=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Декалог: собственность и труд

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книг:
Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2401-2463).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0322.htm.
Катехизис Католической Церкви. Компендиум.
Опубликовано: vatican.va/archive/compendium_ccc/documents/archive_compendium-ccc_ru.pdf (pdf).

Цитаты из Нового Завета даем в переводе В. Н. Кузнецовой.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 2420 слов)

Восьмая Заповедь (седьмая в западной традиции)

 
Примечания

Не кради (Исх 20,15; Втор 5,19; Мф 19,18. Ср. 1Кор 6,10).

В «Современном русском переводе» в Исх 20:15 и Втор 5:19 заповедь переведена как «не воруй».

Восьмая Заповедь запрещает брать или неправедно удерживать у себя имущество ближнего и наносить ущерб ближнему и его собственности каким бы то ни было образом. Она предписывает управлять земными благами и плодами человеческого труда с любовью и справедливостью. Она требует также уважения к праву частной собственности. Если мы хотим жить по-христиански, мы должны стремиться подчинить Богу и братской любви блага этого мира.


I. Универсальное предназначение благ и частная собственность

Вначале Бог доверил землю и ее богатства совместному управлению человечества, чтобы оно заботилось о них, подчиняло их себе своим трудом и пользовалось их плодами (cр. Быт 1,26-29). Сотворенные блага предназначены всему человеческому роду. В то же время земля разделена между людьми, чтобы обеспечить безопасность их жизни.

Право на частную собственность, приобретенную трудом или полученную от других по наследству, либо в дар, не отменяет того факта, что изначально земля была дана всему человечеству. Универсальное предназначение благ остается первостепенным, даже содействие общему благу требует уважения к частной собственности, праву на нее и пользованию ею.

 

«Человек, пользуясь этими благами, должен рассматривать вещи, которыми он законно обладает, не как принадлежащие только ему, но также как принадлежащие общине, в том смысле, что они должны идти на пользу не только ему одному, но и другим». Собственность на определенное благо делает обладателя его управляющим, поставленным Провидением, для того, чтобы благо это приносило плоды и другие люди, прежде всего ближние, имели от них пользу.

То, что может служить для производства, – материальные и нематериальные блага, земля или заводы, способности или мастерство, требует от их обладателей особой заботы, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей. Обладатели используемых и потребляемых благ должны пользоваться ими умеренно, оставляя лучшую часть гостю, больному, бедному.

 

Политическая власть имеет право и долг в зависимости от требований общего блага регулировать законное осуществление права на собственность.

 


II. Уважение к людям и их собственности

В плане экономическом, уважение к достоинству человека требует добродетели воздержанности, чтобы умерять привязанность к земным благам; добродетели справедливости, чтобы соблюдать права ближнего и отдавать ему должное; добродетелей солидарности и милосердия, согласно «золотому правилу» и согласно щедрости Господа, Который, «будучи богат, ради вас стал беден, чтобы Своей бедностью сделать богатыми вас» (2Кор 8,9).


Уважение к собственности другого человека

Восьмая Заповедь запрещает кражу, то есть незаконное присвоение чужой собственности против разумной воли ее владельца. Кражи нет в том случае, если предполагается согласие собственника или отказ противоречит благоразумию и универсальному предназначению благ. Это касается случаев неотложной и очевидной нужды, когда единственной возможностью выйти навстречу срочным и насущным потребностям человека (питание, одежда, жилище) можно только распорядившись чужой собственностью и использовав ее.

Любой способ брать и незаконно удерживать у себя то, что принадлежит другому, даже если он не является нарушением гражданского права, противоречит Восьмой Заповеди. К нарушениям такого рода относятся следующие действия: сознательно не отдавать одолженные или потерянные вещи; обманывать в торговле (ср. Втор 25,13-16); платить слишком низкое жалование (ср. Втор 24, 14-15; Иак 5,4), повышать цены, спекулируя на неосведомленности или несчастьях других (ср. Ам 8,4-6).

Нравственно незаконны также: спекуляция, которая основывается на искусственном повышении цены товаров с целью получить прибыль в ущерб другим; коррупция, которая изменяет действия тех, кто должен принимать решение согласно праву; присвоение собственности предприятия и пользование ей в личных целях; плохо выполненная работа; налоговое мошенничество; подделка чеков и счетов; непомерные расходы; бесхозяйственность. Сознательное нанесение ущерба частной или общественной собственности противоречит нравственному закону и требует возмещения.

Обещания надо исполнять, контракты строго соблюдать в той мере, в какой принятые обязательства морально правильны. Значительная часть экономической и социальной жизни зависит от действительности контрактов между физическими и юридическими лицами. Таковы коммерческие контракты по купле и продаже, контракты по сдаче внаем или трудовые контракты.

 

Компенсация за совершённую несправедливость требует возвращения хозяину того, что у него было отобрано.

Иисус хвалит Закхея за его решение: «с кого взял лишнего, верну в четырехкратном размере» (Лк 19,8). Тот, кто прямо или косвенно присвоил себе чужое имущество, должен вернуть его либо его материальный или денежный эквивалент, если вещь исчезла, так же, как доход и пользу, которые законно получил бы его владелец. Все те, кто участвовал в краже каким бы то ни было образом или сознательно получил от нее выгоду (например, организуя кражу, помогая ее совершить или пряча украденное), должны возместить ущерб соразмерно своей ответственности и полученной выгоде.

Азартные игры и заключение пари сами по себе не противоречат справедливости. Они становятся морально неприемлемыми, когда они лишают человека того, что ему необходимо, чтобы удовлетворить свои и чужие потребности. Страсть к играм может стать серьезной формой порабощения.

 

Восьмая Заповедь запрещает любые действия, которые ведут к порабощению людей, к унижению достоинства личности, к покупке, продаже или обмену людей как товара. Насильственное превращение человека в утилитарную ценность или в источник выгоды является грехом, оскорбляющим достоинство человека и нарушающий его основные права.


Уважение к целостности творения

Восьмая Заповедь требует уважения к целостности творения. Животные, так же, как и растения и неодушевленные существа, предназначены для блага человечества (ср. Быт 1,28-31). Использование минеральных, растительных и животных ресурсов мира не может быть отделено от уважения к нравственным требованиям. Дарованное Творцом господство человека над живыми и неживыми творениями не абсолютно; оно должно быть ограничено заботой о качестве жизни ближнего, в том числе и будущих поколений, и требует религиозного уважения к целостности творения.

Животные – творения Бога. Он окружает их Своей промыслительной заботой (ср. Мф 6,26). Самим фактом своего существования они благословляют Его и воздают Ему славу (ср. Дан 3,57-58). Поэтому люди должны относиться к ним доброжелательно. (Стоит помнить о том, с какой нежностью обращались с животными св. Франциск Ассизский и св. Филипп Нери.)

 

Бог доверил животных управлению того, кого Он создал по Своему образу и подобию (ср. Быт 2,19-20; 9,1-4). Значит, использование животных для пищи и одежды законно. Их можно приручать, чтобы они помогали человеку в работе и на досуге. Медицинские и научные эксперименты на животных, практикующиеся в разумных пределах, нравственно приемлемы, потому что они служат для лечения или спасения человеческой жизни.

Подвергать животных ненужным страданиям и расточать их жизни несовместимо с человеческим достоинством. Недостойно также тратить на них средства, которые должны были бы прежде всего облегчать человеческие страдания. Можно любить животных; они не должны быть предметом чувств, предназначенных только для людей.


III. Социальное учение Церкви

Церковь черпает из Евангелия полное откровение истины о человеке. Исполняя свою миссию провозглашения Евангелия, она во имя Христово свидетельствует человеку о его собственном достоинстве и его призвании к общению с людьми; она учит его требованиям справедливости и мира, в соответствии с мудростью Божией.

В том, что касается нравственного аспекта, миссия Церкви отличается от миссии политических властей: Церковь заботится о временных сторонах общего блага в той мере, в какой они подчинены высшему Благу, нашей конечной цели. Она старается внушить правильное отношение к земным благам.

Любая система, согласно которой социальные отношения якобы полностью предопределены экономическими факторами, противоречит природе человека и его действий.

Теория, делающая из выгоды исключительное правило и высшую цель экономической деятельности, морально неприемлема. Безудержная жажда денег неминуемо приводит к порочным результатам. Она – одна из причин множества конфликтов, нарушающих социальный порядок.

Система, которая «игнорирует фундаментальные права личности или групп людей, принося их в жертву коллективной организации производства», противоречит достоинству человека. Любая система, сводящая людей до уровня простых орудий для получения прибыли, порабощает человека, ведет к превращению денег в идола и способствует распространению атеизма. «Вы не можете служить и Богу, и деньгам!» (Мф 6,24; Лк 16,13).

 

Церковь отвергла атеистические и тоталитарные идеологии, в наше время ассоциирующиеся с «коммунизмом» или «социализмом». С другой стороны, она отвергла в практике «капитализма» индивидуализм и абсолютный примат законов рынка над человеческим трудом. Регулирование экономики одним только методом централизованного планирования искажает первичные социальные связи; ее регулирование одним только законом рынка не обеспечивает социальной справедливости. Нужно содействовать разумному регулированию рынка и экономических начинаний, согласно справедливой иерархии ценностей и ввиду общего блага.

 


IV. Экономическая деятельность и социальная справедливость

Экономика и производство предназначены для удовлетворения человеческих потребностей. Экономическая жизнь имеет целью не просто увеличивать производство и повышать прибыль; она прежде всего предназначена быть на службе людей – человека во всей его цельности и всего человеческого сообщества. Ведомая присущими ей методами, экономическая деятельность должна быть поставлена в рамки морального порядка, с уважением к социальной справедливости, так, чтобы она соответствовала Божиему замыслу о человеке.

Человеческий труд представляет собой непосредственные действия людей, созданных по образу Божию и призванных продолжать – вместе с другими и для других – дело творения, владычествуя над землей (cр. Быт 1,28). Это значит, что труд является обязанностью: «Кто не хочет работать, тот пускай и не ест!» (2Фес 3,10; ср. 1Фес 4,11). Труд отдает честь дарам Творца и полученным талантам. Перенося тяготы (cр. Быт 3,14-19) труда в единении с Иисусом, ремесленником из Назарета, распятым на Голгофе, человек некоторым образом проявляет себя как ученик Христа, ежедневно неся Крест в том роде труда, к которому призван.

 

В труде человек использует и воплощает часть способностей, вписанных в его природу.

Каждый должен иметь возможность получить благодаря своему труду средства на жизнь для себя и своих близких и в то же время послужить человеческому сообществу.

Каждый имеет право на экономическую инициативу, каждый должен законно пользоваться своими талантами, чтобы способствовать изобилию, которым все смогут наслаждаться, и пожинать по справедливости плоды своих усилий. Каждый должен заботиться о том, чтобы действия его соответствовали правилам, установленным законной властью для общего блага.

Экономическая жизнь затрагивает разные интересы, часто – противоположно направленные. Этим объясняется возникновение конфликтов, которыми она характеризуется. Необходимо стараться уменьшить их с помощью переговоров, соблюдая при этом права и обязанности каждого из социальных партнеров: руководителей предприятий, представителей трудящихся – например, профсоюзных организаций и, возможно – гражданских властей.

 

Ответственность государства. Основной долг государства состоит в обеспечении гарантии в области индивидуальной свободы и собственности, чтобы человек, который работает и производит, мог пользоваться плодами своего труда и, стало быть, имел стимул исполнять его эффективно и честно. Функция государства – следить за соблюдением прав человека в экономической сфере.

 

Руководители предприятий несут перед обществом экономическую и экологическую ответственность за свою деятельность. Они должны принимать во внимание благо людей, а не только увеличение прибыли. Прибыль, однако, нужна. Она позволяет делать инвестиции, обеспечивающие будущее предприятий, и гарантирует наличие рабочих мест.

 

Доступ к работе и профессиональному обучению должен быть открыт всем без дискриминации, мужчинам и женщинам, здоровым и инвалидам, уроженцам страны и иммигрантам.

 

Справедливая заработная плата является законным плодом труда. Отказ в ней или ее удержание может быть серьезной несправедливостью (cр. Лев 19,13; Втор 24,14-15; Иак 5,4). Чтобы справедливо установить оплату труда, нужно принять во внимание одновременно и нужды, и вклад каждого. «Труд должен вознаграждаться так, чтобы человеку была предоставлена возможность достойно развивать материальную, социальную, культурную и духовную жизнь, свою и своих ближних, соответственно служению и продуктивности каждого, а также по условиям данного предприятия и общего блага».

 

Забастовка нравственно оправдана, когда она представляется необходимым средством для достижения соответствующего положительного результата. Она становится морально неприемлемой, если она сопровождается актами насилия или если ее наделяют целью, противоречащей общему благу.

 

Несправедливым делом является неуплата органом социального страхования установленных законной властью отчислений.

Потеря рабочего места по причине безработицы для каждого пострадавшего от нее почти всегда является посягательством на человеческое достоинство и угрозой для жизненного равновесия. Помимо личного ущерба, из нее часто вытекают многочисленные опасности для его семейного очага.


V. Справедливость и солидарность между народами

Все народы и институты на международном уровне должны действовать в справедливости и при взаимной поддержке, чтобы уничтожить или хотя бы облегчить бедность, уменьшить неравное распределение ресурсов и экономических средств, экономическую и социальную несправедливость, накопление долга бедными странами, ослабить эксплуатацию человека, извращенные механизмы, мешающие развитию слаборазвитых стран.

Верные миряне прямо вмешиваются в политическую и социальную жизнь, наполняя земные реалии христианским духом и со­трудничая со всеми как свидетели Евангелия, миротворцы и защитники справедливости.


VI. Любовь к бедным

Бог благословляет тех, кто приходит на помощь бедным, и осуждает тех, кто отворачивается от них: «Тому, кто просит, дай и от того, кто хочет занять у тебя, не отворачивайся» (Мф 5,42). Иисус узнает избранников по тому, что они сделали для бедных (cр. Мф 25,31-36).

Любовь Церкви к бедным вдохновляется евангельскими «Заповедями Блаженства» (Лк 6,20-22), нищетой Иисуса (ср. Мф 8,20) и Его вниманием к бедным (ср. Мф 12,41-44). Любовь к бедным также является одной из причин, по которым мы должны «усердно работать собственными руками, чтобы было чем поделиться с тем, кто в нужде» (Еф 4,28). Она распространяется не только на материальную бедность, но также и на многочисленные виды бедности культурной и религиозной.

Любовь к бедным несовместима с безудержной жаждой богатства или с его эгоистическим использованием:

А теперь послушайте вы, богачи! Плачьте, вопите от бед, что на вас надвигаются! Богатство ваше сгнило: одежда ваша побита молью; золото ваше и серебро покрылись ржавчиной. Эта ржавчина – свидетельство против вас, и она, как огонь, пожрет ваше тело. Вы скопили себе сокровище на последние дни! Вот, вы присвоили плату работников, убравших ваши поля, и они вопят к Богу, и жалобы жнецов дошли до ушей Господа Саваофа! Вы жили на земле в роскоши, предавались наслаждениям, вы откормили себя ко дню убоя, вы осуждали и убивали невинных, а они не сопротивлялись вам. (Иак 5,1-6).

 

Св. Иоанн Златоуст настойчиво напоминает: «Не позволять бедным иметь участие в своих собственных благах, значит обкрадывать их и лишать их жизни. Не свои у нас богатства, а их» (О Лазаре, 1,6). «Прежде всего, нужно удовлетворить требованиям справедливости, чтобы не предлагать как дар любви то, что уже должно быть дано по справедливости»:

Когда мы даем бедным вещи необходимые, мы вовсе не проявляем личное великодушие – мы возвращаем им то, что им принадлежит. Мы в гораздо большей степени совершаем акт справедливости, чем акт милосердия.


(Св. Григорий Великий, Правило пастырское, 3,21)

 

Дела милосердия – это движимые любовью действия, которыми мы приходим на помощь нашему ближнему в его телесных и духовных нуждах (cр. Ис 58,6-7; Евр 13,3). Учить, советовать, утешать, поддерживать – значит совершать дела духовного милосердия, так же, как прощать и проявлять терпение. Дела телесного милосердия состоят, в частности, в том, чтобы подавать бедным милостыню (cр. Тов 4,5-11; Сир 17,22; Мф 6,2-4), накормить голодных, приютить бездомных, одеть оборванных, посетить больных и заключенных, похоронить мертвых (cр. Мф 25,31-46).

Тот, у кого есть две рубашки, пусть поделится с тем, у кого нет (Лк 3,11).

Если брату или сестре нечего надеть на себя и нет пищи на день, а кто-то из вас скажет им: «Ступайте с миром, погрейтесь и поешьте досыта!», а сам не даст им того, в чём нуждается их тело, – то какая от этого польза? (Иак 2,15-16; Ср. 1Ин 3,17).

 

«В многочисленных своих формах – материальное обнищание, несправедливые преследования, физические и психические болезни и, наконец, смерть – человеческие беды являются очевидным знаком врожденного состояния слабости, которая стала уделом человека после первого греха, а также его потребности в спасении. Поэтому эти беды вызвали сочувствие Христа Спасителя, пожелавшего взять их на Себя и отождествить Себя с «самыми малыми из братьев Своих». Поэтому те, на кого беды обрушились с особой жестокостью, пользуются предпочтительной любовью Церкви, которая с самого начала, и несмотря на грехи многих своих членов, не переставала стараться облегчить их участь, защищать и освобождать их».

(Инструкция Конгрегации вероучения РКЦ «Libertatis conscientia», 68)

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/z17_219.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»