=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Милость и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа. (Рим.1:7)

* 24 июня ст.ст., пн – Рождество Иоанна Крестителя
литургические чтения: Рим.13:12-14:4 #; Лк.1:24-25 #, 57-68 #, 76 #, 80 #.
{Седмица 4-я по Пятидесятнице, Петров пост}

> ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

> Во всей Библии не встретишь более одинокой фигуры, чем Иоанн Креститель. Его нельзя причислить полностью ни к Ветхому, ни к Новому Завету. У нас не складывается его цельный образ, когда мы собираем фрагменты известных нам о нём сведений. Впрочем, Иоанн и сам не был в состоянии определиться и трижды отклонил просьбы как-то обозначить себя (Ин 1, 19 и сл.); он просто привел сравнение  — сравнил себя с гласом вопиющего в пустыне. Впрочем, Иоанн хорошо осознаёт свою роль водораздела. В такой роли видит его также и Иисус Христос: по Его словам, он есть величайший из <..> рожденных женами, но, с другой стороны, самый малый в Царствии Небесном больше его (Мф 11, 11). Иоанн — "больше чем пророк" (Мф 11, 9). Но как в Ветхом Завете человек может быть больше пророка? Он  — "посланец", приготовляющий путь; "Илия" последних времен (так называет его Иисус), который должен был возвестить пришествие Большего, чем он сам, и который всё же не смог сразу распознать Его из-за пролегающей между ними пропасти: "Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?" (Мф 11, 3). Он должен был составить себе образ о непредставимо Большем, Который грядет за ним, чтобы он мог возвестить о Нём: в противоположность воде, в которой он крестил, с Ним — "Дух Святой" и "огонь", причем огонь этот подобен "неугасимому пламени", которое пожирает всё и вся неподготовленное (Мф 3, 11 и сл.; Лк 3, 16 и сл.). Но прежде всего Иоанна тяготит непреодолимая пропасть между ним и Грядущим. Иоанн о себе самом троекратно произносит "нет", так что становятся невозможны любые попытки принять его за кого-либо другого. Кроме того, мы видим, как он принимает на себя жест уничижения ("я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его"; Мк 1, 7). Негативизм его миссии заметен и в его воздержании: "Пришел Иоанн, не ест, не пьет" (Мф 11, 18). Он же виден и в испуганном отказе крестить Пришедшего за ним: "Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?" (Мф 3, 14).

> Он, таким образом, причисляет себя к "ветхому" из Завета, а оно должно умаляться (Ин 3, 30), но из этого его состояния нельзя понять суждений Иисуса относительно его принадлежности. Нельзя понять их и на основе известного речения "об употребляющих усилие" (Мф 11, 12; Лк 16, 16), потому что, согласно Луке, "закон и пророки" продолжают действовать до Иоанна и только "с сего времени Царствие Божие благовествуется". Но по Евангелию от Матфея Иоанн Креститель уже относится к новой эпохе: "От дней Иоанна доныне Царство Небесное силою берется; ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна" (Мф 11, 12 и сл.). Даже если согласиться, что ап. Лука точнее передает первоначальный смысл, всё же не забудем, что, как говорится о младенческих годах Иоанна, Грядущий вслед за ним освящает Своего Предтечу в материнской утробе и тем готовит его к будущей миссии. <….> призвание Иоанна выражено отчетливо  — и уже во время знаменательной встречи <Марии и Елизаветы>, <.> в <…> речении: "И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо пред`ыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему" (Лк 1, 76). Подрастающий Иоанн сознает непреложность своего избранничества, и с таким мироощущением он и пришел к ниоткуда не выводимой вероучительной формуле своего крещения.

> Сказанное выше приближает нас к образу Иоанна Крестителя в Евангелии от Иоанна <…>. У Иоанна апокалиптический образ Грядущего вослед, Предпославшего себе Предтечу, свойственный другим евангелистам, уступает место значительно возросшему прозрению в огне и в духе: "На Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть" (Ин 1, 33). Вероятно, одновременно Иоанн Креститель дошел до понимания, что Божественный огонь поглотит и Идущего за ним, как жертвенного агнца. С этого момента "голос в пустыне" становится "перстом указующим": "Вот агнец Божий" (Ин 1, 36). Креститель больше не удерживает подле себя своих учеников. Он рад тому, что за Иисусом теперь ходит больше народа, чем за ним (Ин 3, 26 и сл.). Он даже радуется и тому, что его собственное призвание теперь сокращается, а дело Пришедшего за ним  — возрастает.

> Пророк-мудрец в нём, насколько этот образ причисляется Ветхому Завету, умаляется, а новозаветная природа, напротив, набирает силу. Иоанн Креститель всё прекрасно понимает: он уже не говорит о <том, что он недостоин> развязать ремень на обуви; он теперь рисует образ друга жениха, который радуется, что приводит к нему невесту, радуется, что вместо его голоса раздается теперь "голос жениха". Эта "исполненная радость" Иоанна Крестителя (Ин 3, 29) свидетельствует, что он  — как раз потому, что сам умалил себя,  — ныне входит в число возлежащих на брачном пире Нового Завета.

[ Ганс Урс фон Бальтазар.  
ТЫ ИМЕЕШЬ ГЛАГОЛЫ ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ.  
Размышление над Священным Писанием.  
М.: Мысль, 1992; стр.35-7  ]

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков
My ICQ # 112678438

*Прежде неплодная в сей день Христова Предтечу рождает, /
и он - исполнение всякого пророчества. /
Ибо на Того, Кого пророки предвозвестили, /
он, во Иордане руку возложив, /
явился Слова Божия пророком, провозвестником /
и вместе - Предтечей.
(Кондак Рождества Иоанна Крестителя)

* * *
*Ночь проходит, близится день.
Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света.
Давайте жить так, как подобает при свете дня:
без оргий и пьянства, без разврата и безобразий, без раздоров и зависти.
Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос!
Так не поддавайтесь своей греховной природе и ее вожделениям.
Человека, вера которого слаба, принимайте к себе,
но не вступайте с ним в споры о его взглядах.
Скажем, один верит, что можно есть всё,
а другой, у кого вера слаба, ест одни овощи.
Тот, кто ест, пусть не презирает того, кто не ест.
Тот, кто не ест, пусть не осуждает того, кто ест.
Ведь Бог его принял!
Кто ты такой, чтобы осуждать чужого слугу?!
Его господин сам решит, сто`ит тот или упал.
Но он всё же будет стоять, потому что Господь властен поднять его.*
(Рим.13:12-14:4)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jul/7.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»