=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Декалог: запрет лжи

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги:
Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2464-2513).
Опубликовано: agnuz.info/tl_files/library/books/catechism/0322.htm.

Цитаты из Нового Завета даем в переводе В. Н. Кузнецовой.

 
серия "заповеди, добродетели"
 (примерно 1540 слов)

 

Девятая заповедь (восьмая в западной традиции)

 
Примечания

Не давай лживых показаний против ближнего (Исх 20,16).

Цитата в переводе М. Г. Селезнева и С. В. Тищенко (2000 г.). В Синодальном — "Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего".

Любой человек призван быть искренним и правдивым в поступках и словах, избегать двуличия, притворства и лицемерия. Это нравственное предписание вытекает из призвания святого народа быть свидетелем своего Бога, Который есть Истина и хочет Истины. Проступки против Истины – словом или делом – означают отказ от нравственной прямоты; они – сущностная измена Богу, и в этом смысле они подрывают основы союза с Ним.


I. Жить в истине

Ветхий Завет свидетельствует, что Бог – источник всякой истины. Слово Его есть истина*.

* Ср. Притч 8,6; Прем 7,28; Пс 118,142.

В Иисусе Христе Божественная истина открылась во всей полноте: Он есть Истина.* Ученик Иисуса «пребывает в Его слове», чтобы познать «истину, которая делает свободным» (Ин 8,32) и освящает**. Следовать за Иисусом, значит жить в «Духе истины» (Ин 14,17), Которого Отец посылает во имя Его*** и Который «направит к полной истине» (Ин 16,13).

* Ср. Ин 14,6; 1,14; 8,12; 12,46
** Ин 14,6
*** Ср. Ин 14,26

Правдивость – это добродетель, которая состоит в том, чтобы в своих делах быть настоящим, подлинным и говорить правду, не обманывая, не симулируя и не лицемеря.

 


II. «Свидетельствовать об истине»

Стоя перед Пилатом, Христос провозглашает, что Он «пришел в мир, чтобы быть свидетелем истины» (Ин 18,37). Христианин должен «не стыдиться свидетельства о нашем Господе» (2Тим 1,8). В ситуациях, требующих свидетельства веры, христианин должен исповедовать ее без колебаний, по примеру ап. Павла перед его судьями.

& Ср. Мф 18,16.

* «Отдайте меня на съедение зверям. Только так мне будет дано прийти к Богу» (Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Римлянам 4,1)

** Ничто из очарований этого мира и царств века сего не нужно мне. Мне лучше умереть, чтобы соединиться со Христом Иисусом, чем царствовать над странами до концов земли. Я ищу Того, Кто умер за нас; хочу Того, Кто воскрес для нас. Приближается мое рождение. (Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Римлянам 6,1-2.)
Благословляю Тебя за то, что счел меня достойным этого дня и часа, достойным быть в числе Твоих мучеников (...). Ты сдержал Свое обещание. Боже верности и истины. За эту благодать и за нее, хвалю Тебя, благословляю Тебя, славлю Тебя в вечном и небесном Первосвященнике Иисусе Христе, Твоем возлюбленном Сыне. Через Него, Который с Тобой и Духом, да воздается Тебе слава ныне и вовеки. Аминь. (Мученичество Поликарпа 14,2-3.)

Долг христиан – быть свидетелями Евангелия и вытекающих из него обязанностей. Это свидетельство есть передача веры словом и делом. Свидетельство есть акт справедливости, подтверждающий или дающий возможность другим узнать истину&:

«Все верующие во Христа, где бы они ни жили, обязаны (...) примером своей жизни и свидетельством слова являть нового человека, в которого они облеклись через крещение, и силу Святого Духа, укрепившего их в миропомазании».

Мученичество есть высшее свидетельство об истине веры; оно означает свидетельство до смерти. Мученик свидетельствует о Христе умершем и воскресшем, с Которым он соединен любовью. Он свидетельствует об истине веры и христианского учения. Он принимает насильственную смерть.*

Церковь с самым бережным вниманием хранит воспоминания о тех, кто отдал жизнь, чтобы свидетельствовать о своей вере. Деяния мучеников составляют свидетельства Истины, написанные кровью.**


III. Проступки против истины

Ученики Христа призваны «облечься в Нового Человека, созданного по образу Бога, в истинной праведности и святости» (Еф 4,24).

Ср. Еф 4,25; 1Петр 2,1

Лжесвидетельство и клятвопреступление. Прозвучавшие публично слова, не соответствующие истине, принимают особое значение. Перед судом они становятся лжесвидетельством. Если лжесвидетельство дано под присягой, оно становится клятвопреступлением. Такого рода действия способствуют либо осуждению невинного, либо оправданию виновного, либо более суровому наказанию обвиняемого. Они серьезно ставят под удар соблюдение справедливости при вынесении приговора.

Уважение к репутации людей воспрещает любые поступки и слова, способные причинить им ущерб. Виновен:

- в необоснованном суждении – тот, кто без серьезных на то оснований хотя бы даже молча признает действительно имеющим место моральный недостаток ближнего;

- в злословии – тот, кто без объективной действительной причины сообщает людям, ничего о том не знающим, о недостатках и проступках других;

- в клевете – тот, кто ложными утверждениями наносит вред репутации других и дает пищу для неправильного о них суждения.

 

Чтобы избегать необоснованного суждения, каждый должен стараться толковать как можно более доброжелательным образом мысли, слова и поступки ближнего:

 

Злословие и клевета наносят ущерб репутации и чести ближнего. А честь – это социальное свидетельство о человеческом достоинстве, и каждый обладает естественным правом на честь своего имени, на свою репутацию и уважение к себе. Итак, злословие и клевета оскорбляют добродетели любви и справедливости.

Угодничество – тяжкая вина, если оно способствует появлению порока или тяжкого греха. Желание оказать услугу или дружба не оправдывают льстивых высказываний. Угодничество может быть малым грехом, если оно направлено только на то, чтобы доставить удовольствие, избежать зла, справиться с затруднениями или добиться справедливых преимуществ.

Хвастовство или бахвальство есть грех против истины.

Лгать – значит говорить и действовать против истины, чтобы ввести в заблуждение того, кто имеет право знать ее. Порывая связь между человеком и истиной и между человеком и ближним, ложь оскорбляет основополагающую связь человека и его слова с Господом.

Ср. Ин 8,44

Серьезность лжи определяется природой истины, которую она искажает, в зависимости от обстоятельств, намерений того, от кого она исходит, и ущерба, наносимого жертвам.

 

Ложь заслуживает осуждения по самой своей природе. Это профанация слова, призванного передавать другим знание истины. Умышленное введение ближнего в заблуждение не соответствующими истине утверждениями представляет собой прегрешение против справедливости и любви. Вина возрастает, когда желание обмануть может иметь гибельные последствия для тех, кого отвратили от правды.

 

Ложь (поскольку она есть нарушение добродетели правдивости) – настоящее насилие над другими людьми. Она касается способности познавать, которая является необходимым условием, чтобы выносить суждения и принимать решения. Ложь пагубна для любого общества, она подрывает доверие между людьми и разрывает ткань социальных отношений.

 

Всякая вина против справедливости и истины требует возмещения, даже если совершивший его прощен. Если невозможно исправить ошибку публично, это должно быть сделано втайне; если потерпевший не может получить возмещение непосредственно, он должен получить моральное удовлетворение, во имя любви. Возмещение полагается и в случаях, когда нанесен ущерб репутации человека. Моральное, а иногда и материальное возмещение должно быть соразмерно нанесенному ущербу. Оно является долгом совести.

 


IV. Уважение к истине

Право сообщать правду небезусловно. Каждый должен сообразовать свою жизнь с евангельской заповедью любви. Это требует, чтобы в каждой конкретной ситуации рассматривалось и решалось, следует ли или нет открыть правду тому, кто о ней спрашивает.

Милосердие и уважение к истине должны диктовать ответ на любую просьбу об информации или сообщении. Благо и безопасность других, уважение к личной жизни, общее благо – достаточные причины, чтобы обойти молчанием то, о чём не стоит объявлять, или, чтобы высказываться с осторожностью. Никто не обязан открывать правду тому, кто не имеет права знать ее.

(Ср. Сир 27,16; Притч 25,9-10)

Тайна исповеди священна и не может быть выдана ни под каким предлогом. «Сакраментальная (связанная с таинством) тайна не может быть нарушена; поэтому духовнику категорически запрещено в чём бы то ни было выдавать кающегося, словом или каким-либо другим образом и по какой бы то ни было причине».

Профессиональные тайны – которыми владеют, к примеру, политические деятели, военные, врачи, юристы, – или признания, сделанные по секрету, должны соблюдаться, кроме исключительных случаев, когда сохранение тайны грозит тому, кто сообщил ее, или тому, кто принял это сообщение, или третьим лицам пагубными последствиями, избежать которых можно только открыв правду. Информация частного характера, предосудительная для других, не должна быть обнародована без достаточно серьезной причины, даже если она была сообщена не по секрету.

 

Каждый должен быть в должной мере сдержанным в отношении личной жизни людей. Те, кто отвечают за средства массовой информации, должны находить равновесие между требованиями общего блага и уважением к правам частных лиц. Вмешательство средств информации в личную жизнь политических и общественных деятелей заслуживает осуждения, в той мере, в какой вторгается в их личные дела и в их свободу.

 


V. Использование средств социальной коммуникации

Передача информации посредством средств массовой информации – общественное служение. Общество имеет право на информацию, основанную на правде, свободе и справедливости:

 

Для правильного пользования этим правом требуется, чтобы информация была всегда правдива в том, что касается ее предмета, и – при соблюдений требований справедливости и милосердия – полной; что касается методов, то они должны быть честными и пристойными, то есть при собирании и распространении новостей надо свято соблюдать нравственные законы, законные права и достоинство человека.

 

Подлежит нравственному осуждению фальсификация истины тоталитарными государствами, осуществляющими через СМИ, политическое господство над общественным мнением, манипулирующих обвиняемыми и свидетелями публичных процессов и надеющихся утвердить свою тиранию, подавляя и надевая ярмо на всё, что они считают «идеологическим преступлением».

 


VI. Истина, красота и священное искусство

Добрые дела сопровождаются бескорыстным духовным удовольствием и нравственной красотой. Истина также несет в себе радость и сияние духовной красоты. Истина сама по себе прекрасна. Истина слова, рациональное выражение знания тварной и нетварной реальности, нужна человеку, наделенному разумом, но истина может также найти другие, дополнительные формы выражения, – в особенности, когда речь идет об отражении того невыразимого, что она содержит, – глубин сердца человеческого, взлетов души, тайны Бога. Бог, прежде чем открыться человеку в словах истины, открывает ему Себя универсальным языком творения, которое есть дело Его Слова и Премудрости: это порядок и гармония космоса, которые открывают для себя и ребенок, и ученый, «ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их» (Прем 13,5), «ибо Он, Виновник красоты, создал их» (Прем 13,3).

Ср. Прем 7,25-26,29-30; 8,2.

«Созданный по образу Божию» (Быт 1,26), человек также выражает истину своей связи с Богом красотой своих художественных произведений. И действительно, искусство есть средство выражения, присущее собственно человеку; выходя за рамки поисков жизненно необходимого, общих для всех живых существ, искусство является бескорыстным изобилием внутреннего богатства человека. Оно возникает из таланта, дарованного Творцом и из усилия самого человека; искусство есть форма практической мудрости, объединяющая знание и умение*, чтобы правде и действительности придать форму, используя язык, доступный зрению и слуху. Искусство содержит в себе таким образом некоторое сходство с действием Бога, в той мере, в какой оно черпает вдохновение в истине и любви к творениям. Как любой другой вид человеческой деятельности, искусство не является самоцелью – оно сообразовано с высшей целью человека и ей подчинено.

* Ср. Прем 7,17.

Священное искусство правдиво и прекрасно, если его форма соответствует его настоящему призванию: отражать и прославлять, в вере и преклонении, трансцендентную тайну Бога, высочайшую невидимую красоту истины и любви, явившуюся в Христе, Который есть «сияние славы Бога и отпечаток самой Его сущности» (Евр 1,3), в Котором «воплотилась и обитает вся полнота Божества» (Кол 2,9), духовную красоту, отраженную в Пресвятой Деве Марии, Матери Божией, в ангелах и святых. Настоящее священное искусство ведет человека к поклонению, молитве и любви к Богу Творцу и Спасителю, Святому и Освящающему.

 

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/z19_242.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»