=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

 

*  6 мая       ст.ст., чт  (3-я седмица по Пасхе).
  {Память прав. Иова Многострадального, ок. 2000-1500 до Р.Х.}
  литургические чтения: Деян.8:26-39; Ин.6:40-44.



> Библия,  возможно, не дает определенного ответа на вопрос о причинах
> страдания.  Но ее исчерпывающее освещение вопроса несет безошибочный
> смысл.  Обратимся к книге Иова, находящейся в самой середине Ветхого
> Завета.

> Одна  из  старейших книг Библии - книга Иова - читается как наиболее
> современная,  потому  что  напрямую  затрагивает вопрос о страдании,
> терзающий наше столетие. <...>

> Иов, наиболее праведный, духовный человек своего времени, любит Бога
> всем    сердцем.   Более   того,   Сам   Бог   выбрал   его,   чтобы
> продемонстрировать  сатане,  насколько  некоторые  люди  могут  быть
> преданы  Ему. Кто-кто, а Иов меньше всех других заслуживал страдания
> в наказание за свои поступки.

> Но  что происходит? Невероятно, но на жизнь Иова накатывается череда
> разрушительных  трагедий,  каждая из которых вполне могла бы сломить
> многих   из  нас.   Налетчики,   пожар,  разбойники и буря разрушают
> его владения - он теряет всё, что имел. Из многочисленной семьи Иова
> в живых остается только жена, но и она не в силах утешить его. Затем
> приходит   вторая  фаза испытания  -  тело Иова начинает распадаться
> от гноящихся нарывов.

> Вот  так,    в  течение  нескольких  часов все ужасы ада  обрушились
> на  бедного  Иова,    сведя  на  нет его благосостояние и  здоровье.
> Он   стонет,   раздирая  раны.   Он  еще  в состоянии стерпеть боль,
> но  больше  всего  его  беспокоит  чувство, что его предали, и это -
> боль, которую он не в силах вынести. До сих пор он верил в любящего,
> справедливого   Бога.     Но    факты    не   согласуются    с  этим
> его  представлением. Он задает мучительные вопросы, вопросы, которые
> задает  почти  каждый  страдающий  человек.   Почему  именно я?  Где
> я поступил неверно? Чему Бог хочет научить меня?

> В  таком  положении Иов и его друзья размышляют о <тайне> страдания.
> Друзья,  люди  набожные и почтенные, блистают эрудицией. В сущности,
> все  их  аргументы  идентичны  и   сводятся   к  следующему.   'Иов,
> Бог  пытается  что-то сказать тебе. Не бывает страдания без причины.
> Сама логика жизни подсказывает нам, что справедливый Бог справедливо
> относится к людям. Он поощряет тех, кто послушен и верен Ему. А тех,
> кто  грешит,  Он  наказывает.  Поэтому  исповедуй  свой  грех, и Бог
> облегчит твои страдания.'

> Жена  Иова  предложила еще один вариант разрешения проблемы: 'Похули
> Бога  и  умри'.  Но  и  этот  вариант  не  может  принять Иов. Пусть
> случившееся  с  ним  не  похоже  на  справедливость,  но он не может
> отречься  от Бога.  Где же Иову искать ответ?  В своей безысходности
> он  даже  заигрывает с идеей о том, что Бог,  как садист,  '<смеется
> над отчаяньем невинных>' (9:23).

> Под нажимом словесного нападения друзей Иов колеблется, противоречит
> себе,   иногда  даже соглашается с ними.  Но,  всматриваясь в жизнь,
> он  замечает и другие следы несправедливости.   Воры тучнеют и живут
> в  благополучии,    а  некоторые  святые  люди   живут   в  бедности
> и  страданиях.  Очевидно,  что добро и зло не всегда вознаграждаются
> и наказываются в этой жизни.

> Эмоциональные  восклицания   Иова   находятся   в  ярком   контрасте
> со спокойными рассуждениями его друзей. Но, обдумывая свое положение
> снова  и  снова,  он приходит к выводу,  что они не правы.  Невзирая
> на  все  факты,  он  твердо верит в два утверждения, которые кажутся
> несовместимыми:  он, Иов, не заслужил того, что с ним произошло; тем
> не менее, Бог заслуживает его преданности. Иов отстаивает свою точку
> зрения, даже когда ему бросают: 'Разве ты праведнее Бога?'

> Возможно,    самый  <трудный>  аспект  книги  Иова   состоит  в том,
> что   аргументы,   приводимые  его  друзьями,  очень  уж  напоминают
> аргументы  современных  христиан.     Попробуйте   найти   аргументы
> <для  объяснения  страданий>,    которые  в  той  или   иной   форме
> не  прозвучали  в  их  речах.  А  ведь Бог, в прекрасном неожиданном
> завершении  книги дает следующую оценку всем их теориям: 'Горит гнев
> Мой  на тебя и на двух друзей твоих,  -  сказал он одному из них,  -
> за  то,  что  вы  говорили  обо  Мне  не так верно, как раб мой Иов'
> (42:7).

> Как   видим,     даже     в   Ветхом     Завете,    где    страдание
> часто  идентифицируется с Божьим наказанием, ярко сияет пример Иова.
> Книга  Иова  должна   вбить   последний   гвоздь   в  крышку   гроба
> с  убеждением, что всякий раз, когда мы страдаем, Бог наказывает нас
> или  пытается что-то нам сказать.   Хотя в Библии и содержатся мысли
> о  том,    что   человек  жнет  то,   что  сеял,   даже в этой жизни
> (см.  Псал.1:3,  36:25),    книга  Иова доказывает,  что другие люди
> не   имеют  права  применять  этот  общий  принцип  к  определенному
> человеку.  Иов  менее  всех  заслуживал такие страдания, но мало кто
> страдал, как он.
                [ Филип Енси. ГДЕ БОГ, КОГДА Я СТРАДАЮ? (7)
                  // М., 2001; стр.85-7 ]
(продолжение следует...)


* * * по теме выпуска смотри также:
 * Питер Крифт: Многими скорбями...
        www.messia.ru/rasylka/002/090.htm#0
 * Он же: Книга Иова - загадка в ответ на загадку
            www.messia.ru/rasylka/003/435.htm#0
 * Он же: Проблема зла с точки зрения логики
        www.messia.ru/rasylka/003/438.htm#0
   (с продолжением! - до 444)
 * СТРАДАНИЕ в СЛОВАРЕ БИБЛЕЙСКОГО БОГОСЛОВИЯ
   www.krotov.info/library/bible/comm/stradanie.htm
 * авва Феодор о страданиях праведников
   (в кн. прп. Иоанна Кассиана)
   www.krotov.info/acts/05/marsel/kass319.html
 * авва Даниил:
   Иногда для нас полезно бывает оставление Богом
   (там же)
   www.krotov.info/acts/05/marsel/kass273.html (гл.6)
 * Антанас Мацейна. ДРАМА ИОВА
   www.krotov.info/libr_min/m/mazeyna/maz_11.html
 * Анри Каффарель: Даром ли?
   www.krotov.info/library/k/kuhn/kaf_70.html#77
 * Яков Кротов: Ответ без ответа
    www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/04_03.htm
 * Он же.  НЕСЧАСТНОСТЬ
   www.krotov.info/yakov/svoystva/neschastn.html
 * Он же: "Посмотрите на лилии полевые"!
   Опять Творец не объясняет,
   а показывает. Это уже было:
   когда Иов показывал Богу свои несчастья,
   Бог показал Иову бегемота...
    www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/06_28.htm




Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.:
www.bible-center.ru/biblereadings/20050518/orth?cont=rv_ru

Этот день в календаре РПЦ:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2005/May/18.htm


--
 Желаю всяческих успехов!

редактор-составитель рассылки        mailto:mjtap@ya.ru
    Александр Поляков                    My ICQ # 112678438

             ---------------------------------------------
*Так запаситесь терпением, братья, до дня возвращения Господа!
 Смотрите, как терпеливо дожидается земледелец,
 когда земля принесет драгоценный урожай.
 Как терпеливо ждет он осенних и весенних дождей!
 Запаситесь терпением и вы, укрепляйте сердца,
 потому что день возвращения Господа уже близок.
 Братья, не жалуйтесь друг на друга, чтобы Бог не осудил вас.
 Смотр`ите, Судья уже стоит у дверей!
 Братья, пусть примером терпения и стойкости перед лицом страданий
 станут для вас пророки, говорившие от имени Господа.
 Вы знаете, мы называем счастливыми тех, кто был стойким до конца.
 Вы слышали о стойкости Иова
 и знаете, какой конец жизни дал ему Господь,
 потому что Господь милосерден и сострадателен.* (Иак.5:7-11)
                                * * *
*Увидев толпы народа, Иисус поднялся на гору.
 Он сел, и к Нему подошли ученики.
 Иисус начал их учить. Он сказал:
 - Как счастливы те, что бедны ради Господа!
        Царство Небес - для них.
   Как счастливы те, что скорбят! / Бог их утешит.
   Как счастливы кроткие! / Бог им отдаст во владение землю.
   Как счастливы те, что жаждут исполнения воли Господней!
        Жажду их Бог утолит.
   Как счастливы милосердные! / И к ним будет Бог милосерд.
   Как счастливы те, у кого чистое сердце! / Они Бога увидят.
   Как счастливы те, что добиваются мира!
        Бог назовет их Своими сынами.
  Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!
        Царство Небес - для них. ...
  Никого не осуждайте - и вас Бог не осудит,
  потому что каким судом судите, таким Он осудит и вас,
  и какой мерой мерите, такой Он отмерит и вам.
  Что же ты смотришь на соринку в глазу своего брата,
  а в собственном бревна не замечаешь?
  Как ты можешь говорить своему брату:
  'Дай я выну соринку из твоего глаза'?
  Посмотри, у тебя в глазу бревно!
  Лицемер, вынь прежде бревно из собственного глаза
  и тогда увидишь, как вынуть соринку из глаза брата.*
                                          (Мф.5:1-10; 7:1-5)
-* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой ("Радостная Весть") *-
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»