставление своих родителей; это акт публичного объявления о принятии на себя ответственности, которая будут действовать всю жизнь. Родителей необходимо оставить не только физически, территориально, но и психологически, т.е. осознать себя уже не сыном и дочерью своих родителей, но родоначальниками новой династии.

Второе – это объединение мужчины и женщины. В браке они "приклеиваются" друг к другу.

Третье – двое становятся "одной плотью", это и есть физическое соединение. Соединение в браке не только физическое и биологическое, но и эмоциональное, психологическое, духовное и социальное. Всё человеческое существо соединяется в браке с супругом, и сексуальное соединение – это физическое выражение полного единства и осуществление его.

Кроме того, Создатель связал брачный союз с воспроизведением потомства. Бог благословил Адама и Еву, сказав им: "...плодитесь и размножайтесь" (Бытие 1:28). В идеале каждый малыш должен быть зачат в действии, выражающем любовь и посвящение, чтобы потом расти и воспитываться в такой же атмосфере. Именно от отношений между родителями зависит, будет ли их ребенок чувствовать себя защищенным.

Прискорбно, что Божие видение было извращено человеческим грехом.

– А по поводу интимных отношений вне брака...

– Бог сотворил интимные отношения для наслаждения ТОЛЬКО в супружестве. Всякий секс вне брака является искажением Божьего благого дара и разрушительно действует на возможность создания прочных семейных уз в дальнейшем. Любые сексуальные отношения вне брака запрещены Богом в одной из десяти Его Заповедей.

– А как Вы относитесь к людям, которые оступились в этом вопросе и осознав ошибку пришли покаяться?

– Священники ни в коем случае не осуждают запутавшихся людей, которые пришли покаяться, ведь мы призваны принимать и любить их, не ставя никаких условий. Но в то же время, мы должны помочь человеку назвать вещи своими именами, принять их покаяние и засвидетельствовать Божие прощение словами: "иди, и больше не греши".

– Мне хотелось бы, чтобы Вы рассказали нашим читателям о том, какими Вам, как пастырю Православной Церкви, видятся принципы создания полноценной семьи.

– К созданию полноценной семьи нужно подходить очень ответственно. Муж, спутник жизни должен сформироваться интеллектуально, отличаться социальной зрелостью, то есть занимать в этой жизни определенную социальную нишу. Муж должен быть человеком, который умеет зарабатывать деньги, то есть это мужчина финансово состоявшийся и который может обеспечить свою семью. И, конечно, в первую очередь это человек, обладающий психологической зрелостью. Если человек не научился зарабатывать деньги, если у него не сформировались личностные качества, необходимые для того, чтобы быть главою семьи, если он психологически не созрел для брака, если еще он во всем зависим: от родственников, от своей мамы, то совершенно понятно, что он еще маленький мальчик своих родителей, он еще член семьи своих родителей.

– Ну а так называемый "гражданский брак", как Вы относитесь к нему?

– Существуют непреложные жизненные законы. Один из них гласит: полнота и полноценность семейной жизни появляются тогда, когда люди приходят к супружеским отношениям в чистоте. Сегодня это редкость. Большинство вступающих в брак уже имеют добрачный сексуальный опыт. В современном мире становится нормой так называемый гражданский брак. Когда мне было 15-16 лет, гражданским браком в церковной среде назывался брак, когда люди были расписаны в загсе, но не были обвенчаны. А сейчас называется гражданским браком сожительство двух людей, не накладывающее на них никаких взаимных обязательств. Молодые люди говорят:

– Ну как же обувь, когда мы в магазине покупаем, надо примерить... А тут семья! Нужно присмотреться друг к другу, притереться, пожить.

– То есть, в каком смысле "пожить" – спрашиваю я.

Помните, мы говорили, что существует такое правило "Оставить..." и "Прилепиться...". Когда я говорю о "гражданском браке" с молодыми людьми, я объясняю это на наглядных примерах. Я беру скотч и "вступаю в брак", "приклеиваюсь" к первому человеку... потом ко второму... потом к третьему – клеится уже гораздо слабее, к четвертому уже вовсе не клеится, к пятому и подавно. Молодых людей такой пример очень впечатляет.

Таков непреложный закон жизни: если ты прилепился один раз, то второй, третий, четвертый ты толком уже не сможешь прилепиться. Первый раз прилепляются очень сильно, очень плотно, а потом все слабее, слабее. И настоящий брак, Богом благословенный, настоящее супружество – это когда "прилепилось" в первый раз. В этом сила первой любви. И многие люди свидетельствуют о том, что если первая и настоящая любовь приводит к супружеству и с полным осознанием ответственности и пожизненности этого шага, то принцип прилепления осуществляется в максимальнейшей степени.

Когда Господь сотворил Адама, Он не сотворил несколько Ев и не сказал: "Ну-ка, примеряй, какая тебе подойдет". Господь сотворил одну жену и благословил Адама и Еву на супружество. Если этот принцип нарушается, теряется Божие благословение.

Недавно я читал одну научную статью по этому поводу. В ней разоблачается миф о том, что существует некая телесная, физиологическая "несовместимость". Отношения между супругами – это как море, там никогда не бывает одинаковых картинок. Поэтому всякого рода физиологические "примерки" молодых людей разрушительны для психики и духа людей.

Если девочка "пошла по рукам", если мальчик пошел "примерять" девочек, то совершенно понятно, что никакой прилепляемости не будет. И постоянно будет чувство "несовместимости", будет сохраняться устойчивая зависимость от смены партнеров. Поэтому, мальчики и девочки, храните себя для будущей счастливой и полноценной семьи.


– А иногда случается и так: молодые люди, находясь на полном иждивении, обслуживании родителей, сходятся лишь для интимных отношений. С этого ли строится полноценная семья?

– Есть еще одна опасность интимных отношений до брака: они мешают молодым людям правильно судить об их взаимоотношениях. Намного легче выяснить, могут ли они быть партнерами в этой жизни, если трезвый взгляд на будущего супруга не замутнен эротическими желаниями. Одна молодая женщина рассказала: "Когда сексуальные отношения прекратились, я осознала, что больше ничего не осталось". Если взаимоотношения правильны, то подобной пустоты не будет. Скорее, будет глубокое понимание, уважение и доверие.

Интимные отношения – не единственный способ показать любовь. Воздержание ради будущей гармонии отношений позволяет продемонстрировать больше любви и создать модель будущей супружеской жизни, в которой нам приходится время от времени в чем-то себе отказывать. Когда взаимоотношения развиваются подобным образом, для обеих сторон легче решить, вступать или не вступать в брак.

Физическая близость – это акт, соединяющий жизни. Большинство людей согласны, что физическая близость и любовь должны быть неразрывны. И все же сексуальная неразборчивость хотя и широко распространена сегодня, не имеет большого числа защитников. Гораздо больше таких, которые защищают секс до брака в виде более стабильных отношений, так называемого гражданского брака. Учение Иисуса Христа направлено против этой практики, так как телесная близость должна быть связана не только с любовью, но и с посвящением друг другу в браке.

Супружество – это единственный принятый в нашем обществе путь взять на себя такие обязательства. Бракосочетание – это не момент получения листа бумаги с печатью и не возможность покрасоваться в день сочетания в подвенечном платье перед семьей и друзьями. Это акт публичного выражения вашего ответственного решения посвятить свои жизни друг другу. Все могут удостовериться в этом, заглянув в ваше брачное свидетельство. В этом случае физическая близость становится окончательным знаком, печатью единства. А печать, как известно, ставится лишь на полностью подготовленных и подписанных документах.

– И всё-таки слово Церкви о нравственной стороне гражданского брака.

– Добрачные сексуальные отношения имеют ряд отрицательных факторов. Назовем несколько из них.

Во-первых, мы рискуем причинить боль другим. Если отношения непродолжительные, они могут неблагоприятно отразиться на будущем браке. Предыдущие сексуальные контакты могут вызывать у партнера по браку ревность и ощущение отсутствия в вас чего-то "особенного". Сам брак может стать менее вероятным. Считается, что у женщин, имеющих внебрачные отношения, остается очень мало привлекательного для брачных отношений. Возможные последствия могут быть очень серьезными. В случае нежелательной беременности можно оказаться перед принятием трудных решений. Аборт, вынужденный брак, воспитание ребенка в неполной семье, усыновление или незаконнорожденный ребенок, – всё это причиняет боль, причем сразу нескольким людям, и в той или иной степени уступает Божьему идеалу для обоих супругов и ребенка. Тем, кто несет пастырское служение, часто приходится сталкиваться с ужасным горем, которое приносит каждый такой случай.

Во-вторых, мы рискуем навредить обществу. Из семейных союзов, как из кирпичиков, слагается здание общества. Наконец-то мы начали осознавать, что секс вне брака может быть фактором, ведущим к распаду семьи. В свою очередь, распад семьи является одной из причин высокого уровня преступности. И оба эти фактора говорят об отступлении нашего общества от Божьих стандартов. Один писатель написал о супружеской неверности следующее: "Ущерб для общества неисчислим: особенно для миллионов детей, которые растут в моральной пустоте, без защиты любящего дома. Стоит ли удивляться тому, что бессчетное количество озлобленных, эгоистичных, одиноких и даже жестоких граждан пополняют ряды наркоманов, алкоголиков, проституток?"

В-третьих, люди, вступающие в интимные отношения до брака, огорчают Бога. Почему? Самое важное состоит в том, что нарушение Божьих законов влечет за собой серьезные последствия: это отделяет нас от Него. Поэтому невозможно всем сердцем любить и служить Богу и одновременно быть непослушным в нравственной сфере. Это препятствует многим людям жить полноценной жизнью, они теряют полноценность ради того, что в конце концов принесет им вред. Иные же разрываются на части между верой и жизнью, которая не соответствует этой вере.

Брак – это Божий образец для отношений между единственным мужчиной и единственной женщиной. Секс вне брака может быть приятен. Но, как правило, поскольку Божий замысел нарушен, люди испытывают боль.

Когда отношения, включающие интимную близость, разрушаются, кому-то всегда больно, и обычно страдают оба партнера. То же самое можно сказать о разводе, но это также верно и в отношении сексуальной близости между неженатыми людьми. При расставании остается глубокий след. Дело не в том, что Бог хочет лишить людей удовольствия – Он старается уберечь их от боли.

– Уходит из жизни молодых тайна, тонкость, нежность прикосновения, как выразился известный актер А. Михайлов. Согласны с этим?

> – Да, безусловно. И мне очень больно осознавать и видеть, как разрушение брака начинается с добрачного секса, который открывает путь супружеской измене. А супружеская измена – одна из основных причин разрушения браков. Статистика показывает, что количество разводов гораздо меньше среди тех пар, кто ждал дня свадьбы.

Если люди соблюдают Божьи законы, то они живут под благословением, частью которого будет то, что Бог приготовил для них на день свадьбы. Если два человека действительно намереваются со временем пожениться, то нередко в глубине сердца они жалеют, что не подождали до свадьбы. Один человек, который сожалел о том, что не подождал, признался мне, что это напоминало преждевременно развернутый новогодний подарок.

– Почему же идея так называемого "гражданского брака" становится все более популярной?

– Мне кажется, потому что у современного человека почти нет такого чувства как ответственность. Сегодня пожили, а потом разошлись. Не понравилось – перестали. Если ты берешь ответственность за свою жизнь, за жизнь другого человека, тогда не возникнет желания экспериментировать, строить так называемый гражданский брак.

У молодых людей необходимо воспитывать чувство ответственности. К семейной жизни нужно готовить. Ведь любой профессии человека обучают. Приведу пример. Человека садят за руль, он водить научился, а дорожных знаков не знает. Совершенно понятно, что такой горе-водитель рискует попасть в дорожно-транспортное происшествие. Если по жизни человек едет с нарушением Божественных законов, то мы рискуем попасть в ДТП. Нужно узнать эти законы, они записаны в Евангелии. Если мы опираемся на Слово Божие, то мы в значительной степени застрахованы от жизненных катастроф. Конечно, какой-нибудь "Мерседес" может выскочить из-за поворота и сшибить наш маленький "запорожец". Но "запорожец", соблюдающий законы мироздания, застрахован Богом от самых различных катастроф.

– А если люди вступаю в интимную внебрачную связь исключительно по любви?

– Да, любовь прекрасное чувство. Но в первую очередь нужно учитывать, что тебе с этим человеком тебе жить, тебе с этим человеком растить детей.

Когда ко мне обращаются за благословением на супружество жених и невеста, я предлагаю им обсудить, как они видят совместную семейную жизнь. Вот какой интересный случай у меня был. Ко мне пришли двое молодых людей, которые собирались вступать в брак. Я их спросил:

– Какие цели у вас, какие планы на ближайшее десять лет вашей семейной жизни?

У жениха была уйма самых интересных целей, связанных с автомобилем... а у невесты в планах – трое детей. Я его спрашиваю:

– А ты как насчет детей?

А он говорит:

– Я вообще не хочу детей, одного, в крайнем случае.

– А почему?

– А они орут.

Я говорю:

– Лена и Вадик, договоритесь пожалуйста, заранее. Так ли вы представляете совместную супружескую жизнь?

Конечно, любовь – это не вздохи на скамейке... Свадьба, белоснежное платье, шампанское, море поздравлений, цветы, цветы. А после брачной церемонии остаются горы немытой посуды и начинаются будни. Определитесь: куда вы идете? Какие у вас цели? Если вы сверили маршруты и вам по пути, можно смело идти в дорогу. А если тебе на юг, в Краснодарский край, а ему в Архангельск? И вы выходите из дому, до Москвы шагаете вместе, а потом пути расходятся. Поэтому очень важно, чтобы будущие супруги правильно обсудили цели на свою супружескую жизнь.

Я убежден, что возрождение России начнется с возрождения семьи. Если в семьях, клеточках государства порядок, то весь организм, вся нация здорова. А если у нас, что ни клеточка, то постоянные конфликты, амбиции, разборы, то совершенно понятно, почему организм болеет. И моя молитва, чтобы люди вернулись кдомой, чтобы возродилась семья.

Я очень люблю сам совершать Таинство венчания. Как это великолепно и глубоко, когда люди вместе, осмысленно подходят к венцу. Какая сама идея, сама метафора венчания? Когда два человека, стоя плечом к плечу друг к другу, идут в сторону алтаря – места присутствия Божия. Муж и жена стоят плечом к плечу, и они вместе спутники на этом пути. Брак, супружество – это совместный путь к Богу. Вот в этом смысле, если супруг дозрел и супруга дозрела, и совершается венчание. Это великолепное, незабываемое зрелище, просто радость со слезами на глазах.

Цель этого голосования  – выявление приоритетных интересов читателей.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.
Голосовать онлайн (при подключении к интернету)

Оцените выпуск:

Слишком много материала в рассылке – не успеваю читать:

Комментарий:
(не обязательно)

Я не возражаю против публикации в рассылке моего комментария/отзыва (без адреса эл. почты):

Ваше имя/ник, e-mail:
(не обязательно)

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/s05_045.htm
Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»