=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*= Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2) * 17 октября 2006 г. ст.ст., пн 21-ой седмицы по Пятидесятнице. литургические чтения: Флп.4:10-23 или Кол.2:13-20; Лк.9:18-22 (22-ой седм.). {Память пророка Осии (820 до Р.Х.)} > Христос говорит в Новом Завете: 'Я есть Альфа и Омега, начало > и конец'. Не культура, не музыка, не живопись, а только Он есть > основание всего. Он есть тот краеугольный камень, на котором > всё строится. Без Него все культурное влияние христианства > становится как бы лишенным своего ядра, своей сущности, лишенным > своей специфики. Оно оказывается всего лишь одним из явлений наряду > с другими религиями, учениями и философиями. > Как бы ни была прекрасна наша иконопись и наша церковная > архитектура, мы должны помнить, что замечательные произведения > искусства священного, религиозного, создавали и древний Египет, > и Индия. Прекрасные произведения священной архитектуры создавал > исламский мир. И трудно сказать, что что-то одно превосходит другое. > В искусстве шедевры сравнивать трудно. Они все разные, и нельзя > сказать, что рублевская 'Троица' выше какого-то гениального > произведения индийского художника. С точки зрения эстетики, это всё > прекрасно и многообразно. > Но мы знаем, мы, христиане, знаем, что Христос явился на земле > не для того, чтобы создать новый стиль в живописи или архитектуре. > Не для того, чтобы создать ту или иную форму культуры и цивилизации, > а для того, чтобы человек понял, постиг, почувствовал, увидел > свое богоподобие. Чтобы перед ним открылось окно в вечность, чтобы > он понял, что Тот, Кто создал мироздание, Тот, Кто непостижим > для человеческого ограниченного разума, открывается нам > в уникальной, единственной, неповторимой личности Христа. > И я хотел бы еще раз поговорить об этой личности. Для того, чтобы > потом посмотреть, как она воспринималась на протяжении веков. > Я думаю, вы все видели в Третьяковской галерее картину Александра > Иванова 'Явление Христа народу'. Это огромное, прекрасное полотно, > где изображается один из важнейших моментов евангельской истории. > В той же Третьяковской галерее вы найдете образ Спаса, написанный > Андреем Рублевым. Мягкий, прекрасный, добрый, благостный. В той же > галерее вы увидите грозного Христа со сдвинутыми бровями - > новгородского письма. > И во всей живописи на протяжении двух тысяч лет истории > христианского искусства мы всегда видим Христа, который > поворачивается разными сторонами воспринимающему художнику, > скульптору или писателю. Потому что это образ неисчерпаемый. > И к нему продолжают возвращаться писатели, художники, мастера > музыки. Недаром столь нашумевшая у нас 'Плаха' Чингиза Айтматова > притянула к этой теме. Недаром, когда Михаил Булгаков захотел > сказать о вечных нравственных ценностях, он должен был отталкиваться > от евангельского сюжета, хотя сознательно и намеренно, полностью > его изменил. И образ дал другой. А всё-таки пришлось ему > отправляться от этой точки. > Среди властителей умов человечества, среди тех, кто на протяжении > многих столетий являются вдохновителями целых народов и цивилизаций, > есть великие имена. Есть имя Магомета-Мохаммеда, - последователи > которого миллионами населяют значительную часть нашей страны, > Аравию, Ближний Восток, Индокитай. Есть великий учитель Индии Будда, > последователей которого тоже сотни миллионов. Это Китай, это > юго-восточная Азия, Шри-Ланка, много их и в нашей стране. > Есть другие мудрецы и учители. Достаточно назвать имена Платона, > Аристотеля. Вы вспомните, любой учебник по любой науке начинается > обычно словами: 'Еще Аристотель', - и так далее. За триста лет > до Рождества Христова многие моменты естествознания, социологии, > поэтики он сумел предвосхитить, отразить и указать для них пути > развития. > Так вот, мы ставим вопрос. Мы, христиане, спрашиваем: 'Является ли > основатель нашей религии, христианской религии в чем-то подобным вот > этим мудрецам?' Если рассматривать внешне, да, конечно. Хотя бы > просто потому, что, как и у них, и у Него сегодня, через столетия, > миллионы последователей. Мы даже не будем говорить, что их больше > всего, что сегодня каждый четвертый человек на земле христианин. Тем > не менее это стоит в одном ряду. И многие люди так и считают: да, > были различные мудрецы, учителя в разное время, и среди них - Иисус > Христос. > Но если объективно подойти к тайне Его личности, то мы увидим, что > Его необычайно трудно сравнивать с кем угодно, о ком бы ни шла речь: > о Конфуции, о Лао-цзы, о Карле Марксе, о Магомете - о любом > человеке, у которого сегодня, после смерти есть последователи. В чём > это отличие? Чем Христос отличается от всех остальных? > Если мы обратимся к Евангелиям, достоверным и древним текстам, > которые донесли до нас Его подлинные слова, подлинную картину > Его жизни и живой образ Его личности, мы увидим одно замечательное > отличие: истина для Него не была какой-то высокой горной вершиной, > к которой Он стремился. Не была целью, которой бы Он достиг > благодаря упорному труду, подобно Гаутаме-Будде, который в течение > многих лет в лесу, в одиночестве искал тайну Божественную, искал > Откровение. Или подобно Магомету, который в пещере горы, куда > он удалился, ждал Божиего слова, и, когда это слово прогремело, > он почувствовал себя, как мошка, как ничтожный комар, в сравнении > с этим гремящим Божественным словом. > Для Иисуса Христа нет истины, которая бы стояла над Ним. Он как бы > с ней отождествлен, слит. Есть великие пророки Ветхого Завета, > которые говорили от лица Бога. Их речи начинаются словами: > 'Так говорит Господь'. И дальше от первого лица. Пророки сознавали, > что они проводники голоса вечности, Божиего слова. И они сознавали, > что сами являются слабыми, греховными, немощными сосудами, что > они воспринимают то, что бесконечно превосходит их собственное > мышление, их нравственный уровень и духовную силу. Многие из них > отказываются следовать указанию Господа. Вы знаете из Священного > Писания, что и Моисей; и другие великие пророки не желали выполнить > волю Божию. И только после длительной внутренней борьбы они пошли > туда, куда их звал этот Голос. > Ничего подобного мы не находим в Евангелии. Замечательно чувствуется > эта тайна в тот критический момент, когда Иисус стоит перед Понтием > Пилатом. Пилат насмешливо говорит: 'Что такое истина?' Для него это > всё относительно, для него это пустой звук. И Иисус не отвечает ему > ничего. Не отвечает не потому, что Он не хочет с ним говорить, > а потому, что в Нём живет уникальное самосознание Истины. Он должен > был сказать: 'Истина стоит перед тобой'. Но Понтий Пилат этого бы > не понял. > Над могилами великих людей сооружают величественные гробницы > и памятники. Это дань уважения, дань преклонения. Но есть одна > могила, среди могил великих людей, которая является пустой, которая > является только символом. Это Гроб Господний. Он только символ. > Потому что все произошло не так, как это было в жизни великих людей. > Были великие пророки и провидцы, и вот пришел этот человек, который > говорил так, как говорит только Небо, и разделил с людьми участь > страдающих, участь униженных, который нес в Себе огонь вечности, > и Он прошел до конца, до смерти, до позора, до агонии, до Креста. > Что должно было произойти вслед за этим? Кучка людей, горсточка > слабых, напуганных рыбаков и ремесленников - и против них светская > и духовная власть в лице Пилата и Кайафы-первосвященника. > Они убежали и спрятались. Христианство кончилось в тот момент, > когда прозвучали удары молотков на Голгофе, когда руки, > благословляющие и исцеляющие, были пронзены огромными гвоздями, > когда Его тело было поднято на позорном столбе. > Конец всему - потому что люди ждали и верили, что наступит победа, > мощь, сила, и вот, оказывается, их учитель не имеет мощи и не имеет > силы. [ свящ. Александр Мень. Лекция "Личность Иисуса Христа. Как она воспринималась на протяжении веков" www.alexandrmen.ru/books/radvest/lichnhrs.html ] к евангельскому чтению: +++ Николай Бердяев: Только одно абсолютно ново и оригинально в христианстве... www.messia.ru/rasylka/004/959.htm#0 ///*********************************************************\\\ | ССЫЛКИ по темам чтения из Флп.4 : | : || > Прп. Амвросий Оптинский: : ||| +Начало радости - быть довольным своим положением : |||| www.messia.ru/rasylka/002/226.htm#0 : || > Cаймон Тагуэлл: : ||| +Цепляться за частичные блага попросту мелко : |||| www.messia.ru/rasylka/002/089.htm#0 : ||| +Господь просит нас быть готовыми отдать то, что имеем : |||| www.messia.ru/rasylka/002/153.htm#0 / || > Свящ. Александр Мень: / ||| +надо быть готовым к отказу... / |||| www.messia.ru/rasylka/002/191.htm#0 / || > В.Н.Кузнецова: / ||| +Бедные ради Госпсода / |||| www.messia.ru/rasylka/003/465.htm#0 / || > Свящ. Александр Мень: / ||| +Сила Божьего слова // |||| www.messia.ru/rasylka/002/283.htm#0 // ================================================/ Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20061030/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=30-10-2006 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Однажды, когда Иисус молился в одиночестве, к Нему пришли ученики. Иисус спросил их: "Кем считают Меня в народе?" Они ответили: "Одни говорят, что Ты - Иоанн Креститель, другие - что Илья, а некоторые говорят, что это встал из мертвых один из древних пророков". Он спросил: "А вы кем считаете Меня?" Петр ответил: "Ты - Помазанник Божий". Но Иисус, строго наказав им никому об этом не говорить, сказал: "Сын человеческий должен претерпеть много страданий, Его отвергнут старейшины, первосвященники и учител`я Закона, Его убьют, но на третий день Он встанет из мертвых".* (Лк.9:18-22) * * * *Я научился довольствоваться тем, что есть, умею жить и в нужде и в достатке. Я всё прошел и ко всему готов: к сытости и к голоду, к достатку и к нужде. Всё могу благодаря Тому, кто дает мне силы. И всё же вы хорошо сделали, что разделили мои невзгоды.* (Флп.4:11-14) * * * "Каждый день и каждый час предлагают новый смысл, и каждого человека ожидает другой смысл". (В.Франкл) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/006/1661.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ! апост. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/php.htm#4:10 ! еванг. чтение в перев. В.Н.Кузнецовой -> www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/lu2.htm#9:18 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" нyждается в жертвователях/спонсорах... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|
|
![]() |