=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 25 июля ст.ст., ср - на литургии читается: 1Кор.7:12-24#; Мф.14:35-15:11#.

> <.....> дело не в <том, писать ли слово "предание" с прописной буквы или со строчной>, а в самом принципе предания, формулу которого я ниже приведу. Этот принцип мы встречаем и в книгах Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета, встречаем его и в памятниках апостольского предания. Лучше всего, на мой взгляд, он сформулирован в Учении двенадцати апостолов. Вот что мы там читаем: "Не оставляй заповедей Господних, но храни то, что получил, ничего не прибавляя и не убавляя". То есть если говорить о Предании, то следует говорить именно о Предании апостольском. Другое дело, что мы сталкиваемся уже довольно скоро, начиная с IV века, а может быть, и раньше — со времени установления монархического епископата — с исторической деформацией апостольского предания, причем проявляется это в разных моментах, даже в форме текста Нового Завета, когда происходит его крупномасштабная редактура. Огромная работа текстологов прошлого и нынешнего века позволяет нам сейчас читать реконструированный текст Нового Завета <в современных переводах>, когда мы имеем чтения, которые можно принять за первоначальные и которые отличаются от того текста, который принято называть византийским или церковным, причем иногда бывают и довольно принципиальные разночтения. То есть даже в этой области происходит деформация Предания. Что же говорить о церковной дисциплине, о литургической практике, наконец, о самом церковном мировоззрении? С ним, пожалуй, произошла наиболее серьезная деформация, когда уже при Константине и его сыновьях образуется симфония церкви и государства, а христианская церковь заступает место языческого имперского культа, фактически вступая в роль идеологической прислужницы государства. И на этом фоне мы встречаем фигуры людей, которые стали жертвами этой ситуации, когда они отстаивали правду церковную. Если говорить о ранней Византии, то можно указать на св. Афанасия Александрийского и св. Иоанна Златоуста; если говорить о нашей стране, то это, скажем, митрополит Московский Филипп, причем принципиально важно, что остававшееся по своей сути языческим государство расправлялось с ними руками епископата.

> И вот, я хотел бы сказать об историческом опыте церковного обновления именно как очищения Церкви. Но встает вопрос: как следует обновляться, т.е. от чего следует очищаться? С одной стороны — от деформаций апостольского предания, то есть исправлять в соответствии с ним то, что касается вопросов веры и жизни, собственно церковной жизни. Но, с другой стороны, — и с этого надо начинать, — от носителей того зла, которое проникает в Церковь. Надо сказать, что первоначальная Церковь, Церковь апостольского века предъявляла достаточно серьезные требования как к тем, кто в Церковь вступал, так и к тем, кого она выдвигала на служение себе, т.е. составляющий ее народ. Прежде всего этот человек не должен был быть христопродавцем. Это слово, используемое теперь в церковной публицистике, как раз и встречается впервые в Учении двенадцати апостолов. Речь идет о том, что человек, именующий себя христианином, не должен вести паразитический образ жизни за счет своей церкви, он должен трудиться, зарабатывая себе на пропитание. Следует сказать, что этот завет был потом нарушен, потому что нищенство именно в византийскую эпоху становится уже настоящим промыслом многих людей. Причем удивительное дело — вот мы говорим: греческий Восток, латинский Запад, славянство, Русь — всюду это явление носило масштабный характер. В Западной Европе это потом как раз во многом и вызвало Реформацию. Вот заметьте: была де-формация, а ре-формация — это, собственно, как раз и есть попытка вернуться в русло Предания, т.е. к тому, что нужно хранить, ничего не прибавляя и не убавляя.

> И вот как раз такой опыт обновления мы имеем в России в событиях, связанных с февральской революцией, которые открыли возможность и для церковного возрождения, для возрождения соборной жизни Российской Церкви. Я вовсе не хочу идеализировать то время и те события, за которыми последовала, увы, национальная трагедия нашей страны. Но их церковный аспект был, безусловно, положительный. И прежде всего здесь следует отметить то, что тогда лучшими людьми Церкви было не только осознано (это было сделано гораздо раньше), но и во весь голос обличено то вековое зло, которое имело место в церковной ограде. Я хочу сейчас просто процитировать, что писал в газете "Московский церковный голос" — это был орган Общества любителей духовного просвещения — профессор-протоиерей Николай Боголюбский. "Ночь прошла, и день приблизился, — начал он апостольскими словами свою статью. — Ночь векового рабства, рабства мысли и слова, чувства и воли, рабства исповедания убеждений научных и религиозных. В железном гробу была заключена целиком свобода русских людей. Ложь, лицемерие, пресмыкательство, шпионство — вот что почиталось за добродетель. Под давлением гражданских властей Церковь лишена была возможности жить своей собственной жизнью, развивать свои благодатные силы к объединению всех членов своих в одно тело. Члены духовного звания и сама Церковь были, как мертвецы, как чиновники в футлярах. О, какая подленькая была жизнь!" Читая это, испытываешь чувство, как будто это говорится о совсем недавних годах пребывания нашей Церкви под советским режимом. Здесь нужно иметь в виду еще следующее. Тогда, в 1917 г., были, конечно же, и силы реакции — те, кто оплакивал прежний строй, кто действительно имел деформированное церковное сознание, для кого монархия, вернее, абсолютистский строй и православие слились в одно целое. Но важно, что условия февральской революции позволили здоровым силам говорить во весь голос и занять доминирующее положение. Их устами Церковь как раз отреклась от того рабства абсолютистскому, языческому по своей сути государству.

[ Игум. Иннокентий Павлов.  
ОЧИЩЕНИЕ КАК НЕПРЕМЕННОЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ОБНОВЛЕНИЯ ЦЕРКВИ.  
в сб. Материалы междун. богосл. конф-и ЖИВОЕ ПРЕДАНИЕ (М., окт. 1997)  
М., 1999; стр.236-9 ]

 

Иисус им ответил:
"А вы почему нарушаете заповедь Бога ради своего предания?" (Мф.15:3)

* * *

*Пусть каждый из вас пусть и дальше живет так, как определил ему Господь,
пусть остается таким, каким его призвал Бог. Я даю те же указания всем церквам.
Был призван обрезанным — пусть не удаляет обрезание;
призван необрезанным — пусть не обрезается.
Обрезание — ничто и необрезание — ничто, важно лишь соблюдение Божьих заповедей.
Кто каким призван, пусть таким и остается. ...
Вас купили за большую цену, так не становитесь рабами людей!*
(1Кор.7:17-20,23)


 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»