=ежедневная рассылка *Мысли
о вере и Церкви*=
ХРИСТОС
ВОСКРЕС!
* 22 января 2006 г. ст.ст.,
воскресенье, посвященное
притче о блудном сыне.
литургические чтения: 1Кор.6:12-20;
Лк.15:11-32
*.
> <Сегодня> читается
притча Христа о блудном сыне,
одна
> и предшествующих Великому
Посту. Господь Иисус как будто бы
> рассказал обычную земную
историю, где "все хороши": старший сын -
> завистник вроде Каина,
довел, небось, младшего до остервенения;
> младший сын - дурачок,
променявший семью на свободу; отец - эдакий
> любвеобильный до придурковатости
папаша, не понимающий, что иногда
> нужно вовсе не прощать
ребенка, а хорошенько его выпороть. До чего
> же всё-таки человеческий язык
даже не беден - зол и скверен,
> как и бытие наше,
и на месте Иисуса всякий разумный человек,
> наверное бы, помолчал
- ведь обязательно все переврут, исказят,
> высмеют. Господь же все-таки
говорит, и совершается чудо: циничный
> вздор отступает перед
истиной Любви, и Рембрандт пишет багряной
> своей кровью чудное "Возвращение
блудного сына", и сердце сжимается
> от восторга: да, так,
именно так, мастер угадал, именно так
> две натруженных Божьи руки ложатся
на мои плечи, именно я становлюсь
> на колени, чтобы освободиться
от нищеты эгоизма и свинства, и это
> мой несчастный старший брат справедливо
негодует на меня в полумраке
> за Отцом, но поверь,
брат, счастья хватит на всех, и Отец сейчас
> повернется и к тебе, и при этом,
о чудо чудес, нимало не отвернется
> от меня. Так делается
еще один шаг навстречу Пасхе, Воскресению
> Христову, так мы начинаем
чувствовать разгадку: Бог не потому
> нас прощает, что не может
наказать. Уж Он-то может наказать так,
> как следовало бы, но
как наказать любимого, и этот любимый - я,
> и как не заплакать
от счастья быть любимым и от жажды ответить
> любовью на любовь. Эти слезы и есть
слезы великопостного покаяния.
* * *
> Блуд - измена. У
иудеев, как и у многих других народов, холостых
> людей, сколь бы разгульны
они ни были, всё же не называли
> блудниками, ибо им некому
было изменять. Они, так сказать,
> определенной фигуры, места
в жизни не имеют и потому могут
> сколь угодно бродить
- это прогулка, а не блуждания.
> Чтобы прелюбодействовать, надо
иметь любовь, которую посягаешь
> пере-действовать. Чтобы заблудиться,
надо иметь определенное место
> жительства. Чтобы заблуждаться, надо
иметь в мире истину.
> Их могут, их должны по праву
рождения иметь все люди - ибо все люди
> поселены в мире Богом,
сотворены Им по любви, сотворены любящими
> истину. Истина, место жизни, любовь,
- всё это Бог. Мы же - вышли
> за пределы Его любви
и истины. Вот за что Иисус - кроткий
> и милостивый, но не
слепой - называет наш род: "прелюбодейный"
> (Мф 12:39), "неверный и
развращенный" (Мф 17:17, а еще Мк 9:19,
> Лк 9:41).
> Самая невинная степень
блуда - разврат телом. Недаром Отец с такой
> легкостью прощает блудного сына -
несчастный, больной человек. Самая
> простительная степень блуда
- заблуждение ума - "рече безумец..."
> Иисус говорит не о них.
"Род прелюбодейный ищет знамения" сказано
> о людях верующих в Бога
и верных женам. Это сказано о старшем сыне
> Божием - по делению той притчи
Евангелия от Луки, которую мы обычно
> называем "притчей о блудном
сыне", хотя там не один, а два блудных
> сына. Старший не блуждал
телом, не заблуждался умом. Он сблудил
> одной фразой, обращенной к Богу:
"Ты никогда не дал мне и козленка,
> чтобы мне повеселиться с друзьями
моими" (Лк 15:29).
> Бог или козленок
нужен нам? Бог или знамение? Бог или победа
> над врагом? И то, и другое желательно?
Но придется выбирать. Потому
> что пока наш ум видит отдельно
Бога - и веселье с друзьями, Бога -
> и знамение, Бога - и триумф,
до тех пор мы неизбежно будем блуждать
> мыслью от Одного ко многому. То есть,
конечно, мы постараемся жить
> в смирении и в том святом послушании,
которое обрисовал старший сын:
> "Я столько лет служу Тебе и никогда
не преступал приказания Твоего".
> Но внутри - блуждание
и прелюбодеяние от Бога к козленочку будет.
> И поиск знамений,
старцев, святынь тоже может оказаться
> таким духовным скотоложеством,
если мы воспринимаем их как особую
> нужду, как особое от
Бога бытие, как нечто драгоценное и нужное
> помимо Бога.
> Только верующие в
Бога - род прелюбодейный; вне религии
> прелюбодействуют не родом, а
поодиночке, каждый отдельно, и даже
> чем свальнее физиологическое прелюбодейство,
тем более одинок каждый
> из участников. А верующие,
в том числе христиане, в том числе
> православные, прелюбодействуют хором,
ибо из поиска знамений создают
> коллективное занятие, подбадривают
и укрепляют в нём друг друга
> и потому именно не
стыдятся своего духовного блуда, что не одни
> блуждают, а толпою. Но ведь
и этот коллективный блуд осуществляется
> внутри каждого из нас и каждого из
нас растлит.
> Блуждание мысли возвращает
нас в дохристианское, а пожалуй,
> и в дотварное состояние
- в ничто мы возвратиться не можем, но
> в туман превращаемся
успешно. Блуд и разврат духовные
> суть возвращение к миру неструктурированному,
где нет границы
> между добром и злом, где не разделены
земля и вода, небеса и твердь.
> Нет в состоянии блуда
и Христа как точки отсчета, как Проводника
> и Путеводителя, нет света истины и
мрака заблуждения, а есть гадание
> и смятение мозгов.
> Это неоформленное, расплывчатое
состояние и само по себе неприятно
> и бредово. К тому
же мы не можем полностью затуманить мир.
> Одно сохраняется довольно, по видимости,
четко: наше "я", наша воля,
> наши желания. И
здесь блуд, растливший мир и уничтоживший
> саму возможность существования
в нём, начинает оборачиваться против
> нас. Мы начинаем злиться,
мы суровеем, мы нервничаем и мысли наши
> блуждают - потому что
нет знамений, нет козленка, нет, в конце
> концов, осуществления
нашей маленькой воли - повеселиться
> с друзьями, найти себе
в Царстве Божием уголок для вечеринки.
> Ну хоть немножечко мы имеем право
отдохнуть от Бога?
> Таков первородный грех.
Переступить с Бога как основания жизни,
> как самой жизни - на какое-то
другое основание, на кочечку, пусть
> с болотистым запашком, но иную. Отдохнуть
от Бога! - как будто не Он
> должен отдыхать от нас, рода
прелюбодейного! А Бог - пожалуйста,
> не держит. Смерть - отдых от
Бога, мы получаем, чего хотели, только
> что-то не радуемся, а называем это
геенной огненной. Да не геенна,
> а именно отдых - от Бога; и осознайте,
что это одно и то же.
> Бог нас не держит. Он даже не
сердится. Он - удивляется: "Всё мое -
> твое" (Лк 15:31). Супружеская измена
долго готовится в душе: человек
> убеждает себя, что жена
ему изменяет и он только мстит - то есть,
> что не всё ее -
его; или он внушает себе, что ничего такого у нее
> вообще нет, что просто
связался со стервой - так что нету
> того "всего", что могло
бы быть "его", или - чаще всего -
> что есть-то у нее много чего, но она
его не любит, не делится с ним,
> захлопывается от него - а значит,
нет того единства, которое делает
> брак браком, о котором
сказано "одна плоть" - а можно сказать "всё
> мое - твое". Так
же мы рассуждаем, прелюбодейничая от Бога:
> у Него-де ничего нет,
или вообще даже и Его Самого нет, или Он -
> жестокий и не хочет
с нами Своим добром (козленочек! знамения!!)
> делиться.
> Всё есть у Бога!
Только мы не решили: Бог ли нам нужен или еще
> что-то? Бога мы просим или знамений?
Нет, бывали в истории знамения
> от Бога, и не раз бывали - но
только тем, кто просил и жаждал Бога,
> а не знамений. И козлят
в изобилии Господь посылал - но не тем,
> кто жаждал козлят. Пока
есть в нас хоть крошечное расстояние между
> Богом и тем, чего
мы хотим от Бога - будем блуждать по этому
> расстоянию, и будет это
нам в прелюбодейство. Только Бога, только
> Его воли, одного Его Христа
просить и желать - и тогда мы станем
> не тростником, ветром
колеблемым, а сынами Божиими. Тогда мы
> подлинно вернемся в Его
Царство - где всё передано Христу, где
> всё дастся нам, если
мы будем просить об этом в молитве - всё,
> буквально всё, ибо
"всё Божие - наше". И тогда мы получим
> право сказать: "Нет Царства
Божия, есть Царство Мое" - и только
> тогда мы откажемся от этого
право и скажем то, чего ждет Отец: "Всё
> мое - Твое". Стоя на
камне, который есть Христос, мы повторим
> Его молитву: "Да будет
воля Твоя" - и кончится всякое блуждание
> и начнется нормальная жизнь.
[ свящ. Яков Кротов. К ЕВАНГЕЛИЮ
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_11.html
]
Иллюстрация: Рембрант (1636 г.)
www.messia.ru/izo/ill/rembrant1636_20_.jpg
-------------------------------------
* эпизод N108 по "Брюссельскому согласованию"
(www.messia.ru/biblia/nz/tabl/sogl.htm#108)
Ссылки по теме:
== проповеди и беседы митр. Антония об этой притче:
* возвращение к Отцу www.messia.ru/rasylka/005/1075.htm#0
* 1967г.; 1969г.; 1990г.
www.mitras.ru/inname/in_81.htm
* 1982г. www.mitras.ru/lubov/lub_vse_82.htm#12
* 1984г. www.mitras.ru/h_d/hd11.htm
* без года www.mitras.ru/archive/050226.htm
* опубл.в кн. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД БОГОМ
www.mitras.ru/pered2/pb_241.htm#2
* опубл. в кн. ДУХОВНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
www.mitras.ru/soul_put/put_5.htm
* беседа, оп. в кн. О СЛЫШАНИИ И ДЕЛАНИИ
www.mitras.ru/h_d/hd28.htm
* Небесный Отец и блудные дети
www.messia.ru/rasylka/004/711.htm#0
* образ Отца www.messia.ru/rasylka/004/698.htm#0
=== === === === === ===
=== === === === === === ===
* свящ. Александр Мень: www.messia.ru/rasylka/003/351.htm#0
* свящ. Александр Шмеман: возвращение в отчий дом
www.messia.ru/rasylka/006/1415.htm#0
* архиеп. Георгий (Вагнер). 2 проповеди в Неделю о блудном сыне
(на евангельское и апост. чтения; 1959, 1960 гг.)
www.golubinski.ru/academia/vagner/bludnyj_syn.htm
* Размышления свящ. Якова Кротова:
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_12.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_15.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_17.htm
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_18.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_20.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_21.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_29.html
www.krotov.info/yakov/4_faith_moi/ev_lk/lk_15_32.html
Чтения этого дня в трех русских переводах, на ц.-славянском и др.
и размышления над ними:
www.bible-center.ru/biblereadings/20070204/orth?cont=rv_ru
Этот день в календаре РПЦ:
www.canto.ru/calendar/day.php?date=04-02-2007
# Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах
-
в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы...
#
--
Желаю всяческих успехов!
редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru
Александр Поляков, священник
ICQ # 112678438
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
---------------------------------------------
*Иисус продолжал:
'У одного человека было два сына.
Младший сказал отцу:
"Отдай мне часть имущества, что мне причитается".
И тот разделил имущество между сыновьями.
Через несколько дней младший сын, всё распродав,
уехал с деньгами в далекую страну.
И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было.
После того как он всё истратил, в той стране начался сильный
голод,
и он стал бедствовать.
Он пошел и нанялся к одному из местных жителей,
и тот послал его в свое имение паст`и свиней.
Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней,
ведь ничего другого ему не давали.
И тогда он, одумавшись, сказал себе:
"Сколько работников у моего отца,
и все едят до отвала и еще остается,
а я тут погибаю с голоду!
Пойду, вернусь к отцу и скажу ему:
"Отец, я виноват перед Небом и перед тобою.
Я больше недостоин зваться твоим сыном,
считай, что я один из твоих работников".
И он немедля пошел к отцу.
Он был еще далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына.
Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его.
Сын сказал ему:
"Отец, я виноват перед небом и перед тобою.
Я больше недостоин зваться твоим сыном".
Но отец сказал слугам:
"Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его.
Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги.
Приведите и зарежьте откормленного теленка.
Будем есть и веселиться.
Ведь это мой сын: он был мертв, а теперь ожил, пропадал
и нашелся".
И они устроили праздник.
А старший сын был в это время в поле.
Возвращаясь, он подошел к дому, услышал музыку и пляску
и, подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит.
Тот ответил:
"Вернулся твой брат,
и отец твой зарезал откормленного теленка,
потому что он вернулся жив и здоров".
Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом.
Тогда вышел отец и стал его уговаривать.
Но он ответил отцу:
"Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб,
и ни в чём тебя не ослушался,
а ты ни разу не дал мне даже козленка,
чтобы я мог повеселиться с друзьями.
А вернулся этот твой сын,
который проел все твое имущество со шлюхами, -
и ты зарезал для него откормленного теленка!"
Но отец сказал ему:
"Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твое.
Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат,
был мертв и ожил, пропадал и нашелся".* (Лк.15:11-32)
* * *
*Вы говорите: "Мне всё позволено!" - Но не всё мне на пользу!
"Мне всё позволено!" - Но ничто не должно завладеть мной!
"Пища для брюха и брюхо для пищи!" -
Да, Бог уничтожит и то, и другое.
Но тело не для разврата, а для Господа! И Господь для тела.
Бог воскресил Господа, и нас воскресит Своей силой.
Разве вы не знаете, что ваши тела - части тела Христа?
И ты часть тела Христа хочешь превратить в тело проститутки?
Боже упаси!
А разве вам неизвестно, что тот, кто соединился с проституткой,
стал одним с ней телом? Ведь "двое станут одной плотью".
А тот, кто соединился с Господом, один дух с Ним.
Бегите от разврата!
Какой бы грех ни совершил человек, грех не касается тела.
Но развратник грешит против собственного тела!
Разве вам неизвестно, что ваше тело - храм,
в котором живет Святой Дух, полученный вами от Бога,
и вы не принадлежите себе?
Вас купили за большую цену. Так славьте Бога своими телами!*
(1Кор.6:12-20)
*********************************************
* В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется
перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm
HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/007/1756.htm#0
Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0
****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru
* * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm
Проект "Христианское просвещение"
НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ...
www.messia.ru/pomoch.htm#0
|