=ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*= ХРИСТОС ВОСКРЕС! * 19 мая 2008 г. ст.ст., воскресенье 6-е по Пасхе, "о слепорожденном" литургические чтения: Деян.16:16-34; Ин.9:1-38. апостольскому чтению был посвящен вчерашний выпуск: www.messia.ru/rasylka/008/2208.htm#0 > IX.1-7. Отрывок открывается исцелением слепорожденного (IX.1-7). > Слово "знамение" в этой связи (ср., однако, ст. 16) евангелист > не употребляет, но, как другие знамения, исцелением слепорожденного > выражается высшая духовная истина. Читателю это ясно с первых же > слов. На вопрос учеников: "...кто согрешил, он или родители его, > что слепым родился?" (ст. 2) {Грех самого слепца был бы совершен еще > во чреве матери. Раввинистические тексты допускают такую > возможность, предполагающую предсуществование душ. Но ее обсуждение > не входило в намерение ни самого Господа, ни Евангелиста, > воспроизводившего Его учение.} - Иисус отводит и ту, и другую > возможность. Человек родился слепым "для того, чтобы явлены были > дела Божии на нём" (ст. 3). Эта цель и сообщает чуду высший смысл > знамения. Но время для его совершения ограничено приближающимся > наступлением ночи: "Нам надо делать дела Пославшего Меня, доколе > есть день. Приходит ночь, когда никто не может делать" (ср. ст. 4). > Ожидание ночи связано с представлением о Христе как свете миру (ср. > VIII.12): Христос - свет миру, пока Он в мире (ст. 5). К деланию > в последние часы кончающегося дня привлекаются и ученики: лучшие > рукописи имеют в ст. 4 не: "Мне должно делать" (синодальный > перевод), а "Нам надо делать". > Следует описание чуда (ст. 6-7). Исцеление слепца имеет место после > того, как он, по слову Иисуса, помазавшего его глаза, умылся > в Силоамском водоеме. Нашего внимания требует толкование > имени Силоам, "что значит в переводе: Посланный" (ст. 7). После > повторного указания на посланничество Отцом Сына - "Посланный" > в форме страдательного причастия может относиться только ко Христу. > В этом толковании, рассказ об исцелении слепого снова ставит перед > нами тему о воде. Слепого исцелила не вода Силоамская, а Тот, > Кто велел ему умыться в этой воде. Как вода Овчей купели, так и вода > Силоама были связаны с жизнью иудеев под сенью Закона. Но Иисус > принес людям то, чего не мог дать Закон. Толкование имени > подтверждает эту мысль. Воде, в ветхозаветном смысле, Иисус полагает > конец и в Овчей купели, и в Силоамской. Это соображение относится > к воде Закона. Ей пришел конец. Она уступила место Тому, Кого послал > Бог. > IX.8-23. Но евангелист на этих наблюдениях не задерживается. > Построение гл. IX, начиная со ст. 8, представляет собою ряд диалогов > вокруг общей темы исцеления слепорожденного. Сначала (ст. 8-12) > соседи и знавшие его как нищего обмениваются мыслями между собой > и в конце концов спрашивают его, он ли этот нищий или кто другой. > Его ответ есть утверждение тождества, заключающее обстоятельный > рассказ о совершении чуда. > Тогда ведут его к фарисеям. Надо думать, как знатокам Закона. > Фарисеи видят в исцелении нарушение Закона. Исцеление > слепорожденного, как и исцеление больного у Овчей купели, > было совершено в субботу. Как было в свое время сказано, > раввинистическое толкование Закона допускало лечение в субботу > только тех болезней, которые грозили неотвратимой смертью. > Исцеленный повторяет и фарисеям свой рассказ об исцелении. > Среди фарисеев раздаются голоса против Иисуса: "Не от Бога этот > человек, потому что субботы не соблюдает" (ст. 16а). Но другие > отказываются признать Его грешником. Собрание раскалывается (ср. ст. > 16b). Снова привлеченный к ответу, исцеленный исповедует > свое исцеление пророком (ст. 17). Это окончательно подрывает доверие > иудеев к слепцу. Они обращаются к родителям исцеленного (ст. 18). > Те признают его своим сыном, родившимся слепым, но, принимая > во внимание его зрелый возраст (ст. 21, ср. ст. 23), отказываются > отвечать на вопрос, каким образом он прозрел (ст. 19-21). Евангелист > поясняет (ст. 22): "Это сказали родители его оттого, что боялись > иудеев, ибо иудеи уже согласились между собою: если кто исповедует > Его Христом, да будет отлучен от синагоги". > IX.24-34. Снова привлекается исцеленный. Куда? Не сказано; очевидно, > к тем же фарисеям, которые и дают свою оценку. В свете > раввинистических параллелей "Воздай славу Богу" (ст. 24) есть призыв > к подробному исповеданию. Но исцеленный становится открыто > на сторону своего исцелителя. Он отказывается признать Его грешником > и не хочет повторять, в который раз уже, рассказ о своем исцелении. > Он удивлен незнанием фарисеев, знатоков и ревнителей закона, > происхождения Иисуса: "А Он открыл мне глаза". Он знает зато, что > Бог слушает не грешников, а "того, кто боится Бога и волю Его > творит". "Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего". > На это исповедание фарисеи (ср. ст. 24 и 13 cл.) отвечают изгнанием > исцеленного. Размышление евангелиста в ст. 23 не позволяет читателю > Евангелия понять это изгнание иначе, как отлучение от синагоги. > IX.35-38. Но в ст. 35 Сам Иисус находит исцеленного и спрашивает > его, верит ли он в Сына Человеческого.{} С этим мессианским титулом > мы уже встречались начиная с беседы Господа с Нафанаилом. Мы видели, > что употребляется он и в Иоанновском, и в синоптическом предании > по преимуществу тогда, когда речь идет о Страстях Христовых и о Его > Славе. При этом не подлежит сомнению, что оба титула - "Сын Божий" > и "Сын Человеческий" - должны быть понимаемы как синонимы. > Это вытекает из таких мест, как Мф. XVI.27: Сын Человеческий > (буквально: Сын Человека, `о `ujос ту анfрwпу - родительный падеж!) > придет во Славе Отца Своего. Отец Сына Человеческого - не человек, > а Бог. Можно сказать, что Сын Человеческий есть Сын Божий, > восприявший человеческое естество. Титул "Сын Человеческий" богаче, > чем "Сын Божий". Это тот же Сын Божий, ставший человеком. > Призванный к исповеданию своей веры, исцеленный отвечает > недоумением. Но Господь ему открывается, и слепец исповедует > свою веру и воздает Ему поклонение. <...> В классическом <греческом > языке (в отличие от новогреческого) глагол проскuнew> выражал > религиозное поклонение. Такое значение он имеет и в устах > исцеленного слепца. Евангелист Иоанн понимает его поклонение > как поклонение Сыну Божию, восприявшему человеческое естество. > Это понимание ставит нас снова перед контрастом: с одной стороны - > закосневшие в своем неверии фарисеи, с другой стороны - Иисус, > Сын Человеческий, Его ученики (ст. 2, ср. VII.3) и присоединившийся > к ним слепец. Мы видели, что в контексте гл. IX изгнание слепца > фарисеями (ст. 34) нельзя понимать иначе, как отлучение его > от синагоги. Отлученный от синагоги, он примыкает к союзу Иисуса > и учеников. Хотя термин "Церковь" в Ин. и не употребляется, но > не может быть сомнения в том, что в их лице синагога > противополагается Церкви. Борьба Бога с диаволом в плане космическом > отвечает в плане человеческих отношений борьбе Церкви и синагоги. [ еп. Кассиан (Безобразов). ВОДОЮ И КРОВИЮ И ДУХОМ Толкование на Евангелие от Иоанна www.krotov.info/history/01/kern/page11.htm#02 ] + + + Дороти Л. Сэйерс: Слепота - не грех www.messia.ru/rasylka/007/1846.htm#0 (+ссылки!) Чтения этого дня в русских переводах, на ц.-славянском и др. и размышления над ними: www.bible-center.ru/biblereadings/20080601/orth?cont=rv_ru Этот день в календаре РПЦ: www.canto.ru/calendar/day.php?date=01-06-2008 # Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме. # Постараюсь ответить на вопросы... # -- Желаю всяческих успехов! редактор-составитель рассылки mailto:mjtap@ya.ru Александр Поляков, священник ICQ # 112678438 (запасной адрес: alrpol0@gmail.com) --------------------------------------------- *Иисус, проходя мимо, увидел человека, который был слеп от рождения. Ученики спросили Его: "Равви, почему он родился слепым? Кто согрешил: он сам или его родители?" Иисус ответил: "Не согрешил ни он, ни родители. Слепота его для того, чтобы благодаря ей стали явными дела Божьи. Пока длится день, мы должны исполнять / дела Того, кто послал Меня. Скоро ночь, / когда никто не сможет трудиться. Пока Я в мире, / Я - свет миру". ... Человека этого, который был раньше слепым, приводят к фарисеям. А день, в который Иисус это сделал, исцелив его от слепоты, был суббота. Фарисеи тоже стали спрашивать его, как он стал зрячим. Он ответил: "Он наложил мне на глаза слюну, смешанную с землей, я умылся и теперь вижу". Некоторые из фарисеев тогда заявили: "Этот человек не может быть от Бога, потому что Он не соблюдает субботу". Другие возражали: "Но разве грешный человек может совершать такие чудеса?" И между ними разгорелся спор. Слепого снова спрашивают: "Ты говоришь, что Он сделал тебя зрячим. Кто Он, по-твоему?" Тот ответил: "Пророк". Еврейские власти всё равно не верили, что человек был слепым и стал зрячим. Поэтому они позвали родителей прозревшего и спросили их: "Это ваш сын? Вы говорите, что он родился слепым. Как же он теперь видит?" Родители ответили: "Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым. А как он теперь видит и кто сделал его зрячим, этого мы не знаем. Спрос`ите его самого. Он взрослый, сам о себе скажет". Родители ответили так потому, что боялись еврейских властей, ведь те уже приняли решение отлучать от синагоги всякого, кто признает Иисуса Помазанником. Поэтому его родители и сказали: "Он уже взрослый, спросите его самого". И вот во второй раз позвали человека, который был слепым, и сказали ему: "Поклянись, что скажешь правду! Нам известно, что тот человек - грешник". Он ответил: "Грешник Он или нет, я не знаю. Знаю одно: я был слепым, а теперь вижу". Они снова спросили: "Что Он с тобою сделал? Как сделал тебя зрячим?" Он ответил: "Я вам уже говорил, а вы не слушали. Зачем вы хотите услышать это еще раз? Может, тоже хотите стать Его учениками?" Они закричали на него: "Это ты Его ученик! А мы ученики Моисея! Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог. А об этом человеке мы не знаем, откуда Он". Человек сказал в ответ: "Вот это и удивительно! Вы не знаете, откуда Он, а Он сделал меня зрячим. Но мы знаем, что Бог слушает не грешников, а только тех, кто чтит Его и исполняет Его волю. Испокон веку не слыхано, чтобы кто-нибудь сделал зрячим слепорожденного! Если бы Он был не от Бога, Он ничего не смог бы сделать!" Они закричали на него: "Ты весь родился в грехах, а еще учишь нас!" - и выгнали вон Иисус узнал о том, что его выгнали, и, найдя его, спросил: "Ты веришь в Сына человеческого?" Он ответил: "Господин мой, скажи мне, кто Он, и я в Него поверю". Иисус сказал: "Ты Его видел. Он тот, кто с тобой говорит". Он ответил: "Верю, Господь!" - и пал ниц перед Ним.* (Ин.9:1-5,13-38) * * * "Всякий, кто верит Него, не будет посрамлён". (1Пет.2:6;Рим.9:33;Ис.28:16) ********************************************* * В цитатах из Нового Завета в 'подвале' выпусков обычно используется перевод В.Н.Кузнецовой www.messia.ru/biblia/nz/kuzn/index.htm HTML-версия в архиве -> www.messia.ru/rasylka/008/2209.htm#0 Архив рассылки + подписка -> www.messia.ru/rasylka/#0 ****************** Сайт "Христианское просвещение" -> www.messia.ru * * * Форум /гостевая книга сайта: www.messia.ru/razd/forum.htm Проект "Христианское просвещение" НУЖДАЕТСЯ В ЖЕРТВОВАТЕЛЯХ/СПОНСОРАХ... www.messia.ru/pomoch.htm#0 |
|||||
|