=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 8 января ст.ст., вт - на литургии читается: Евр.9:8-10,15-23#; Мк.8:22-26# *.
{седмица 31-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 30-й седмицы}

> В центре Божественной литургии — крестная жертва Христа; и к пониманию этой Христовой жертвы нас приготавливает весь Ветхий Завет, особенно та часть Ветхого Завета, которую мы не всегда с большим пониманием воспринимаем: законоположения о жертвах. Часто ставится вопрос: почему были установлены эти жертвы? какой смысл могло иметь приношение ягненка в умилостивление Богу? неужели кровь бессловесных животных может быть оправданием и очищением для человека? И вот тут надо понять, что происходило и на что обращает внимание Ветхий Завет этим законоположением. Для этого надо перенестись сердцем, душой во времена, которые уже не наши, но которые мы можем легко уловить, если подумать вот о чём: едет пьяный человек на автомобиле, убивает прохожего; что случилось? Потому что один совершил неправду — другой расплатился жизнью. В этом — самая сердцевина мысли о жертвоприношении по отношению к человеческому греху.

> Представьте себе обстановку Ветхого Завета: кочевые еврейские племена, которые с собой вели целые стада овец и других животных. У какого-нибудь хозяина <...> рождается в стаде ягненок. Мы видим, на примере ветхозаветного рассказа о жизни царя Давида (2Цар., гл. 12), какие отношения были между хозяином-пастухом и ягненком, который родился у него. Этот ягненок не является только будущим его богатством; этот ягненок родился как бы в семье, он дорог, он хрупкий, он маленький, он требует защиты, ему нужна ласка, тепло. В этом рассказе из жизни царя Давида нам говорится, как он, соблазнившись, взял жену другого человека, который все время сражался на войне. Пророк Нафан к нему приходит и хочет его образумить; но он не прямо его упрекает, он ему рассказывает притчу. Был бедняк, и всего у него была одна овечка; родилась она у него в доме, он ее вскормил, он ее уберег, он ее ласково полюбил; у него никого на свете не было, она ему была, словно дочка. И у него был богатый сосед, к которому пришел гость. У богатого соседа было много скота, но ему стало жалко своего скота; он отнял этого ягненка у бедняка, — закололи, попировали... Что Давид на это сказал? Он в возмущении сказал: наказать надо этого человека, — он отнял самое дорогое, что было у бедняка, у него больше ничего не осталось... И тогда Нафан ему говорит: Ты <и есть этот> богач! У Урии было одно только сокровище — его жена, которую он любил, которая для него была всё; ты — царь, у тебя всё есть, но ты ее у него отнял... В этом рассказе мы улавливаем то ласковое, теплое отношение, которое было между хозяином и овечкой, между человеком-пастухом и его стадом.

> <...>

> И вот когда мы думаем о жертвоприношении Ветхого Завета, мы должны понять, с каким чувством человек думает о пропавшей овце <(ср. притчу Христа — Мф.18:12-13; Лк.15:4-6)>, об овце, которая должна умереть. Вдруг Господь ему говорит: Ты — грешный человек, ты живешь нечисто передо Мной, творишь неправду; и потому, что ты творишь неправду, ты собственной рукой должен заколоть одну из твоих овец, причем ты должен выбрать непорочную овечку, самую чистую, самую прекрасную, ту, на которую ты любуешься, которая для тебя является радостью, как ребенок в собственном доме... — Но почему? Почему мне это делать? — Потому что неправда виновного ложится страданием на невинного; убей ее и поставь себе вопрос: ты сможешь снова поступить вероломно, нечисто, неправедно? Ты посмотри, кто платит за твой грех, ты посмотри, поставь себе вопрос: на кого ложится проклятие твоего греха?..

> <....>

> Вот смысл ветхозаветного жертвоприношения, и вот почему Ветхий и Новый Завет (Ветхий Завет — пророчески, Новый Завет уже воочию) нам говорят о Христе как об агнце: Агнец Божий, который берет на себя грех мира (Ин.1:29), — Он берет на Себя весь грех мира. Он, непорочный, чистый, безгрешный, должен умереть, потому что Он захотел, вольной волей захотел стать нам своим, родным; Он уже не только Бог небесный, Он — человек на земле. Человек безгрешный, чистый, как овца была чистая, непорочная; и потому что вокруг Него качествует грех — этот грех ложится на Него проклятием и смертью. Христос рождается на смерть; уже Младенец вифлеемский, как новорожденное овча, рождается с тем, чтобы быть кровавой жертвой; и когда в рождественскую ночь мы предстоим пред яслями Христовыми, мы должны понимать, что это значит. Обыкновенно икона Рождества Христова нам представляет ясли. Есть древняя греческая икона, где всё изображено, как нам привычно: и пещера, и Дева Богородица, и Иосиф, и пастухи, и ангелы, и животные, и волхвы; только одно в ней не похоже на другие иконы: вместо обычных яслей Христос лежит на жертвеннике. Высокий каменный жертвенник, и Он лежит, как агнец. Он лежит, потому что Он родился, чтобы быть закланным за человеческий грех; в первый же момент Его бытия как человека Он — жертва.

[ Митр. Сурожский Антоний.  
О БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ (1974)  
в сб. БЕСЕДЫ О ВЕРЕ И ЦЕРКВИ (М., 1991; стр.217-22)  
Текст есть на www.mitras.ru ]

-------------------------------------
* Рядовые чтения седмиц с 31 по 33 в этом году те же, что были в седмицы 27-29 по причине т.наз. "Крещенской отступки". Так ряд. чтения этого дня совпадают с 24/12/02 (см. вып. рассылки или в правосл. календаре).


*Первый договор имел свои правила богослужения, а также земное святилище.
Был изготовлен Шатер,
в первом помещении которого находился светильник,
стол и посвященные Богу хлебы, и место это называлось Святым.
За второй завесой было помещение, которое называлось Святое Святых. ...
В первое помещение постоянно входили священники, исполнявшие службу,
а во второе - один только первосвященник, раз в год,
и всегда с кровью, которую он приносил в жертву за свои грехи
и за грехи народа, совершенные по неведению. ...
Всё это символ настоящего времени,
означающий, что ни дары, ни жертвы не в состоянии очистить совесть
и привести к совершенству тех, кто поклоняется Богу.
Они касаются только еды, питья, разных очистительных обрядов,
а это внешние правила,
имевшие силу лишь до установления нового порядка вещей.
Но когда явился Христос как Первосвященник уже свершившихся благ,
Он ... вошел в Святое Святых раз и навсегда,
и не с жертвенной кровью козлов и телят, но с собственной кровью,
снискав для нас вечное искупление.
Если окропление кровью козлов и быков вместе с пеплом телки
освящает осквернивших себя и дает им внешнюю чистоту,
то насколько больше силы имеет кровь Христа,
который с помощью вечного Духа принес себя Богу в непорочную жертву!
Она очистит нашу совесть от дел, ведущих к смерти,
чтобы мы могли служить Живому Богу.
Поэтому Христос есть посредник в Новом Договоре с Богом.
Смерть Христа стала выкупом, освобождающим от грехов,
совершенных во время действия первого договора,
чтобы призванные могли получить вечное наследие, обещанное Богом.*
(Евр.9:1-3,6-7,9-15)

Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/21.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»